Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. Мудров. Мухин. Дядьковский. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. Мудров. Мухин. Дядьковский.

2020-04-01 949
Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. Мудров. Мухин. Дядьковский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Клиника внутренних болезней в первой половине XIX в. Мудров. Мухин. Дядьковский.

В начале XIX в. клиническая медицина получила твердую почву для своего развития – возникло клинико-анатомическое направление, опиравшееся на сугубо клинические методы изучения больного: перкуссию, аускультацию, прощупывание. В результате были описаны новые болезни и синдромы. Распознавание таких болезней, как пневмония, пороки сердца, острый аппендицит, тиф, перитонит, желчно- и почечнокаменная болезнь и др. не представляло стало доступным для врачей. Однако объективные методы, например, термометрия, не применялись.

Если диагностические методы позволяли успешно различать отдельные заболевания, то лечение больных сводилось только к воздействию только на симптомы

 заболевания или же к применению традиционных средств, основанных на теории «гуморальной патологии», т.е. различных способов удаления «болезненной материи» – кровопускания, рвотные, слабительные, отхаркивающие и т.п.

Клиническая медицина превратилась в ветвящееся дерево: к терапии, хирургии, акушерству, глазным болезням добавлялись все новые специальности, соответственно новые клинические дисциплины: педиатрия, неврология, дерматовенерология, гинекология и т.д. В первой половине XIX в. основное направление ее развития оставалось эмпирическим; во второй половине медицина стала на естественнонаучный путь развития. Были достигнуты успехи в понимании природы болезней, механизме их развития, в их распознавании.

Ефрем Осипович Мухин (1766 – 1859) – с 1813 г. профессор медицинского факультета Московского университета (ранее профессор Московской медико-хирургической академии). Преподавал анатомию, физиологию, токсикологию, судебную медицину, медицинскую полицию, одновременно будучи главным врачом Московского воспитательного дома.

Е.О. Мухин много практиковал, без него не обходился ни один консилиум. Множество людей всех званий обращались к нему за помощью. Н.И. Пирогов в своей книге «Вопросы жизни. Дневник старого врача» пишет о Е.О. Мухине: «Старший брат мой лежал больной ревматизмом;...призван был на помощь Ефрем Осипович Мухин, в то время едва ли не лучший практик в Москве... не прошло и нескольких дней мухинского лечения, а больной уже начал поправляться. Верно, тогда все мои домашние, пораженные как будто волшебством, много толковали о чудодействии Мухина». Будущий великий русский хирург был тогда еще ребенком, но именно после этого случая его любимой игрой стала игра в лекаря.

Будучи заботливым и бескорыстным человеком, Е.О. Мухин в 1804-1805 гг. помогал материально обучавшимся за границей нескольким молодым русским студентам-медикам, а в 1812 г. он отказался от своего профессорского жалованья в пользу четырех отличных лекарей, не имевших средств на подготовку к экзамену на степень доктора.

Основные научные труды

«Первые начала костоправной науки» (1806);

«Описания хирургических операций» (1807);

«Курс анатомии в 8 частях» (1818);

«Описание способов узнавать и лечить наносную холеру» (1831).

«О стимулах действующих на живое человеческое тело» (1800),

«Несколько сочинений о пользе прививной оспы» (1804, 1807 и 1811),

«Рассуждения о средствах и способах оживотворять утопших, удавленных и задохшихся» (1805) и др.

Вклад в развитие медицины

1. С 1802 г. – начальник врачебной части Московской (Голицынской) публичной больницы. Профессор Московской Медико-хирургической академии (1809-1816), профессор медицинского факультета Московского университета (1813-1835).

2. Участвовал в разработке русской анатомической терминологии. Считал, что

«врач не может исполнять надлежащим образом должность свою, не зная

анатомии».

3. Составитель ряда наставлений и популярных работ по борьбе с холерой, оспой и другими заразными болезнями. Один из организаторов борьбы с холерой в Москве (1830, заведовал Таганской холерной больницей).

4. Пропагандист и организатор оспопрививания в России (под его руководством в Голицынской больнице с 1802 по 1806 гг. оспа была привита 10915 детям).

5. Инициатор создания анатомических кабинетов, введения преподавания анатомии на трупах и изготовления анатомических препаратов из замороженных трупов (метод, впоследствии развитый его учениками И.В.Буяльским и Н.И.Пироговым).

6. Способствовал развитию судебной медицины в самостоятельную дисциплину, имеющую свои научные основы (читал в Московском университете систематический курс по специальной программе, 1813-1835).

7. Одним из первых выдвинул принцип нервной регуляции, подчеркнув особую роль головного мозга в обеспечении жизнедеятельности организма.

8. Активно разрабатывал вопросы оживления мнимоумерших, предложив свою систему (воздействие на больного посредством возбуждения обонятельного, слухового и зрительного нервов, применение искусственного дыхания).

9. При объяснении патогенеза различных заболеваний исходил из физиологических представлений об организме как едином целом.

10. Основоположник одной из первых в России хирургических школ (одновременно со школами И.Буша и Я.Шимкевича). В числе его воспитанников выдающиеся медики – И.В.Болдырев, А.Л.Ловецкий, И.Е.Дядьковский). Российский историк М.П.Погодин справедливо писал: «Мухину Россия обязана Пироговым».

11. Способствовал введению в медицинскую практику физиотерапевтических методов лечения (тепловых процедур, припарок, паровых ванн и др.). В Голицынской больнице основал «электрическую лечебницу».

Е.О. Мухин получил широкое признание в России и Европе: был членом Парижского гальванического общества, Геттингенского повивального общества, Московского физико-медицинского общества, Санкт-Петербургского медико-филантропического общества. Московского общества испытателей природы, почетным членом Харьковского университета и Императорского человеколюбивого общества, членом Совета по медицинской части при Министерстве народного просвещения. Выйдя в 1835 году на пенсию, Е.О. Мухин до конца своей долгой жизни продолжал врачебную практику.

Видный русский хирург, анатом, физиолог, гигиенист, судебный медик. Один

из основоположников анатомо-физиологического направления в русской медицине.

 

 

С Московским университетом связана деятельность великого отечественного терапевта Матвея Яковлевича Мудрова (1776 – 1831). Мудров родился в семье священника. В 1800 г. окончил Московский университет и, получив степень кандидата медицины, остался при университете в качестве помощника профессора. В 1802 г. Мудров выехал за границу для усовершенствования в науках. За границей изучал внутренние, глазные, кожно-венерические заболевания, акушерство, а также теоретические дисциплины. Одновременно Мудров изучал иностранные языки, а полученные знания использовал для ознакомления с организацией больничного дела, работой повивальных, оспенных, ночлежных домов, приютов для подкидышей и инвалидов, постановкой преподавания университетской медицины и др.

В 1804 г. Мудров получил ученую степень доктора медицины (диссертация «О самопроизвольном отхождении плаценты») и в 1805 г. стал экстраординарным профессором Московского университета. В 1808 г. М.Я. Мудров приступил к чтению

лекций по военной гигиене – предмету, только что введенному по его предложению в курс медицинского факультета, а также военной терапии, хирургии, перевязкам, и управлению госпиталями.

Разнообразны профессиональные интересы Мудрова. Основы военной гигиены изложены в труде «О пользе и предметах военной гигиены, или Науки сохранить здоровье военнослужащих». Он написал первое в России руководство по военно-полевой хирургии «Принципы военной патологии, касающиеся огнестрельных ранений и ампутации конечностей на поле сражения, или О последствиях лечения, развертываемого у постелей раненых», сыгравшее огромную роль в организации лечения раненых во французской кампании 1812 – 1814 гг. Без огромного вклада М.Я. Мудрова русская военная медицина немыслима.

Мудров придавал большое значение «медицине предохранительной» (профилактике): «...как больных надо пользовать для излечения болезней, так и

здоровых должно брать на свои руки для предохранения от болезней». Мудров прославился как диагност. Он указывал, что врач при опросе больного должен интересоваться всем, что имеет отношение к началу болезни. Врач должен пробежать все части тела больного, «...начиная с головы до ног, а именно первее всего надобно уловить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зависящие от мозга: состояние ума, тоску, сон, вглядеться в лицо его, глаза, лоб, щеки, рот и нос, на коих часто как на картине печатлеется и даже живописуется образ болезни.

Надобно смотреть и осязать язык, как вывеску желудка; спросить о позыве к пище и питью и к каким именно; внимать звуку голоса и силе ответов; видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмерность биения сердца и жил с дыханием; примениться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, воспалительного; надобно уметь осязать живот, все его внутренности и сопредельные ему части; исследовать состояние рук и ног. их силу и крепость, худобу и полноту и по оным судить о силах жизненных; обратить внимание на кожу, сухость ее и влажность, теплоту и холод, цвет и сыпи, видеть и исследовать извержения, кровь, мокроты, желчь и прочее».

Мудров сам вел истории болезни всех своих больных как в больнице, так и на дому, за годы своей врачебной деятельности собрав архив более 20 тысяч историй болезни, и очень дорожил ими.

В качестве декана медицинского факультета М. Я. Мудров оказал колоссальное влияние на высшее медицинское образование. Обучая студентов неотложным операциям, ампутациям, Мудров вместе с тем утверждал: «...Операции — молчащие упреки нашему невежеству; где не действует химия живительной экономии, там мы употребляем огонь и железо. Операции будут совершаться тем реже к утешению человечества, чем пристальнее мы будем исследовать ход раздражения натуры». Мудрову принадлежит идея введения практических занятий для студентов, включения в занятия помимо нормальной анатомии еще патологической и сравнительной анатомии и оперативной хирургии.

15 июля 1812 г. М.Я. Мудров был включен в состав комитета, который должен был руководить университетом в период войны, и стал готовить его к эвакуации в Нижний Новгород, Было решено эвакуировать самое дорогое – библиотеку, анатомические препараты, многочисленные коллекции. Однако все вывезти не смогли, значительная часть имущества либо погибла в огне, либо была разграблена. В начале 1813 г. университет вернулся в Москву.

Здание Московского университета стояло в развалинах, сохранились только больница на Никитской улице и дом ректора. Избиравшийся пять раз деканом М.Я. Мудров с энергией взялся за восстановление медицинского факультета.

Факультет требовал развития, Матвей Яковлевич добился строительства Клинического и Медицинского институтов. На открытии Клинического института Мудров произнес речь «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных», в которой поделился своим громадным жизненным опытом: «...Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку», в истинном врачевании ценятся «...наблюдение и опыт», «...готовность к помощи во всякое время и днем и ночью», врач обязан быть «...скромным, молчаливым, уметь хранить тайну».

Основные научные труды

«Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820);

«Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих» (1808);

«Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача» (1814);

«Краткое наставление, как предохранить себя от холеры, излечивать ее и останавливать распространение оной» (1830).

Вклад в развитие медицины

1. Разработал схему обследования больного. Автор тщательно продуманной системы расспроса больных (впоследствии усовершенствованной Г.А.Захарьиным).

2. Впервые ввел в практику составление истории болезни, разработал подробную ее схему.

3. Резко критикуя современные ему идеалистические и метафизические теории, разработал учение о причинах болезней.

4. Начал применять перкуссию и аускультацию – новые для своего времени методы исследования.

5. Развивал положение, ставшее в последующем одним из ведущих положений русской медицины: «Лечить не болезнь, - а больного».

6. Высказывался о необходимости индивидуализации лечения и проведения лечебно-профилактических мероприятий. Большое значение придавал индивидуальному режиму больного, здоровому образу жизни, диете.

7. Один из основоположников военной гигиены и военно-полевой терапии. Считал, что «задача полковых врачей – не столько лечить болезни, сколько предупреждать их; а наиболее – учить солдат беречь здоровье».

8. Разрабатывал вопросы этики и деонтологии в деятельности врача.

9. Более двадцати лет отдал развитию и улучшению медицинского образования

в России. Пять раз избирался руководителем медицинского факультета Московского университета. Инициатор реорганизации преподавания медицинских наук, введения практических занятий.

10. Автор высказывания, ставшего крылатым: «Легче предохранять от болезней, нежели их лечить».

11. Впервые перевел на русский язык сочинения Гиппократа (оригиналы перевода сгорели во время пожара в Москве в 1812 году).

12. Сохранил архив Московского университета во время нашествия Наполеона. Передал свою сохранившуюся библиотеку Московскому университету. Курировал отстройку здания анатомического театра.

13. Инициатор создания и директор клинического института при Московском университете.

В 1828 г. М.Я. Мудров вышел в отставку. В 1829 г. в Поволжье началась эпидемия холеры, и Мудров, назначенный председателем временной центральной комиссии, выехал в Саратов. Вернувшись в Москву, опубликовал «Наставление простому народу, как предохранить себя от холеры и лечить занемогших сею болезнью в местах, где нет ни лекарей, ни аптек».

Весной 1831 г. Мудрова направили на организацию противоэпидемической работы в Петербург, где 8 июля 1831 г. он стал жертвой холеры. Похоронили Мудрова в Петербурге на холерном кладбище.

Выдающийся врач-терапевт первой половины 19 века. Один из основоположников терапии и военной гигиены в России. Выпускник (1800), профессор (1809) Московского университета, декан медицинского факультета. Член Центральной комиссии по борьбе с холерой (1830-1831).

 

 

Иустин Евдокимович Дядьковский (1784 – 1841) – выдающийся терапевт и философ первой половины XIX в. Дядьковский закончил Московскую медико-хирургическую академию и был оставлен при Академии для получения докторской степени и подготовки к преподавательской деятельности.

В 1812 г. одним из первых в Академии пошел в ополчение. Работал в госпитале сначала в Москве, затем в Рязани. С 1814 г. Дядьковский начал преподавать в Медико-хирургической академии ботанику и фармакологию, а с 1818 г. стал читать студентам лекции по курсу общей патологии и терапии. С октября 1831 г. Дядьковский помимо работы в Медико-хирургической академии принял на себя обязанности ординарного профессора кафедры частной патологии и терапии и директора терапевтической клиники в Московском университете. В 1816 г. Дядьковский защитил диссертацию «Рассуждение об образе действия лекарств на человеческое тело».

Дядьковский первым в истории медицины подошел к мысли о неврогенном происхождении патологоанатомических изменений в тканях организма при различных заболеваниях. В результате ряда экспериментов на животных и клинических наблюдений пришел к заключению, что «раздражительность и все функции органов чувств зависят от нервов, а главным сосредоточением их является головной мозг». Большое значение придавал нервной системе как регулятору жизнедеятельности организма. Дядьковский указывал, что человеческий организм вполне материален и подчиняется законам природы; особенностью человеческого организма является высокоразвитая центральная нервная система. Основным методом познаний он считал опыт и наблюдение.

Принципы целостности организма и регулирующей роли нервной системы Дядьковский положил в основу классификации болезней. Основным патологическим проявлением болезней Дядьковский считал лихорадку. Дядьковский указывал, что в природе не бывает ни абсолютной болезни, ни абсолютного здоровья. Болезнь – такое изменение материи организма, при котором нарушается его обычная деятельность.

Развивая традиции российской терапевтической школы, И.Е. Дядьковский уделял внимание расспросу больных. Большое значение Дядьковский придавал также ведению истории болезни. Он выработал свой метод обследования больного и требовал, чтобы студенты и врачи клиники придерживались его, разделяя обследование больного на две части – ближайшее и отдаленное. Ближайшее обследование больного заключалось в тщательном объективном изучении больного по органам. При этом рекомендовалось всем пользоваться при обследовании больного стетоскопом. Если данных ближайшего обследования оказывалось недостаточно, для установления диагноза рекомендовалось дополнительное, или отдаленное, исследование. Оно включало в себя выяснение привычек больного, его образа жизни, перенесенных болезней, применявшегося лечения, состояния здоровья родственников и перенесенных ими болезней.

По отзывам современников, И.Е. Дядьковский «...в совершенстве владел диагностикой, опытным знанием лекарств и их действия, навыком с первого раза употреблять их в меру и, кстати, удивительною силою предсказания, особенно в болезнях хронических». В Москве о нем заговорили как о виднейшем специалисте». У него лечились люди различных сословий от крестьян до государственных сановников, по распоряжению царя он лечил тяжело болевшего графа В.П. Кочубея.

В 1830 г. И. Е. Дядьковский принимал деятельное участие в работе комиссии по борьбе с холерой. При этом он сделал важные научные наблюдения и написал три обширные статьи, изданные под названием «Трактат о повально-заразительной болезни– холере,бывшейвРоссиив1830и1831гг.»

И.Е. Дядьковский был широко образованным человеком, помимо естествознания и медицины, интересовался историей и философией, занимался ботаникой и фармакологией, зоологией и минералогией.

В 1835 г. его обвинили в кощунстве из-за высказывания о том, что в определенных слоях земли труп может сохраняться в целостности в течение долгого времени. В результате Дядьковский должен был выйти в отставку. В 1841 г., уже будучи очень больным, он едет на лечение в Пятигорск, где встретился с М.Ю. Лермонтовым незадолго до гибели поэта и подружился с ним. Ровно через неделю после роковой дуэли (22 июля 1841 г.) умер и Дядьковский.

 

Боткин

Боткин Сергей Петрович(1832-1889)
считался клиницистом высшей пробы. С именем Боткина связаны достижения в различных разделах клиники внутренних болезней. Закончив Московский университет, защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках» (1860). Занял кафедру в СРбМХА.
Клиническую деятельность Боткин построил на новых принципах: патологические изменения он рассматривал прежде всего со стороны изменений в функциях, процессах – принципиально новый этап развития клинической медицины. Главное, что поставило Боткина в число основоположников научной клинической медицины – это созданная им крупнейшая научная школа: клинико-экспериментальное направление исследований. Боткин занялся научным обоснованием диагноза, пытаясь с помощью лабораторных методов исследования и эксперимента уточнить механизмы болезней. Объединил клинику и физиологию. Благодаря Боткину в России получило широкое развитие лабораторное дело.
Выделяют три основных принципа учения Боткина:
1.Ведущее значение нарушения функций нервной системы в развитии болезненного процесса.
2.Болезнь охватывает не только отдельный орган, а влияет на весь организм.

3.Первостепенное значение воздействия окружающей среды на развитие заболеваний.
Боткин указывал, что важнейшая задача практической медицины – предупреждение болезни, а при лечении больных – индивидуализация каждого случая. Для практической и научной деятельности Боткина характерно сочетание виртуозного владения методами клинического обследования больного с тонкой наблюдательностью.
Боткин занимался различными областями медицины. Наиболее весом его вклад в становление отечественных кардиологии, сосудистой патологии. Благодаря исследованиям клиники Боткина в практику лечения сердечно-сосудистой недостаточности вошли горицвет (адонис) и ландыш. Первым в мире дал клиническое описание артериосклероза. Изучал неврологические и психические нарушения при заболеваниях эндокринных органов. Выдвинул гипотезы о нервных механизмах патогенеза ряда болезненных состояний.

С именем Боткина связано становление и развитие гематологии, учение о ревматизме. Много внимания уделял гастроэнтерологии. Выделил катаральную желтуху в самостоятельную нозологическую единицу. Подчеркивал роль скрытых форм инфекционных болезней в эпидемическом их распространении. Изучал заболевания желчных путей (сам страдал желчнокаменной болезнью). В последние годы жизни внимание Боткина привлекли вопросы физиологии и патологии старости. Разработку этого вопроса продолжили его ученики.
Общественная деятельность С.П. Боткина была обширной и разнообразной. Он издавал «Архив клиники внутренних болезней профессора Боткина» (1869 – 1889) и «Еженедельную клиническую газету» (1881 – 1889), переименованную с 1890 г. в «Больничную газету Боткина». В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были И.П. Павлов, В.А. Манассеин и многие другие выдающиеся врачи и ученые. Боткин был первым врачом, избранным в Думу Петербурга, был он и заместителем председателя Комиссии общественного здравия. Активно содействовал становлению женского медицинского образования. В 1886 г. его выбрали председателем Комиссии по вопросу улучшения санитарных условий и уменьшения смертности в России. Он попробовал реформировать всю систему здравоохранения, но не было для этого ни людей, ни денег, ни лекарств, ни нужной статистики.
Два сына С.П. Боткина – Сергей и Евгений – наследовали профессию отца. Уже после смерти Сергея Петровича Евгений Сергеевич стал лейб-медиком. После февральской революции 1917 г. он не оставил семью Романовых и последовал за ней в Тобольск, затем в Екатеринбург. Доктора Е.П. Боткина расстреляли вместе с царской семьей.
С.П. Боткин создал самую передовую и самую большую в то время школу врачей. Из 106 его учеников 45 возглавили кафедры в Петербурге и др. городах России. Один из ближайших учеников Боткина – доктор медицины Вячеслав Авксентьевич Манассеин (1841 – 1901). Он изучал проблемы голодания, происхождения и лечения лихорадки, влияние нервной системы на терморегуляцию. Манассеин активно занимался общественной деятельностью: издавал журнал «Врач», руководил медицинской вспомогательной кассой, содействовал разрешению проблем высшего женского обра-зования.
Основные научные труды
«О всасывании жира в кишках» (1860);

«Курс клиники внутренних болезней». Вып.1-3. (1867-1875);

«О подвижности почек» (1884);

«Базедова болезнь и утомленное сердце» (1885);

«Клинические лекции С.П.Боткина. Вып.1-3. (1887- 1888).
Вклад в развитие медицины
1. Основатель крупнейшей терапевтической школы (45 из 106 учеников С.П.Боткина возглавили клинические кафедры в различных городах России, 85 – защитили диссертации на степень доктора медицины. В числе его учеников – И.П.Павлов, А.Г.Полотебнов, В.Г.Лашкевич, Н.Я.Чистович, В.П.Образцов, В.Н.Сиротинин, В.А.Манассеин, И.И.Молессон, Н.П.Симановский, Н.А.Виноградов, и др.)
2. В 1860-1861 гг. организовал первую клинико-экспериментальную лабораторию, где проводились первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии (в течение 10 лет в ней работал молодой И.П.Павлов).
3. Впервые в истории отечественной науки осуществил плодотворный союз медицины и физиологии.
4. Широко внедрял в клинику физические и химические методы исследования.
5. Создал новое направление в медицине, названное И.П.Павловым нервизмом. В своих воззрениях исходил из материалистического понимания организма как целого, находящегося в неразрывной связи со своей средой и управляемого нервной системой. Считал нервную систему главным носителем единства организма.
6. Впервые описал клиническую картину инфекционного гепатита («болезнь
Боткина»), признав его общим инфекционным заболеванием. Внес много нового в изучение ревматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек, легких, сыпного, брюшного и возвратного тифов.
7. В клинике С.П.Боткина после тщательной научной разработки была впервые применена кислородная терапия при заболевании легких, бронхов и нервной системы.
8. Впервые дал клиническое описание артериосклероза.
9. Совместно с учениками установил участие селезенки в депонировании крови (1875), что позже подтвердилось экспериментами английского физиолога Дж.Баркрофта.
10. Существенно дополнил описание клиники базедовой болезни (по имени
немецкого врача Базедова, описавшего ее в 1840 г.). Автор нейрогенной
теории патогенеза базедовой болезни.
11. Дал исчерпывающее описание клиники подвижной почки и научно обосновал метод ее распознавания. Выявил различие между нефритами и нефрозами.
12. Первым детально описал крупозную пневмонию, ее этиологию и патогенез.
13. Один из основоположников военно-полевой терапии.
14. Высказывал тезис о существовании в организме физиологических
механизмов, дающих ему возможность бороться с заболеваниями.
15. Совместно с учениками изучал в эксперименте и клинике действие
лекарственных средств (наперстянки, ландыша, горицвета, калийных солей и др.). Медицину С.П.Боткин рассматривал как «науку предупреждать болезни и лечить больного».
16. Являлся активным общественным деятелем. В 1878 г. был избран председателем Общества русских врачей, оставаясь на этом посту до последних дней жизни. Содействовал основанию в 1872 г. женских врачебных курсов.
17. Инициатор организации бесплатной медицинской помощи «для бедных классов», постройки Александровской барачной больницы в Петербурге, ставшей образцовой в лечебном и научном отношении.
18. В 1880 г. приступил к изданию «Еженедельной клинической газеты».
19. В 1882 г. в качестве председателя Подкомиссии по школьно-санитарному надзору в городских училищах успешно организовал борьбу с сильной эпидемией дифтерита и скарлатины.

Один из основоположников русской клинической медицины, первый в России поставивший ее изучение на естественнонаучные основы. Создатель крупнейшей школы русских клиницистов, профессор Военно-медицинской академии (1861).

 

Захарьин

Захарьин Григорий Антонович(1829-1897)
закончил медицинский факультет Московского университета. Работал в клинике профессора Александра Ивановича Овера. В 1864 г. – 1896 г. Захарьин возглавлял кафедру факультетской терапии и терапевтическую клинику Московского университета.
Захарьин был необыкновенно популярен как великолепный диагност. Он разработал особый порядок диагностики. Нередко тратил 2 – 3 часа для опроса одного больного, причем больного заранее осматривал ассистент. Придерживался разработанного Мудровым анамнестического метода, развил его, довел до высоты искусства (выяснял жилищные условия, образ жизни и т.д.). Признавал одинаково важным и метод объективного исследования. Захарьин призывал не переоценивать значение лабораторных исследований – врач прежде всего должен развивать у себя медицинское мышление – мощное средство для познания и проникновения в сущность патологического процесса.
Захарьин показал, что функциональные изменения со стороны различных органов и систем предшествуют появлению в них морфологических изменений. Он является основателем функциональной диагностики в отечественной медицине.
С большой осторожностью Захарьин относился к новым медикаментам и рекомендовал предварительно проверять их действие с помощью допустимых экспериментов. Наряду с медикаментами считал важным прибегать к другим видам помощи – бальнеотерапии, гидротерапии, физиотерапии, климатотерапии и др. Любимое средство лечения – минеральные воды. Разработал показания и противопоказания к применению минеральных вод.
Захарьин был крупным психологом-терапевтом и рассматривал внушение и психотерапию как одно из важнейших средств врачебного воздействия. Проявлял исключительную чуткость к больным и до последней минуты внушал им надежду на исцеление. Постоянно подчеркивал единство человека с окружающей средой – против антисанитарных условий жизни.
Захарьин четко сформулировал задачи медицины: сочетание терапии с гигиеническими и профилактическими мероприятиями, указал путь борьбы с болезнями путем изменения условий жизни и оздоровления быта.
Захарьин занимался улучшением медицинского образования в Московском университете. Составил программы преподавания ряда предметов. Добился изменения методов преподавания, расширения штатов ординаторов и ассистентов в клинике. Был блестящим лектором. Помимо клинических лекций по внутренним болезням, читал курс истории медицины и терапии.
Захарьин обладал необыкновенными дарованиями и передовыми клиническими взглядами. Главная работа – выпуск «Клинических лекций». Занимался сифилисом: разработал клиническую симптоматику, изучил сифилитические поражения сердца; много внимания уделял изучению туберкулеза легких, разработал учение об этиологии желчнокаменной болезни. У него были работы о холере и тифе, о лихорадке, изучал функции нервной системы и др.
Основные научные труды
«Клинические лекции профессора Г.А.Захарьина и труды факультетской терапевтической клиники Московского университета» /4 выпуска/ (1889-1894);

«О холере»(1893);

«Сифилитическая пневмония» (1877);

«Послеродовые болезни» (1853);

«Боржом и Виши» (1904)

Вклад в развитие медицины
1. В 1864 г. избран ординарным профессором и директором факультетской терапевтической клиники Московского университета.
2. Реформатор высшего медицинского образования. Добился выделения из кафедры внутренних болезней и организации самостоятельных клиник детских, женских, нервных болезней. Впервые (1866) основал детскую клинику при университете. Организатор клинической и бактериологической лабораторий. Придавал большое значение практическому освоению студентами объективных методов исследования – перкуссии, аускультации, лабораторных исследований. Одной из важнейших форм подготовки практических врачей считал поликлинические занятия.
3. Автор широко известных клинических лекций, вскоре после их выхода, переведенных на многие иностранные языки.
4. Усовершенствовал анамнестический метод исследования. Систему расспроса больного довел, по оценке французского клинициста Юшара, «до высоты искусства».
5. Первый в России начал изучать терапевтическое действие минеральных вод в клинической практике, установил показания и противопоказания к их применению. Автор исследований в области гидротерапии и климатотерапии. Пропагандировал тезис о лечении больных в привычном для организма климате.
6. Изучал сифилитические поражения внутренних органов, сифилис сердца и легких.
7. Разработал классификацию и методы лечения туберкулеза легких. Впервые высказал мысль о том, что при туберкулезе легких не обязательно присутствие аускультативных изменений.
8. Внес большой вклад в разработку этиологии, патогенеза и терапии хлороза (вид малокровия), желчно-каменной болезни.
9. Обогатил клиническую медицину учением о применении каломели при гипертрофическом циррозе печени и при других заболеваниях печени и желчных путей.
10. Сторонник комплексной терапии, в которой большую роль отводил немедикаментозным методам лечения (личной гигиене, диетотерапии, физиотерапии, бальнеотерапии, климатическому лечению.
11. Выступал против полипрагмазии (одновременного применения многих лекарственных препаратов).
12. Выделил хлороз (вид малокровия, «бледная немочь»), как самостоятельное эндокринное расстройство, провоцируемое нервными нарушениями.
13. Выдвинул учение о зонах кожной гиперестезии /повышенной чувствительности/ при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина- Геда).
14. Пользовался заслуженной славой непревзойденного диагноста и целителя. Являлся лейб-медиком царя Александра III, лечащим врачом семьи Л.Н.Толстого.
15. Современники оценивали его как блестящего лектора-клинициста.
«Г.А.Захарьин – высокоталантливый клиницист, читал он блестяще, его разборы больных, его лекции запоминались на всю жизнь», - вспоминал С.И.Мицкевич.
16. Пожертвовал большую сумму на постройку деревенских школ в Саратовской и Пензенской губерниях. Почти все свое состояние завещал на благотворительные и культурные нужды.
17. Во время сербско-турецкой войны (1876) за свой счет организовал и
укомплектовал медицинский отряд по оказанию помощи сербскому народу.
18. Создал крупнейшую терапевтическую школу. Среди его учеников:
Н.Ф.Филатов, В.Ф.Снегирев, А.Я.Кожевников, А.А.Острумов, А.Я.Кожевников, Г.Н.Минх, Н.Ф.Голубов, и др.

Захарьин – основатель московской школы, которая воспитала несколько поколений врачей. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель крупной Московской клинической школы. Профессор Московского университета, Почетный член Петербургской академии наук (1885).

Врачи

1.И.П.Павлов

2.Н.Н.Бурденко

3.Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927)

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием. Будущий великий врач родился 20 января 1857 года в семье мелкого служащего в селе Сорали Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан). Полученные им во время учебы в гимназии знания позволили

Бехтереву поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге. Закончив обучение, он остался в академии для научного усовершенствования под руководством крупнейшего русского психиатра Ивана Павловича Мержеевского (1838— 1908). После защиты докторской диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтерев уезжает на стажировку в Европу. Там он работает в лабораториях выдающихся врачей, включая Вильгельма Вундта, признанного основоположника экспериментальной психологии. Вернувшись на родину, Бехтерев работает в Казанском университете, а позднее в Военно- медицинской академии в Петербурге.

Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след. Интересно, что перу Бехтерева принадлежит множество работ, посвященных гипнозу, назовем некоторые из них: «Об объективных признаках внушений, испытываемых в гипнозе» (1905 г.); «К вопросу о врачебном значении гипноза» (1893 г.); «Врачебное значение гипноза» (1900 г.); «О гипнотизме» (1911 г.) и т.д.

Революцию 1917


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.