Христианское понимание свободы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Христианское понимание свободы

2020-04-01 128
Христианское понимание свободы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Христианское понимание свободы основано на христианском учении о человеке. Человек - существо сотворенное, а потому зависимое от своего Творца, и духовно-нравственное. Поэтому и свобода его, как его существенное свойство, может рассматриваться только в его отношении к Творцу и является категорией духовно-нравственной.

«Бог никого не создал рабом, а всех свободными. Только в отношении в Себе Он сотворил их рабами, поколику даровал им и самое бытие; но и то, чтобы был кто рабом Ему, не хочет Он, чтоб был по принуждению и насилию, а произвольно: подобно тому, как иной бедный и ничего неимущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, - так и Бог хочет, чтоб человек был рабом Его по своей воле, и радовался и в великую славу и честь вменял именоватся и быть рабом Божиим». «Духовная свобода - это добровольное подчинение воле Божией». «Я - раб Бога моего, - говорит свт. Игнатий Брянчанинов, - несмотря на то, что мне даны свободная воля и разум для управления волей». «Тот истинно свободен, кто живет для Христа…» (Св. Иоанн Златоуст).

Свобода человека является образом свободы Бога. Истинная свобода человека состоит в приобщении к абсолютной свободе Бога и является действием Бога в нем, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17). «…В христианском понимании свобода есть одно из проявлений образа в человеческой природе всеблагого Бога, Который призывает нас: «Уклонись от зла и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс.36, 27)». Поэтому как свобода Божия состоит только в добре, так истинная свобода человека является свободой только в добре. Свобода как свобода выбора (т.е. гномическая свобода) образовалась в человеке только после грехопадения и не является свободой в полном смысле слова. Истинной свободой является свобода первозданного человека до грехопадения и свобода после возрождения его Духом Святым, когда он возвращается в первозданное состояние. «Истинная свобода человека богоподобна. Как Бог есть Благо и, будучи совершенно свободным, не имеет препятствий при осуществлении Своей благой воли, так и человек свободен лишь тогда, когда может беспрепятственно творить благо и осуществлять богоустановленный смысл своего существования в соответствии с природной волей». Ценность свободы заключается не в самой способности выбирать между добром и злом, а «…в выборе добра, в способности допустить в пространство личной человеческой свободы божественную благодать, дать в человеческой жизни место Богу». «Что касется тех, которые не стремятся достигнуть свободы согласованием своей воли с волею божественной, то они и не имеют истинной полной свободы, но свободны в низшем, чисто психологическом смысле, - сохраняют свободу выбора между добром и злом».

Таким образом, по учению святых отцов, истинная свобода в своем положительном значении состоит не просто в свободе выбора, а в свободном подчинении воле Божией. «Свобода как возможность выбирать имеет ценность только если выбор направлен благо и жизнь. Свобода и нравственность являются двумя категориями святоотеческой антропологии. Но что не менее важно, в святоотеческом понимании эти две категории нерасторжимо связаны. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к общественным трагедиям».

В Священном Писании Нового Завета свобода в отрицательном значении понимается как свобода от греха (Ин.8:34-36), от тления (Рим.8:21), от мира (Гал.4:3), от господства сатаны (Ин.8:44), от власти тьмы (Деян.26:18; Кол.1:13), от рабского страха (Рим.8:15), от страха смерти (Гал.3:13; Рим.8:2), от обрядового ветхозаветного закона (Рим.7:6; Рим.8:2), от клятвы закона (Гал.3:13). Положительное значение свободы раскрывает только христианское учение. Оно состоит в служении Богу и Христу (Рим.6:22; 1Кор.7:22), дарована Христом и Духом Святым и есть действие Духа Святого.


7. Свобода и «благодать… и истина»

 

Спаситель принес на землю благодать и истину (Ин.1:17). Через их усвоение человек приобщается к Божескому естеству и возрастает в истинной свободе. Вне истины и благодати свободы не существует, так как только благодать дает человеку необходимые силы для реализации его духовной свободы: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:38); «закон духа жизни во Христе Иисус освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2).

Свобода не отделима от познания истины, ибо Дух Господень есть Дух истины, и Сам Христос есть истина (Ин.14:6). Через познание физических и общественных законов человек расширяет свою физическую и общественную свободу. «Чем больше законов мироздания он познает, тем большую свободу действий приобретет». Например, человек не может летать в воздухе как птица, но, изучив законы аэродинамики, он смог создать самолет и научился летать. Также через познание духовно-нравственной истины человек расширяет свою духовную свободу: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). «…Возрастая в познании Бога…» (Кол.1:10), человек возрастает и в свободе.Познается истина только через послушание ей с помощью благодати Божией (1Пет.1:22).

По причине благодати и истины новозаветный нравственный закон, в отличие от ветхозаветного, называется законом свободы (Иак.1:25; 2:12). Ветхозаветный закон не открывал человеку истину полностью и не давал благодатных сил, необходимых для исполнения заповедей Божиих. «Закон Моисеев был законом внешних дел, это был закон буквы, закон рабства, требовавший себе безусловного послушания и упорядочивания, главным образом, внешнего поведения». Истина открылась человечеству только в Евангелии, только когда на землю явились сама Истина в лице Иисуса Христа и Дух истины. «Спаситель же требует от людей не внешних только дел закона, но прежде всего чистоты внутренних помыслов, нравственного настроения, сердечного расположения». Он сказал Своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15). Раб «…может видеть, что делает господин и догадываться о смысле дела, но знать, т.е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснить ему господин его; раб берется здесь только как орудие исполенния дела господином его. Сказал же вам все, т.е. всю волю Божию…». Господь Иисус Христос даровал благодатные силы для исполнения евангельского закона, который благодаря этому уже не был теперь внешним и чуждым для грешного человека, каким был ветхозаветный закон, а совпадал по своему содержанию с внутренним желанием возрожденной благодатью человеческой воли, явился в полном смысле духовным законом свободы, родственным обновленной природе человека. «…Евангельский закон есть закон не столько внешних исправных действий, сколько внутреннего отношения и душевной перемены, внутренней чистоты и искренних, сердечных расположений. А сводя закон с внешнего на внутренний, Христос сливает его в одно с собственными внутренними влечениями и требованиями человека, делает его законом свободы, законом духа. Праведнику закон «не лежит», как что-то внешнее, чуждое ему, отличное от его внутреннего закона и обязательное только по внешнему авторитету: он творит добро, движимый к тому внутренним святым настроением, он поступает так, как бы никто ни к чему его не обязывал, и живет по закону Божию, как по естественному закону духовной жизни». «Как человек, побуждаемый голодом, истребляет пищу охотно, жаждущий - пьет охотно, утомленный трудами - отдыхает охотно; так бывает и в духовной жизни возрожденного человека. Служащие Господу служат Ему охотно, и воля Его составляет их желание, как говорит Сам Иисус Христос: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя (Ин. 4, 34)» (прот. И. Толмачев).


Свобода и своеволие

 

«Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная». Понимание свободы как возможности делать, что хочу, т.е. как свободы действия или свободы выбора, является ее искажением. Такая свобода на самом деле есть произвол, а на святоотеческом языке называется своеволием. Своеволие происходит от гордости, т.е. от сознания себя самобытным, независимым существом. По словам свт. Филарета, первым, кто понял свободу как произвол, был Адам. «Получив при сотворении высокия способности и могущественныя силы, быв поставлен владыкою рая и земли, он пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо. Но и сей свободе поставлен был предел, - древо познания добра и зла. Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его. Злоупотребитель свободы, старейший человека, чрез злоупотребление свободы сделавшийся духом тьмы и злобы, темными внушенями научил тому же злоупотреблению человека. Человек захотел иметь свободу совершенно неограниченную, как Бог, и дерзнул переступить за предел, положенный заповедию Божиею. И что же последовало? - Он не только не приобрел большей свободы, но утратил большую часть и той…».

По словам схиархимандрита Софрония (Сахарова), мы видим «у человекак - образа Божия - постоянное искушение самому создать свое бытие, самому определить его во всем, самому стать богом, а не принять только то, что дается, так как в этом есть чувство зависимости». Своеволие есть форма отвержения Бога, ибо человек поставляет свою волю вместо Божией, а в Свящ. Писании сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). Спасение состоит в том, чтобы через послушание воле Божией согласовать с нею свою волю. В православном богословии это называется синергией. Своеволие, являясь нарушением воли Божией, является рабством дьяволу. «Всякий раз, когда человек творит зло, он действует не сам, но ему содействует диавол. То есть акт зла есть всегда синэргия, как и акт добра, только на этот раз это уже синэргия не Бога, но Его противника». Поэтому основой духовной жизни является послушание. Даже добрые дела, совершенные не по воле Божией, не являются добрыми, ибо только Бог и Его воля являются источником блага, а что вне этого, то хотя бы оно и казалось добрым не является таковым на самом деле, ибо исходит не от Бога, а от падшего человеческого естества, которое пытается утверждать свое падение через видимо добрые дела. «Надо бояться не столько злых людей, сколько собственной злой воли. Ибо те заставляют нас прибегать к Богу и, сами не ведая того, приближают к нам Бога; а эта удаляет от Него и подвергает нас Его гневу» (прот. П. Соколов). «Воля наша есть медная стена между человеком и Богом» (авва Пимен). «Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать». «…Послушание - это свобода, однако ненавистник диавол представляет его рабством…». Свобода маленького ребенка ограничена любящими родителями, но не уничтожена, ибо его свобода, как говорит старец Паисий Афонский, есть не свобода в настоящем смысле слова, а «возможность беспрепятственно покалечиться: Такая свобода гибельна для детей…». Как родители ограничивают свободу детей, чтобы через послушание воспитать в них свободу, так и в духовной жизни пусть к истинной свободе лежить только через послушание, которое является благословением Божиим, а не через своеволие.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.