История развития прокурорского надзора в России — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития прокурорского надзора в России

2020-04-01 188
История развития прокурорского надзора в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

1.1 История развития прокурорского надзора в России

1.2 Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

1.3 Полномочия прокурора

1.4 Основные меры прокурорского реагирования

2. Направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан

2.2 Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина

2.3 Прокурорский надзор за соблюдением социально экономических прав и свобод человека и гражданина

2.4 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников


Введение

 

За последние два десятилетия в нашей стране произошли коренные реформы государственного устройства связанные с построением правового государства. Эти реформы затронули все важнейшие области жизни и привели к созданию принципиально новой для нашей страны правовой системы. Уже принято и на сегодняшний день продолжает создаваться множество законов приведенных в соответствие с нормами международного права.

Всеобщая Декларация прав человека, провозглашенная в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В соответствии с этим положением, в нашей стране права человека и гражданина признаны высшей ценностью. Их охрана является приоритетным направлением деятельности государственных органов.

Постоянные нарушения прав и свобод человека гражданина создало необходимость тщательного надзора за их исполнением со стороны государства. Эта обязанность возложена на органы прокуратуры, основной функцией которых издревле является именно надзор. Негосударственные правозащитные организации оказывают неоценимую помощь сотрудникам прокуратуры

И в Конституции Российской Федерации и в Федеральном Законе "О прокуратуре" правам и свободам человека и гражданина посвящены отдельные главы. Это подчеркивает особую значимость соблюдения прав и свобод человека и гражданина для государства.

В силу особой важности прав человека и гражданина надзор за их соблюдением составляет отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Специфика данной области надзора, а так же ее сходства и различия со смежной областью надзора за соблюдением законов подробно рассмотрены в работе.

Каждый из граждан нашей страны не раз сталкивался с нарушением своих законных прав и свобод. Согласно статистике количество сообщений о нарушениях прав и свобод, поступающих в органы прокуратуры, ежегодно возрастает. Данный факт свидетельствует об актуальности темы, выбранной для выпускной квалификационной работы.

Защита прав и свобод человека, так или иначе, затрагивает все отрасли прокурорского надзора. Она включает в себя надзор за соблюдением прав и свобод граждан в таких важнейших областях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение граждан и т.д.

Целью данной работы является исследование состояния прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития отечественного права.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

изучение сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, значение данной отрасли надзора и ее место в системе отраслей прокурорского надзора;

анализ полномочий прокурора в данной области надзора;

описание правовой специфики данного направления прокурорского надзора;

рассмотрение основных направлений прокурорского надзора в указанной сфере;

Выявление пробелов в российском законодательстве связанных с надзором за соблюдением прав человека и гражданина.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

прокурорский надзор право гражданин

Предмет исследования - конституционно-правовая природа, основные принципы и тенденции защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в Российской Федерации.

При написании работы использовались следующие методы:

систематизация изученной информации;

исследование;

анализ;

синтез.

В работе использованы материалы электронных справочных систем "Гарант" и "Консультант-Плюс". Материал изложен на основе анализа действующих правовых документов по данной теме. В работе использована литература, на основе которой составлен курс по дисциплине "Прокурорский надзор" для студентов Современной Гуманитарной Академии.


1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

 

Полномочия прокурора

 

В соответствии со статьей 27 Закона при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Закона.

Если возникают основания предполагать что нарушение прав и свобод человека и гражданина содержит в себе признаки преступления, прокурор обязан принять меры к тому чтобы лица его совершившие были подвернуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в органы или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Специфическим для данной отрасли прокурорского надзора является право прокурора рассматривать жалобы, заявления, обращения граждан и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Именно они являются основанием для принятия решения о необходимости применения в каждом конкретном случае мер прокурорского реагирования. Заявителями в большинстве случаев выступают непосредственно граждане права, которых нарушены, либо различные юридические лица, государственные органы. При изучении сообщений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина прокурор уясняет для себя суть поступившего обращения, составляет мнение о характере реагирования на него. Если заявление не содержит в себе достаточно данных для принятия решения или изложенные в нем факты и доказательства вызывают какие либо сомнения прокурор проводит прокурорскую проверку.

Для проведения проверки необходимы повод и основание. Поводом являются поступившие в прокуратуру сообщения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Основанием же служит наличие в поступившей к прокурору информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина. В ходе проверки, как правило, устанавливаются следующие обстоятельства:

имело ли место нарушение прав и свобод человека и гражданина;

в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;

какие правовые нормы при этом были нарушены;

каким органом, организацией и конкретно кем из руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

какие обстоятельства способствовали нарушению.

При рассмотрении обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор обязан разъяснить потерпевшим порядок защиты их прав и свобод. Необходимость в этом возникает преимущественно в случаях:

когда требуется личное обращение пострадавшего за защитой своих нарушенных прав и свобод в компетентный орган;

когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к необоснованному увеличению сроков принятия решения по рассматриваемому вопросу.

При даче разъяснений потерпевшим прокурор обязан указать конкретный государственный орган правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлен всеобщий порядок судебной защиты нарушенных прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Наряду с вышеуказанными средствами сохраняются и альтернативные способы защиты нарушенных прав, о чем также сообщается заявителю. Помимо этого, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.

При разъяснении гражданам их законных прав прокурор не должен подменять органы в чьи прямые обязанности входит оказание юридической помощи населению. Анализ федерального закона "О прокуратуре" позволяет сделать вывод, что круг лиц, которым прокурор разъясняет порядок защиты прав и свобод, ограничивается только пострадавшими, то есть теми, кому непосредственно причинен вред нарушением их прав и свобод. Составление жалоб в различные инстанции, исковых заявлений и каких либо иных правовых документов от лица пострадавших граждан в обязанности прокурора не входит. Исключением из этого правила является случай когда "гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд". В подобной ситуации Гражданско-Процессуальный Кодекс предоставляет прокурору возможность обратиться в суд с исковым заявлением, направленным на защиту и восстановление прав и свобод указанного гражданина. Конкретизируя это положение, ч.3 ст.131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих прав. Некоторые правоведы отмечают, что "отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, приводит к необоснованным отказам в принятии заявления, т.к. право оценки уважительности причин, принадлежит суду"

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Помимо рассмотрения жалоб, заявлений и обращений граждан и проведения проверок закон вменяет прокурору в обязанность вести активную работу по предупреждению и пресечению возможных нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Если в процессе проверок выявляются случаи, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина принимает наиболее общественно-опасные - преступные формы, к нарушителям должны применяться меры уголовно-правового воздействия. В настоящее время преступные нарушения прав личности получили массовое распространение. Этот факт подтверждает актуальность вышеуказанного требования о необходимости уголовного преследования тех нарушителей прав граждан, в чьих действиях усматриваются признаки совершения преступления. Для успешной борьбы с преступными нарушениями законных прав и свобод граждан необходима грамотная и своевременная оценка прокурором общественной опасности совершенных правонарушений. Особое внимание при изучении поступивших материалов следует обратить на выявление преступных нарушений прав человека и гражданина в действиях должностных лиц, органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий. Наиболее распространенными в наше время согласно статистике являются сообщения о совершении должностными лицами нарушений имущественных, жилищных, трудовых, экологических прав граждан. Если при изучении и проверки подобных сообщений усматриваются обстоятельства, являющиеся достаточным основанием для возбуждения уголовного дела, оно должно незамедлительно возбуждаться.

Как уже было отмечено выше, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, прокурор обязан принять меры к тому, чтобы лица, подозреваемые в совершении преступного нарушения прав и свобод человека и гражданина подверглись уголовному преследованию. Для достижения этой цели прокурору на момент принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо располагать максимально полной информацией о конкретных случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также о лицах их совершивших или допустивших их совершение. При этом в обязанности прокурора не входит обеспечение сбора всех данных характеризующих состав преступления. Если бы это было так, то прокурор, в какой - то мере выполнял бы работу лиц, ответственных за проведение предварительного расследования и досудебного следствия что отрицательно сказывалось бы на результатах работы соответствующих правоохранительных органов. Материалы прокурорских проверок должны лишь создавать необходимые предпосылки для обеспечения оптимальной направленности хода расследования преступления, а ни в коем случае не заменять его. Прокурору надлежит установить действенный надзор за законностью процессуальных решений следователя по делу с тем, чтобы исключить возможность его незаконного или необоснованного прекращения. Очень важное значение для реализации функции уголовного преследования, вынесения обоснованного и законного приговора по делу имеет участие прокурора в рассмотрении дела судом.

При рассмотрении нарушений носящих характер административного правонарушения прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Согласно Кодексу об Административных Правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) поводами для возбуждения дела об административных правонарушениях являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи;

подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Помимо возможности возбуждения производства об административном правонарушении, прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина наделен правом передачи сообщения о правонарушении, материалов проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Решение возбудить производство об административном правонарушении или передать материалы полномочным органам принимается исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. При этом во внимание должна приниматься возможность оперативного рассмотрения сообщений и материалов органами, которым принадлежит право принятия решения по делам об административных правонарушениях.

Сообщения и материалы проверок передаются прокурором в соответствующие правоохранительные органы незамедлительно: сообщение передается в день его поступления, а материалы проверок - сразу же после их завершения.

 

Заключение

 

В настоящее время защита прав человека и гражданина является одной из приоритетных задач как международного, так и отечественного права. Все люди равны перед законом и принадлежащие им права и свободы охраняются государством.

Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в ее Конституции и подлежат охране со стороны государства.

Согласно статистике большинство нарушений прав и свобод граждан совершается должностными лицами обычных уровней. С учетом этого на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выделение законодателем указанного вида надзора в отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора подчеркивает значимость контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и актуальность исследовательских работ по данной теме.

Для достижения целей прокурорского надзора определенных указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокурор наделен широкими полномочиями. Подробно эти полномочия рассматриваются в Федеральном Законе "О прокуратуре" Надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этом законе посвящена отдельная глава, что подчеркивает важность данного направления прокурорского надзора.

Специфической для данной отрасли надзора является обязанность прокурора проводить прием граждан и осуществлять работу по их обращениям. Сообщения о правонарушениях являются непосредственным поводом для проведения проверок. На основе всестороннего изучения и проверки изложенной в заявлении информации принимается решение о принятии необходимых при сложившихся обстоятельствах мерах прокурорского реагирования.

что количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушенных правах и свободах ежегодно возрастает. Это свидетельствует о повышении доверия граждан к органом прокуратуры, о том что граждане знают свои права и хотят законными способами бороться за их исполнение. С другой стороны рост обращений граждан означает рост правонарушений, что указывает на необходимость улучшения работы правоохранительных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Во время прохождения мной преддипломной практики в прокуратуре Советского района города Нижнего Новгорода на рассмотрении прокурора находилось более четырехсот сообщений граждан о нарушении их законных прав и свобод. Большинство нарушений затрагивали сферу экологического, жилищного и трудового законодательства, а так же социального обеспечения. Следует отметить, что многие из указанных нарушений, могли и должны были быть устранены сотрудниками соответствующих органов самостоятельно. Однако безответственное отношение должностных лиц к своим обязанностям, отказ выполнять свои законные обязанности по устранению нарушений повлек за собой необходимость вмешательства прокуратуры.

Несколько лет назад прокуроры были лишены права возбуждать уголовные дела. В настоящее время этим правом наделены сотрудники органов следствия и дознания. Прокурор согласно Уголовно-процессуальному Кодексу может лишь "давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения" Однако материалы изученные в ходе данной работы и опыт полученный при похождении ознакомительной, производственной и преддипломной практик позволяют автору сделать вывод, что целесообразнее расширить полномочия прокуратуры. В частности было бы полезным вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе. Еще одной необходимой мерой на мой взгляд является существенное увеличение штрафа за неисполнение требований прокурора. Причем штраф следует взимать и со всей организации в целом и с конкретного должностного лица совершившего правонарушение. Такие меры могут привести к более ответственному подходу должностных лиц к своим обязанностям.

По результатом исследования были сделаны следующие выводы:

.   Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушениях прав и свобод за последние годы возросло.

2. Прокуроров в оде реформ лишили некоторых важных полномочий в сфере уголовного процесса (право возбуждать уголовные дела). Это снижает эффективность борьбы с правонарушениями

Для решения этой проблемы на мой взгляд необходимо принять следующие меры:

.   Вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе;

2. Увеличить штрафы за неисполнение требований прокурора.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в одном из интервью отметил, что "сильное государство должно иметь сильную прокуратуру". Проведенное исследование позволяет утверждать, что для этого необходима дальнейшие теоретические исследования в области надзора за соблюдением прав человека и гражданина с целью разработки новых законов, их принятия и применения на практике.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие

Определение

1 Акт прокурорского надзора

формально определенный документ, содержащий требование о недопущении нарушений закона или о восстановлении законности

2 Должностное лицо

лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления

3 Жалоба

просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

4 Заявление

просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

5 Обращение

изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица

6 Опротестование незаконных правовых актов

средство реагирования на нарушение закона, в котором прокурор указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов

7 Полномочия прокурора

право прокурора создавать, изменять и прекращать правоотношения по поводу соблюдения и применения права

8 Постановление прокурора

решение прокурора о применении к правонарушителю предусмотренной законом процедуры установления его причастности к совершению конкретного противоправного деяния, а также поручение компетентному органу о его безусловном исполнении

9 Предмет прокурорского надзора

законодательно установленный порядок соблюдения и исполнения нормативных предписаний объектами прокурорского надзора

10 Предостережение

письменное обращение прокурора или его заместителя к должностному лицу, содержащее требование о недопустимости (прекращении) совершения подготавливаемого противоправного деяния и разъяснение его правовых последствий

11 Представление прокурора

акт прокурорского реагирования, содержащий требование об устранении нарушений закона, а также способствовавших этому причин и условий, вносимый в орган или должностному лицу, полномочный устранить выявленные нарушения и подлежащий безотлагательному рассмотрению

12 Прокуратура РФ

единая федеральная централизованная система органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

13 Прокурор

должностное лицо органов прокуратуры, занимающее должность прокурора-руководителя в территориальных, специализированных или военных прокуратурах

14 Прокурорский надзор регламентированная законом деятельность прокуратуры, направленная на выявление нарушений нормативных правовых актов не подчиненными ей участниками право-отношений и принятие мер по их устранению  
15 Средства прокурорского реагирования

предусмотренные законом и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц

16 Фискалы

чиновники, наблюдавшие за законностью действий учреждений и лиц в области финансовой и судебной


Содержание

Введение

1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

1.1 История развития прокурорского надзора в России

1.2 Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

1.3 Полномочия прокурора

1.4 Основные меры прокурорского реагирования

2. Направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан

2.2 Прокурорский надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина

2.3 Прокурорский надзор за соблюдением социально экономических прав и свобод человека и гражданина

2.4 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников


Введение

 

За последние два десятилетия в нашей стране произошли коренные реформы государственного устройства связанные с построением правового государства. Эти реформы затронули все важнейшие области жизни и привели к созданию принципиально новой для нашей страны правовой системы. Уже принято и на сегодняшний день продолжает создаваться множество законов приведенных в соответствие с нормами международного права.

Всеобщая Декларация прав человека, провозглашенная в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН, устанавливает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В соответствии с этим положением, в нашей стране права человека и гражданина признаны высшей ценностью. Их охрана является приоритетным направлением деятельности государственных органов.

Постоянные нарушения прав и свобод человека гражданина создало необходимость тщательного надзора за их исполнением со стороны государства. Эта обязанность возложена на органы прокуратуры, основной функцией которых издревле является именно надзор. Негосударственные правозащитные организации оказывают неоценимую помощь сотрудникам прокуратуры

И в Конституции Российской Федерации и в Федеральном Законе "О прокуратуре" правам и свободам человека и гражданина посвящены отдельные главы. Это подчеркивает особую значимость соблюдения прав и свобод человека и гражданина для государства.

В силу особой важности прав человека и гражданина надзор за их соблюдением составляет отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Специфика данной области надзора, а так же ее сходства и различия со смежной областью надзора за соблюдением законов подробно рассмотрены в работе.

Каждый из граждан нашей страны не раз сталкивался с нарушением своих законных прав и свобод. Согласно статистике количество сообщений о нарушениях прав и свобод, поступающих в органы прокуратуры, ежегодно возрастает. Данный факт свидетельствует об актуальности темы, выбранной для выпускной квалификационной работы.

Защита прав и свобод человека, так или иначе, затрагивает все отрасли прокурорского надзора. Она включает в себя надзор за соблюдением прав и свобод граждан в таких важнейших областях как образование, здравоохранение, социальное обеспечение граждан и т.д.

Целью данной работы является исследование состояния прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития отечественного права.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

изучение сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, значение данной отрасли надзора и ее место в системе отраслей прокурорского надзора;

анализ полномочий прокурора в данной области надзора;

описание правовой специфики данного направления прокурорского надзора;

рассмотрение основных направлений прокурорского надзора в указанной сфере;

Выявление пробелов в российском законодательстве связанных с надзором за соблюдением прав человека и гражданина.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

прокурорский надзор право гражданин

Предмет исследования - конституционно-правовая природа, основные принципы и тенденции защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в Российской Федерации.

При написании работы использовались следующие методы:

систематизация изученной информации;

исследование;

анализ;

синтез.

В работе использованы материалы электронных справочных систем "Гарант" и "Консультант-Плюс". Материал изложен на основе анализа действующих правовых документов по данной теме. В работе использована литература, на основе которой составлен курс по дисциплине "Прокурорский надзор" для студентов Современной Гуманитарной Академии.


1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

 

История развития прокурорского надзора в России

 

Прокурорский надзор в России имеет богатую трехсотлетнюю историю. Анализ развития в нашей стране данного правового института показывает, что несмотря на заимствования некоторых черт у аналогичных зарубежных органов (немецкие фискалы) российская прокуратура является уникальным государственно правовым институтом.

Днем рождения прокуратуры в России принято считать 12 января 1722 года. Именно тогда император Петр Первый издал указ в котором говорилось, что надлежит учредить при Сенате пост Генерал-Прокурора и Обер-Прокурора, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору. Ему же подчинялись и фискалы - чиновники, наблюдавшие за законностью действий учреждений и лиц в области финансовой и судебной. Далее в указе устанавливались основные обязанности и права Генерал - прокурора. Главной целью создания нового государственного органа при Сенате был контроль за воплощением в жизнь реформ и преобразований Петра, несмотря на сопротивление местных властей. Генерал-прокурор наделялся полномочиями надзора за деятельностью Сената и других органов государственного аппарата. Позднее добавилась и развилась функция надзора за судами. Первым Генерал-прокурором 18 января 1722 года был назначен Павел Иванович Ягужинский.

Таким образом, главной функцией прокуратуры изначально был именно надзор. Прокурор надзирал за тем, чтобы Сенат добросовестно и по справедливости рассматривал дела, относящиеся к его компетенции и действовал в строгом соответствии с законом. Наделялся он и возможностью предлагать Сенату свои решения по вопросам неурегулированным правом. Прокурор также вел наблюдение за делами казны, осуществлял контроль за содержанием арестантов под стражей.

Вместе с тем необходимо отметить, что до реформы 1864 прокуратура осуществляла преимущественно чисто административный надзор, а судебная, исковая и другие важнейшие функции либо вовсе не существовали, либо очень слабо выполнялись на практик


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.