Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных свойств личности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных свойств личности

2020-04-01 332
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных свойств личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Нарушения речи у детей изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблему развития речи у детей рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к специальному разделу психолого-педагогической науки. Отечественная наука создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности детей при нарушениях речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов (таких как Р.Е. Левиновой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, М.Е. Хватцева, В.Г. Петровой, Г.А. Каше, Л.И. Алексиной и многими другими), свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на феменологию, классификацию этих свойств.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности при общих недоразвития речи. В данной работе под коммуникативными свойствами личности при недоразвитии речи понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения. Исходя из изложенного понимания коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи мы сформулировали цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в определении факторов формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи, а также в выделении структуры коммуникативных свойств личности как сложного образования.

Объектом исследования являются коммуникативные свойства личности при общем недоразвитии речи.

Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.

Для реализации цели исследования мы выдвинули следующую гипотезу: у каждого человека имеется определенный уровень развития коммуникативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были выдвинуты следующие задачи:

выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;

изучить факторы формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи;

разработать методику определения уровня развития коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.

Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода в условиях развития коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.


Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных свойств личности

Понятие коммуникации

 

«Коммуникация», согласно утверждениям психологов, - это тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. [8, с 83]. Тогда сам процесс коммуникации - это процесс обмена информацией. Однако в таком подходе опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. При таком подходе фиксируется лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту, здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается [1, с. 317].

Поэтому необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в самом партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации», но как минимум активный обмен ею [11, с 42]. Здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, которую она приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл [15, с 189]. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» [10, с 139], поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Исследования последних лет у нас и за рубежом дают богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. Сегодня можно выделить четыре такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыл сообщения.

Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) [14, с 118], что отражает не столько различного адресата сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем. Как отмечал В. Г. Ананьев, речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и семантикой его (т.е. смыслом поступков). Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств [2, с 102].

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют ту самую функцию фасцинации, т.е. увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами [6, с 193].

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии. Естественно, что не средства проксемики в состоянии обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий; их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий). [4, с 185]

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. Английский исследователь М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз [6, с 201]. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице. Эксперимент на взрослых показал, что самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.

Для всех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Для научного изучения их нужно еще многое сделать в плане выяснения и решения методологических проблем. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. [13, с 83]

 

Заключение

 

Проанализировав большое количество литературы по данной теме, можно сделать вывод, что «коммуникация» - это целенаправленный процесс, в результате которого происходит обмен информацией, и для которого необходимо наличие обратной связи для обеспечения результата. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыл сообщения. Существует богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. Сегодня можно выделить четыре такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

Также было выявлено, что процесс коммуникации играет важную роль для ребенка дошкольного возраста. Но процесс общения дошкольника со взрослым и со сверстником имеет принципиальные отличия. Наиболее важной отличительной чертой является большое разнообразие коммуникативных действий, к которым прибегает ребенок в общении со сверстниками, что не встречается в общении со взрослыми. Другой яркой чертой общения сверстников является ее чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность, преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Но, несмотря на все различия, было выяснено, что, как взрослый, так и сверстник, играют важную роль в становлении процесса коммуникации дошкольника.

Также в процессе исследования было очень точно определено, что «общее недоразвитие речи» - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Наблюдение за процессом общения детей со взрослым во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Значительная часть детей данной категории старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются обходить трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

Дети с общим недоразвитием речи необходимо направлять в дошкольные учреждения с 3-5-летнего возраста на 2-3 года в зависимости от тяжести речевого дефекта и времени зачисления.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

Длительное наблюдение и диагностика таких детей показала, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно применять усвоенное в процессе дальнейшего обучения приводит к тому, что через некоторое время они могут успешно обучаться в школе.


Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 2003.

. Андреева Г.М. Социальная психология. - изд. 5-е, испр. и доп., - М.,2006.

. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. - М., 1997.

. Андриенко Е.В. Социальная психология; под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стереотип. - М., 2004.

. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991.

.Бодалев А.А. Личность и общение. В сб.: Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 2006.

.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007

.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1980.

.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М., 1987.

. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

. Коммуникация в современной науке / Сост., общ. ред. и вступит. статья

Э.М. Мирского и В.Н. Садовского. - М., 1976.

. Коррекционная педагогика: Учеб. Пособие. - М., 1998.

. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1989.

. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1975.

. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2003.

. Калягина В.А. Логопсихология. - М., 2003.

18. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. - изд. 2-е, стеретипное. - М., 2005.

. Правдина О.В. Логопедия. - изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1973.

. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2006.

. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей ребенка. - М., 1999.

. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 1997.

. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб., 2006.

. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи воспитание и обучение. - М., 1990.

Введение

 

Нарушения речи у детей изучаются психологами, педагогами, невропатологами, лингвистами и другими. При этом каждый рассматривает их под определённым углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблему развития речи у детей рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к специальному разделу психолого-педагогической науки. Отечественная наука создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности детей при нарушениях речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов (таких как Р.Е. Левиновой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, М.Е. Хватцева, В.Г. Петровой, Г.А. Каше, Л.И. Алексиной и многими другими), свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на феменологию, классификацию этих свойств.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности при общих недоразвития речи. В данной работе под коммуникативными свойствами личности при недоразвитии речи понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения. Исходя из изложенного понимания коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи мы сформулировали цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в определении факторов формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи, а также в выделении структуры коммуникативных свойств личности как сложного образования.

Объектом исследования являются коммуникативные свойства личности при общем недоразвитии речи.

Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.

Для реализации цели исследования мы выдвинули следующую гипотезу: у каждого человека имеется определенный уровень развития коммуникативных свойств личности, который характеризует возможности человека в плане общения.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были выдвинуты следующие задачи:

выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;

изучить факторы формирования коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи;

разработать методику определения уровня развития коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.

Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода в условиях развития коммуникативных свойств личности при общем недоразвитии речи.


Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативных свойств личности

Понятие коммуникации

 

«Коммуникация», согласно утверждениям психологов, - это тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. [8, с 83]. Тогда сам процесс коммуникации - это процесс обмена информацией. Однако в таком подходе опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. При таком подходе фиксируется лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту, здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается [1, с. 317].

Поэтому необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в самом партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации», но как минимум активный обмен ею [11, с 42]. Здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, которую она приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл [15, с 189]. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» [10, с 139], поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Исследования последних лет у нас и за рубежом дают богатый материал относительно форм невербальной коммуникации. Сегодня можно выделить четыре такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смыл сообщения.

Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) [14, с 118], что отражает не столько различного адресата сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем. Как отмечал В. Г. Ананьев, речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и семантикой его (т.е. смыслом поступков). Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств [2, с 102].

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют ту самую функцию фасцинации, т.е. увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами [6, с 193].

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Проксемика - это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности об<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.