Достижения и проблемы советского здравоохранения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Достижения и проблемы советского здравоохранения

2020-04-01 533
Достижения и проблемы советского здравоохранения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Борьба с эпидемиями

Принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения наиболее ярко проявился в борьбе с эпидемиями и массовыми заболеваниями. Научные разработки исследовательских институтов использовались в практике здравоохранения. И наоборот, успешная борьба с эпидемиями позволяла проверять на практике и закреплять научные выводы, выдвигать новые научные задачи.

В те годы был окончательно установлен механизм передачи сыпного тифа и разработаны способы его предупреждения (Л. В. Громашевский), достигнуты крупные успехи в борьбе с чумой (Д. К. Заболотный), получены и внедрены в практику вакцины против чумы (М. П. Покровская) и бруцеллеза (П. Ф. Здродовский), создана живая вакцина против полиомиелита, что позволило полностью ликвидировать это заболевание (А. А. Смородинцев, М. П. Чумаков). Практически одновременно был разработан и осуществлен комплекс мер по ликвидации малярии, создано учение о природной очаговости трансмиссивных болезней, таких как чума, туляремия, бруцеллез, клещевой возвратный тиф,риккетсиозы, энцефалиты (Е. Н. Павловский). Научные паразитологические экспедиции под руководством Е. Н. Павловского исколесили всю страну и по приглашению правительств других стран продолжили исследования в Иране, Афганистане, Индии. Результаты стали очевидны уже в конце 1920-х годов.       

На протяжении 1920-х годов высокой оставалась статистика малярии, а с начала 1930- х гг. в Поволжье, на Северном Кавказе, республиках Средней Азии начался подъем этого заболевания. Правовые основания для проведения чрезвычайных противомалярийных мер, таких как массовое обследование населения, работникам здравоохранения дало постановление СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с малярией» (1934 г.). В 1936 г. было обследовано 35 млн. человек. Число зарегистрированных больных в этом году превысило 3,4 млн.

К середине 1920-х гг. удалось полностью победить холеру, которая приобрела большой размах в начале ХХ века, а в годы Гражданской войны охватила 37 губерний. В 1923 г. по всей стране было зарегистрировано 159 случаев, а в 1925 г. – всего 12 случаев этого заболевания. С тех пор на многие годы эта болезнь в СССР не появлялась. В 1936 г. благодаря широкому комплексу мер и активной работе советских эпидемиологов и микробиологов (Д.К. Заболотный, Е.Н. Павловский и др.) в стране была ликвидирована чума.

Педиатрия и родовспоможение

Особое внимание рабоче-крестьянского правительства в первые десятилетия советской власти было обращено к педиатрии и системе родовспоможения. До революции в России крупных детских больниц было мало, большинство имели от 6 до 50 коек. К примеру, в Ярославской губернии имелась лишь одна детская больница на 35 коек, открытая «на благотворительные средства» в 1903 г. Госпитализировались в нее только дети старше 7 лет. Помощь младшим детям оказывалась частнопрактикующими врачами. Например, в Ярославле работали лишь два детских врача. Во всей России имелось 15 детских консультаций и более 40 специальных учреждений для детей «Капли молока».

После Октябрьской революции 1917 г. педиатрия начала быстро развиваться. Ярким примером этого является выделение в самостоятельную отрасль хирургии детского возраста. Первая попытка организации специальной кафедры детской хирургии была сделана в 1919 году в Московском университете, когда был создан специальный профессорский курс, руководителем которого был избран Л.П. Александров. Однако преподавание из-за событий военного времени скоро прекратилось. В 1922 году в Петрограде в институте усовершенствования врачей была открыта кафедра хирургии детского возраста (Ф.К. Вебер, Н.В. Шварц). В 1931 году была создана кафедра детской хирургии на педиатрическом факультете 2-ого Московского медицинского университета. В 1935 году вышел первый учебник «Хирургия детского возраста» для студентов педиатрических факультетов, написанный Н.В. Шварцем.

Развитие ортопедической и травматологической помощи детям в России также началось только в ХХ веке. Основы ее заложили Г.И. Турнер, Р.Р. Вреден, А.А. Козловский, Г.А. Альбрехт и др. В 1932 году в Ленинграде был организован научно-исследовательский институт восстановления трудоспособности физически дефективных детей им. Г.Н. Турнера (ныне Российский научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.Н. Турнера), ставший научным и организационным центром по детской ортопедии. В 1930-х годах начались систематические обследования родильных домов, яслей, детских садов, школ с целью раннего выявления различных деформаций у детей. Организуются первые кабинеты по лечебной гимнастике для детей.

После Октябрьской революции охрана материнства и младенчества была объявлена государственным делом. В конце 1917 года в составе Народного комиссариата

государственного призрения (позднее Наркомат социального обеспечения) был организован отдел охраны материнства и младенчества(ОММ). Активное участие в работе этого отдела принимала А.А. Колонтай.

Одновременно выходит ряд правительственных декретов, согласно которым матери и ребенку обеспечивалась материальная помощь (выдача денежных пособий, питания, одежды). Одним из первых законодательных актов Советской власти был также декрет о социальном страховании (12 ноября 1917 г.), по которому женщине предоставлялся отпуск по беременности и родам с полным сохранением заработной платы на срок от 12 до 16 недель в зависимости от выполняемой работы.

В тяжелые годы революции и Гражданской войны сотни тысяч детей лишились родителей и крова. Борьба с беспризорностью стала одной из главных задач государства. В январе 1921 года постановлением ВЦИК была образована «Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью». Первоначально ее председателем был назначен Ф. Э Дзержинский, а с 1926 года комиссию возглавил нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Под его руководством создаются детские дома и колонии для воспитания беспризорных детей. Только в 1939 г. было признано, что беспризорность в СССР ликвидирована.

Большое внимание уделялось совершенствованию поликлинической помощи детям. В конце 1920-х годов были созданы комплексные поликлинические учреждения -пункты охраны материнства и младенчества (ОММ) и пункты охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) проводящие эффективную работу по оздоровлению детей. В состав пункта ОММ входили: консультация для беременных, социально-правовой отдел, проводящий систематические обследования семей, молочная кухня, приемы врачей специалистов, санитарно-просветительская выставка и др. В составе пунктов ОЗДиП кроме педиатров принимали врачи по 0-10 специальностям, имелись лечебно-диагностические кабинеты. Кроме того, при пунктах ОЗДиП создавались вспомогательные учреждения: стационары дневные и ночные, диетстоловые, оздоровительные площадки, санатории.

При многих учреждениях были устроены выставки по охране материнства и младенчества, главное внимание в них отводилось правилам вскармливания и ухода за ребенком. Врачи пунктов ОММ устраивали конференции матерей, выступали с просветительными лекциями на предприятиях, где основную массу составляли женщины, в клубах, парках, агитпунктах.

Наряду с эпизодическими лекциями все большее распространение получают систематические занятия. Особо можно выделить деятельность А.Н. Антонова. Им была разработана тематика лекций и составлена программа-конспект и список необходимых пособий для цикла из 6 лекций. В дальнейшем эти циклы лекций переросли в форму «школы материнства», которой придавалось очень большое значение. Как высшая ступень «школы материнства» в Ленинградском педиатрическом медицинском институте под руководством Н.И. Туроверовой был создан университет выходного дня для родителей, которой закончили к 1940 г. 360 человек. Также в 1939 – 1940 гг. известными педиатрами страны проводились систематические циклы радиолекций, одновременно на радио шла просветительская работа «в виде часто повторяющихся коротких лозунгов по наиболее актуальным вопросам борьбы с детской заболеваемостью. В целом к 1940 г. в СССР число консультаций, ведущих прием детей, превысило 5 тыс., а общая численность коек для детей составила 85 636.

Единая система охраны материнства и младенчества в основных чертах сложилась к концу 1930-х гг. Это – женские консультации, детские консультации (для детей до 3-х лет), детские поликлиники (для детей старше 3-х лет). В 1938 г. в СССР имелось около 14 тыс. врачей педиатров, тогда как в дореволюционной России эти специалисты были крайне немногочисленны. Значительно снизилась детская смертность.

Развитие санаторно-курортного лечения в СССР

В 1920-1930-е гг. ярким контрастом в сравнении с дореволюционным временем стало санаторно-курортное лечение. Резко изменился социальный состав посетителей санаториев и курортов России. До 1917 года это была в основном богатая публика. Во второй половине XIX века открылся ряд санаториев для неимущих слоев населения на благотворительные средства: санаторий для больных туберкулезом на 50 мест в Тайцах под Петербургом, в Сокольниках и Коняшинский (вместе на 60 мест) – под Москвой, открытый на собранные А.П. Чеховым средства санаторий в Ялте (1903 г.). В летнее время в ряде регионов действовали кумысолечебницы. В годы Первой мировой войны в некоторых губерниях открылись санатории для лечения раненых и больных воинов.

В соответствии с декретом «О лечебных местностях общегосударственного значения» (1919 г.) все курорты были национализированы. После Гражданской войны началось их плановое восстановление и строительство.

Особое внимание было уделено детям. В 1925 г. на берегу Черного моря был создан Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», который на долгие годы стал символом детского оздоровительного отдыха и санитарно-курортного лечения. Советские медики полагали, что органичное сочетание оздоровительной работы и досуга должно исходить из правильного понимания гигиены детского возраста. Важнейшей задачей в этой связи считалось закаливание молодого организма подростка, повышение устойчивости к простудам и болезням.

Медицинское образование в СССР

Для решения многоплановых задач советского здравоохранения требовались подготовленные кадры. В 1913 году на одного врача приходилось 6900 жителей. Здесь Россия заметно отставала от европейских государств и после революции.В этой ситуации была развернута широкая работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.

Тяжелая эпидемиологическая обстановка на фоне нехватки общей численности врачей вынуждала власти в течение 1919-1920 – неоднократно объявлять мобилизации студентов. Среди проблем, мешавших нормальному течению учебного процесса, одной из самых острых, являлась нехватка опытных преподавателей. Немало известных медиков не приняло советской власти, покинув страну (профессора И.П. Алексинский, А.А. Максимов, В.Г. Коренчевский, Г.Е. Рейн, В.Н. Сиротинин и др.). Однако подавляющее большинство известных русских ученых-медиков после колебаний включились в работу по подготовке врачей.

Декларированное советской властью профилактическое направление в здравоохранении обусловило переориентацию медицинского образования на подготовку «врача-общественника». Решением СНК РСФСР (1930 г.) медицинские факультеты выделялись в самостоятельные институты с переподчинением Наркомздраву РСФСР. Этот переход обеспечивал тесную связь вузов с практическим здравоохранением. Для ликвидации дефицита врачей институты переходили к сокращенным срокам обучения (4 года), увеличенным цифрам приема студентов, вводились заочная и вечерняя форма обучения, два приема студентов в год, двухсменные занятия. Количественные установки в вопросах подготовки врачей вышли на первый план.

К 1935 г. в РСФСР насчитывалось уже 28 медицинских институтов. Открылись новые вузы: в Нижнем Новгороде, Иваново, Самаре, Хабаровске, Архангельске и др. Контингенты студентов выросли до 28 тыс. человек. Однако, не подкрепленные необходимой финансовой поддержкой, попытки медицинских институтов организовать ускоренное обучение обнаружили свою несостоятельность. Не удалось быстро наладить качественную работу новых факультетов – охраны материнства, младенчества и детства и санитарно- профилактических, хотя сама идея их открытия давала реальную возможность построения эффективной схемы подготовки врачей дифференцированных специальностей.

Постановление ЦК ВКП (б) «О медицинских кадрах» констатировало «совершенно неудовлетворительное положение» с подготовкой врачей. Отсев студентов из медицинских вузов доходил до 50%.

В 1934 году медицинские институты вернулись к прежним формам и срокам обучения. Укрепление материально-технической базы, вылившееся в конце 1930-х гг. в масштабное строительство учебных зданий, клиник и лабораторий, введение штатно-окладной системы и повышение заработной платы преподавателей, обеспечение учебниками, введение более стабильных учебных планов, отмена социальных критерий при поступлении в вузы – все эти меры сказались на улучшении ситуации в медицинском образовании. Восстановление системы присвоения ученых степеней и званий способствовало качественным сдвигам в преподавательском составе.

Развитие высшего и среднего медицинского образования в нашей стране, выпуск достаточного количества профессиональных медицинских работников возвращали медицину в русло профессионализма. С открытием новых факультетов – охраны материнства, младенчества и детства и санитарно-гигиенических - заметно изменился состав врачей по специальностям. К 1940 г. в системе Наркомздрава СССР работали свыше 6 тыс. санитарных врачей и эпидемиологов. Одновременно медицина стала самой демократичной областью в гендерном плане – к 1940 г. мужчины составляли лишь 25% выпускников вузов, а 75% - приходилось на долю женщин. В 1913 году ситуация была диаметрально противоположной - женщины составляли лишь 13% от общего количества врачей.

Свои национальные кадры врачей появились в национальных и автономных республиках. Более 91% врачей до 1917 г. работали на территории России и Украины, в восточных национальных районах на 1 врача приходилось от 120 тыс. до 150 тыс. населения. За два десятилетия советской власти здесь появились свои собственные национальные кадры врачей, в столицах союзных республик (Тбилиси, Ташкент, Баку, Алма-Ата и др.) открылись свои медицинские институты.

В целом при всех многочисленных сложностях, сопровождавших деятельность советской высшей медицинской школы в предвоенные десятилетия, при всей противоречивости протекавших в ней процессов, ее неуклонный рост трудно переоценить. Армия врачей, подготовленная в 1920-1930-е гг. сыграла решающую роль в спасении сотен тысяч жизней советских людей на фронте и в тылу в году Великой Отечественной войны.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.