Свобода в пастырском богословии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Свобода в пастырском богословии

2020-04-01 120
Свобода в пастырском богословии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большое значение правильного понимания свободы имеет в пастырском богословии и в пастырской практике. Искажение его ведет к лжепастырству и, в частности, к такому явлению как младостарчество, когда священник, не имеющий благодати старчества, стремится к власти над душами окружающих по образу всецелого и бепрекословного послушания, которое монахи оказывали к духоносным старцам. Во многих случаях это заканчивается трагедией для пасомых. В определении Священного Синода РПЦ, принятом на заседании 28 декабря 1998 г., постановлено: «Напомнить всем пастыря-духовникам о том, что они призваны своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой». Пастырская деятельность должна быть основана на уважении свободы пасомых. Только при таком отношении к свободе других сам пастырь возрастает в своей свободе. Порабощенный страстями тщеславия, гордости, сребролюбия, человекоугодия и сам стремится к порабощению других.

Современные проблемы свободы

 

В настоящее время с умножением греха человечество все больше удаляется от Бога и от истинной свободы, умножается рабство людей как духовное, так и политическое, экономическое. Происходит это на основе искажения понятия о свободе человека, которая современными идеями возводится в абсолют, в самостоятельную ценность вне зависимости своей направленности. В результате, если свобода в самом лучшем смысле понималась как способность и возможность стремиться к лучшему, к благу, то сейчас она понимается как возможность делать выбор в пользу зла, т.е. возможность и право делать зло. На практике, как свидетельствует история XX века, это приводит к тотальному контролю над личностью и к тому, что «…свобода личности от нравственных норм традиции стала поддерживаться на законодательном уровне». В конституции большинства европейских государств вошел принцип свободы совести, который означает то, что общество теперь не стремится к спасению, т.е. к истинной свободе, а государство, в свою очередь, перестает быть инструментом утверждения в обществе божественного закона. Такое бегство от истинной свободы всегда оборачивается рабством, сначала духовным, а затем и экономическим, политическим, социальным. Государство встало на защиту прав (т.е. свободы) извращенцев, лихоимцев, любостяжателей и пр. Оно становится орудием распространения зла и порабощения ему своих членов. На подавлении свободы личности основаны тоталитарные секты. Государство представляет под свободой произвол, возводит в абсолют и в высшую ценность падшую человеческую волю. Тоталитарные секты называют свободой исполнение воли руководителя.


Заключение

«Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека…». Мир, плоть и диавол, пытаясь поработить человека, называют свободой ее злоупотребления. Возможность умереть физически или духовно не является физической или духовной свободой. Истинная свобода состоит в согласии с волей Божией, действии в соответствии со своей природой, обновленной Духом Святым, и в соответствии своему назначению, открытому Богом. То есть истинная свобода состоит в приобщении к Богу. О том, что это есть единственно истинное понимание свободы свидетельствует и этимология этого слова. Согласно Историко-этимологическому словарю, «…с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности - словом, к своим». Понятие о свободе связано с понятием о человеке и его отношении к Богу. Искажение первого ведет к искажению второго. Человек не самостоятельное, самобытное существо, а сотворенное и поврежденное грехом. У него есть только одна свобода: «…или воспользоваться дарованным искуплением и возвратиться в рай, или отвергнуть искупление и остаться сопричисленным к сонму падших ангелов» (свт. Игнатий). Выражается эта свобода в стремлении к Богу и желании добра и спасения. В христианском смысле свобода - это не возможность грешить и погибнуть в аду на веки, а возможность жить в Боге и спастись. «Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающею совестью, избирать лучшее при свете истины Божией, и приводить оно в действие при помощи благодатной силы Божией». Т.о., можно сказать, что свобода - это способность нравственного самоопределения; это способность души определять себя к деятельности согласно своему назначению, которое определено Богом и состоит в единении с Ним. В отрицательном значении истинная свобода есть свобода от зла и от греха, как источника зла. В положительном значении - это возможность быть со Христом и исполнять Его волю, ибо только во Христе человек становится истинно свободным. Церковь, существуя в безрелигиозном мире, все более стремящимся к рабству, возвещает миру об истинной свободе, указывет к ней путь и подает силы для ее осуществлении в личной и общественной жизни.

 


Список использованной литературы

1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: «Ковчег», 2009. - 352 с.

. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В. Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 570 с.

. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Windows DVD, Россия, ООО «Кирилл и Мефодий».

. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 100 с.

. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. 3. - 292 с.

. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. - М.: Отдел внешних церк. связей Московского Патриархата, 2008. - 240 с.

. Лега В.П. Лекции по основному богословию. - Электронная версия.

. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. - 215 с.

. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия: В 2 кн. М.: ПСТГУ, 2003. - 485, 351, XXXIII с.

. Николаева О. Православие и свобода. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 399 с.

. О духовничестве. / Сост. и общ. ред. иг. Илариона (Алфеева). - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 143 с.

. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 159 с.

. Пестов Н.Е. Свет совершенной радости. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 448 с.

. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. М.: «Правило веры», 1998. - 435, 87, X с.

. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М.: Правило веры, 1998. - 467, XXIII с.

. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. - 624 с.

. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т.1: Слова 1-52. - 490, VI с.

. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. - 461 с.

. Толковое Евангелие еп. Михаила. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. - Репринт. изд. - М.: Донской м-рь: Изд. отдел Московского Патриархата. - 658 с.

. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Мультимедия, ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2004.

. Филарет, митр. Московский, свт. Творения: Слова и речи: В 5 т. М.: Новоспасский м-рь, 2007. Т.5. 1849-1867. - 582, XVI с.

. Цветник духовный. М.: Изд-во «Аксиос»: АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. - 800 с.

. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2001. Т.2. Панцирь - Ящур. - 560 с. С. 148.

. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. - 679 с.

. Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов. М.: «Христианская жизнь», 2004. - 672 с.

. Язык славян. М.: Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского м-рей в Китай-городе: «Сибирская благозвонница», 2002. - 1349 с. - (Букварь школьника. Начала познания вещей Божественных и человеческих).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.