Опыт миграционной политики индустриальных стран — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опыт миграционной политики индустриальных стран

2020-04-01 85
Опыт миграционной политики индустриальных стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опыт развитых стран в проведении миграционной трудовой политики очень важен и полезен. Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба миграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность иммигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов.

. Требования к качеству рабочей силы:

а) профессиональная квалификация (наличие диплома, определённый стаж работы по специальности);

б) возрастной ценз;

в) состояние здоровья;

г)  социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осуждённых за уголовные преступления, (а также членов партий тоталитарного типа).

Весьма жёстким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы по отношению к национальной рабочей силе в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. (В основном это касается иммигрантов из стран Азии и Африки).

. Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

а) уплату иммигрантами пошлины за трудоустройство;

б) первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

в) налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

г)  ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Тем не менее, ужесточившаяся в последнее 20-летия миграционная политика развитых стран не смогла кардинально уменьшить приток иммигрантов. Она способствовала резкому увеличению масштабов нелегальной миграции и формированию «чёрного рынка труда». Факторы, способствующие формированию «чёрного рынка»:

а) стремление предпринимателей использовать дешёвую рабочую силу и экономить на оплате труда, технике безопасности, социальном страховании и пенсионном обеспечении;

б) с другой стороны, готовность большинства иммигрантов работать на любых условиях.

Определить истинные масштабы нелегальной миграции практически невозможно. Наибольшее распространение она получила в США, Японии, Западной Европе, Ближнем Востоке.

Как известно, в ведущих западных странах разрабатываются общенациональные системы повышения квалификации. Так, в Японии, США и др. странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связанный с «инвестициями в человека» и нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы. Периодичность повышения квалификации в развитых странах составляет 3-5 лет, в России 13-15 лет. В результате доля рабочих высшей квалификации в России составляет 5%, в то время как в США 43%, в Германии - 56%. Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран, однако качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах.

В 1970-90-е годы истекшего столетия произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней. Так, в промышленности снизилась доля добывающих отраслей, и стремительно развиваются высокотехнологичные отрасли. А это в свою очередь обусловило значительные сдвиги в занятости рабочей силы.

Занятость - мера вовлеченности людей в какую-либо экономическую деятельность. В наше время резко снизилась занятость в сельском хозяйстве.

В 2001г. в странах (организация экономического сотрудничества и развития) в аграрном секторе было занято 7.7% всей рабочей силы. Заметно снизился также удельный вес занятых в обрабатывающей промышленности и строительстве. Так, в 2000г. в США он составлял 15%, Франции - 17,3%, в Италии - 22,6%, Англии - 18,3%. В настоящее время наблюдается тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. Первым шагом в формировании национальной системы управления миграцией было принятие в 1991 г. закона «О гражданстве Республики Беларусь» и создание в 1992 г. Государственной миграционной службы при Государственном комитете по труду и социальной защите населения Республики Беларусь. В 1997 г. Государственная миграционная службы при Министерстве труда была преобразована в Комитет по миграции, который в 2001 г. преобразован в Департамент по миграции Министерства труда и социальной защиты. Основными направлениями деятельности Государственной миграционной службы стали:

)   разработка нормативной правовой базы, определяющей основания и порядок предоставления защиты вынужденным мигрантам, ищущим убежище в Республике Беларусь;

)   формирование основных направлений государственной миграционной политики.

Мировой опыт и проблемы в сфере миграции, с которыми столкнулась Республика Беларусь (высокий уровень неконтролируемых миграционных потоков; действие организованных преступных групп, занимающихся переправкой групп нелегальных мигрантов и др.),требовали повышения эффективности управления миграционными потоками, оперативности решения задач в данной сфере привели к созданию в 2003 г. централизованной системы управления миграцией. В центре данной системы находится Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Основным структурным подразделением МВД, занимающимся вопросами реализации государственной политики в области миграции, является Департамент по гражданству и миграции, образованный на базе департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты. На протяжении двух десятилетий происходило также формирование и совершенствование миграционного законодательства. Правовой основой регулирования миграционных процессов являются международные договора и национальное законодательство. В настоящее время правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок въезда, пребывания и проживания в стране, выезда из страны, вопросы внешней трудовой миграции определяются законами, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров, Министерства внутренних дел. Необходимо обратить внимание на большое разнообразие нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы, что требует проведения кодификации миграционного законодательства. Несмотря на то, что в настоящее время миграционное законодательство Республики Беларусь практически полностью сформировано, существует определённые пробелы и противоречия. Актуальными являются вопросы законодательного определения миграционной терминологии: в белорусском миграционном законодательстве до настоящего времени не нашли отражения такие основополагающие понятия, как «миграция населения», «мигрант», «незаконная миграция», «нелегальная миграция», «незаконный мигрант» и т. д. Можно сделать вывод о том, что международная трудовая миграция придаст миграционной политике Беларуси новый импульс и даст, несомненно, определённый опыт в её управлении. Перед Беларусью стоит задача не остановить трудовую миграцию, а придать миграционным потокам легитимный и управляемый характер на фоне либерализации миграции в мире. Внешняя трудовая миграция в настоящее время может быть важным условием демографического и экономического роста для Республики Беларусь.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.