Особенности развития графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности развития графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения.

2020-04-01 200
Особенности развития графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Липатникова Е.В.

Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных практических заданий, имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки.

Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализация взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют практические действия, в том числе и графические задания и насколько эти действия и умения качественны. В результате у таких детей наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении практических действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки.

При несформированности графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения встречаются проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе. К этим проблемам можно отнести:

- неточность представлений о симметрии и асимметрии;

- нечёткая ориентация на листе (вверх — вниз, вправо — влево, диагональное направление, центр и края листа), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе;

- неразвитые способности к конструированию на плоскости ведут за собой непонимание конструктивного построения букв из немногих элементов, а затем это выливается в трудности восприятия состава слова, предложения, текста в целом;

- слабое чувство вертикали и горизонтали ведёт к сползанию текстовой строки вниз или поднятию её вверх, к разному наклону букв;

- неразвитое чувство масштабности приводит к разности размера букв при письме, к неумению варьировать размер шрифта, создавать шрифтовую композицию с выделением главного в тексте, что затрудняет формирование эстетики шрифтовых композиций на листе;

- регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти руки, слишком зажатая рука или расслабленная в равной степени приводят к быстрой утомляемости ребёнка, к излишнему напряжению в работе, к притуплению внимания, а также сказывается на качестве выполнения работы;

- отсутствие чувства формата листа и трудности при смене формата листа (это говорит о слабой гибкости мыслительных процессов, что характерно и для детей с нарушением зрения);

- трудности в работе со словесной информацией в условиях зрительной депривации ведут к искажению представлений об окружающем мире, что в свою очередь, сказывается на качестве выполнения детьми с нарушением зрительной функции графических работ.

Анализируя выше перечисленные трудности, встречающиеся у детей с патологией органа зрения, можно сделать вывод, что большинству дошкольников с нарушением зрения присущи отклонения в координации движений, темпа и ритма действий, что сказывается на формировании графо-моторных навыков и умений.

Усвоение графического навыка, навыка письма является для ребенка сложным и длительным процессом. А для ребенка со зрительной патологией этот процесс требует гораздо более значительного напряжения и более значительных затрат усилий.

Дети с нарушением зрения также испытывают значительные трудности при произвольном управлении движениями пишущей руки. По причине дефекта зрения не могут зрительно контролировать направление и скорость этих движений, умело сохранять длительность, слитность, правильность движений пишущей руки.

Овладение графическим навыком — длительный и трудоёмкий процесс, который детям с нарушением зрения даётся не легко. Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Кроме того, успешность работы по формированию графо-моторного навыка у детей с нарушением зрения зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии специалистов, работающих в стенах дошкольного учреждения и семьи.

Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев...» - говорил В.А. Сухомлинский.

Графический навык у ребёнка надо начинать формировать уже в 3-4 года. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности психических процессов - внимания, зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений.

Необходимо в процессе коррекционной работы приложить все усилия для того, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Также необходимо позаботиться об успешной деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, словам, книгам.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки ребёнка к письму. Слабую руку ребёнка - дошкольника надо развивать.

Имеющиеся особенности в развитии у детей с нарушением зрения зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения на начальном этапе развития графо-моторных навыков приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества практических действий у детей с нарушением зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании на занятиях.

Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же, при зрительной патологии, становится коррекционным средством развития образа предмета. Так, например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых — обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идёт активная подготовка руки ребёнка к обучению письму в школе. Упражнение на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура.

В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестетического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании графо-моторных навыков.

Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствует регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам у детей с нарушением зрения приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование способов и приёмов автоматизации движений руки при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.

Таким образом, применение трафаретов на занятиях в детском саду способствует решению основной задачи - развитию у детей графо-моторных навыков.

После того, как у ребёнка достаточно хорошо развита мелкая моторика, можно начинать работу по развитию и выработке графических навыков при подготовке к школьному обучению. Для развития графических навыков у детей с нарушением зрения широко используются «Тетради комфортного письма» с оптимально выбранной разлиновкой и цветовым полем. Начинать эту работу лучше в старшей группе со второй половины учебного года. При работе по развитию графо-моторных навыков необходимы хорошая освещённость рабочего места, расстояние от глаз до тетради — не менее тридцати трёх сантиметров. Особое значение имеет контроль за правильной осанкой ребёнка.

Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе, является знакомство с тетрадью в клетку. Это особенно актуально в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как часто из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. Поэтому, необходимо в занятия включать задания, направленные на то, чтобы дети поняли, как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам.

Система работы в тетрадях в клетку включает следующие разделы:

- знакомство с тетрадью (детей знакомят с обложкой, листами, страницами);

- знакомство со страницей (на начальном этапе детям можно предложить сделать из цветных квадратов коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат. Так дети усвоят, как получается клетка в тетради, и что все клетки в тетради - это квадратики);

- выполнение постепенно усложняющихся упражнений.

Работа над формированием графических навыков состоит из следующих этапов:

I. Обучение ориентации на листе при помощи осей координат и вспомогательных линий.

II. Развитие навыков владения линейной графикой. На этом этапе детей учат изображать различные виды линий:

1. Прямые вертикальные, параллельные линии, проведённые сверху - вниз и снизу - вверх.

2. Прямые горизонтальные, параллельные линии, проведённые слева - направо и справа - налево.

3. Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий.

4. Наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии.

5. Кривые дугообразные линии.

6. Волнообразные линии.

7. Петлеобразные и спиралевидные линии.

8. Композиции с комбинированными линиями.

9. Рисование изображений на основе геометрических фигур.

10. Рисование концентрических овалов, кругов и окружностей со сдвинутым центром.

11. Рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

12. Рисование с использованием осей координат и прицельных сходящихся и расходящихся линий.

13. Пиктографические композиции с разнообразными линиями. Символы и знаки.

14. Композиции с элементами печатных букв. Начертание печатных букв в сочетании с линейно графическими композициями.

 

 


III РАЗДЕЛ.

ОХРАНА ЗРЕНИЯ.

(приложения)


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.