Методы диагностики коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы диагностики коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи

2020-04-01 152
Методы диагностики коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучив теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений дошкольников при общем недоразвитии речи, мы перешли к практической части работы, определив цель: провести диагностику коммуникативных свойств дошкольников седьмого года жизни.

Для того чтобы выяснить уровень развития коммуникативных умений детей седьмого года жизни мы использовали разные методы и приемы.

Опытно-практическая часть проводилась в логопедической группе МОУ «Центра развития» №2 г. Волгограда.

Для изучения процесса сформированности коммуникативных умений было отобрано 5 человек:

. В. Иван; 3. Д. Сабрина 5. Т. Арина

. Г. Виталий; 4. С. Ирина

Для диагностики используются три задания:

Задание №1. Диалог. (изучение особенностей общения)

Предназначается для исследования коммуникативной функции речи детей, а именно их возможностей в использовании речи как средства общения. Оцениваются особенности и способы реализации ребенком речевых средств (звуков, слогов, слов).

Детям предлагается 10 последовательно усложняющихся вопросов, на которые они должны дать ответы:

. Как тебя зовут?

. У тебя есть брат или сестра?

. А как их зовут (если есть)?

. На каком этаже ты живешь?

. У тебя есть любимая игрушка?

. Как зовут твоих родителей?

. Скажи, как ты помогаешь маме по дому?

. Где ты был летом?

. Какое время года тебе нравится и почему?

. У тебя есть друг? Как вы любите играть?

Ответы на вопросы, а также внешние проявления поведения и деятельности ребенка в это время (как он реагирует на ситуацию общения, насколько активен в диалоге, насколько развернут его ответ, какова содержательная сторона ответа и как в нем конкретизируется смысл вопроса) позволяют выявить уровень доступности для детей речевого общения и некоторые другие качественные характеристики коммуникативного процесса (инициативность в общении, направленность, адекватность ситуации и т. д.). усложнение вопросов идет по параметрам длины и грамматической сложности предполагаемого ответа. Так, первые пять вопросов общего типа требуют однословного ответа, а последующие пять не имеют между собой ситуативной связи и требуют более развернутого ответа.

Фиксируется качество ответов (реплик) диалогической речи (их содержательная сторона и конструктивная форма). Анализируя количество слов, названных ребенком, и качество их воспроизведения, исследователь делает предварительные выводы об уровне развития его словаря. Различение нарушенного звена в составе слова, в его семантическом или фазическом аспекте, в его значениях или предметной соотнесенности имеет существенное значение для дифференциальной диагностики речевых нарушений.

При этом важно стремиться приблизить процесс обследования к ситуации естественного диалога.

В зависимости от активности ребенка его участие в диалоге может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.

Оценка результатов.

баллов - ребенок легко входит в контакт со взрослым, инициативен; речевые ответы развернутые, логически последовательны.

-7 баллов - ребенок испытывает некоторые трудности при формулировке собственной мысли, при поиске нужных слов; ответы краткие.

-4 балла - ребенок общается по инициативе взрослого, в диалоге пассивен; ответы односложные.

-0 балла - ребенок замкнут, отказывается от контакта; ответы односложные, лишенные логической связи.

Выводы об уровне развития.

баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-4 балла - низкий.

-0 балла - очень низкий [24, с 310].

Задание №2. (изучение особенностей общения со сверстниками).

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек (Приложение 1), два набора по шесть цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала необходимо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно [23, с 217].

Задание №3. «Классификация предметов по картинкам».

Эта методика позволяет не только выявить особенности взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, но и расширить объем словаря, активизировать его, уточнить значения некоторых слов.

В методике принимают участие от двух и более детей. Детям предлагаются картинки и дается задание расположить их на две группы. Критерии классификации не называются. Можно предложить серии картинок, включающих две группы предметов. Например:

●домашние + дикие животные (Приложение 2)

Оценка результатов. Анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношения между детьми в ходе этой деятельности:

баллов - ребенок предлагает цель и настаивает на ней путем убеждения; учитывает желания другого ребенка; не нарушает правила деятельности и помогает товарищам с удовольствием; понимает, что цель достигнута общими усилиями.

-7 баллов - предлагает цель и навязывает сверстнику; следит за выполнением правил, но воздействует мягко; при оценке совместной деятельности большее внимание уделяет своим усилиям; помогает по своей инициативе.

-4 балла - принимает цель от сверстника; не нарушает правил деятельности; помогает неохотно; отсутствие интереса к деятельности другого ребенка; не замечает успехи и неудачи ровесника.

-0 балла - отказывается от принятия участия в деятельности или ставит собственную индивидуальную цель; не соблюдает правила деятельности; оценивает только свои усилия; отказывается от помощи ровеснику.

Выводы об уровне развития.

баллов - высокий.

-7 баллов - средний.

-4 балла - низкий.

-0 балла - очень низкий [23, с 239].

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.