Стадии избирательного процесса. Характеристика отдельных стадий избирательного процесса — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Стадии избирательного процесса. Характеристика отдельных стадий избирательного процесса

2020-04-01 209
Стадии избирательного процесса. Характеристика отдельных стадий избирательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Определение, утверждение и опубликование схемы округов

 

Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно–территориальными единицами являются избирательные округа и избирательные участки.

Избирательный округ представляет собой территорию, которая образуется в ходе выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с избирательным законодательством и от которой непосредственно избирателями избираются депутат или выборное должностное лицо.

Условно избирательные округа можно разделить на три вида:

единый избирательный округ – округ, который включает в себя всю территорию, на которой проводятся выборы. Единый избирательный округ по выборам депутатов представительного органа муниципального образования включает в себя всю территорию муниципального образования.

одномандатный избирательный округ – округ, в котором избирается один депутат среди нескольких кандидатов. Преимущество использования одномандатных округов заключается в более широких возможностях для избирателей поддерживать связь с избранным ими депутатом, в отличие от многомандатного округа, в котором значительно большее количество избирателей избирает несколько депутатов.

многомандатный избирательный округ определяется в Федеральном законе об основных гарантиях как избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально. Образование многомандатных избирательных округов целесообразно, когда невозможно разделить территорию муниципального образования на одномандатные избирательные округа с соблюдением требования равенства округов по числу избирателей с предельно допустимым отклонением в 10%, а также с учетом административно–территориального деления муниципальных образований.

Выборы с использованием пропорциональной избирательной системы проводятся исключительно по единому избирательному округу.

Выборы с использованием смешанной избирательной системы проводятся по единому избирательному округу, а также по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

Выборы с использованием мажоритарной избирательной системы проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

В соответствии с законом Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" избирательные округа по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории муниципального образования.

При этом соблюдается примерное равенство числа избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию муниципального образования. Не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий.

Избирательная комиссия муниципального образования не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно–территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе.

Представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом муниципального образования не позднее чем через пять дней после ее утверждения.[28]

Как показывает исторический опыт, продуманная избирательная география может, как обеспечить победу кандидату на выборах, максимально собрав весь его электорат в пределах одного округа, так и стать причиной провала его соперника, рассредоточив его сторонников по многочисленным округам, чтобы он не набрал нужного для победы числа голосов.

 

Назначение выборов и опубликование решения в СМИ

 

Назначение выборов является обязательной отправной стадией избирательного процесса, которая дает старт всей деятельности, связанной с организацией и проведением выборов.

Юридическая регламентация образующих данную стадию избирательных действий и этапов рассредоточена в различных по своей юридической природе и форме выражения актах, начиная с федерального законодательства России и заканчивая уставами муниципальных образований.

Вместе с тем, она сама состоит из ряда протяженных во времени этапов, вследствие чего имеющееся в литературе утверждение о том, что "юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов" нуждается в некотором уточнении.

Действительно, для основной массы участников электоральных отношений начало избирательного процесса связывается именно с обнародованием даты выборов. Однако нельзя не учитывать, что официальному опубликованию решения о проведении выборов предшествует его подготовка и принятие уполномоченным на то органом (должностным лицом), а иногда и разрешение избирательных споров о порядке и сроках назначения выборов.

Существует два основных способа назначения выборов:

Четкое определение в законодательстве даты голосования (США, Мексика, Швеция). Например, выборы Президента США проводятся каждый високосный год в первый вторник, после первого понедельника января месяца и избирательные мероприятия начинаются сами собой по мере приближения данного срока.

Когда нет заранее определенной фиксированной даты и уполномоченный орган по мере приближения срока окончания полномочий выборного органа определяет заранее дату выборов. [29]

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Применительно к правовому режиму назначения выборов законодательство оговаривает круг субъектов, уполномоченных решить данный вопрос, сроки назначения выборов, общий порядок и особенности назначения различных видов выборов в Российской Федерации.

Назначение выборов – акт обязательный, как и все дальнейшие избирательные действия. Если субъект, кому предписано это сделать, не делает этого в установленные сроки, наступает очередь запасного или резервного субъекта, который назначает выборы.

Среди субъектов, уполномоченных решать вопрос о назначении выборов, законодательство называет: во–первых, органы (должностные лица) федеральной, региональной и муниципальной власти (соответственно уровню выборов); во–вторых, избирательные комиссии; в–третьих, судебные органы.[30]

Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ определяет перечень субъектов, на которых возлагается полномочие по назначению муниципальных выборов, то есть установления даты голосования путем издания специального акта:

1) представительный орган муниципального образования назначает муниципальные выборы в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования или законами субъектов РФ. Так, закон Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" предусматривает, что решение о назначении выборов должно быть принято соответствующим представительным органом муниципального образования не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

2) территориальная избирательная комиссия муниципального образования назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования не назначил выборы в установленные сроки, либо при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа.

3) суд общей юрисдикции назначает муниципальные выборы в случаях, если представительный орган муниципального образования или территориальная избирательная комиссия не назначили в установленный срок муниципальные выборы, а также, если территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована. В данном случае выборы назначаются по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора.

Необходимым условием общего порядка назначения выборов является также опубликование принятого решения в установленные сроки. При этом следует подчеркнуть, что датой опубликования признается день публикации решения о назначении выборов в официальном печатном издании соответствующего органа.[31]

 

Формирование избирательных комиссий

Для подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в зависимости от численности населения муниципального образования могут образовываться избирательные комиссии разного уровня:

- избирательная комиссия муниципального образования,

- окружные избирательные комиссии,

- территориальные избирательные комиссии,

- участковые избирательные комиссии.

Организацию подготовки и проведения муниципальных выборов по общему правилу осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований.

Избирательная комиссия муниципального образования должна создаваться в каждом муниципальном образовании – поселении, муниципальном районе, городском округе.

Однако Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ допускает возможность в случае несоздания избирательной комиссии муниципального образования осуществления ее полномочий территориальной избирательной комиссией. Территориальная избирательная комиссия представляет собой государственный орган субъекта Российской Федерации.

В настоящее время территориальные избирательные комиссии созданы во всех субъектах Российской Федерации на районном, городском уровне либо на уровне районов города. Их основное предназначение – участие в проведении выборов в федеральные органы государственной власти и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут осуществляться территориальной избирательной комиссией, только если полномочия этой территориальной комиссии распространяются на всю территорию муниципального образования, но не на часть его территории. В последнем случае избирательная комиссия муниципального образования должна быть образована отдельно.

Территориальная избирательная комиссия осуществляет полномочия по организации муниципальных выборов в случае отсутствия избирательной комиссии муниципального образования не автоматически. Указанные полномочия возлагаются на территориальную избирательную комиссию по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Обязательным условием принятия такого решения является наличие обращения представительного органа муниципального образования. Такое обращение оформляется решением представительного органа муниципального образования.

Помимо избирательной комиссии муниципального образования в организации подготовки и проведения муниципальных выборов принимают участие окружные, участковые избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии образуются при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной избирательной системе. Окружная комиссия образуется в каждом одномандатном или многомандатном избирательном округе. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий закреплены в статье 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ. Полномочия окружных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на любых выборах. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий закреплены в статье 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ. и конкретизированы в законе Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области".

Он закрепляет способ формированияучастковой избирательной комиссии – избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) не ранее чем за 30 и не позднее чем за 23 дней до дня голосования в количестве 3–16 членов с правом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.[32]

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

 

Выдвижение кандидатов является начальной точкой осуществления гражданином пассивного избирательного права. Выдвижение кандидатов должно быть свободным, то есть гражданин, имеющий пассивное избирательное право, должен иметь реальную возможность, получив определенную поддержку непосредственно избирателей либо политических структур, участвовать в выборах в качестве кандидата.[33]

Уже начиная с выдвижения важно реально осуществлять принцип равенства избирательных прав, обеспечить равные правовые условия для кандидатов, выдвигаемых как избирательными объединениями, так и избирателями непосредственно.[34]

Статья 26 закона Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" предусматривает, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на выборах депутатов представительного органа муниципального образования непосредственно либо в составе списка кандидатов по единому избирательному округу в соответствии с настоящим областным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным (многомандатным) избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется избирательным объединением.

Общественное объединение, не являющееся политической партией, его структурное подразделение вправе предлагать кандидатуры для включения их в список кандидатов, выдвигаемых избирательным объединениям по единому избирательному округу, но как уже было отмечено, для политической партии не является обязанностью включение в списки предложенных кандидатур. Таким образом, несмотря на конституционное положение о равенстве всех общественных объединений, не все общественные объединения обладают правом выдвижения кандидатов при применении пропорциональной системе на муниципальных выборах, что с точки зрения автора является не правильным.

Порядок выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения, а также порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями установлен в ст. ст. 34, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67–ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На данной стадии автор считает необходимым обозначить пробел в законодательстве, существующий, по мнению автора, и предусматривающий ограничение для выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, и не распространяющееся на выдвижение кандидата в представительный орган местного самоуправления.

В настоящее время депутат представительного органа местного самоуправления, сложивший свои полномочия по собственному желанию, имеет право выдвигать свою кандидатуру в качестве кандидата на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами что, по мнению автора, представляется необоснованным.

Выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

Кандидаты, выдвинутые партиями, прошедшими на последних выборах в Государственную Думу ФС РФ, на всех видах выборов освобождаются от сбора подписей в свою поддержку.

Такая преференция предоставляется на региональных и муниципальных выборах также партиям, прошедшим в законодательный орган субъекта.

Если при выдвижении кандидатов происходит первоначальное определение круга участников выборов, то регистрация выдвинутых кандидатов избирательными комиссиями юридически фиксирует кандидатов, по которым избиратель должен осуществить свое волеизъявление.

В этот период происходит формирование кандидатского корпуса. На основе требований действующего законодательства избирательные комиссии, соответствующие уровню выборов, регистрируют кандидатов. Если комиссия отказывает в регистрации, ее решение может быть обжаловано в суд или в вышестоящую избирательную комиссию. С того момента, как претендент проходит регистрацию и получает статус кандидата, ему обеспечивают на равных основаниях с другими кандидатами условия участия в выборах.[35]

Правовым следствием регистрации кандидата является приобретение им особого правового статуса, включающего в себя определенные права, обязанности и гарантии.

 

Открытие избирательного счета, создание избирательного фонда и его финансирование

 

Для кандидата сам процесс финансирования начинается непосредственно с создания избирательного фонда. Кандидаты обязаны создавать избирательные фонды в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией.

После открытия специального счета начинается формирование избирательного фонда путем поступления денежных средств от лиц, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ.

Ограничение круга лиц, имеющих право вносить пожертвования в избирательный фонд, призвано, с одной стороны, обеспечить независимость кандидатов от органов государственной власти и органов местного самоуправления и, с другой стороны, не допустить вмешательства в политическую жизнь государства иностранных физических и юридических лиц, а также воспрепятствовать незаконному финансированию выборов.[36]

Опять же, эти меры направлены на реализацию принципа равенства кандидатов, хотя в области финансирования избирательной кампании обеспечить такое равенство довольно сложно.

Даже имея возможность создавать избирательные фонды на равных условиях, не каждый кандидат может обеспечить должное наполнение своего избирательного фонда денежными средствами.

Все финансовые операции по оплате расходов со специальных избирательных счетов избирательных фондов кандидатов прекращаются в день голосования, кроме возврата неизрасходованных средств.

Последним днем проведения операций по оплате расходов со специальных избирательных счетов является операционный день, предшествующий дню голосования, в пределах установленного в кредитной организации времени операционного дня.

Каждому претенденту предоставляются одинаковые правовые условия для формирования избирательных фондов в целях избрания. Эти фонды создаются как отдельными кандидатами, так и избирательными объединениями в зависимости от уровня выборов. Закон запрещает использование денежных средств помимо избирательного фонда, все денежные средства субъекта агитационной деятельности подотчетны избирательной комиссии. При организации предвыборных мероприятий недопустимо использовать другие средства, кроме тех, что имеются в избирательных фондах.[37]

 

Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, местного самоуправления, избирательные комиссии, организации осуществляющие выпуск средств массовой информации. Информационное обеспечение выборов осуществляется с использованием государственных и муниципальных, а также негосударственных организаций телерадиовещания и редакций государственных, муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий.

Предвыборная агитация – сложная стадия. Ее цель – побудить избирателей принять участие в голосовании за конкретных претендентов. Эта стадия обладает наибольшей политической составляющей по сравнению с другими. Здесь широко применяются механизмы рекламного воздействия, когда эмоциональные компоненты преобладают над рациональными. На этой стадии наиболее ощутимо для общества реализуются все принципы избирательного права.

Причем нередко страсти накаляются настолько, что действующим лицам избирательных кампаний удержаться в дозволенных законом рамках проведения предвыборной агитации бывает, крайне затруднительно. Это обусловливает необходимость не только исключительно четкой и скрупулезной регламентации предвыборной агитации во всех ее проявлениях, но и закрепления адекватных форм реагирования на нарушения, действующего в данной сфере законодательства и персональной ответственности лиц, виновных в их совершении.

Предусмотренные законодательством запреты и ограничения, касающиеся проведения предвыборной агитации, необходимы для обеспечения правомерного и цивилизованного характера осуществления предвыборной борьбы и одновременно призваны преградить путь нарушениям избирательного законодательства.

Согласно ст. 46 Закон Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

- призывы голосовать за кандидата, кандидатов, муниципальный список кандидатов, муниципальные списки кандидатов либо против него (них);

- выражение предпочтения какому–либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой муниципальный список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;

- описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

- распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком–либо кандидате (каких–либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

- распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

- деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

 

Формирование схемы избирательных участков

 

В соответствии с законом Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов представительного органа муниципального образования образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов депутатов представительного органа городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения (далее – поселение) – главой местной администрации поселения либо лицами, указанными в части 5 настоящей статьи. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

Избирательные участки образуются с соблюдением следующих условий:

- на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более трех тысяч избирателей;

- не допускается пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы Главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в представительный орган местного самоуправления поселения – Главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

 

Составление списков избирателей и их уточнение

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим областным законом, – факт временного пребывания на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права).

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Участковая избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования, а в случаях составления списка избирателей после этого срока – непосредственно после составления списка избирателей – представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательной комиссии с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

На рассматриваемой стадии избирательного процесса автор предлагает определить правовой статус иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования.

Предоставление иностранным гражданам права избирать и быть избранными в ОМСУ, а также участвовать в местном референдуме соответствует международной практике. В частности, такие права предусмотрены в ст. 8 "b" Договора о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте 7 февраля 1992 г., в ч. 1 ст. 6 Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения (ETS N 144), заключенной в Страсбурге 5 февраля 1992 г. (Россия в указанных актах не участвует).

Принципиальная позиция законодателя применительно к этой сфере и уровню выборов состоит в закреплении принципа равенства правового статуса граждан РФ и иностранных граждан. На них распространяются все условия и гарантии реализации как активного, так и пассивного избирательного права, предусмотренные международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ.

Порядок реализации указанных гарантий в настоящее время не регламентирован и регистрация (учет) иностранных граждан не осуществляется.

 

Голосование на муниципальных выборах в Российской Федерации

 

На данной стадии осуществляется комплекс действий, обеспечивающий избирателям право свободного волеизъявления. Правовые нормы регулируют порядок голосования, действия участников избирательных комиссий, наблюдателей. Избирательное право направлено на реализацию важнейших демократических принципов – проведения прямого тайного голосования.[38]

Голосование является наиболее ответственной стадией избирательного процесса. Именно на ней находит выражение "развязка" всей избирательной кампании.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам), в пользу которого (которых) сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.[39]

Для избирателей, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.

Одна из проблем, возникающих на стадии голосования – это осуществление активного избирательного права гражданами, которые не могут придти в день голосования на избирательный участок, которые находятся за пределами территории избирательного участка.

Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 16 октября 2003 г. N 43–Г03–10 наличие у гражданина активного избирательного права связано, как правило, с совпадением его места жительства с избирательным округом; в случае временного пребывания гражданина вне его места жительства и пределов округа ему должно быть обеспечено право на участие в выборах.

Таким образом, в статье 64 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ содержится императивная норма, исключающая возможность лишения гражданина права на участие в выборах по мотивам пребывания гражданина вне места его жительства во время проведения в округе, в котором расположено место жительства гражданина, выборов.

В настоящее время избирательное законодательство не предусматривает, каким образом свое активное избирательное право гражданин может реализовать.

 

Установление итогов голосования, определение результатов выборов

Юридическим фактом, служащим основанием начала данной стадии, является завершение процедуры голосования и наступление процедуры подсчета голосов избирателей, участников референдума сразу после окончания времени голосования которая, проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.[40]

В соответствии с процедурными нормами избирательного права избирательные комиссии подсчитывают голоса на избирательных участках и определяют результаты выборов.

Порядок подсчета голосов избирателей и установления результатов выборов регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с законом Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

Избирательная комиссия, наделенная правом на определение результатов выборов, определяет их на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящей комиссии, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных. О результатах выборов указанная комиссия составляет в двух экземплярах протокол и сводную таблицу, которые подписывают все присутствующие члены этой комиссии с правом решающего голоса. Однако эти документы не являются актами, которыми определяются результаты выборов. Они представляют собой необходимое правовое основание для этого. Закон требует, чтобы на основании протокола о результатах выборов соответствующая избирательная комиссия приняла решение (постановление) о результатах выборов.

Указанные характеристики позволяют говорить о регламентированности данной стадии законодателем, а также о том, что в эту процедуру вовлечены специальные субъекты (члены комиссии, председатель комиссии, наблюдатели и др.), которые наделены определенными правами и обязанностями, а также, что немаловажно, деликтоспособностью за невыполнение требования закона на данной стадии избирательного процесса.

Данная стадия имеет свои особые по содержанию акты применения права (правоприменительные акты) в виде решений или постановлений избирательных комиссий, которые впоследствии порождают определенные постэлекторальные правовые последствия.[41]

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.