Государственное регулирование трудовой внутриреспубликанской миграции — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Государственное регулирование трудовой внутриреспубликанской миграции

2020-04-01 84
Государственное регулирование трудовой внутриреспубликанской миграции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современное экономическое развитие государств невозможно без институционального и демократического развития. Поэтому упор должен быть сделан на создание всех условий для интенсивного развития, имеющегося в Республике Беларусь трудового потенциала на пути реализации перспективных с внешнеэкономической точки зрения, программно-целевых проектов, деятельность которых должна осуществляться в рамках государственного планирования. Как известно, подобное широкомасштабное производство является локомотивом развития других вспомогательных сфер, в том числе сферы миграции и занятости, ведущих к становлению национального рынка труда. В стране нужны:

)   стабильная национальная валюта и создание национального приоритета белорусскому рублю;

)   наполнение стабильными национальными деньгами финансовых каналов государства до уровней, реально наблюдаемых в развитых странах;

)   продуманное изменение налоговой системы;

)   инвентаризация технического потенциала и консолидация его на производстве стратегических товарно-экспортных продуктов;

)   стабильное и предсказуемое законодательство;

)   невмешательство в оперативную деятельность предприятий и организаций;

)   «революция» менеджмента, т.е. создание высоких мотиваций для работников к созданию высококонкурентоспособной продукции, рост прибыли;

)   инвестициям всех видов национальных ресурсов, в первую очередь интеллектуальных, в те сферы деятельности, которые способны дать наиболее высокую прибыль и обеспечить быстрое развитие экономики.

Вышеперечисленные положения являются принципиально важными для формирования благоприятной инвестиционной среды и возвращения трудящихся-мигрантов в Республику Беларусь. Внутренняя миграция политика РБ направлена на:

)   обеспечение эффективного взаимодействия областных и республиканских органов, нацеленных на защиту национального рынка труда, обеспечение приоритетного права белорусских граждан на занятие вакантных мест; усиление контроля над привлечением и использованием иностранной рабочей силы, за соблюдением работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение иностранных работников, а также условий трудовых контрактов;

)   развитие временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь в развитые страны как средство роста инвестиций в экономику государства, усиление роли государства в организации временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь за рубежом, что обеспечит социальную и правовую защиту белорусских трудящихся-мигрантов, повысит уровень ответственности структур, занимающихся зарубежным трудоустройством граждан Республики Беларусь;

)   содействие интеграции и адаптации трудящихся-мигрантов, в том числе в целях миграционного замещения естественной убыли населения страны’’[14,91].

В основе иммиграционной политики РБ (в рамках ее социальной составляющей) должна лежать деятельность государства по адаптации и социально-культурной интеграции иммигрантов, включению их в общественную и политическую жизнь принимающего сообщества, соблюдению прав и свобод, гарантированных его конституцией. Внутренняя иммиграционная политика, в этой ее части, является производной и во многом зависит от осуществляемой в стране социальной политики в целом, ее возможностей и приоритетов.

Иммиграционная политика Республики Беларусь должна быть направлена на трудоустройство потоков беженцев, вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, проживающих нередко в них в дискриминационных условиях, и одновременно на усиление контроля над въездом в РБ иностранной рабочей силы и активное противодействие нелегальной иммиграции. Опыт ряда западноевропейских стран - основных импортёров иностранной рабочей силы показывает, что непродуманная либерализация иммиграционной политики ведёт к резкому обострению социально-экономических и межэтнических проблем.

Надлежит ввести меры селективной и дифференцированной поддержки регионов в обустройстве мигрантов, стимулирование их прироста на определённых территориях с учётом интересов государства и населения. Однако регулирование доступа иностранной рабочей силы на территорию Республики Беларусь, даже будучи одним из неизбежных условий, в целом не является мерой, достаточной для эффективной борьбы против найма нелегальных иностранцев, с одной стороны, и сокращения численности мигрантов с неурегулированным статусом, с другой стороны. Необходимо создание стимулов для возвращения трудящихся-мигрантов, выехавших легально или нелегально, прежде всего, высококвалифицированных специалистов. С целью создания привлекательных условий для возвращения Республика Беларусь могла бы повысить внутренний спрос на высококвалифицированную рабочую силу, предлагая достойную занятость и вместе с тем увеличивая объем внешней торговли услугами. Пользу для повышения уровня компетенции и знаний могут принести организация программ стажировки для квалифицированных и профессиональных кадров Республики Беларусь в развитых странах.

Такие кадры по возвращении, служа мультипликаторами, будут способствовать передаче «ноу-хау» в нашу страну. В связи с этим следует оказывать содействие наиболее эффективно работающим на международном рынке посредническим фирмам, имеющим лицензии на трудоустройство за рубежом.

Принципиальное значение для нашего государства имеет создание приоритетных условий инвестирования возвращающимся мигрантам.

С этой целью становится важным создание специальной структуры, занимающейся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, реэмигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью адаптации к условиям белорусского рынка привлечённых в страну валютных средств, заработанных мигрантами, требуется, ‘’по опыту зарубежных стран, принятие и таких мер как введение специальных депозитных счетов, продажа земельных участков под строительство, выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определённых банках. Создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов, открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования, создание специального пенсионного фонда’’ [1, 872]

Изменить ситуацию с эмиграцией научных кадров, высококвалифицированных специалистов также помогут накопление ресурсов для инвестиций в науку и инновационную деятельность. Решению проблемы «утечки умов» может стать расширение форм сотрудничества с международным научным сообществом, в числе которых можно назвать участие в международных конференциях, стажировки, работу по контракту или гранту, обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. На повестке дня стоит и вопрос осуществления переводов статей и монографий белорусских учёных на важнейшие европейские языки, что будет способствовать созданию имиджа и мирового признания научным разработкам нашего государства. В то же время необходимо расширять программы, поддерживающие интеллектуальных мигрантов, которые желают возвратиться в Республику Беларусь. В том числе разработать систему мер, но приоритетной поддержке в Республике Беларусь высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей науки и производства, молодых учёных.

В рамках миграционной программы Республики Беларусь на 2006-2010 годы намечено также разрабатывать специальные программы, позволяющие привлекать в Республику Беларусь талантливую молодёжь для обучения в белорусских вузах, школьников из стран СНГ для участия в олимпиадах и предоставлять победителям возможность поступления в белорусские учебные заведения.

Миграционная политика может выступать в различных формах:

выполнять конъюнктурно-корректирующую роль, являясь инструментом текущей социально-экономической политики, и стратегически значимую роль, когда увязывается с разработкой долгосрочных проблем пространственного развития экономики и изменения объёмных и качественных характеристик движения населения.

Формирование и реализация механизма регулирования миграции населения - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения принципов целенаправленности, комплексности, системности, эффективности и баланса интересов.

)   Принцип целенаправленности в государственном регулировании миграции означает необходимость выбора приоритетов регулирования миграции на кратко-, средне- и долгосрочный период исходя из общей стратегии социально-экономического развития страны, предполагает разработку системы целей и задач регулирования миграции по всей совокупности потоков.

)   Применение принципа комплексности обусловливается масштабностью и сложностью процесса миграции, тесной зависимостью между миграцией и социально-экономическим развитием. Это означает, что в новых условиях хозяйствования при разработке инструментов государственного регулирования миграционных процессов необходимо учитывать сложившиеся тенденции в сфере занятости и рынка труда в тесной увязке с состоянием международного рынка разделения труда.

)   Принцип системности тесно связан с принципом комплексности, он ориентирует на рассмотрение миграционной политики как составной части более крупной системы - социально-экономической политики и на ее связь с другими компонентами данной системы. Необходимость применения данного принципа при регулировании миграционных процессов связана с тем, что в современных условиях определение перспектив развития миграции должно осуществляться с учётом их взаимозависимости с другими процессами, происходящими в стране (демографическими, экономическими, социальными, политическими и др.).

)   Реализация принципа эффективности при регулировании миграции обеспечит создание необходимых условий для их оптимального развития с наибольшим экономическим и социальным эффектом.

)   В связи с тем, что при развитии процессов миграции интересы личности, общества и государства не всегда совпадают, соблюдение принципа баланса интересов будет способствовать нахождению консенсуса между органами государственной власти, занимающимися вопросами регулирования миграции населения, и личностью мигранта. Реализация данного принципа поможет обеспечить согласованность республиканских, областных и местных интересов при реализации инструментов регулирования миграционных процессов.

При решении конкретных задач регулирования миграционных процессов значение имеет правильный выбор методического инструментария, позволяющего целенаправленно воздействовать на развитие миграции.

Методы государственного регулирования миграции - это совокупность действий, направленных на повышение эффективности функционирования миграционных процессов и осуществляемых посредством использования взаимосвязанных систем законодательного (нормативно - правового), экономического и организационного характера. При этом в зависимости от вида и направления миграционного потока методы государственного воздействия на миграционные процессы могут отличаться.

Правовую основу миграционной политики составляют ‘’Конституция Республики Беларусь, законы, нормативные правовые акты и международные соглашения Республики Беларусь, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области миграции. Для управления миграционными процессами в Республике Беларусь в 1992 г. была создана Государственная миграционная служба, которая до 2004 г. функционировала в структуре Министерства труда и социальной защиты’’[14,91]. На данный момент вопросы миграции населения и государственного регулирования миграционных процессов отнесены к компетенции МВД. С этой целью в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2003 № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов подразделений внутренних дел Республики Беларусь» образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел с правами юридического лица. Основными задачами Департамента являются:

)   разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о гражданстве Республики Беларусь, выезде за границу и въезде в Беларусь граждан, передвижении и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставлении статуса беженца или убежища, внешней трудовой миграции;

)   совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции;

)   организация контроля над миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, противодействие незаконной миграции;

)   организация научных исследований по проблемам миграции.

Следует также отмстить, что вопросами миграции населения в той или иной степени занимаются также Государственный комитет пограничных войск, Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, которые осуществляют в пределах своей компетенции функции регулирования миграционных процессов.

Основным документом, определяющим в настоящий момент миграционную политику, является Государственная миграционная программа на 2006-2010 гг. Основные задачи Программы:

)   совершенствование законодательства в целях управления миграционными процессами на основе системного подхода к проблемам миграции;

)   повышение эффективности управления миграционными потоками путём достижения соответствия их объёмов, направлений и состава перспективам социально - экономического развития страны;

)   регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма сдерживания естественной убыли населения;

)   интеграция мигрантов в белорусский социум и формирование по отношению к ним толерантности;

)   обеспечение национальной безопасности, укрепление безопасности государственной границы и соблюдение интересов государства в условиях развития миграционных процессов.

Кроме того, в настоящее время в стране реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. Ее цель - «создание условий для предотвращения дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирование предложений по улучшению демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь». Подпрограмма «Оптимизация миграции» определяет своей целью оптимизацию внутренних и внешних миграционных потоков с учётом национальных демографических интересов. Приоритетными направлениями программы являются:

) регулирование внутренних миграционных потоков с учётом социально- экономических условий и демографической структуры административно-территориальных единиц;

) регулирование внешних миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения’’[14,91].

В результате реализации подпрограммы «Оптимизация миграционных процессов» были достигнуты следующие результаты:

)   Обеспечение, начиная с 2008 г., ежегодного прироста населения до 5 тыс. человек за счёт внешней миграции преимущественно лиц трудоспособного возраста.

)   Уменьшение оттока населения из сельской местности на 50 процентов за счёт выполнения мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг.

)   Улучшение демографической структуры населения в сельской местности посредством привлечения и закрепления молодёжи, улучшения структуры соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населения.

)   Сокращение эмиграции из Республики Беларусь работников, имеющих высшее образование.

)   Уменьшение масштабов незаконной трудовой миграции

Сегодня ставится задача выработки стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития Беларуси. В этой связи повышается значение прогноза развития миграционных процессов, который является предпосылкой формирования государственной социально-экономической стратегии. Это связано с тем, что будущая численность населения Беларуси и его состав в первую очередь будут зависеть от масштабов миграционных процессов. И дело здесь не столько в прямом влиянии последних путём непосредственного притока населения, сколько в опосредованном влиянии миграций на долгосрочное демографическое развитие государства через структурные и качественные сдвиги.

Основными факторами внутренней миграции населения является:

)   получение распределения после окончания учебного заведения, смена места работы, а также желание решить жилищную проблему;

)   жизнь в сельской местности остаётся малопривлекательной для большинства жителей Беларуси, в первую очередь из-за недостаточно комфортных социально-бытовых условий, отсутствия широких возможностей в выборе работы и учёбы, а также насыщенной культурной жизни.

На основании этих заключений можно констатировать, что миграция сельского населения в город порождает ряд социальных проблем.

)   во- первых, из деревни выезжают образованные и квалифицированные работники.

)   во-вторых, происходит деформация возрастной и половой структуры сельских жителей: на селе мало молодых людей и много пожилых;

)   меняется количественное соотношение мужчин и женщин. В результате село продолжает терять свой демовоспроизводственный потенциал, обостряются проблемы обеспечения сельскохозяйственных отраслей экономики квалифицированными работниками.

В контексте сказанного выше становится очевидным, что меры по совершенствованию механизма государственного регулирования внутриреспубликанской миграции населения Республики Беларусь должны носить комплексный характер. Так как сокращение масштабов перемещения населения из сельской местности в города республики, а также формирование обратного потока из города в село возможны лишь при условии решения целого комплекса социально- экономических задач, направленных на повышение уровня и качества жизни сельского населения, создания действенного механизма привлечения и закрепления в сёлах молодых специалистов.

Задача повышения жизненного уровня сельского населения и соответственно оптимизации внутриреспубликанских миграционных потоков решается в рамках реализации мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг., утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Стратегической целью программы является повышение эффективности сельскохозяйственного производства, а также устойчивый рост социальной сферы сельских территорий. Предусмотренный программой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, правовых и других мероприятий, увязанный с ресурсами, исполнителями и сроками осуществления, должен обеспечить не только эффективное решение задач экономического и социального развития села, но и содействовать оптимизации миграционных процессов’’[11,67].

Основными мероприятиями Программы возрождения и развития села, направленными на создание социально- экономических условий по минимизации масштабов перемещений населения из сел в города республики, являются:

.   в социальной сфере: повышение доходов сельского населения, развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи, модернизация дорог и транспортного обеспечения, развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания;

.   в производственной сфере: повышение эффективности использования земель, развитие крупно товарного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная поддержка агропромышленного производства, совершенствование организационно-экономической структуры, техническое переоснащение, научное и кадровое обеспечение АПК’’[11,68]

Особо следует выделить масштабную задачу создания на базе центров сельсоветов и центральных усадеб сельскохозяйственных организаций 1,5 тысячи агрогородков.

Задача повышения миграционной привлекательности села решается также в рамках реализации мер, предусмотренных Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2006 г. № 135, и, в частности, ее подпрограммой «Оптимизация миграционных процессов».

Основными мерами по привлечению в сельскую экономику трудоспособного населения и квалифицированных кадров являются:

.   стимулирование нанимателей к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;

.   создание в сельской местности структур малого предпринимательства, фермерских и личных подсобных хозяйств, в том числе хозяйств усадебного типа, ориентированных на развитие сельского туризма;

.   улучшение информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и новое место работы в сельскую местность.

Таким образом, в результате реализации указанных государственных программ будет обеспечен рост уровня и качества жизни сельского населения, максимально приближенных к городским стандартам. Тем самым будут созданы предпосылки для уменьшения оттока населения из сельской местности, активизации территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики Беларуси в рабочей силе, улучшится демографическая структура населения в сельской местности посредством привлечения и закрепления молодёжи.

Подводя итог можно сказать, что при регулирование внешних трудовых миграционных процессов Беларусь столкнулась со многими проблемами. Это и высокий уровень неконтролируемых миграционных потоков и действие организованных преступных групп, занимающихся переправкой групп нелегальных мигрантов. Назрела необходимость на государственном уровне повысить эффективность управления миграционными потоками. Оперативному решению задачи в данной сфере позволило создание к в 2003 г. централизованной системы управления миграцией. Стабилизации миграционной обстановки РБ способствует своевременное создание Концепции государственной миграционной политики, миграционного законодательства. Руководство миграционной политикой стало ориентироваться па требования выдвигаемые на международном рынке труда.

Во - первых, необходимо создать условия для интенсивного развития, имеющегося в Республике Беларусь трудового потенциала на пути реализации перспективных с внешнеэкономической точки зрения, программно-целевых проектов, деятельность которых должна осуществляться в рамках государственного планирования.

Во - вторых, обеспечить социальную и правовую защиту белорусских трудящихся-мигрантов, повысит уровень ответственности структур, занимающихся зарубежным трудоустройством граждан Республики Беларусь;

В третьих, формировать благоприятную инвестиционную среду с целью возвращения трудящихся-мигрантов в Республику Беларусь. Беларусь могла бы повысить внутренний спрос на высококвалифицированную рабочую силу, предлагая достойную занятость и зарплату.

В четвёртых, решить задачу повышения миграционной привлекательности села через повышение уровня жизни сельского населения. Проводить политику оптимизации внутренних и внешних миграционных потоков с учётом национальных демографических интересов. Создания привлекательных условий для переселения населения в города спутники и агрогородки.

трудовой миграция рынок беларусь


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс включения Республики Беларусь в международный рынок труда приобрёл необратимый характер. ‘’Предположительно к 2020 году экспорт рабочей силы, по сравнению с 2002 годом, увеличится примерно в 2,5 раза, а ее импорт возрастёт в 1,7 раза. Численность населения Беларуси на 14 октября 2009 г. составила 9,489 млн. человек. Таким образом, за десять лет численность населения Беларуси сократилась на 541 тыс. человек или на 5,4 %. Основной причиной сокращения числа жителей Беларуси стала естественная убыль населения. В то время трудовой миграционный приток зафиксирован на уровне 84 тыс. человек. Благодаря миграционному приросту в 2009 г. на 48,5 % компенсирована естественная убыль населения страны’’[15,130]. Согласно прогнозам на территории государства до 2015 года сохранится тенденция убыли численности населения Республики Беларусь. В этой связи иммиграцию можно рассматривать как важный фактор противодействия депопуляции, способствующий компенсации естественной убыли населения.

Для объединения усилий всех заинтересованных ведомств в целенаправленном управлении миграционными процессами в республике действует Государственная миграционная программа, представляющая собой комплекс мер, направленных на повышение эффективности регулирования миграционных процессов в Республике Беларусь, на совершенствование нормативно-правовой базы, создание современной информационной базы по проблемам миграции. Стране необходимо ведение мониторинга миграционной ситуации в стране, анализ и прогнозирование ситуации на рынке труда, определение потребности в мигрантах для конкретных отраслей экономики. Разработка системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования миграционных процессов, выработка предложений по совершенствованию миграционной политики.

Миграционная политика Республики Беларусь, в том числе трудовой миграции, является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внешнеполитической деятельности белорусского государства.

Государственная политика в сфере миграции определена как система концептуально объединённых средств, с помощью которых государство и его социальные институты предполагают достижение целей развития процессов внутренней и внешней миграции населения, соответствующих стратегическим задачам социально-экономического развития общества. Так как бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись в хозяйственную среду своей родины, становятся инвесторами, предпринимателями, проводниками новых знаний и навыков. В соответствии со статьёй 5 закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» одними из основных задач обеспечения демографической безопасности являются оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения, содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину (по месту рождения), противодействие нелегальной миграции.

За последние 20 лет в республике была разработана миграционная политика, которая является частью государственной политики, и основывается на национальных интересах. Миграционная политика Республики Беларусь направлена на регулирование миграционных потоков в интересах социально-экономического и демографического развития Республики Беларусь. С учётом социально-экономических условий и демографической структуры ее отдельных регионов, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из Республики Беларусь, интеграцию мигрантов в белорусский социум, преодоление негативных последствий незаконной миграции.

Республика Беларусь выработала механизм регулирования, моделирования, диагностики и прогнозирования миграционных процессов. И на этой базе разрабатывает и проводит адекватную миграционную политику.

Системный подход политики регулирования процессов внешней трудовой миграции Республики Беларусь подразумевает сочетание правоохранительных мер, создание благоприятной правовой и административной среды и предоставление стимулов.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.