Характеристика Международного валютного фонда — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характеристика Международного валютного фонда

2020-04-01 111
Характеристика Международного валютного фонда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Организационно - правовая форма МВФ схожа с акционерным обществом, в котором число голосов стран-участниц определяется их долей в капитале Фонда. Например, на развитые страны приходится свыше 60% общей суммы голосов. Оперативной деятельностью МВФ руководит Исполнительный совет (Совет директоров), который назначает директора-распорядителя. Постоянными членами исполнительного совета являются 5 стран с наибольшими квотами (взносами): США, Германия, Япония, Великобритания и Франция. Организационная структура МВФ в полном виде представлена в приложении А.

Правят фондом Совет управляющих (Board of Governors) и Исполнительный комитет (Executive Board). Совет управляющих, который заведует фондом, состоит из 1-го управляющего и дополнительно по одному управляющему от каждой страны-члена. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в статьях и соглашениях, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Отсюда следует, что США могут их блокировать единолично. Страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции позиции [26, стр.456]. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF - World Bаnk Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный комитет, ответственный за повседневную деятельность фонда, состоит из 22 исполнительных директоров, представляющих одно либо более государств. Исполнительным комитетом управляет директор-распорядитель (Managing Director), выбираемый на пятилетний срок. Он возглавляет штат сотрудников Фонда. Директор-распорядитель должен быть представителем одной из европейских стран. Директором-распорядителем на сегодняшний день является - Кристин Лагард (с мая 2011 года), а ее первым заместителем (августа 2011 года) Дэвид Липтон [12, стр.1].

МВФ располагает значительными запасами кредитных ресурсов. Их основная часть поступает от государств-членов, главным образом в форме платежей в счет квот. С начала 2009 года МВФ заключил ряд новых двусторонних соглашений о займах и покупке облигаций в целях приобретения дополнительных возможностей для поддержки государств-членов в период глобального экономического кризиса. Многосторонние соглашения о займах служат еще одним источником ресурсов МВФ. Финансирование льготных кредитов и облегчения бремени задолженности для стран с низким уровнем дохода осуществляется через отдельные трастовые фонды, средства которых поступают за счет взносов. Все кредитные ресурсы находятся на счете общих ресурсов, через который проводятся все финансовые операции Фонда.

Квоты стран участниц и соглашения о займах являются не единственными источниками финансовых ресурсов МВФ. Помимо квот займов МВФ располагает золотые авуарами, которые составляют примерно 90,5 млн тройских унций (2814,1 метрической тонны), что делает МВФ третьим крупнейшим официальным держателем золота в мире. Однако Статьи соглашения МВФ жестко ограничивают использование этого запаса. При условии одобрения большинством, составляющим 85 процентов от общих прав голоса стран - членов, МВФ может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа от стран-членов, но Фонду запрещено покупать золото или заниматься другими операциями с золотом.

В декабре 2010 года МВФ завершил программу ограниченной продажи золота объемом в 403,3 метрической тонны, что составляет, приблизительно, одну восьмую всех золотых авуаров Фонда, которая была утверждена Исполнительным советом в сентябре 2009 года. 222 тонны золота было продано официальным держателям, включая Резервный банк Индии (200 тонн), Банк Маврикия (2 тонны), Центральный банк Шри-Ланки (10 тонн) и Банк Бангладеш (10 тонн). Программа продажи золота была реализована с сильными защитными мерами, чтобы не нарушать работу рынка, и все продажи золота, включая прямые продажи официальным держателям, производились по рыночным ценам. Поступления от продажи будут финансировать обеспечительный фонд, являющийся одним из компонентов новой модели доходов МВФ, согласованной для того, чтобы поставить финансирование МВФ на устойчивую основу. Исполнительный совет также решил, что 0,5-0,6 млрд СДР (по чистой приведенной стоимости на конец 2008 года) из ресурсов, связанных с продажами золота, будет использовано для субсидирования финансирования стран с низкими доходами и расширения предоставления МВФ льготных кредитов [10, стр.1-2].

МВФ может направлять полученные в счет квот авуары в национальных валютах стран, характеризующихся прочным финансовым положением, на финансирование кредитования. Исполнительный совет МВФ производит отбор таких валют каждые три месяца. Эмитентами большинства таких валют являются промышленно развитые страны, однако в список валют включались и валюты стран с более низким уровнем дохода, таких как Ботсвана, Китай и Индия. Авуары МВФ в этих валютах, наряду с его собственными авуарами в СДР, составляют собственные используемые ресурсы МВФ. В случае необходимости МВФ может на временной основе привлекать заемные средства для пополнения этих ресурсов (о заемных ресурсах будет рассказано ниже)

О сумме, имеющейся в распоряжении МВФ для немедленного предоставления новых (нельготных) кредитов, позволяют судить его потенциальные возможности брать в будущем обязательства предоставить кредит. Эти возможности определяются имеющимися у Фонда используемыми ресурсами (включая не использованные суммы в рамках соглашений о займах и покупке облигаций) и суммами, доступными в рамках двух постоянно действующих многосторонних соглашений о займах, плюс прогнозируемая сумма погашения займов в течение предстоящих двенадцати месяцев минус ресурсы, которые Фонд уже обещал предоставить в соответствии с существующими кредитными соглашениями, минус пруденциальный остаток.

МВФ имеет два постоянно действующих многосторонних соглашения о займах - расширенные Новые соглашения о займах (НСЗ) и Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), в соответствии с которыми он может получить займы на общую сумму 367,5 млрд СДР (примерно 590 млрд долл. США) [10, стр.3]. МВФ может привести в действие эти соглашения, если он сочтет, что его потенциальных возможностей брать обязательства по предоставлению кредита может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей стран-членов, например, в случае крупного финансового кризиса. В 2007 году было утверждено продление этих соглашений еще на пять лет, начиная с 2008 года. В апреле 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем НСЗ был расширен до 367,5 млрд СДР (примерно 590 млрд долларов), при увеличении числа участников этого механизма на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком, внесших значительный вклад в это крупное расширение объема НСЗ. Расширенные НСЗ вступили в силу 11 марта 2011 года и вскоре были введены в действие на период в шесть месяцев на сумму 211 млрд СДР (примерно 340 млрд долларов) [10, стр.3].

С 2009 года МВФ заключил ряд двусторонних соглашений о займах. В настоящее время у МВФ имеется семнадцать двусторонних соглашений о займах на сумму примерно 206 млрд долларов. В июле 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил принципы выпуска облигаций для официального сектора. Выпуск таких облигаций позволит странам-членам вкладывать средства в безопасный инструмент и поможет сохранить возможности для предоставления своевременной и эффективной помощи МВФ странам-членам на цели урегулирования платежного баланса. В настоящее время МВФ имеет два двусторонних соглашения о покупке облигаций на сумму примерно 61 млрд долларов США [10, стр.4]. В случае участников НСЗ, имеющих двусторонние кредитные линии, эти кредитные линии не увеличивают общие ресурсы, доступные МВФ в рамках их кредитных соглашений НСЗ. После учреждения периода вступления в действия согласно НСЗ МВФ будет использовать двусторонние кредитные линии, предоставленными участниками НСЗ, только для финансирования обязательств в рамках других поддерживаемых МВФ договоренностей, утвержденных до первого периода вступления НСЗ в действие [10, стр.2].

Накопленные фондом финансовые ресурсы идут на поддержание мировой валютно-финансовой системы. В частности, на кредитование стран, испытывающих затруднения с платежным балансом. Механизмы предоставления кредитов МВФ нуждающимся странам разнообразны. В зависимости от целей и условий кредитования МВФ использует различные механизмы и специально организуемые им внутри себя фонды. Обычная практика кредитования заключается в том, что страна-заемщик покупает у Фонда необходимые ей валютные средства за национальную валюту. После истечения срока займа происходит обратный выкуп. Поскольку заемщиком в большинстве случаев является страна, не имеющая свободно конвертируемой валюты, то эта операция превращается в обычный кредит. За саму операцию фонд берет 0,5% комиссионных от суммы сделки, а процентная ставка базируется на рыночных котировках.

МВФ может предоставить финансовые средства любой стране-члену, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах или нуждается в финансовых ресурсах для осуществления экономических реформ или стабилизации платежного баланса. Современная кредитная деятельность МВФ осуществляется несколькими видами финансирования: обычное, специальное и льготное финансирование. По методологии МВФ эти виды финансирования называются механизмами:) Обычные механизмы (Tranche Policies) - механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).

) Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей", а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Tranche). Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию, или позицию по резервной доле. Государство в любой момент может произвести покупку в рамках своей резервной доли. Единственным условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса. Они не облагаются сборами, и Фонд не требует последующего выкупа.

) Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями.

Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В 1978 г. после пересмотра Устава первое ограничение было устранено, а действие второго МВФ получил право приостанавливать. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.

) Договоренности о резервных кредитах (кредитах "стэнд-бай"). Договоренности о резервных кредитах (Stand-by Arrangements) стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов фактически представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. То есть соглашение о кредите "стэнд-бай" дает заемщику право на покупку ресурсов в пределах очередной суммы в течение установленного срока. Покупки обычно производятся поэтапно на ежеквартальной основе, причем выделение Фондом средств зависит от выполнения условий реализации и завершения периодических обзоров. С начала 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов. Погашение полученных кредитов осуществляется путем выкупа национальной валюты заемщиком в течение от 3,25 до пяти лет.

) Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования - МРК (Extended Fund Facility - EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) - ежеквартально, раз в полугодие или, в некоторых случаях, помесячно. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об экономической и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности контролируется со стороны МВФ путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых "критериев реализации" (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит неэффективно, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша [21, стр. 351-352].) Специальные механизмы - механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Как правило, финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда. Специальные механизмы включают:

) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования - МКЧФ (Compensatory and Contingency Financing Facility - CCFF); предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п.

) Механизм финансирования буферных запасов - МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility - BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.

) Механизм финансирования системных (структурных) преобразований - МФСП (Systemic Transformation Facility - STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд долл. США). В конце декабря 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.

) Механизм финансирования дополнительных резервов - МФДР (Supplemental Reserve Facility - SRF); учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось следствием азиатского кризиса и частью политики МВФ по предотвращению распространения таких кризисов. Предоставление кредитных средств через МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год. В течение первого года с момента утверждения кредита Фонд взимает надбавку к обычной процентной ставке по его кредитам в размере 300 базисных пунктов. В конце года ставка увеличивается на 50 б. п., а затем по истечении каждого года ставка возрастает на такую же величину, пока не достигнет 500 б. п. Впервые механизм был использован в декабре 1997 г. для предоставления помощи Южной Корее на сумму 9,95 млрд СДР, затем в июле 1998 г. для предоставления помощи России - 4 млрд СДР, в декабре 1998 г. - Бразилии 9,1 млрд СДР.

) Чрезвычайные кредитные линии - ЧKJI (Contingent Credit Lines - CCL). По предложению президента США У. Клинтона, с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и МБРР 6 октября 1998 г., Большая семерка 30 октября 1998 г. официально предложила Фонду образовать еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден в апреле 1999 г. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц. Кредиты ЧKJ1 представляют собой расширенный вариант МФДР. Если кредиты последнего предназначены для стран, уже находящихся в кризисе, то кредиты ЧKJI призваны не допустить, предотвратить кризис. Финансовые характеристики ЧKJI схожи с МФДР: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение кредита в течение одного-полутора лет [26, стр.287-288].) Механизмы льготного финансирования созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников - главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы.

) Трастовый (доверительный) фонд - ТФ (Trust Fund - TF) действовал в 1976-1981 гг. Был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов стали наименее развитые страны (доход на душу населения в 1973 г. не выше 300 СДР и в 1975 г. - не более 520 долл. США). Страны-заемщицы не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка по кредиту была 0,5% годовых, погашение - в течение срока, начинавшегося через пять с половиной лет и заканчивавшегося через 10 лет после даты фактической выборки средств. 55 стран получили из трастового фонда 3,0 млрд СДР (3,7 млрд долл. США). Остальная часть средств была передана развивающимся странам пропорционально их квотам.

) Механизм финансирования структурной перестройки - МФСП (Structural Adjustment Facility - SAF) действовал в течение периода 1986-1993 гг. В рамках МФСП предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты (с годовыми лимитами в 15,20 и 15% для первого, второго и третьего года соответственно). Кредитами по линии МФСП могли пользоваться страны-члены МВФ, имевшие право на получение льготных займов Международной ассоциации развития (МАР) - одного из филиалов Всемирного банка. К моменту прекращения действия механизма 36 стран получили кредиты на сумму 1,9 млрд СДР, или около 2.6 млрд долл. США, из которых фактически были использованы1.6 млрд СДР (2,2 млрд долл. США).

) Механизм расширенного финансирования структурной перестройки - МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility - ESAF) существует с декабря 1987 г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при поддержке ресурсов МРФСП, более комплексные и радикальные по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП. Страна-член имеет возможность получить по линии МРФСП кредит сроком на три года в размере до 190% квоты, при исключительных обстоятельствах - до 255% квоты. Для получения средств нужно разработать при содействии экспертов МВФ и Всемирного банка "Документ об основах экономической политики" - ДОП (Policy Framework Paper - PFP) на весь трехлетний период действия программы структурной перестройки. Наблюдение за выполнением договоренностей МРФСП ведется с помощью ежеквартальных финансовых и структурных контрольных показателей. Средства по кредитам МРФСП предоставляются один раз в полгода: первоначально - после утверждения годовой договоренности, а затем в зависимости от выполнения критериев реализации и по завершении анализа достигнутых результатов, проводимого в середине срока действия договоренности [21, стр.354-355].

В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:

) Механизм экстренного финансирования - МЭФ (Emergency Financing Mechanism - EFM). Был образован в сентябре 1995 г. И представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds) может осуществляться в рамках договоренностей с государствами-членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании в целях повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Стабилизационные валютные фонды, по мнению МВФ, могут эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике. Поэтому применение этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы инфляции, которые были бы совместимы с намеченными ориентирами изменения валютного курса.

) Экстренная помощь (Emergency Assistance) оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты, и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации. Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов.

) Помощь странам, пережившим конфликт. В сентябре 1995 г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. На этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану, Сьерра-Леоне, Республике Конго. Кроме выше перечисленных механизмов и процедур МВФ имеет право учреждать временные кредитные механизмы, которые финансируются за счет привлеченных средств. Примером такого временного механизма может служить: Нефтяной фонд (Oil Facility - OF), который использовался в 1974-1976 гг. для предоставления кредитов странам-членам, являвшимся импортерами нефти, в целях покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов; Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility - SFF), или "Фонд Витгевеена" (Witteveen Facility) названный по имени директора-распорядителя МВФ, время действия - 1979-1982 гг., который предоставлял дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ; Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund’s Resources), действовавшая в 1981-1992 гг. в целях предоставления дополнительных кредитов странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот.

В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной, нуждающейся в займе, обязательств скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ. Рекомендации МВФ (разработанные Дж. Вильямсоном и получившие название "Вашингтонский консенсус",) относятся как к развивающимся, так и к странам с переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, обязательные для выполнения:

) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);

) приоритеты общественным расходам (субсидии должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);

) налоговая реформа (база налогообложения должна быть широкой, и предельные ставки налогов должны быть умеренными);

) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; позитивные реальные ставки процента препятствуют бегству капитала и увеличивают накопления);

) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны принять конкурентные обменные курсы, которые будут стимулировать экспорт);

) либерализация торговли (тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);

) прямые иностранные инвестиции (зарубежные капиталовложения могут принести необходимый капитал и квалификацию и потому должны поощряться);

) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или имеют прямую личную долю в прибылях предприятия, или подотчетны тем, кто ее имеет; государственные предприятия следует приватизировать);

) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);

) права собственности (права собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства) [21, c.360].

Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер, обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве [19, стр.631].

Таким образом, МВФ по своей организационно-правовой структуре сильно напоминает акционерное общество, в котором степень влияния страны на принятие Фондом решений определяется ее квотой. Наибольшую квоту имеют США. Квоты стран-участниц, а также золотые авуары и соглашения о займах формируют финансовые ресурсы МВФ. Они же являются источниками выдаваемых МВФ кредитов. Сущность кредитования Фондом заключается в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Кредиты МВФ выдаются странам на разных условиях и основываются на одном из механизмов финансирования: обычном, специальном или льготном. Каждый механизм включает в себя несколько видов финансирования, используемых в зависимости от ситуации, страны-заемщика и ее финансового состояния. В любой момент в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствий кризисных явлений в странах-членах и недопущению перерастания кризиса в мировой.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.