Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-04-01 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Изучив теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений дошкольников при общем недоразвитии речи, мы перешли к практической части работы, определив цель: провести диагностику коммуникативных свойств дошкольников седьмого года жизни.
Для того чтобы выяснить уровень развития коммуникативных умений детей седьмого года жизни мы использовали разные методы и приемы.
Опытно-практическая часть проводилась в логопедической группе МОУ «Центра развития» №2 г. Волгограда.
Для изучения процесса сформированности коммуникативных умений было отобрано 5 человек:
. В. Иван; 3. Д. Сабрина 5. Т. Арина
. Г. Виталий; 4. С. Ирина
Для диагностики используются три задания:
Задание №1. Диалог. (изучение особенностей общения)
Предназначается для исследования коммуникативной функции речи детей, а именно их возможностей в использовании речи как средства общения. Оцениваются особенности и способы реализации ребенком речевых средств (звуков, слогов, слов).
Детям предлагается 10 последовательно усложняющихся вопросов, на которые они должны дать ответы:
. Как тебя зовут?
. У тебя есть брат или сестра?
. А как их зовут (если есть)?
. На каком этаже ты живешь?
. У тебя есть любимая игрушка?
. Как зовут твоих родителей?
. Скажи, как ты помогаешь маме по дому?
. Где ты был летом?
. Какое время года тебе нравится и почему?
. У тебя есть друг? Как вы любите играть?
Ответы на вопросы, а также внешние проявления поведения и деятельности ребенка в это время (как он реагирует на ситуацию общения, насколько активен в диалоге, насколько развернут его ответ, какова содержательная сторона ответа и как в нем конкретизируется смысл вопроса) позволяют выявить уровень доступности для детей речевого общения и некоторые другие качественные характеристики коммуникативного процесса (инициативность в общении, направленность, адекватность ситуации и т. д.). усложнение вопросов идет по параметрам длины и грамматической сложности предполагаемого ответа. Так, первые пять вопросов общего типа требуют однословного ответа, а последующие пять не имеют между собой ситуативной связи и требуют более развернутого ответа.
Фиксируется качество ответов (реплик) диалогической речи (их содержательная сторона и конструктивная форма). Анализируя количество слов, названных ребенком, и качество их воспроизведения, исследователь делает предварительные выводы об уровне развития его словаря. Различение нарушенного звена в составе слова, в его семантическом или фазическом аспекте, в его значениях или предметной соотнесенности имеет существенное значение для дифференциальной диагностики речевых нарушений.
При этом важно стремиться приблизить процесс обследования к ситуации естественного диалога.
В зависимости от активности ребенка его участие в диалоге может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.
Оценка результатов.
баллов - ребенок легко входит в контакт со взрослым, инициативен; речевые ответы развернутые, логически последовательны.
-7 баллов - ребенок испытывает некоторые трудности при формулировке собственной мысли, при поиске нужных слов; ответы краткие.
-4 балла - ребенок общается по инициативе взрослого, в диалоге пассивен; ответы односложные.
-0 балла - ребенок замкнут, отказывается от контакта; ответы односложные, лишенные логической связи.
Выводы об уровне развития.
баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-4 балла - низкий.
-0 балла - очень низкий [24, с 310].
Задание №2. (изучение особенностей общения со сверстниками).
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек (Приложение 1), два набора по шесть цветных карандашей.
Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет.
Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала необходимо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.
Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно [23, с 217].
Задание №3. «Классификация предметов по картинкам».
Эта методика позволяет не только выявить особенности взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности, но и расширить объем словаря, активизировать его, уточнить значения некоторых слов.
В методике принимают участие от двух и более детей. Детям предлагаются картинки и дается задание расположить их на две группы. Критерии классификации не называются. Можно предложить серии картинок, включающих две группы предметов. Например:
●домашние + дикие животные (Приложение 2)
Оценка результатов. Анализируют особенности протекания и организации совместной деятельности; взаимоотношения между детьми в ходе этой деятельности:
баллов - ребенок предлагает цель и настаивает на ней путем убеждения; учитывает желания другого ребенка; не нарушает правила деятельности и помогает товарищам с удовольствием; понимает, что цель достигнута общими усилиями.
-7 баллов - предлагает цель и навязывает сверстнику; следит за выполнением правил, но воздействует мягко; при оценке совместной деятельности большее внимание уделяет своим усилиям; помогает по своей инициативе.
-4 балла - принимает цель от сверстника; не нарушает правил деятельности; помогает неохотно; отсутствие интереса к деятельности другого ребенка; не замечает успехи и неудачи ровесника.
-0 балла - отказывается от принятия участия в деятельности или ставит собственную индивидуальную цель; не соблюдает правила деятельности; оценивает только свои усилия; отказывается от помощи ровеснику.
Выводы об уровне развития.
баллов - высокий.
-7 баллов - средний.
-4 балла - низкий.
-0 балла - очень низкий [23, с 239].
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!