История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-04-01 | 1166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Изучение массы в начальной школе
Введение
Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая величина - это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин - это одно из средств связи обучения с жизнью.
Величины рассматриваются с I по IV класс в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей: обучение измерению связывается с обучением счету; новые единицы измерения вводятся вслед за введением соответствующих счетных единиц; арифметические действия выполняются над натуральными числами и над величинами. Измерительные и графические работы как наглядное средство используются при решении задач. Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
|
Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на: выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований. Это касается и такой величины как масса.
Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Масса и единицы её измерения», необходимо пополнить её новыми упражнениями из системы развивающего обучения.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: процесс изучения массы и единиц ее измерения.
Цель исследования - охарактеризовать методику формирования знаний и умений по теме «Масса и единицы ее измерения».
Задачи исследования:
1. Изучить общетеоретические аспекты методики изучения массы в начальных классах.
2. Рассмотреть современные подходы к изучению массы и единиц ее измерения.
. Отобрать содержание и методические приёмы, используемые при изучении массы и единиц ее измерения.
Гипотеза исследования: процесс изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если у учащихся будут сформированы теоретические знания о величине масса и ее единицах, будет раскрыта взаимосвязь между величиной и числом, что достигается при помощи разнообразных упражнений, заданий творческого характера, игрового материала.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами применялись следующие методы исследования:
|
теоретический анализ педагогической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
- анализ работы учащихся на уроке;
- наблюдение за учебным процессом в школе;
собеседование.
База исследования: МОУ СОШ №7 г.Михайловки, 1 «В» класс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы (27 источников), приложения (5).
Глава 1. Теоретические и методические основы методики изучения массы в начальной школе
Выводы по 1 главе
Итак, перечислим основные задачи изучения темы «Масса»:
) сформировать у школьником конкретные представления о массе тела;
) познакомить учащихся с единицами измерения массы (килограмм, грамм, тонна, центнер) и соотношениями между ними;
) создать условия для овладения учащимися умениями измерять массу, выражать результаты измерения различных единицах измерения;
) сформировать умение переводить массы, выраженные в единицах одних наименований, в единицы других наименований;
) сформировать у младших школьников умение выполнять арифметические действия над величинами «масса».
При работе над темой «Масса» необходимо, прежде всего, заботиться о том, чтобы знания детей не были формальными. При этом большое значение приобретает организация практической работы, направленной на обобщение и систематизацию уже имеющихся у детей представлений о величинах и их измерении.
Выводы по 2 главе
Итак, данное исследование мы провели на базе 1 «В» класса МОУ СОШ №7. В эксперименте участвовало 20 детей. В начале мы провели констатирующий эксперимент. В начале работы дети допускали много ошибок, практически все задания вызвали затруднения.
После этого мы провели формирующий эксперимент.
В ходе нашего исследования мы повышали качество знания учеников 1 класса по теме «Масса и единицы ее измерения».
Мы применяли соответствующие возрасту и интересам детей задания и упражнения на измерение, сравнение единиц массы. Большинство детей усвоили данный материал. Прирост интегрального показателя, а следовательно, и качество знаний, увеличился с 3,2 до 4,4.
Таким образом, используя разнообразные развивающие задания, направленные на практическое их выполнение, мы повысили качество знаний и умений по теме «Масса и единицы ее измерения».
Заключение
|
Масса - одна из основных физических величин, которая изучается в начальной школе на уроках математики..
Этапы формирования представлений об измерении массы тела аналогичны тем, которые используются при измерении длины и площади: сравнение массы предметов по ощущению (тяжелее, легче на руке), выяснение отношения "тяжелее", "легче" с помощью инструмента - чашечных весов, а затем отвешивание и развешивание груза с помощью весов и гирь (разновесов), когда уже выбрана единица измерения массы.
При формировании представлений о массе учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Знакомство с основной единицей измерения массы - килограммом - происходит в процессе выполнения практических заданий на сравнение массы предметов на основе мускульных ощущений, в результате чего учащиеся приходят к выводу о необходимости взвешивания предметов и измерения их массы в соответствующих единицах.
На следующем этапе происходит знакомство с измерительными инструментами, приборами (весы) и формирование измерительных умений и навыков. Введение новых единиц измерения приводит к необходимости установления соотношений между ними, которые усваиваются учащимися при выполнении различных упражнений. Заключительным этапом изучения данного вопроса в начальных классах является рассмотрение сложения и вычитания величин, выраженных в различных единицах измерения, а также умножение и деление величины на число.
Уроки, связанные с измерением величин, вызывают у учащихся большой интерес, если учитель использует на них практические задачи, позволяющие учащимся осознанно усвоить характерные особенности вводимых понятий.
При формировании представлений о величинах учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Так при сравнении длин отрезков учащиеся сначала используют такие приемы, как сравнение “на глаз”, наложение, приложение, затем для сравнения используют различные мерки. В процессе выполнения упражнений учащиеся подводятся к выводу о необходимости введения единиц измерения. На следующем этапе происходит знакомство с измерительными инструментами, приборами (линейка, весы) и формирование измерительных умений и навыков. Введение новых единиц измерения приводит к необходимости установления соотношений между ними, которые усваиваются учащимися при выполнении различных упражнений. Заключительным этапом изучения данного вопроса в начальных классах является рассмотрение сложения и вычитания величин, выраженных в различных единицах измерения, а также умножение и деление величины на число.
|
Данным подходом можно руководствоваться не только при изучении длины отрезка и массы тела, но и при формировании представлений о площади фигуры, единицах ее измерения, а также единицах измерения времени. Единый методический подход способствует формированию общего представления о величинах.
Итак, в ходе выполнения курсовой работы мы изучили общетеоретические аспекты методики изучения массы в начальных классах, а также рассмотрели современные подходы к изучению массы и единиц ее измерения. Используя полученные знания, мы отобрали содержание и методические приёмы, используемые при изучении массы и единиц ее измерения.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, а именно, процесс изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если у учащихся будут сформированы теоретические знания о величине масса и ее единицах, будет раскрыта взаимосвязь между величиной и числом, что достигается при помощи разнообразных упражнений, заданий творческого характера, игрового материала, в основном подтвердилась.
Литература
. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1997.
2. Александрова Э.И, Математика. Рабочий вариант для 3 класса. (Программа развивающего обучения). Часть 2. М.: «Дом педагогики», 1995.
. Александрова Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита - Пресс, 2002.
. Алмазова И.Р. Сборник задач и примеров по математике для начальных классов. М.: -Просвещение, 1999.
. Аргинская И.И., Ивановская Е.А. Математика: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. - Самара: изд. дом «Федоров», 2000.
. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика. - Самара: Учебная литература, 2002.
. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Педагогика, 1984.
. Бородулько М.А., Стойлова Л.П. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. 1996. - №8.
. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Методическое пособие для учителей и родителей. Владос, 2001.
. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
|
. Клименченко Д. Величины и их измерения. Для внеклассных занятий по математике // Начальная школа. 1990. - №6.
. Клименченко Д. В. Время. Меры времени, календарь // Начальная школа. - 1999. - № 6.- С. 34.
. Комар О. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер времени // Начальная школа. - 1994. -№ 6.- С. 43.
. Математика 1 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.Г. Петерсон для четырехлетней начальной школы) / Авт. сост. Т.В. Бут. Волгоград, 2003.
. Матханова М.С, Изучаем величины // Начальная школа. 2004. - №8.
. Методика начального обучения математике. Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Под ред. Л.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1972.
. Моро М.И. и др. Математика в 1 классе: Пособие для учителя трехлетней начальной школы / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1989.
. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1978.
. Основы методики начального обучения математике. Пособие для учителей. Под ред. А.С. Пчелко. М.: Просвещение, 1965.
. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Ч. 1. М., 2001.
. Степанова С.В. Тема «Величина» в курсе математика для 4 класса // Начальная школа. 1989. - №8.
. Стойлова А.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 “Преподавание в начальных классах общеобр. шк.”. - М.: Просвещение, 2004. Тихоненко А.В. Изучение понятия величины по системе развивающего обучения В.В,Давыдова // Начальная школа. 1999. - №4.
. Тихоненко А. В. Формирование представлений о массе тел и емкости// Начальная школа.- 1997. - № 9. - С. 75.
. Эднеев И.П. Математика в начальных классах. -М.: Просвещение.1997.
. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Математика: Пробный учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Педагогика, 1999.
. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. - М.: Педагогика, 1988.
. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе. М.: Просвещение, 1978.
Изучение массы в начальной школе
Введение
Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая величина - это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величин - это одно из средств связи обучения с жизнью.
Величины рассматриваются с I по IV класс в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей: обучение измерению связывается с обучением счету; новые единицы измерения вводятся вслед за введением соответствующих счетных единиц; арифметические действия выполняются над натуральными числами и над величинами. Измерительные и графические работы как наглядное средство используются при решении задач. Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
Однако, результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на: выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований. Это касается и такой величины как масса.
Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Масса и единицы её измерения», необходимо пополнить её новыми упражнениями из системы развивающего обучения.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: процесс изучения массы и единиц ее измерения.
Цель исследования - охарактеризовать методику формирования знаний и умений по теме «Масса и единицы ее измерения».
Задачи исследования:
1. Изучить общетеоретические аспекты методики изучения массы в начальных классах.
2. Рассмотреть современные подходы к изучению массы и единиц ее измерения.
. Отобрать содержание и методические приёмы, используемые при изучении массы и единиц ее измерения.
Гипотеза исследования: процесс изучения массы и единиц ее измерения в начальной школе будет осуществляться более эффективно, если у учащихся будут сформированы теоретические знания о величине масса и ее единицах, будет раскрыта взаимосвязь между величиной и числом, что достигается при помощи разнообразных упражнений, заданий творческого характера, игрового материала.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической литературы, школьной документации по исследуемой проблеме;
- анализ работы учащихся на уроке;
- наблюдение за учебным процессом в школе;
собеседование.
База исследования: МОУ СОШ №7 г.Михайловки, 1 «В» класс.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы (27 источников), приложения (5).
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!