Учение Христианской Церкви о свободе — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учение Христианской Церкви о свободе

2020-04-01 181
Учение Христианской Церкви о свободе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение Христианской Церкви о свободе

 


Введение

свобода богословия пастырский нравственный

Учение о свободе является одним из ключевых как в христианском мировоззрении, так и в нерелигиозном. Без него невозможно понять учение добре и зле, о человеке и о его спасении. «Несвобода всегда воспринималась человеком как безусловное зло, как духовное порабощение. Вся человеческая история, в конце концов, сводится к попыткам освобождения от той или иной формы рабства: социально-политического, национально-религиозного, духовного». Но, как говорит свт. Филарет Московский, «…едва ли есть в языках человеческих слово, которое столько было бы подвержено неправому пониманию и злоупотреблениям, как слово: свобода».


Свобода как существенное свойство человека

Свобода является существенным свойством человека. Без нее человек не является человеком. Как говорит св. прав. Иоанн Кронштадский, она есть «..неотъемлемая часть образа Божия». Свободная воля не уничтожилась и после грехопадения человека, ибо человек после грехопадения не перестал быть человеком. Его свобода в результате злоупотребления была повреждена и подпала под власть греха, как и образ Божий в человеке вообще. Но в нем осталась способность желать добра: «Доброго, которого хочу, не делаю…» (Рим.7:19). Существование свободы в человеке подтверждается во-первых, дарованием человеку заповедей и требованием их исполнения. Во-вторых, обещанием воздаяния за исполнение заповедей (разные награды и особенно вечное блаженство) и за нарушение (разные наказания, временные и вечные). В-третьих, сознанием человека о своей свободе, ибо каждый человек говорит о себе: «я хочу, я не хочу», и сознает при этом, что он волен поступить так или иначе. В-четвертых, раскаянием, т.е. сожалением о том, что я поступил так-то, а не иначе, ибо оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и иначе.

Сама вера есть акт свободной воли человека. Вера не может быть насильственной. Если человека заставляют верить, то нарушают его свободу - основное свойство человека, сближающее его с Богом. Заставить можно, являя чудо, но таким образом, Бог являл бы насилие над человеком, над его свободой. Поэтому Спаситель в начале требовал веры, а потом являл чудо: «…Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Матф.9:28). Восполняя человеческую немощь, Господь творил чудеса для того, чтобы явить Божество, чтобы люди могли в Него поверить: «Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Иоан.4:48). Бог не уничтожает свободную волю в человеке и не подавляет, ибо это означало бы уничтожить самого человека. Он преображает ее истиной и благодатью, точнее, дает человеку возможность преобразиться.


Относительность человеческой свободы

 

Как человек является образом Божиим, так и его свобода является образом свободы Божией. Абсолютной свободой обладает только Бог, ибо Он есть Существо самобытное и всесовершеннейшее, обладающее полнотой бытия. Человеческая свобода не может быть такой полной, как Божественная, ибо человек не самобытное существо, а сотворенное, а потому зависимое от своего Творца. Если воля Божия «…определяется только лишь само собою, т.е. она вполне и совершенно свободна», то воля человеческая ограничена законами мироздания: «…законом Божиим, и самым составом общества человеческого, и необходимостью природы…». Человек не может делать все, что он захочет. Ограниченность человеческой свободы есть онтологический факт. Поэтому еще стоики говорили, что свобода есть познная необходимость (определение, которое потом использовали Спиноза, Маркс и Энгельс). «Но есть трудность в том, каким способом согласить и соединить повиновение и свободу, когда их направления представляются противоположными; - свобода хочет разширять человеческую деятельность, а повиновение ограничивает ее».

Свобода и своеволие

 

«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная». Понимание свободы как возможности делать, что хочу, т.е. как свободы действия или свободы выбора, является ее искажением. Такая свобода на самом деле есть произвол, а на святоотеческом языке называется своеволием. Своеволие происходит от гордости, т.е. от сознания себя самобытным, независимым существом. По словам свт. Филарета, первым, кто понял свободу как произвол, был Адам. «Получив при сотворении высокия способности и могущественныя силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, - древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его. Злоупотребитель свободы, старейший человека, чрез злоупотребление свободы сделавшийся духом тьмы и злобы, темными внушенями научил тому же злоупотреблению человека. Человек захотел иметь свободу совершенно неограниченную, как Бог, и дерзнул переступить за предел, положенный заповедию Божиею. И что же последовало? - Он не только не приобрел большей свободы, но утратил большую часть и той…».

По словам схиархимандрита Софрония (Сахарова), мы видим «у человекак - образа Божия - постоянное искушение самому создать свое бытие, самому определить его во всем, самому стать богом, а не принять только то, что дается, так как в этом есть чувство зависимости». Своеволие есть форма отвержения Бога, ибо человек поставляет свою волю вместо Божией, а в Свящ. Писании сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). Спасение состоит в том, чтобы через послушание воле Божией согласовать с нею свою волю. В православном богословии это называется синергией. Своеволие, являясь нарушением воли Божией, является рабством дьяволу. «Всякий раз, когда человек творит зло, он действует не сам, но ему содействует диавол. То есть акт зла есть всегда синэргия, как и акт добра, только на этот раз это уже синэргия не Бога, но Его противника». Поэтому основой духовной жизни является послушание. Даже добрые дела, совершенные не по воле Божией, не являются добрыми, ибо только Бог и Его воля являются источником блага, а что вне этого, то хотя бы оно и казалось добрым не является таковым на самом деле, ибо исходит не от Бога, а от падшего человеческого естества, которое пытается утверждать свое падение через видимо добрые дела. «Надо бояться не столько злых людей, сколько собственной злой воли. Ибо те заставляют нас прибегать к Богу и, сами не ведая того, приближают к нам Бога; а эта удаляет от Него и подвергает нас Его гневу» (прот. П. Соколов). «Воля наша есть медная стена между человеком и Богом» (авва Пимен). «Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать». «…Послушание - это свобода, однако ненавистник диавол представляет его рабством…». Свобода маленького ребенка ограничена любящими родителями, но не уничтожена, ибо его свобода, как говорит старец Паисий Афонский, есть не свобода в настоящем смысле слова, а «возможность беспрепятственно покалечиться: Такая свобода гибельна для детей…». Как родители ограничивают свободу детей, чтобы через послушание воспитать в них свободу, так и в духовной жизни пусть к истинной свободе лежить только через послушание, которое является благословением Божиим, а не через своеволие.

Заключение

«Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Напротив, сатана стремится завладеть волей человека…». Мир, плоть и диавол, пытаясь поработить человека, называют свободой ее злоупотребления. Возможность умереть физически или духовно не является физической или духовной свободой. Истинная свобода состоит в согласии с волей Божией, действии в соответствии со своей природой, обновленной Духом Святым, и в соответствии своему назначению, открытому Богом. То есть истинная свобода состоит в приобщении к Богу. О том, что это есть единственно истинное понимание свободы свидетельствует и этимология этого слова. Согласно Историко-этимологическому словарю, «…с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, к своей народности - словом, к своим». Понятие о свободе связано с понятием о человеке и его отношении к Богу. Искажение первого ведет к искажению второго. Человек не самостоятельное, самобытное существо, а сотворенное и поврежденное грехом. У него есть только одна свобода: «…или воспользоваться дарованным искуплением и возвратиться в рай, или отвергнуть искупление и остаться сопричисленным к сонму падших ангелов» (свт. Игнатий). Выражается эта свобода в стремлении к Богу и желании добра и спасения. В христианском смысле свобода - это не возможность грешить и погибнуть в аду на веки, а возможность жить в Боге и спастись. «Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощенного греху, не тяготимого осуждающею совестью, избирать лучшее при свете истины Божией, и приводить оно в действие при помощи благодатной силы Божией». Т.о., можно сказать, что свобода - это способность нравственного самоопределения; это способность души определять себя к деятельности согласно своему назначению, которое определено Богом и состоит в единении с Ним. В отрицательном значении истинная свобода есть свобода от зла и от греха, как источника зла. В положительном значении - это возможность быть со Христом и исполнять Его волю, ибо только во Христе человек становится истинно свободным. Церковь, существуя в безрелигиозном мире, все более стремящимся к рабству, возвещает миру об истинной свободе, указывет к ней путь и подает силы для ее осуществлении в личной и общественной жизни.

 


Список использованной литературы

1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. - М.: «Ковчег», 2009. - 352 с.

. Библейский богословский словарь. / Под ред. свящ. В. Михайловского. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. - 570 с.

. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Windows DVD, Россия, ООО «Кирилл и Мефодий».

. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие: учеб. пособ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 100 с.

. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: в 3 ч. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. 3. - 292 с.

. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности. - М.: Отдел внешних церк. связей Московского Патриархата, 2008. - 240 с.

. Лега В.П. Лекции по основному богословию. - Электронная версия.

. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. - 215 с.

. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия: В 2 кн. М.: ПСТГУ, 2003. - 485, 351, XXXIII с.

. Николаева О. Православие и свобода. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. - 399 с.

. О духовничестве. / Сост. и общ. ред. иг. Илариона (Алфеева). - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 143 с.

. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 159 с.

. Пестов Н.Е. Свет совершенной радости. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 448 с.

. Преподобного аввы Исаака Сирина Слова Подвижнические. М.: «Правило веры», 1998. - 435, 87, X с.

. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. М.: Правило веры, 1998. - 467, XXIII с.

. Свешников Владислав, прот. Очерки христианской этики. М.: Паломник, 2000. - 624 с.

. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Т.1: Слова 1-52. - 490, VI с.

. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). О Боге и людях. / Пер. с сербск. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. - 461 с.

. Толковое Евангелие еп. Михаила. Кн. 3: Евангелие от Иоанна. - Репринт. изд. - М.: Донской м-рь: Изд. отдел Московского Патриархата. - 658 с.

. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Мультимедия, ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2004.

. Филарет, митр. Московский, свт. Творения: Слова и речи: В 5 т. М.: Новоспасский м-рь, 2007. Т.5. 1849-1867. - 582, XVI с.

. Цветник духовный. М.: Изд-во «Аксиос»: АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. - 800 с.

. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2т. - 4-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2001. Т.2. Панцирь - Ящур. - 560 с. С. 148.

. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. - 679 с.

. Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов. М.: «Христианская жизнь», 2004. - 672 с.

. Язык славян. М.: Патриаршее Подворье Заиконоспасского и Никольского м-рей в Китай-городе: «Сибирская благозвонница», 2002. - 1349 с. - (Букварь школьника. Начала познания вещей Божественных и человеческих).

Учение Христианской Церкви о свободе

 


Введение

свобода богословия пастырский нравственный

Учение о свободе является одним из ключевых как в христианском мировоззрении, так и в нерелигиозном. Без него невозможно понять учение добре и зле, о человеке и о его спасении. «Несвобода всегда воспринималась человеком как безусловное зло, как духовное порабощение. Вся человеческая история, в конце концов, сводится к попыткам освобождения от той или иной формы рабства: социально-политического, национально-религиозного, духовного». Но, как говорит свт. Филарет Московский, «…едва ли есть в языках человеческих слово, которое столько было бы подвержено неправому пониманию и злоупотреблениям, как слово: свобода».



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.