Характеристика коммуникативных умений у школьника — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Характеристика коммуникативных умений у школьника

2020-04-01 172
Характеристика коммуникативных умений у школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Понятия «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуются по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д Ушинским, Н.М Соколовым, В.И Чернышевым, которые считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, для этого необходимы реальные прикладные знания; они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке.

Коммуникативные умения - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

По мнению Р.С. Немова необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты - это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения[11]. Для продуктивного общения с другими людьми А.А Бодалев предполагает необходимость обладания личностью определенной психологической культурой, основные положения которой сводит к трем элементам

) умению разбираться в других людях и верно оценивать их психологию;

) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние

) выбирать по отношению к собеседникам такой способ обращения, который отвечал бы их индивидуальным особенностям. [5]

Наблюдения ученых, педагогическая практика показывают, что все три названных элемента существуют в теснейшей связи. Характер расшифровки человеком личностной сути других людей обычно сказывается на особенностях эмоционального отклика, который они у него к себе вызывают и на тех способах поведения, которые он по отношению к этим людям избирает. В свою очередь, отношение, которое человек сумел вызвать к себе со стороны окружающих, накладывает отпечаток на то, как трактуют его внутренний облик другие люди, и кокой стиль поведения они избирают, общаясь с ним.

Организовать свои взаимоотношения с людьми не так просто, не у всех это получается. Нередко говорят, что общение-это искусство, которому нужно учиться. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица.

Важную роль в процессе общения играет речь. Она должна быть нетороплива, образна, убедительна. Всякое высказывание должно содержать в себе вполне понятную мысль. Наиболее часто встречаются четыре недостатка речи по ее форме:

чрезмерная торопливость (собеседник просто не успевает улавливать смысл такой речи)

неправильно построение фраз

обилие лишних слов (засорение речи)

наличие жаргонных слов и выражений

М.В Белянина предлагает такую классификацию коммуникативных умений:

) вербальные коммуникативные умения - умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувствах;

) невербальные умения - умения владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т.д.

Л.А Аухадеева, рассматривая коммуникативную деятельность, предположила, что каждой из сторон коммуникативной деятельности соответствует владение блоком определенных умений. Под коммуникативными умениями и автор понимает не только обмен информацией, а все умения, необходимые в общении. Коммуникативные умения включают в себя три взаимосвязанные группы:

) социально-психологические - умения строить взаимоотношения в деятельности и общении. Основное назначение этой группы - выработка стратегии и построение плана действия, ориентированного на психолого-педагогическое воздействие на коллектив и его членов целью достижения стоящих перед ним задач;

) коммуникативно-организаторские (оперативные) осуществляют последовательность выполнения этапов управленческого цикла планирование, инструктирование и контроль:

) интегрированные коммуникативные умения позволяют ориентироваться в ситуации

общения, управлять своим поведением, слушать и понимать партнера. [4]

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и форма.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.