Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина

2020-04-01 134
Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Политическим правами на территории Российской Федерации в полной мере наделены только лица, обладающие гражданством РФ. Основные политические права начинают действовать в полной мере после достижения гражданином совершеннолетия.

Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется следующими конституционными положениями:

· носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;

· народ реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через своих представителей.

Политические права и свободы создают необходимые условия для закрепления связей между гражданином и государством.

К числу основных прав и свобод, закрепленных в Конституции, относятся:

право на свободу мысли, ст.29 п.1

право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст.29 п.3

право получать и распространять информацию, ст.29 п.4

право печати и информации, ст.29 п.5

право на объединения, ст.30 п.1

право беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывания в нем, ст.31п.2

право на мирные собрания, ст.31 п.1

право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст.32 п.1

право избирать и быть избранными и др., ст.32 п.2

право равного доступа к государственной службе, ст.32п.4

право участвовать в отправлении правосудия, ст.32 п.5

право обращения, ст.33 п.1

Основными формами непосредственного участия граждан в политической жизни общества являются референдумы и участие в выборах.

Как показывает практика прокурорского надзора процесс реализации политических прав и свобод сопровождается большим количеством различных правонарушений. Одной из причин этого является низкий уровень политической и правовой грамотности, как среди граждан, так и среди должностных лиц. Привыкшие к коррупции поразившей нашу политическую систему в переходный период развития чиновники, часто просто не хотят действовать по закону. В этой связи одной из целей прокурорского надзора за соблюдение политических прав граждан является приведение политических процессов в обществе в правовое русло.

Задачи прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства сформулированы в указании Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации" от 08 09 2011 № 287/7.

В период избирательных компаний вышестоящими прокурорами создаются рабочие группы для руководства деятельностью подчиненных прокуратур и осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами с целью обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение законов о выборах на всех стадиях избирательного процесса. Надзор одинаково важен и во время подготовки, проведения избирательных компаний, так и при подведении их итогов, с тем, чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным причинам.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации предписывается "не допускать неоправданного вмешательства в избирательный процесс и подмены функций избирательных комиссий"

Анализ надзорной практики позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными нарушениями при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются следующие:

· издание нормативных актов, противоречащих федеральным законам;

· ограничение избирательных прав отдельных категорий граждан (требование длительного постоянного проживания на данной территории, лишение избирательного права временно покинувших место постоянного жительства);

· введение дополнительных условий для регистрации кандидатов в депутаты (знание языка коренного населения, внесение залога и т.д.);

· ограничение прав общественных объединений на участие в избирательном процессе;

· превышение средней нормы представительства избирателей на один избирательный орган, установленной ст.9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации";

· злоупотребления должностных лиц, состоящих на государственной или муниципальной службе, зарегистрированных в качестве кандидатов, при проведении агитации в свою пользу

Самыми распространенными правонарушениями совершаемыми в ходе избирательных компаний по выборам депутатов Государственной Думы являются:

· подлог подписных листов при выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты;

· незаконный отказ в регистрации в депутаты (снижение по надуманным основаниям количества подписей в поддержку кандидата, необходимого для регистрации и др.);

· необоснованный отказ в приеме документов на регистрацию кандидата в депутаты;

· нарушение права на предвыборную агитацию (особенно часто это связано с игнорированием запрета на агитацию в день, предшествующий дню выборов);

· отступления от требований законодательства по проведению голосования и подведению его итогов.

В процессе выборов Президента РФ чаще всего совершаются следующие нарушения политических прав и свобод человека:

· сбор подписей в поддержку кандидата должностными лицами администраций вместо предписываемого законом права на сбор подписей уполномоченными представителями избирательных объединений (блоков, инициативных групп), имеющих соответствующие регистрационные свидетельства;

· создание руководителями органов исполнительной власти штабов, советов содействия избранию отдельных кандидатов, обеспечения таким способом ведущего положения в избирательных компаниях с использованием находящихся в их ведении средств массовой информации и др.

Приоритетными задачами в области прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются:

надзор за соответствием издаваемых избирательными комиссиями актов федеральным законам;

надзор за законностью деятельности избирательных комиссий.

В последнее время все большую актуальность приобретает надзор за деятельностью общественных объединений. Это связано с увеличением их влияния на различные политические и социально - экономические преобразования и реформы.

Согласно статье 38 ФЗ №82 от 19.05.1995 "Об общественных объединениях" в редакции 10.01.2006 № 18 ФЗ "прокуратура осуществляет надзор за соблюдением общественными объединениями законов" Контроль за соответствием деятельности объединения его уставным целям, возложен на органы принимающие решения о государственной регистрации общественных объединений. Государственная регистрация не является обязательной, кроме случаев приобретения общественным объединением прав юридического лица.

Наряду с общественными объединениями в Российской Федерации существуют политические партии - особые общественные организации (объединения), непосредственно ставящие перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Порядок создания и деятельности политических партий регулируется ФЗ № 95 от 11.07.2001 "О политических партиях"

Анализ надзорной практики позволяет отнести к числу самых распространенных нарушений политических прав и свобод граждан следующие правонарушения

· принуждение граждан к вступлению в политические партии;

· нарушение установленного порядка регистрации учредительных документов политических партий, общественных движений;

· создание региональных отделений политических партий не по территориальному принципу, как того требует закон, а по производственному, выразившееся в попытках организации парт ячеек на предприятиях;

· не основанное на законе вмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений;

· создание вооруженных формирований;

· пропаганда идеи о насильственном изменении конституционного строя;

· пропаганда шовинистских идей.

Обнаружение в ходе проверок подобных нарушений, дает прокурорам основание ставить перед уполномоченными органами вопрос о прекращении деятельности политической партии.

Еще одним политическим правом, подвергающимся большому количеству нарушений - свобода проведения собраний, митингов, уличных шествий.

Самыми распространенными нарушениями законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных акций граждан являются их стихийный характер, и несоблюдение требований о предварительном уведомлении.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.