Теоретические аспекты налогообложения при недропользовании — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические аспекты налогообложения при недропользовании

2020-04-01 183
Теоретические аспекты налогообложения при недропользовании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Российская Федерация обладает уникальными по своему масштабу, количественным и качественным характеристикам природно-минеральными богатствами. Этим обуславливается значительная доля добывающих отраслей промышленности в общем объеме экономики Российской Федерации. Очевидно, что во многом налоговая политика государства отталкивается от степени развития экономики страны и ее отраслей, приоритетов их дальнейшего развития. Поэтому значительную часть в налоговых доходах федерального бюджета составляют доходы от использования природных ресурсов. Этим предопределяется необходимость выработки и применения обоснованных и эффективных форм правового регулирования налогообложения добывающих отраслей российской экономики.

Прошло уже более 20 лет со времени принятия Закона <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> Российской Федерации «О недрах», а прения и дискуссии по поводу необходимости его коренной переработки и совершенствования (как максимум) или внесения существенных изменений (как минимум) не прекращаются и по сей день. В курсовой работе отмечается, что имеется потребность в упорядочивании, систематизации и в конечном итоге в кодификации законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования.

Введение с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых ознаменовало новый этап в развитии отечественного законодательства в области налогообложения недропользования, так как НДПИ заменил три различных платежа, регулирование которых осуществлялось нормативными актами, относящимися сразу к нескольким отраслям законодательства.

Выбранная тема весьма актуальная в современных условиях, когда закладываются основы правового государства и проводятся реформы во всех сферах жизни.

Целью настоящей работы является рассмотрение специфики и изучение механизма взимания налога на добычу полезных ископаемых и путей совершенствования указанного механизма.

Для этого и поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты налогообложения при недропользовании;

Проанализировать динамику поступления налогов при недропользовании в федеральный бюджет России;

Исследовать пути реформирования системы налогообложения недропользования в РФ.

Объектом исследования в данной работе является механизм взимания НДПИ в России и пути его совершенствования.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, а также нормативные акты и другие методические документы по изучаемому вопросу.

Информационную базу составили статистические и другие информационные источники, законодательные акты, регулирующие налогообложение.

налог недропользование бюджет платеж


Анализ поступления налогов при недропользовании в федеральный бюджет России

Заключение

 

Деятельность по добыче полезных ископаемых в настоящее время имеет крайне важное значение для развития экономики России, что предопределяет необходимость создания стабильного правового пространства для данной деятельности, построенного на общеправовых принципах справедливости и равенства. Кроме того, принимая во внимание такие особенности добывающей отрасли, как необходимость произведения недропользователем значительных затрат до начала добычи и на первых стадиях добычи полезных ископаемых, а также существенные риски, связанные с причинами природно-географического, экономического и политического характера, для привлечения инвестиций в добывающую отрасль и обеспечения полного и рационального освоения месторождений полезных ископаемых необходимо предоставление недропользователям дополнительных гарантий стабильности и справедливости налогового бремени. Представляется, что без этого вряд ли возможно полноценное развитие добывающей отрасли экономики в интересах населения Российской Федерации.

Анализ показывает, что законодательство о недрах Российской Федерации, дающих значительную часть поступлений в бюджеты всех уровней, существенно отстает в своем развитии, за 20 лет осуществления преобразований практически не сдвинулось со стартовых позиций, определенных принятием базового Закона <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> Российской Федерации «О недрах» 1992 г., и нуждается в скорейшем развитии основных институтов в целях регулирования горных отношений на современном уровне.

Во введении поставлены цель и задачи работы, определены объект, и актуальность выбранной темы.

Первая глава посвящена изучению сущности, истории возникновения и особенностям взимания НДПИ.

В действующем законодательстве о недрах отсутствуют нормы и принципы, определяющие специфику создания и ликвидации горнодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, регулирующие имущественные, договорные отношения в сфере недропользования и др. Существенные пробелы особенно проявляются в следующих направлениях:

) управлении использованием и охраной недр;

) разграничении права государственной собственности между Федерацией и субъектами Федерации;

) правовом статусе отдельных категорий полезных ископаемых;

) правовом режиме горного имущества;

) создании и укреплении минерально-сырьевой базы страны и удовлетворении ее потребностей в минерально-сырьевых ресурсах;

) приватизации и переходе горных отношений к рыночной экономике;

) обеспечении устойчивого развития недропользования на основе принципов международных конвенций.

Во второй главе мною были проанализирована структура и динамика поступлений НДПИ в бюджет за 2009 - 2011 года.

В третьей главе были рассмотрены основные направления оптимизации взимания НДПИ в РФ.

 


Введение

 

Российская Федерация обладает уникальными по своему масштабу, количественным и качественным характеристикам природно-минеральными богатствами. Этим обуславливается значительная доля добывающих отраслей промышленности в общем объеме экономики Российской Федерации. Очевидно, что во многом налоговая политика государства отталкивается от степени развития экономики страны и ее отраслей, приоритетов их дальнейшего развития. Поэтому значительную часть в налоговых доходах федерального бюджета составляют доходы от использования природных ресурсов. Этим предопределяется необходимость выработки и применения обоснованных и эффективных форм правового регулирования налогообложения добывающих отраслей российской экономики.

Прошло уже более 20 лет со времени принятия Закона <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> Российской Федерации «О недрах», а прения и дискуссии по поводу необходимости его коренной переработки и совершенствования (как максимум) или внесения существенных изменений (как минимум) не прекращаются и по сей день. В курсовой работе отмечается, что имеется потребность в упорядочивании, систематизации и в конечном итоге в кодификации законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования.

Введение с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых ознаменовало новый этап в развитии отечественного законодательства в области налогообложения недропользования, так как НДПИ заменил три различных платежа, регулирование которых осуществлялось нормативными актами, относящимися сразу к нескольким отраслям законодательства.

Выбранная тема весьма актуальная в современных условиях, когда закладываются основы правового государства и проводятся реформы во всех сферах жизни.

Целью настоящей работы является рассмотрение специфики и изучение механизма взимания налога на добычу полезных ископаемых и путей совершенствования указанного механизма.

Для этого и поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты налогообложения при недропользовании;

Проанализировать динамику поступления налогов при недропользовании в федеральный бюджет России;

Исследовать пути реформирования системы налогообложения недропользования в РФ.

Объектом исследования в данной работе является механизм взимания НДПИ в России и пути его совершенствования.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, а также нормативные акты и другие методические документы по изучаемому вопросу.

Информационную базу составили статистические и другие информационные источники, законодательные акты, регулирующие налогообложение.

налог недропользование бюджет платеж


Теоретические аспекты налогообложения при недропользовании

 Эволюция законодательного регулирования пользования недрами

 

Одним из необходимых этапов исследования правового регулирования налогообложения недропользования является изучение исторического аспекта данного вопроса. В России элементы правового регулирования получения государством дохода от горных промыслов до возникновения налогового законодательства устанавливались в нормах горного законодательства, становление которого связывается с эпохой Петра Великого, к которой относится и создание российской горной промышленности. Основным законодательным актом Петра Великого, посвященным горному делу, была Берг-привилегия от 10 декабря 1719 г.

июня 1782 г. императрица Екатерина II издала Манифест, который изменил доктрину законодательства о горном деле. Статьей 1 данного документа было установлено, что право частной собственности не только распространяется на поверхность земли, но и включает право собственности на недра вместе с содержащимися в них полезными ископаемыми. Однако фискальные привилегии казны, определяемые правом государственной собственности на все недра вне зависимости от права собственности на землю, были во многом сохранены[1].

Следует отметить, что, с одной стороны, подобные положения Манифеста отражают веяния западных экономических теорий конца XVIII в., не разделяющих собственность на поверхность земли и на недра, как видим, воспринятых Екатериной II. С другой стороны, понимание нецелесообразности отказа государства от преимуществ права государственной собственности на все недра, в частности, горных податей, и преимущественного права покупки государством необходимых ему металлов и минералов в манифесте сохраняются, в чем усматривается определенное внутреннее противоречие данного документа.

Вопрос же права поиска и добычи полезных ископаемых на казенных землях не был урегулирован и решался по усмотрению администрации. Применение на практике положений Манифеста показало необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о горном деле, устранения в нем внутренних противоречий, создания стимулов для развития отечественной горной промышленности и усиления механизма получения государством доходов от горной промышленности.

Следующим этапом развития законодательства о горном деле было издание 13 июля 1806 г. проекта горного Положения, который позже был положен в основу принятого в 1832 г. Устава горного. Данный документ вернул в большой степени свободу в отношении поисков и добычи полезных ископаемых в недрах казенных земель, причем это право сопровождалось обязанностью поставки добытой руды на казенные заводы по установленным ценам, освобождение от которой могло быть сделано в исключительных случаях, когда близлежащие казенные горные заводы не нуждались в поставке руды[1].

Последующее развитие дореволюционного законодательства о горном деле продолжалось вплоть до 1917 г. и было связано, во-первых, с уходом от единообразного правового регулирования всех горных промыслов и созданием различных условий поиска и добычи полезных ископаемых в различных регионах империи и даже на различных месторождениях, а во-вторых, - с постепенной заменой горных податей для отдельных подотраслей горного дела уплатой общего промыслового налога, постепенной отменой права преимущественной покупки государством полезных ископаемых с сохранением его только для золотодобывающей промышленности.

Таким образом, в настоящее время в связи с необходимостью полного и всестороннего исследования проблем правового регулирования налогообложения недропользования вопрос о регальной природе платы за пользование недрами (горных податей, роялти, налога на добычу полезных ископаемых) не только не потерял своей актуальности, но и потребовал нового освещения применительно к изменившимся социально-экономическим и юридическим условиям. Дореволюционные исследователи законодательства о горном деле связывали возникновение горной регалии в России с объявлением права государственной собственности на недра.

До 1917 г. существовала горная регалия в виде казенных горных заводов. Что же касается горных податей с частных горных предприятий, то они уже обусловливались не горной регалией, а правом верховной собственности государства на недра и вытекающими из него правами на получение прибыли от добычи полезных ископаемых частными предприятиями. Следовательно, доход государства, получаемый от частных горных заводов (горные подати), носил преимущественно публично-правовой характер. Форма получения этого дохода государством в виде горных податей была более близка к налоговым платежам, так как установление горных податей осуществлялось законом или актом, приравненным к нему по юридической силе, уплата их производилась для удовлетворения необходимых общественных потребностей в государственную казну под страхом государственного принуждения.

Анализ показывает, что законодательство о недрах Российской Федерации, дающих значительную часть поступлений в бюджеты всех уровней, существенно отстает в своем развитии, за 20 лет осуществления преобразований практически не сдвинулось со стартовых позиций, определенных принятием базового Закона <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> Российской Федерации «О недрах» 1992 г., и нуждается в скорейшем развитии основных институтов в целях регулирования горных отношений на современном уровне[2].

Если учитывать, что дополнения и изменения в Закон <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> Российской Федерации «О недрах» вносились более 13 раз (в 1996, 1999, 2000, 2001 (дважды), 2002, 2003, 2004 (дважды), 2006, 2008, 2010, 2011, 2012 гг.), то можно утверждать, что мнение специалистов о несовершенстве этого Закона является вполне обоснованным. Что касается направлений, по которым должно развиваться законодательство о недрах, то здесь единой точки зрения до настоящего времени не существует. Еще в 1994 г. профессором, доктором технических наук М.Е. Певзнером была выдвинута идея кодификации горного законодательства и создания нового сводного акта - Кодекса России о недрах.

Современная правовая доктрина устанавливает, что кодификация законодательства является одной из форм систематизации и развития законодательства. Под термином «кодификация» понимается коренная переработка действующих нормативных правовых актов в определенной сфере общественных отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, освобождения правового массива от устаревших и недействующих норм. В процессе кодификации анализируется весь объем нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений, в целях устранения противоречий и несогласованностей между ними, ликвидации пробелов и дублирующих норм. Кроме того, при проведении кодификации разрабатываются ранее отсутствовавшие в законодательстве нормы, потребность в закреплении которых продиктована практикой и временем, а также нормы и принципы, ликвидирующие пробелы.

Надо признать, Законы Российской Федерации «О недрах» <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J>, «О соглашениях о разделе продукции» <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A1647CA622E534E9F264E4gEU8J> и другие федеральные законы не сформировали целостную и эффективную правовую основу для регулирования отношений недропользования[2].

Недостатки горного законодательства в Российской Федерации состоят, прежде всего, в его неразвитости на федеральном уровне. Во многих случаях нормы законов декларативны, их реализация не обеспечена актами подзаконного характера, предусматривающими механизм эффективного правоприменения. В федеральном законодательстве о недрах масса пробелов, противоречий, несогласованностей и неточностей, что затрудняет его применение, а также создает поле деятельности для коррупционеров, масса отсылочных и бланкетных норм, в том числе и к непринятым нормативным актам. Так, например, в действующем законодательстве о недрах отсутствуют нормы и принципы, определяющие специфику создания и ликвидации горнодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, регулирующие имущественные, договорные отношения в сфере недропользования и др.

Существенные пробелы особенно проявляются в следующих направлениях:

управлении использованием и охраной недр;

разграничении права государственной собственности между Федерацией и субъектами Федерации;

правовом статусе отдельных категорий полезных ископаемых;

правовом режиме горного имущества;

создании и укреплении минерально-сырьевой базы страны и удовлетворении ее потребностей в минерально-сырьевых ресурсах;

приватизации и переходе горных отношений к рыночной экономике;

обеспечении устойчивого развития недропользования на основе принципов международных конвенций.

Идея кодификации законодательства о недрах в настоящее время стала достаточно популярной, и поэтому появился ряд предложений относительно того, как должна развиваться политика принятия подобного акта, как должен называться этот новый сводный акт и какова должна быть его структура. К сожалению, все многочисленные попытки кодифицировать законодательство о недрах оказались безуспешными и его развитие пошло по пути корректировки Закона <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A16479A322E534E9F264E4gEU8J> «О недрах». Эти изменения не устраняют один из основных недостатков Закона - его «геологическую направленность». Указанная тенденция свидетельствует о том, что имеется потребность в упорядочивании, систематизации и в конечном итоге в кодификации законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования. Это выражается в попытках разработки различных проектов соответствующего федерального закона, нередко именуемого кодексом. Предполагается, что потенциальный Кодекс о недрах будет состоять из двух частей: Общей и Особенной. В Общей части должны излагаться правовые нормы - общие для всех видов пользования недрами. В Общей части проекта кодекса необходимо определить предмет и сферу правового регулирования, дать определения основным понятиям, уточнить состав законодательства, регулирующего отношения недропользования. В отдельном разделе Общей части целесообразно закрепить нормы по государственному регулированию отношений недропользования, определив в том числе полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также сосредоточив в указанном разделе публичные требования государства как собственника недр по рациональному использованию и охране недр. В этом же разделе нужно установить нормы, позволяющие передавать полномочия в сфере недропользования от федеральных органов исполнительной власти к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации[2].

В Общей части проекта Кодекса будут также сосредоточены нормы и принципы, устанавливающие государственную собственность на недра и содержащиеся в них в естественном состоянии полезные ископаемые.

Особенная часть проекта Кодекса должна состоять из разделов, регулирующих общественные отношения, возникающие в каждом виде пользования недрами. Особенную часть проекта кодекса целесообразно сформировать на базе разработанных федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере деятельности по разработке различных видов полезных ископаемых: углеводородного сырья, твердых полезных ископаемых, драгоценных металлов и камней, подземных вод, радиоактивных полезных ископаемых, пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. В этом же разделе можно сосредоточить нормы, регулирующие отношения по воспроизводству минерально-сырьевой базы и деятельности государственной геологической службы.

Одно из предложений касается переноса статьи о платежах за право пользования недрами из Налогового кодекса <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A0647AA122E534E9F264E4E8878C39DF59D24746E652gCU6J> Российской Федерации в Кодекс о недрах. Это связано с тем, что в Налоговом кодексе невозможно учесть многие особенности, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых. Государство как собственник недр заинтересовано в том, чтобы в разработку вовлекались месторождения бедных и забалансовых полезных ископаемых, а также месторождения со сложными горно-геологическими условиями. Но инвестор начнет вкладывать средства в освоение подобных объектов только при условии, что ему будет предоставлен благоприятный налоговый режим. Все особенности такого режима целесообразно подробно описывать в сводном акте, регулирующем недропользование, а не в Налоговом кодексе <consultantplus://offline/ref=8CC596E44181C38E6C7E5C5B2F5C90FA36A0647AA122E534E9F264E4E8878C39DF59D24746E652gCU6J>, для которого налог на добычу полезных ископаемых является лишь одним из многочисленных видов налогообложения юридических и физических лиц.

Кроме того, акцент необходимо сделать на текущем контроле за деятельностью недропользователей в современных условиях. Сущность проблемы заключается в том, что переход к построению рыночной экономики предполагает ослабление контролирующих функций государства за деятельностью недропользователей. При этом возникает опасность усиления хищнических тенденций при эксплуатации месторождений, прикрываемых необходимостью обеспечения рентабельности горнодобывающего предприятия, несоблюдения условий, на которых были выданы лицензии на право добычи полезных ископаемых, нарушений согласованных в установленном порядке планов развития горных работ, искажения базы для исчисления налогов за пользование недрами.

Одним из направлений усиления негосударственных форм контроля за деятельностью недропользователей является создание независимой вневедомственной службы горного аудита и правовое закрепление ее функций. Это нововведение также должно найти свое отражение в проекте Кодекса о недрах. Безусловно, внимание следует уделить наиболее актуальной проблеме современности - непроработанному вопросу разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе. На сегодняшний день указанная сфера отношений является наиболее запутанной и сложной.

Кодекс сможет детально урегулировать всю область отношений системы конкурсного отбора претендентов на получение лицензии на пользование недрами, включая определение видов конкурсов и условий их проведения, подготовку материалов к конкурсу, порядок предоставления заявок, возможного их отклонения, а также задачи и полномочия конкурсных комиссий, механизм проведения конкурсов и порядок принятия ими решений. Более детально могут быть урегулированы отношения в области экологической безопасности недропользования, уточнены в соответствии с современными требованиями отношения по государственному надзору и контролю за использованием и охраной недр.

Нуждается в закреплении и положение о необходимости страховать имущественные риски недропользователей и риски, связанные с возможностью отрицательного воздействия на окружающую среду, включая расходы на рекультивацию и мелиорацию нарушенных земель.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.