Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 167 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава 1. Классификация нарушений развития в детском возрасте.
Факторы, способствующие возникновению нарушений психического развития.
Биологические:
- хромосомные нарушения,
- генные мутации,
- эндогенные заболевания (заболевание, при котором нарушен один из ферментов, неправильный обмен),
- патология щитовидной железы,
- нарушение внутриутробного формирования (травматические повреждения, прием лекарств, вредное производство, радиация, гормональные таблетки),
- поражение в натальном периоде (период рождения)- неправильное расположение плода, родовые пути узкие,
- асфиксия - удушение плода, ребенок запутывается в пуповине,
- период раннего постнатального развития - период особой хрупкости младенца (2-2,5 года),
- специфические инфекции (менингит, хламидиоз, корь, краснуха).[6]
Социальные:
- различные виды социальной и эмоциональной депривации,
- социальные и психологические стрессоры;
- эмоционально сильные события, связанные с межличностным общением (смерть близких); абьюзы (от abuse - брань, оскорбление)
- скандалы в родительской семье.
Программа исследования.
Исследование было проведено в коррекционной школе № 1111 г. Мосвы. В эксперименте приняли участие 10 детей с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет.
Для всех детей были составлены карты обследования (См. Приложение № 1). В карты входили сведения о ребенка, характеристика его состояния, длительность посещения коррекционного класса.
Эксперимент проводился в специальном кабинете, в индивидуальной форме. Мы пытались максимально приблизить исследование к условиям учебной работы школьников, с целью снизить эффект вмешательства в психическое развитие ребенка.
|
Гипотеза исследования: детям младшего школьного возраста с ЗПР не свойственны яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели тревожности.
Методики исследования:
1) тест Люшера.
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в XIX веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: “...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов”. [10]
Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Из имеющихся в арсенале психологов проективных тестов только тест швейцарского психолога М. Люшера за короткое время /10 мин/ может дать столь глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.[11]
На основании результатов теста делаются выводы о психофизиологическом и эмоциональном состоянии испытуемых.
Р. Франсе в “Психологии эстетики”, а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон делают вывод о “врожденности цветовых предпочтений детей”.[12] По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.[13]
2) тест Филипса.
Опросник личностный. Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего возраста. Отличается от методики Тейлора тем, что узко диагностирует факторы тревожности, имеющиеся в школе, не беря в расчет прочие факторы в жизни ребенка.[14]
|
Стимульный материал теста состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.
Автором выделяются следующие факторы (шкалы) тревожности:
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.[15]
Следует отметить, что количество вопросов, “работающих на ту или иную шкалу, различно. Так, например, общую тревожность испытуемого в школе “диагностируют” 22 вопроса, а низкую физиологическую сопротивляемость стрессу - 5. Соответственно, получаемые сырые значения по шкалам не уравновешены между собой. Поэтому сравнение результатов по шкалам между собой некорректно.
3) методика “Изучение высших чувств”.[16]
Необходимый материал: картина “Утро” Т.Н. Яблонской.
|
Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина “Утро” Т.Н Яблонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено. Описание делается в произвольной форме – устно или письменно, по желанию детей. Предпочтительна устная форма ответов и использованием диктофона.[17]
После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие.
4) методика «Депрессия».
Тест разработан с целью выявления депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или меланхолической депрессии). Он дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент исследования. Анализ ответов исследуемых позволяет получить также представление о том, насколько выражены не только аффективные проявления депрессии. Тестирование рекомендуется повторять для более четкого определения динамики депрессивного состояния и эффективности лечения.
Заключение.
В ходе нормального психического развития мы наблюдаем изменения от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений - к все более специфическим, дифференцированным. Эти изменения протекают в определенном времени, являясь относительно постоянными, необратимыми. Таким образом, психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер.
Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что нарушенное развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями, как положение о цикличности психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени.
|
Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. К ним относятся следующие. Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, пере работке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредования. Как правило, такие дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом. Соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у детей с нарушениями психического развития динамично, изменчиво. Они не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и логически связанный материал запоминают не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа.
В-третьих, для всех видов нарушенного психического развития характерно замедление процесса формирования понятий. Так, дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме или по цвету плоских геометрических фигур, это указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Еще хуже дело обстоит с классификацией предметов. Ребенок может раскладывать картинки в соответствии со своим жизненным опытом: одежду положит около шкафа, бабочку объединит с цветами, так как часто видел предметы именно в таком сочетании. Он остается во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.[18]
Кроме того, можно выделить специфические закономерности, характерные для всех нарушений развития. Так, при умственной отсталости, общем недоразвитии речи и задержке психического развития наблюдаются явления peтардации – не завершенности формирования психических функций данного периода.
Наконец, есть закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития. Например, при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль сравнительно с устной у детей с нарушениями слуха замечены отличия в темпе психического развития - замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе развития у детей с нарушениями слуха внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Известный сурдопсихолог И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка, имеющего нарушения слуха, с развитием нормально слышащего ребенка.
|
Основной смысл педагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего расширение и качественное изменение доходящих до ребенка внешних воздействий, изменение их состава за счет воздействий, заменяющих те, которые ребенок воспринимает искаженно или не воспринимает, и равнозначных им по значению.[19]
Список литературы.
1. Аболин Л.М. Психологическое развитие ребенка. М. 1989г.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. М. 1994г.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
4. Грейтс Крайг. Психология развития. М. 2000г.
5. Дефектология. Словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. 1996г.
6. Коломинский Я. И. Детская психология. Учебное пособие. М. 1998г.
7. Корчалова Н.Д. Возможность и воображение//Образовательные практики: амплификация маргинальности. – Мн: Технопринт, 2000.
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт – Петербург. 2001г.
9. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. 2002г.
10. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.1997г.
11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
12. Мухина В. С. Детская психология. М. 2002г.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. 1996г.
14. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М. 1981г.
15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. Дубровиной И. В. М. 1999г.
Приложения.
Приложение 1.
Пример карты изучения ребенка с ЗПР
Фамилия, имя: Фадеев Дамир (второй год посещения коррекционного класса).
Дата рождения: 17.12.97 г.
Адрес: ул. Автозаводская, 70, кв. 12.
Отец: нет
Мать: Фадеева Фаина Вазыховна.
Кем направлен: ГДП № 4.
Причина: проблемы с посещением ДОУ.
Анамнез: ММД.
Семья: неполная.
Условия: мать употребляет спиртное.
Биологические факторы: леворукость.
Воспитание до ДОУ: домашнее.
Наблюдение специалистов: познавательный интерес проявляется, но еще недостаточно развит (в большинстве случаев он проявляется в условиях, когда задания преподносятся в игровой форме). Работоспособность заметно снижается к концу дня, отмечаются отдельные признаки переутомления (нарушается внимание, появляется недомогание, портится настроение).
Настроение находится в прямой зависимости от ситуации и непосредственно влияет на характер и продуктивность деятельности. Научился играть с детьми, но часто проявляет формы активного протеста (вспыльчивость, драчливость).
Заключение: раннее включение ребенка в процесс коррекционной работы значительно улучшило его психическое развитие: проявился познавательный интерес, желание достигать результатов в деятельности. Однако координация движений и развитие мелкой моторики руки недостаточны, сохранены дефекты пространственной ориентировки, двигательная неловкость. Плохо развивается речь, нарушена артикуляция.
Рекомендации: продлить посещение коррекционного класса еще на 1 год. Расширить возможности использования различных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, ручного труда, конструирования). Закреплять представления об окружающем, развивать внимание, память, речь, мышление. Совершенствовать двигательную сферу, развивать эмоциональное общение с детьми. Формировать навыки нравственного поведения. Рекомендованы занятия с психологом, дефектологом, инструктором по физвоспитанию.
[1] Аболин Л.М. Психологическое развитие ребенка. М. 1989г.
[2] Дефектология. Словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. 1996г.
[3] Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.1997г.
[4] Грейтс Крайг. Психология развития. М. 2000г.
[5] Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
[6] Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
[7] Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М. 1981г.
[8] Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. 2002г.
[9] Коломинский Я. И. Детская психология. Учебное пособие. М. 1998г.
[10] Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. // Сенсорные и сенсомоторные процессы / Под ред. Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1972. с. 244-264.
[11] Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). // Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф.И. Случевского. - Л.: Медицина, 1980, с. 115-126.
[12] Цит. по Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). // Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф.И. Случевского. - Л.: Медицина, 1980, с. 115-126
[13] Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков: ХДАК, 2001.
[14] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
[15] Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника, 1990, № 6, с. 34-41
[16] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
[17] Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины.- Донецк: ДИСО, 1998
[18] Аверин В. А. Психология детей и подростков. М. 1994г.
[19] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт – Петербург. 2001г.
Глава 1. Классификация нарушений развития в детском возрасте.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!