Воспитания гражданина и патриота в России 19 века — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Воспитания гражданина и патриота в России 19 века

2020-04-01 275
Воспитания гражданина и патриота в России 19 века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В России 19 века просветители и профессиональные педагоги много внимания уделяли разработке основ воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных трудах и литературных произведениях. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека понимал гражданско-патриотическое воспитание Н.Г. Чернышевский. Гражданское воспитание как неотъемлемая часть семейного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский рассматривал гражданское, патриотическое воспитание с процессом эстетического образования. В.А. Жуковский, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин подходили к рассмотрению данной проблемы с позиции комплексности. Рассмотрим эти подходы к проблеме патриотического и гражданского воспитания в научном наследии русских педагогов 19 века.

Чернышевский представлял развитие патриотического и гражданского воспитания как цель подготовки человека к жизни в обществе. Идею необходимости усиления гражданского и патриотического воспитания поддерживал основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. Он говорил, что «Общество не заботится о развитии «семейного патриотизма» до уровня национального, государственного». Константин Дмитриевич считал, что для исправления сложившегося положения необходимо сделать русские школы русскими…. В целях патриотического воспитания он предлагал перенести дисциплины изучения Родины на начальный этап образования, существенно расширить курс этих дисциплин и отказаться от педагогического нигилизма.

Главной задачей образования Н.И. Пирогов считал воспитание человека как гражданина и патриота. Ибо только патриот в высоком понимании этого слова сознает свой долг гражданина, исполняет обязанности перед обществом и способен служить ему на любом поприще. Для этого необходимо, по мнению Николая Ивановича, формирование «внутреннего человека», т.е. нравственности, мировоззрения и убеждений юноши. В статье «Вопросы жизни» он писал: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы: а главное у вас будут люди и граждане». Н.И. Пирогов рассмотрел подробно черты характера, присущие гражданину и патриоту. Прежде всего, гражданин должен иметь убеждения. Убеждения как система ценностной ориентации служат основой для формирования «внутреннего человека». Но далеко не всякий человек может иметь убеждения: «только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. Без этих свойств, вы никогда не достигните не каких убеждений».

Пирогов показал путь формирования указанных качеств гражданина и патриота в статье «Образование и воспитание» через нравственное воспитание. «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и в преимущественно общественного, т.е. того, в котором ему со временем придется действовать. Это прежде всего. Затем последовательным результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам правды и добра. И наконец, в задачу воспитания как результат того и другого должно входит постепенное образование нравственных современных убеждений, образования твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества». Н.И. Пирогову претил национализм как явление чуждое патриоту и гражданину. В речи, произнесенной в Бердичевском казенном еврейском училищ он так пояснил свое отношение к данному явлению: «С тех пор, как я выступил на поприще гражданственности путем науки, мне всего противнее были сословные предубеждения. И я невольно перенес этот взгляд и на различия национальные. Как в науке, так и в жизни, как между моими товарищами, так и между моими подчиненными и начальниками, я никогда не думал делать различия в духе сословной и национальной исключительности». Таким образом Н.И. Пирогов главной задачей образования считал. Формирование гражданина и патриота. Содержание патриотического воспитания он видел в формировании убеждений, совести, любви к истине.

Будучи согласным с Ушинским по вопросу о необходимости создания национальной школы и с Пироговым об усилении нравственного и гражданского воспитания, предостерегал от перегибов в воспитании видный педагог-просветитель 50х-80х гг. 19 века В.Я. Стоюнин. В основе педагогической системы Стоюнина находится любовь к человеку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании. Эти принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образование и воспитание человека, полезного обществу, своей стране. Путь воспитания человека-гражданина он видел в сознании бессословной школы, в изменении структуры и содержания образования, в применении новых методов преподавания с использованием воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. При этом непременном условии должно быть использование творческого труда учащихся в воспитании нравственной связи с народом и чувства патриотизма на уроках истории и литературы, развития самосознания учащихся. Владимир Яковлевич убеждал в необходимости воспитывать настоящих граждан своей страны в национальной школе. В статье «Заметки о русской школе» он представил свое видение такой школы: «….. дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается, в связи с его природными способностями и наклонностями, в связи с его семьею и общественными положениями и требованиями, живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам, потому что эти опыты делались в известной среде, в известной местности и в известное время, может быть и очень продолжительное: они делались не из подражания кому-нибудь, а вызывались требованиями времени, согласно с его духом. Они объясняются и историей, и характером народа».

В той же статье Стоюнин задался вопросом: Каких людей должна воспитывать русская бессословная школа? И ответил: «…… гражданином может называться только человек свободный, т.е. такой который признает над собой лишь власть закона и с самоуверенностью и смело опирается на нее, когда отстаивает свои права». Владимир Яковлевич пояснял, что гражданин- это, прежде всего член нравственного общества, которое имеет возможность свободно развиваться под государственной охраной. Свободно же оно может развиваться только при самоуправлении, свободном труде, суде при участии граждан, гласности, серьезной науке. Нет такого общества, нет и гражданина, а нет его, нет и достаточно людей, нужных сильному государству. Таким образом Стоюнин считал главной задачей системы образования- воспитывать граждан, патриотов своей страны. Патриотическое воспитание он представлял как развитие стремления к добру, любви к людям, направленные к определенному идеалу нравственного воспитания в свободном обществе.

Анализ творческого наследия наиболее известных теоретиков и практиков педагогики России 19 века позволяет сделать следующие выводы:

Цель образования состоит в подготовке человека к жизни умственно и физически, воспитание гражданина, полезного члена общества.

Содержание патриотического воспитания несколько варьируется в зависимости от социально-политической обстановки в стране и, следовательно, выдвигаемых обществом задач педагогики.

Средствами патриотического и гражданского воспитания многие педагоги считали глубокое изучение Отечественной истории и географии, начиная со своей деревни, городка, волости т.д.



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.