Результаты диагностики и выводы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Результаты диагностики и выводы

2020-04-01 153
Результаты диагностики и выводы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы выявить уровень развития коммуникативных свойств у дошкольников с общим недоразвитием речи, сначала следует определить его у нормально развивающихся детей.

В ходе первой методики нами были получены результаты, которые мы отразили в таблице 1.

 

Таблица 1 - Внешние проявления поведения и речевые ответы ребенка в ходе диалога

Ф.И. ребенка. Участие в диалоге Речевые ответы
С. Валерия В контакт входит легко. Инициативен. Ответы развернутые, самостоятельные.
Т. Екатерина Инициативен. Ответы развернутые.
С. Ангелина Равнодушен. Ответы краткие. Предложения использует простые.
А. Олег Общается по инициативе педагога. Ответы односложные.
К. Владимир Открыт для общения. Ответы развернутые.

 

Таблица 2 - Результаты обследования

Ф.И. ребенка Балл Уровень
С. Валерия 10 В
Т. Екатерина 10 В
С. Ангелина 8 СР
А. Олег 7 СР
К. Владимир 10 В

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство нормально развивающихся детей имеет высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Вторая и третья методики дали следующие результаты

 

Таблица 3

  С. Валерия Т. Екатерина С. Ангелина А. Олег К. Владимир
1. Формулировка цели деятельности. Предлагает цель и настаивает на ней. Предлагает цель, но уступает товарищу. Предлагает цель, но уступает товарищу. Принимает цель от сверстника. Предлагает цель и настаивает на ней путем убеждения.
2. Планирование деятельности. Действует целенаправленно Действует целенаправленно Соглашается с планом, предлагаемым сверстником. Соглашается с планом, предлагаемым сверстником. Действует целенаправленно
3. Соблюдение правил деятельности. Следит за выполнением правил, воздействует мягко. Не нарушает. Не нарушает. Не нарушает. Не нарушает.
4. Оценка хода и результата деятельности. Понимает, что цель достигнута общими усилиями Осознает коллективный результат. Соотносит полученный результат с планируемым. Оценивает совместную деятельность. Осознает коллективный результат.
5. Взаимопомощь. Помогает по своей инициативе. Помогает с удовольствием. Помогает неохотно. Помогает с удовольствием. Помогает с удовольствием.
6. Интерес к деятельности другого ребенка. Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом
7. Отношение к успехам и неудачам ровесника. Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом Относится с интересом

Таблица 4 - Результаты обследования

Ф.И. ребенка

2 методика

3 методика

  баллы уровень баллы уровень
С.Валерия 10 В 10 В
Т. Екатерина 10 В 10 В
С Ангелина 9 СР 8 СР
А. Олег 9 СР 10 В
 Владимир 10 В 10 В

 

Из таблиц можно сделать вывод, что каждый ребенок старается учесть интересы сверстника; пытаются договориться, найти общее решение.

 

Таблица 5 - Уровень коммуникативных умений каждого ребенка по трем методикам, В - высокий, СР - средний; Н - низкий; ОН - очень низкий

Фамилия имя ребенка

Уровень коммуникативных умений по отдельным методикам

Общий уровень коммуникативных умений ребенка
  1 методика 2 методика 3 методика  
С.Валерия В В В В
Т. Екатерина В В В В
С Ангелина СР СР СР СР
А. Олег СР СР В СР
 Владимир В В В В

 

Таким образом, по результатам всех методик выявили, что большинство нормально развивающихся детей имеет высокий уровень развития коммуникативных навыков.

С помощью проведенных методик нам также удалось выявить общий уровень коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрим результаты обследования по каждой отдельной методике.

В ходе первой методики нами были получены результаты, которые мы отразили в таблице 6.


Таблица 6 - Внешние проявления поведения и речевые ответы ребенка в ходе диалога

Ф.И. ребенка. Участие в диалоге Речевые ответы
В. Иван В контакт входит легко. Инициативен. Ответы краткие, трудности при поиске нужных слов.
Г. Виталий Замкнут, пассивен. Ответы однословные, лишенные логической связи.
Д. Сабрина Равнодушен. Ответы краткие. Предложения использует простые.
С. Ирина Общается по инициативе педагога. Ответы односложные, не может выразить свою мысль.
Т. Арина Пассивное. Ответы односложные, с помощью педагога.

 

Таблица 7 - Результаты обследования

Ф.И. ребенка Балл Уровень
В. Иван 8 СР
Г. Виталий 0 ОН
Д. Сабрина 7 СР
С. Ирина 5 Н
Т. Арина 4 Н

 

Изучив полученные результаты, можно сказать, что большинство детей имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими людьми, препятствует осуществлению полноценного общения. Значительная часть детей данной категории старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

Вторая и третья методики дали следующие результаты:


Таблица 8

  Иван В. Виталий Г. Сабрина Д. Ирина С. Арина Т.
1. Формулировка цели деятельности. Предлагает цель и настаивает на ней. Принимает цель от сверстника Предлагает цель, но уступает товарищу. Ставит собственную индивидуальную цель. Принимает цель от сверстника.
2. Планирование деятельности. Выбирает сам и навязывает сверстнику. Безинициативен. Соглашается с планом сверстника. Выбирает сам и действует самостоятельно. Соглашается с планом сверстника.
3. Соблюдение правил деятельности. Следит за выполнением правил, воздействует мягко. Не замечает нарушений. Не нарушает. Не соблюдает, так как выполняет индивидуально. Не замечает нарушений.
4. Оценка хода и результата деятельности. Оценивает только свои усилия. Не осознает качество результата. Соотносит полученный результат с планируемым. Замечает только собственные действия. Оценивает только свои усилия.
5. Взаимопомощь. Помогает по своей инициативе. Помогает неохотно.  ______ Отрицательно реагирует на помощь сверстников  Отказ
6. Интерес к деятельности другого ребенка. Интерес эпизодический. Отсутствие интереса. Отсутствие интереса. Не интересуется. Наблюдает.
7. Отношение к успехам и неудачам ровесника. Относится неадекватно Безразличен Не замечает В ситуации неуспеха реагирует неадекватно Не замечает

Таблица 9 - Результаты обследования

ФИ ребенка

2 методика

3 методика

  баллы уровень баллы уровень
Иван В. 8 СР 7 СР
Виталий Г. 4 Н 2 ОН
Сабрина Д 7 СР 5 Н
Ирина С. 1 ОН 4 Н
Арина Т. 5 Н 3 ОН

 

Из таблиц можно сделать вывод, что каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с общим недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

После всех проведенных методик можно сделать вывод об уровне развития у каждого ребенка. Данные об этом представлены в таблице 10.

 

Таблица 10 - Уровень коммуникативных умений каждого ребенка по трем методикам, СР - средний; Н - низкий; ОН - очень низкий

Фамилия имя ребенка

Уровень коммуникативных умений по отдельным методикам

Общий уровень коммуникативных умений ребенка
  1 методика 2 методика 3 методика  
Иван В. СР СР СР СР
Виталий Г. ОН Н ОН ОН
Сабрина Д СР СР Н СР
Ирина С. Н ОН Н Н
Арина Т. Н Н ОН Н

 

Таким образом, по результатам всех методик выявили, что речевая патология действительно отражается на коммуникативных свойствах ребенка.

Поэтому если с этими детьми проводить систематические занятия в игровых формах, можно добиться желаемого результата и повысить общий уровень коммуникативных умений.

Благодаря результатам проведенной диагностики, было очень точно определено, что речевая патология действительно отражается на коммуникативных свойствах ребенка.

Наибольшие трудности у детей вызывают задания, требующие прямого участия речи. Наблюдается бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Таким образом, психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.


Заключение

 

Проанализировав большое количество литературы по данной теме, можно сделать вывод, что «коммуникация» - это целенаправленный процесс, в результате которого происходит обмен информацией, и для которого необходимо наличие обратной связи для обеспечения результата. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыл сообщения. Существует богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. Сегодня можно выделить четыре такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

Также было выявлено, что процесс коммуникации играет важную роль для ребенка дошкольного возраста. Но процесс общения дошкольника со взрослым и со сверстником имеет принципиальные отличия. Наиболее важной отличительной чертой является большое разнообразие коммуникативных действий, к которым прибегает ребенок в общении со сверстниками, что не встречается в общении со взрослыми. Другой яркой чертой общения сверстников является ее чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность, преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Но, несмотря на все различия, было выяснено, что, как взрослый, так и сверстник, играют важную роль в становлении процесса коммуникации дошкольника.

Также в процессе исследования было очень точно определено, что «общее недоразвитие речи» - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Наблюдение за процессом общения детей со взрослым во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Значительная часть детей данной категории старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются обходить трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

Дети с общим недоразвитием речи необходимо направлять в дошкольные учреждения с 3-5-летнего возраста на 2-3 года в зависимости от тяжести речевого дефекта и времени зачисления.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

Длительное наблюдение и диагностика таких детей показала, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что через некоторое время они могут успешно обучаться в школе.


Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 2003.

. Андреева Г.М. Социальная психология. - изд. 5-е, испр. и доп., - М.,2006.

. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. - М., 1997.

. Андриенко Е.В. Социальная психология; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М., 2004.

. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991.

.Бодалев А.А. Личность и общение. В сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 2006.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007

.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1980.

.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М., 1987.

. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

. Коммуникация в современной науке / Сост., общ. ред. и вступит. статья

Э.М. Мирского и В.Н. Садовского. - М., 1976.

. Коррекционная педагогика: Учеб. Пособие. - М., 1998.

. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1989.

. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1975.

. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2003.

. Калягина В.А. Логопсихология. - М., 2003.

18. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. - изд. 2-е, стеретипное. - М., 2005.

. Правдина О.В. Логопедия. - изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1973.

. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2006.

. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей ребенка. - М., 1999.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 1997.

. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб., 2006.

. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи воспитание и обучение. - М., 1990.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.