Глава I . Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава I . Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку

2020-04-01 204
Глава I . Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку

Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения

Сущность индивидуализации и дифференциации процесса обучения в современной общеобразовательной школе

Выводы по главе первой

Глава II. Методика обучения иностранному языку в аспекте индивидуализации и дифференциации.

Технология индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы

Типология индивидуализированных упражнений в технологиях обучения английскому языку на среднем этапе общеобразовательной школы

Экспериментальная проверка эффективности индивидуализированных заданий в обучении английскому языку учащихся 7 класса.

Выводы по главе второй

Заключение

Литература


Введение

 

Актуальность темы исследования. Обучение иностранному языку имеет личностно-ориентированную направленность. Осуществление этого принципа означает учет реальных коммуникативно-деятельных потребностей учащегося [8]. В этой связи улучшение практического владения учащимися языковыми знаниями, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности во многом зависит от грамматически правильной оформленности высказываний. А грамматически правильная речь обусловлена тем, что говорящий владеет особого рода навыками - автоматизированными компонентами речевой деятельности [14]. Достижение такого уровня говорения на иностранном языке (ИЯ) зависит от наличия адекватной системы преодоления основных трудностей в овладении учащимися грамматическим строем изучаемого неродного языка на основе учета принципов индивидуализации и дифференциации в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как сегодня школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь этого, класс лучше разделить на группы (сильные, средние, слабые) с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Дифференцированный подход к обучению дает положительные результаты:

уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, что в 1-й класс поступают более 50% детей с отклонениями от нормы в психологическом развитии);

решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение» [41].

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан на сегодня теоретически, но многие практические вопросы остаются открытыми, нерешенными, а именно:

как организовать индивидуальные особенности учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

как организовать при этом постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

исходя из каких критериев отбирать учебный материал для группы и как предъявлять его (при условии, когда в учебнике дифференцированных заданий нет).

Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью практических вопросов организации процесса обучения иноязычной речи в условиях многоязычной дагестанской общеобразовательной школы с учетом индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых.

Это и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования, а именно: «Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7-м классе средней общеобразовательной школы».

Объектом исследования является процесс формирования иноязычных речевых навыков с учетом индивидуализации и дифференциации личностных качеств (свойств) обучаемых.

Предметом исследования является технология дифференциации и индивидуализации как эффективное средство обучения иностранному языку на личностно-ориентированной основе.

Целью работы является теоретическая и практическая разработка вопросов индивидуализации и дифференциации в обучении иностранному (английскому) языку в условиях общеобразовательной школы, разработка адекватной системы упражнений и создание на этой основе соответствующих рекомендаций для учителя дагестанской многоязычной школы в ракурсе рассматриваемой проблемы.

Гипотезу исследования составил исходный тезис о том, что эффективность формирования иноязычных речевых навыков будет более реальной при условии, если процесс обучения ИЯ будет проходить на личностно-ориентированной основе с дифференциацией и индивидуализацией качественных характеристик и личностных свойств обучаемых. Для достижения намеченной цели представлялось необходимым решение следующих задач исследования:

Проанализировать современные подходы к воспитанию школьников.

Уточнить содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» в условиях многоязычия.

Раскрыть сущность понятий «индивидуализация и дифференциация», проанализировав существующую литературу по данной теме, выявить некоторые неиспользованные резервы технологических приемов предложенной методики обучения иноязычному общению.

Проверить эффективность разработанной технологии на уроках иностранного языка в 7-х классах общеобразовательной средней дагестанской школы.

Разработать специальную систему упражнений (коммуникативной направленности) с учетом индивидуальных свойств (особенностей) и личностных характеристик учащихся.

Экспериментально проверить целесообразность и эффективность разработанной методики путем проведения экспериментальных мероприятий разведовательного и обучающего характера.

Разработать методические рекомендации на основе проведенного исследования, рассчитанные на национальную школу с билингвальным составом учащихся.

Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

Изучение и анализ лингвистической, методической и психологической литературы по теме исследования.

Анализ действующих программ и учебников английского языка в аспекте проблемы исследования.

Изучение педагогических предпосылок индивидуализации и дифференциации в процессе обучения иностранным языкам.

Педагогический эксперимент: а) констатирующий (в виде разведовательных мероприятий); б) обучающий (в виде апробирования собственной методической системы).

Статистический метод, т.е. количественный и качественный анализ экспериментальных материалов.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии в трактовке о том, что индивидуальность как система включает свойства человека в трех аспектах его жизнедеятельности: как индивида, как субъекта и как личности; научно-теоретические труды по языкознанию, по теории иноязычной речевой деятельности, социолингвистике и лингводидактике, психолингвистике и методике обучения иностранным языкам; основополагающие программные государственные документы национально-языкового образования на современном этапе развития Российской Федерации и Республики Дагестан.

Научная новизна исследования состоит в уточнении сущности дифференциации и индивидуализации как понятий в обучении иностранным языкам в соответствии с современной стратегией личностно-ориентированного обучения. Разработаны практические приемы для создания специальной системы упражнений в целях дифференциации и индивидуализации процесса обучения на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней:

определены основные направления дифференцированного и индивидуализированного обучения на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения общеобразовательной школы;

дан анализ зарубежного и отечественного опыта использования метода индивидуализации и дифференциации на основе личностно-ориентированного подхода в школьных условиях;

определена последовательность методико-технологических приемов в процессе обучения по разработанной схеме.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты будут востребованы для внедрения в практику обучения английскому языку в дагестанских общеобразовательных школах с полилингвистическим составом учащихся, они могут быть использованы для разработки методики в аспекте дифференциации и индивидуализации обучения на уроках не только иностранного языка, а также при обучении другим дисциплинам в школьных условиях.

Апробация работы. Изложенные в дипломной работе научные положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 7-х классах школы-лицея №5 г. Махачкалы в период двух педагогических практик за 2009-2010 годы, подробности которой изложены в разделе «Об итогах экспериментальной проверки».

Результаты исследования могут быть использованы также при обучении иностранным языкам в инновационных образовательных учреждениях РД. Автор счел необходимым исходить в исследовании разрабатываемой проблемы из общей предпосылки теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях средней школы, согласно которой в I-ой главе рассмотрены психолого-педагогические основы трактуемой проблемы, сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, анализ практики обучения ИЯ учащихся 7-х классов.

Вторая глава дипломной работы посвящена методике обучения ИЯ в аспекте индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых, где рассмотрены проблемы технологии индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, представлена система индивидуализированных упражнений для среднего этапа обучения.

Далее освещаются вопросы по рассмотрению итогов экспериментальной проверки эффективности методики индивидуализированного обучения в 7-х классах средней школы. В данном разделе излагаются задачи экспериментального поиска, дается подробное описание проведенным мероприятиям.

Работа завершена заключением автора и приведенным списком использованных литературных источников.


Выводы по главе первой

 

. Обучение любой учебной деятельности в условиях современной общеобразовательной школы предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся: их интересы, стремления, способности к тому или иному виду учебной деятельности.

. Индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычной речевой деятельности этот принцип приобретает особое еще большее значение, поскольку индивидуальным, т.е. неповторимым прежде всего является речь ученика как средство выражения его сугубо индивидуального состояния (переживаний, чувств, эмоций, моральных устремлений и т.п.).

. На любом этапе обучения педагогу приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем развития и подготовленности, различными способностями и задатками, а порой с нарушением или задержкой умственного развития интеллекта. Такие дети, естественно, по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить и самостоятельно запомнить. В этой связи даже самый методически совершенный урок не будет успешным без учета индивидуальных личностных характеристик обучаемых.

. Сущность дифференцированного подхода заключается в условном разделении класса на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся. Каждая групп овладевает навыками к умениям в различном темпе и должна иметь свой вариант задания.

. Дифференцированный подход в обучении позволяет построить достаточно гибкую систему обучения с учетом специфики реализации общеметодических закономерностей в зависимости от условий обучения, от вида речевой деятельности, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, характера материала и других факторов.

 


Выводы по главе второй

 

. Анализ научной литературы по исследуемой теме свидетельствует о том, что существующие в педагогических технологиях понятия индивидуального подхода параллельно с дифференцированным подходом к учащимся как в обучении, так и в воспитании. Эти понятия родственны, но не однозначны.

. Индивидуальный подход предполагает учет многообразных индивидуальных особенностей учащихся: их индивидуальные свойства (способности), а также личностные свойства (жизненный опыт, сфера интересов, темперамент, характер). Индивидуальный подход осуществляется в условиях классно-урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

. Исследование процесса формирования устно-речевого аспекту английского языка на индивидуализированной основе у учащихся 7 класса массовой дагестанской школы было обусловлено разработкой системы индивидуализированных упражнений с учетом способов порождения речевого высказывания на мотивах использования индивидуальных и индивидных характеристик обучаемых на среднем этапе общеобразовательной школы.

. Личностные свойства человека обусловлены общественными отношениями не прямо, а через его собственный мир. При обучении иноязычной речи ученик воспринимает предложенные ему речевые задачи как свои собственные и проявляет настоящую стимулирующую для себя активность на протяжении всего урока лишь в том случае, если предлагаемые задания и усваиваемый материал отвечают его потребностям и интересам как личности.

. Процесс дифференцированного обучения может осуществляться при внутриклассной индивидуализации с учетом индивидуальных особенностей развития личности обучаемого. К приемам данной категории технологий индивидуальной работы учителя на уроках иностранного языка в условиях массовой школы относятся педагогические действия, соответствующие критериям: 1) ориентации на уровень достижений обучаемого и 2) ориентации на процессуальные особенности его деятельности.

. Ведущая роль учителя на всех этапах учебного процесса продолжает оставаться очевидной. С первого же дня занятий тональность общения с учащимися и между ними задает учитель. Эту тональность можно охарактеризовать как эмоционально-положительную, т.е. насыщенную интересом, доброжелательностью, мягким добрым юмором, чувством удовлетворения достигнутыми успехами и уверенность в конечном результате обучения.

. Одной из важных особенностей индивидуализированного обучения иноязычной речевой деятельности обучаемых является желание педагога в неуклонном исследовании личностных качеств учащихся, умении дифференцировать задания не только на урочной основе преподаваемой дисциплины, а также и при определении заданий для выполнения в домашних условиях.

 


Заключение

 

Проблема организации индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в условиях современной средней общеобразовательной школы представляется, главным образом, попыткой к решению одной из важных задач технологий обучения иностранным языкам с учетом личностных характеристик обучаемых на всех этапах формирования иноязычной речевой деятельности.

Работа над разработкой данной научно-методической проблемы фактически осуществлялась в то время, когда в изменившихся условиях общественного развития средняя школа уже приступила к выполнению задач, связанных с внедрением в практику новых принципов парадигмы образования и воспитания в условиях интенсивного наращивания новых педагогических и информационных технологий в обучающий процесс. Мы руководствовались тем, что обучаемый, т.е. ученик стал рассматриваться как реальный субъект деятельности в соответствии с концепцией личностно-ориентированного подхода к обучению ИЯ. Известно, что Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, закрепил многообразие образовательных систем и право учителя выбрать собственную методику обучения, а следовательно, и учебной информации.

Существование индивидуальных различий между людьми (школьниками различных возрастных групп), как известно, представляется неоспоримым и очевидным фактом реальной действительности. Необходимость индивидуального подхода обусловлена тем, что любое воздействие на ученика актуализируется через его индивидно-индивидуальные особенности, «через внутреннюю самостность» (психофизиологические качества характера), без учета которых невозможен по-настоящему процесс обучения и воспитания.

Такие понятия, как «индивидуализация обучения» и «дифференциация обучения», начали широко использоваться в новых педагогических технологиях обучения не только иностранным языкам, но и всем другим образовательным дисциплинам. Однако учебные программы обучения ИЯ пока что не отражают стратегию индивидуального подхода к личности ученика в технологиях реализации данных теорий в практическом плане. В связи с данным положением представляется необходимым подчеркнуть: так или иначе учитель школы сегодня вынужден индивидуализировать процесс обучения, в противном случае, т.е. игнорированием индивидуальных различий обучаемых на практике не представляется возможным и может привести к нежелательным результатам обучения.

Успешное развитие познавательной (деятельности) активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его способностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками развития способностей.

В ходе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:

. Исследованы идеи развития теории и практики индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения.

. Изучены сущность, цели и формы индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

. Определены психолого-педагогические основы и условия эффективности индивидуализации процесса обучения устно-речевому аспекту английского языка. Применение дифференциации заданий дает возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний. Индивидуализированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления учащихся. Это повышает активность ребенка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.


Литература

 

1. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т / Под ред. А.А. Боданева. - М., 1980. - Т.2. - 288 с.

2. Архипов И.К., Токарева И.Н. О принципе индивидуализации обучения в гуманитарных вузах США // Иностранные языки в школе. - 1994. - №2.

. Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Материалы научного симпозиума. Тарту, 13-14 октября, 1969. - Тарту, 1970. - С. 80.

. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях современной школы: Материалы итоговой научно-практической конференции, 23-24 мая 1995 г. / Под ред. П.Л. Васильченко. - Усть-Каменогорск, 1995. - 164 с.

. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1979.

. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - 192 с.

. Бросалина Г.Н. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся в классе дифференцированного обучения. Канд. дисс. Л., 1973. - 198 с.

. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2. - С. 11.

. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. - 1965. - №7.

. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М., 1968.

. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

. Грачева Л.А. Организация индивидуальной самостоятельной работы старшеклассников над лексикой (на мат. нем. яз.). Канд. дисс. М., 1975.

. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 1971. - №1. - С. 46.

. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1985. С. 45.

. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М., 1973.

. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. - 1961. - №2.

. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - 124 с.

. Кларин М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике ХХ века // Советская педагогика. - 1987. - №47.

. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 2-е, исправ. и дополн. - М,: Просвещение, 1965. - С. 252.

. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-педагогические проблемы руководства. - М., 1979.

. Конев А.М. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. - М., 1968.

. Коган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.

. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности // Иностранные языки в школе. - 1979. - №1. - С. 24.

. Левитов П.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964. - С. 42.

. Леонтьев А.Н. и др. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. - 1968. - №7.

. Махмутов М.И. Об индивидуализации обучения // Народное образование. - 1981. - №2.

. Мерлин В.С., Климов Е.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. -1967. - №4.

. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.

. Николаева С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиций теории индивидуализации обучения // Иностранные языки в школе. - 1987. - №5.

. Платонов К.К. Проблема способностей. - М., 1972. - С. 271-296.

. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн., Академия последипломного образования, 1998.

. Покровская С.Е. Дифференциация обучения учащихся в средних общеобразовательных школах. - Мн.: «Беларуская навука», 2002.

. Рубинский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1975.

. Резвицкий И.Н. Философские основы индивидуальности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - С. 19.

. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т.2. - С. 122.

. Самсикова Н.В., Кузовлев В.П. Из опыта индивидуализированного обучения говорению в средней школе // Иностранные языки в школе. - 1980. - №2.

. Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального похода к учащимся // начальная школа. - 1987. - №1.

. Теплов Б.М. Способности и одаренность, психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Педагогика. - 1990.

. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1974.

. Шатилов С.Ф. Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе. Межвузовский сборник. - Л., 1978. - С. 3-12.

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку

Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения

Сущность индивидуализации и дифференциации процесса обучения в современной общеобразовательной школе

Выводы по главе первой

Глава II. Методика обучения иностранному языку в аспекте индивидуализации и дифференциации.

Технология индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы

Типология индивидуализированных упражнений в технологиях обучения английскому языку на среднем этапе общеобразовательной школы

Экспериментальная проверка эффективности индивидуализированных заданий в обучении английскому языку учащихся 7 класса.

Выводы по главе второй

Заключение

Литература


Введение

 

Актуальность темы исследования. Обучение иностранному языку имеет личностно-ориентированную направленность. Осуществление этого принципа означает учет реальных коммуникативно-деятельных потребностей учащегося [8]. В этой связи улучшение практического владения учащимися языковыми знаниями, навыками и умениями в различных видах речевой деятельности во многом зависит от грамматически правильной оформленности высказываний. А грамматически правильная речь обусловлена тем, что говорящий владеет особого рода навыками - автоматизированными компонентами речевой деятельности [14]. Достижение такого уровня говорения на иностранном языке (ИЯ) зависит от наличия адекватной системы преодоления основных трудностей в овладении учащимися грамматическим строем изучаемого неродного языка на основе учета принципов индивидуализации и дифференциации в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как сегодня школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь этого, класс лучше разделить на группы (сильные, средние, слабые) с учетом психологических особенностей, характера каждого ученика.

Дифференцированный подход к обучению дает положительные результаты:

уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы (не секрет, что в 1-й класс поступают более 50% детей с отклонениями от нормы в психологическом развитии);

решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение» [41].

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан на сегодня теоретически, но многие практические вопросы остаются открытыми, нерешенными, а именно:

как организовать индивидуальные особенности учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

как организовать при этом постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

исходя из каких критериев отбирать учебный материал для группы и как предъявлять его (при условии, когда в учебнике дифференцированных заданий нет).

Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена недостаточной разработанностью практических вопросов организации процесса обучения иноязычной речи в условиях многоязычной дагестанской общеобразовательной школы с учетом индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых.

Это и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования, а именно: «Организация индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка в 7-м классе средней общеобразовательной школы».

Объектом исследования является процесс формирования иноязычных речевых навыков с учетом индивидуализации и дифференциации личностных качеств (свойств) обучаемых.

Предметом исследования является технология дифференциации и индивидуализации как эффективное средство обучения иностранному языку на личностно-ориентированной основе.

Целью работы является теоретическая и практическая разработка вопросов индивидуализации и дифференциации в обучении иностранному (английскому) языку в условиях общеобразовательной школы, разработка адекватной системы упражнений и создание на этой основе соответствующих рекомендаций для учителя дагестанской многоязычной школы в ракурсе рассматриваемой проблемы.

Гипотезу исследования составил исходный тезис о том, что эффективность формирования иноязычных речевых навыков будет более реальной при условии, если процесс обучения ИЯ будет проходить на личностно-ориентированной основе с дифференциацией и индивидуализацией качественных характеристик и личностных свойств обучаемых. Для достижения намеченной цели представлялось необходимым решение следующих задач исследования:

Проанализировать современные подходы к воспитанию школьников.

Уточнить содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» в условиях многоязычия.

Раскрыть сущность понятий «индивидуализация и дифференциация», проанализировав существующую литературу по данной теме, выявить некоторые неиспользованные резервы технологических приемов предложенной методики обучения иноязычному общению.

Проверить эффективность разработанной технологии на уроках иностранного языка в 7-х классах общеобразовательной средней дагестанской школы.

Разработать специальную систему упражнений (коммуникативной направленности) с учетом индивидуальных свойств (особенностей) и личностных характеристик учащихся.

Экспериментально проверить целесообразность и эффективность разработанной методики путем проведения экспериментальных мероприятий разведовательного и обучающего характера.

Разработать методические рекомендации на основе проведенного исследования, рассчитанные на национальную школу с билингвальным составом учащихся.

Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

Изучение и анализ лингвистической, методической и психологической литературы по теме исследования.

Анализ действующих программ и учебников английского языка в аспекте проблемы исследования.

Изучение педагогических предпосылок индивидуализации и дифференциации в процессе обучения иностранным языкам.

Педагогический эксперимент: а) констатирующий (в виде разведовательных мероприятий); б) обучающий (в виде апробирования собственной методической системы).

Статистический метод, т.е. количественный и качественный анализ экспериментальных материалов.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, психологии в трактовке о том, что индивидуальность как система включает свойства человека в трех аспектах его жизнедеятельности: как индивида, как субъекта и как личности; научно-теоретические труды по языкознанию, по теории иноязычной речевой деятельности, социолингвистике и лингводидактике, психолингвистике и методике обучения иностранным языкам; основополагающие программные государственные документы национально-языкового образования на современном этапе развития Российской Федерации и Республики Дагестан.

Научная новизна исследования состоит в уточнении сущности дифференциации и индивидуализации как понятий в обучении иностранным языкам в соответствии с современной стратегией личностно-ориентированного обучения. Разработаны практические приемы для создания специальной системы упражнений в целях дифференциации и индивидуализации процесса обучения на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней:

определены основные направления дифференцированного и индивидуализированного обучения на уроках иностранного (английского) языка на среднем этапе обучения общеобразовательной школы;

дан анализ зарубежного и отечественного опыта использования метода индивидуализации и дифференциации на основе личностно-ориентированного подхода в школьных условиях;

определена последовательность методико-технологических приемов в процессе обучения по разработанной схеме.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты будут востребованы для внедрения в практику обучения английскому языку в дагестанских общеобразовательных школах с полилингвистическим составом учащихся, они могут быть использованы для разработки методики в аспекте дифференциации и индивидуализации обучения на уроках не только иностранного языка, а также при обучении другим дисциплинам в школьных условиях.

Апробация работы. Изложенные в дипломной работе научные положения проверялись опытно-экспериментальным путем в 7-х классах школы-лицея №5 г. Махачкалы в период двух педагогических практик за 2009-2010 годы, подробности которой изложены в разделе «Об итогах экспериментальной проверки».

Результаты исследования могут быть использованы также при обучении иностранным языкам в инновационных образовательных учреждениях РД. Автор счел необходимым исходить в исследовании разрабатываемой проблемы из общей предпосылки теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях средней школы, согласно которой в I-ой главе рассмотрены психолого-педагогические основы трактуемой проблемы, сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, анализ практики обучения ИЯ учащихся 7-х классов.

Вторая глава дипломной работы посвящена методике обучения ИЯ в аспекте индивидуализации и дифференциации личностных свойств обучаемых, где рассмотрены проблемы технологии индивидуализации и дифференциации обучения английскому языку учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, представлена система индивидуализированных упражнений для среднего этапа обучения.

Далее освещаются вопросы по рассмотрению итогов экспериментальной проверки эффективности методики индивидуализированного обучения в 7-х классах средней школы. В данном разделе излагаются задачи экспериментального поиска, дается подробное описание проведенным мероприятиям.

Работа завершена заключением автора и приведенным списком использованных литературных источников.


Глава I. Теоретические основы индивидуализированного обучения английскому языку


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.