Формирование ЗОЖ - важная часть физического воспитания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование ЗОЖ - важная часть физического воспитания

2020-04-01 230
Формирование ЗОЖ - важная часть физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совместная воспитательная работа школы и семьи осуществляется по всем направлениям: нравственному, трудовому, экологическому, правовому, экономическому и др.

Особое внимание хотелось бы уделить такому направлению совместной работы школы и семьи как физическое воспитание.

Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Очевидно, что если обучить ребёнка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки (а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учёте двух особенностей.

Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома – и тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника такой же отвлечённой, балластной информацией, как и большая часть того, чему его учат в школе.

  Вторая: здоровье своего ребёнка – важнейший фактор для любого родителя (в отличие от познаний этого ребёнка по какому-то предмету), и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна [31,101].

 В настоящее время это направление очень актуально, потому что здоровыми среди учащихся первых классов являются не более 12% детей. А к окончанию школы, по данным медиков, 90% учащихся имеют отклонения в здоровье.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение здоровья школьников является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества.

Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность родителей, школы, отдельного учителя, всего педагогического коллектива и самого ребенка. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими обществом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учится.

Педагоги и родители должны помочь им справится с этими трудностями.

Что же такое физическое воспитание, и какие задачи оно решает?

Физическое воспитание - целенаправленная работа по укреплению здоровья учащихся, развитию двигательных умений и навыков и физических качеств личности (ловкости, быстроты, выносливости).

В процессе физического воспитания должны решаться следующие задачи:

1) содействие укреплению здоровья и физического развития учащихся;

2)формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

3) содействие развитию двигательных качеств;

4) воспитание морально- волевых качеств;

5) формирование гигиенических знаний, умений, навыков;

6) пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).

Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми. А "секретом" этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего существования в этом непростом мире. Поэтому известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух» может служить эпиграфом к формированию ЗОЖ.

Понятию здорового образа жизни можно дать следующее определение:

ЗОЖ - это система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиции ценности здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и деятельности [29,15].

Особая чувствительность и эмоциональность ребенка создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, своему здоровью. Поэтому главной задачей пропаганды ЗОЖ в начальной школе является воспитание у детей осознанной потребности быть здоровым. Еще Н.И.Пирогов, гениальный врач и педагог, утверждал, что воспитанию следует придавать большее жизненное значение, чем образованию. Обращает на себя внимание, то обстоятельство, что в современной школе образовательное поле расширено в ущерб воспитанию и здоровью учащихся [там же].

Залогом успеха в охране здоровья детей является глубоко продуманная организация учебно-воспитательного процесса, творческий подход учителя и его взаимосвязь с родителями учащихся.

  В программу школы включены предметы, отдельные занятия, уроки здоровья, но это не уменьшает роли и значения внеклассной и внешкольной работы: проведение бесед, экскурсий, олимпиад, викторин, кружковой работы, использование средств печати, комплектование уголков здоровья.

Важным внешним фактором, который влияет на уровень и динамику работоспособности, является режим дня школьника.

Удивительно, но, когда речь идет о рациональной организации режима дня школьника, и родители, и учителя считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. В тоже время специальные исследования, ведущие  на протяжении десятилетий, показывают существенные нарушения гигиенических требований к организации режима жизни ребенка в семье.

   Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делают только 42% детей, у 76% продолжительность ночного сна сокращена на 1,5 -2 часа. Почти все дети проводят у телевизора от 1 до 2 часов ежедневно, 20% детей вообще не гуляют после школы.

  Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьника должны сами родители, и только единство гигиенических требований к ребенку в школе и семье может дать положительные результаты в гигиеническом воспитании.

Правильное питание - один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Основными причинами роста заболеваемости детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания. Снижение доходов родителей, естественно, отражается на рационе питания ребенка.

  С помощью анкетирования (см. приложение 1) детей 3 класса выяснилось, что учащиеся читают себя строителями своего здоровья, поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не иметь вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.

  Большое значение имеют положительные примеры в поведении матери и отца как образца для подражания, их родительское слово как метод педагогического воздействия в формировании ЗОЖ.

Поэтому педагогу важно продумать перечень тем лекций и бесед (см.приложение 2) совместные спортивные праздники, где в равной степени задействованы были бы и дети, и родители (см. приложения 3,4,5). Учителем и родителями создается "Азбука здоровья", где помещаются исследования ученых и их рекомендации по вопросу охраны здоровья детей, родительские собрания и т.д. (см. приложение 6).

  Также при формировании знаний о здоровом образе жизни необходимо использовать активные методы обучения, позволяющие добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений. К АМО относится:  словесные, наглядные и практические методы, элементы проблемного обучения, решение ситуативных задач, эвристическая беседа, игра АМО способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса, устранению перегрузок, формируют поисковую активность.

Здоровье - основа формирования личности, ещё В.А.Сухомлинский подчёркивал, что примерно у 15% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое нибудь недомогание или заболевание [29,15].

Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться сделать все возможное и невозможное для укрепления и охраны здоровья детей.

Таким образом, формирование положительных мотивов к ЗОЖ у младших школьников - это не стихийный процесс, а целенаправленное педагогическое воздействие, требующие определенной подготовки, как учителя, так и родителей, роль которых в настоящее время весьма незначительна.

 

 


Выводы по главе II

 

Составными компонентами совместного воспитания школы и семьи являются известные направления – физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экологическим, патриотическим, правовым и экономическим воспитанием подрастающих поколений.

Исходя из описанных выше направлений воспитания, мы определили их особенности на современном этапе:

· современное развитие общества требует формирования таких нравственных качеств как уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальная активность, милосердие;

· направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее, развитие самосознания, воспитание ключевого понятия «Родина», что обусловливает отношение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей;

· переосмысление назначения и характер школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы;

· современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите Родины, что является приоритетным для физического воспитания;

· включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе;

· достижение цели формирования экологической культуры школьников возможно при условии целенаправленной систематической работы школы и семьи по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране;

· правовое воспитание – выдвинутый жизнью аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.  

Для реализации принципа единства воспитательных воздействий школы и семьи требуется создание единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Реалии сегодняшнего дня таковы, что родители мало интересуются школьной жизнью ребенка, не идут на контакт с учителем. Для того, чтобы привлечь их в школу нами был разработан курс совместной воспитательной работы.

Целью курса совместной воспитательной работы школы и семьи является организация и координация работы с родителями. Эффективность будет зависеть от её систематичности и целенаправленности.

Учитывая в совместной деятельности известные направления воспитания, школа и семья формируют физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Именно это является генеральной целью демократического общества.

Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми. А “секретом” этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего существования в этом непростом мире.

Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться сделать всё возможное и невозможное для укрепления и охраны здоровья детей.

 

 

Заключение

 

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Итак, семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.

 Семья и школа - общественно-педагогическая проблема согласованных действий родителей и педагогов в области воспитания подрастающих поколений. Связь семейного воспитания и школы - один из  принципов образования. Организационная роль в ней принадлежит школе как государственному учреждению.

Анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Многие родители не имеют возможности найти литературу по возникшей проблеме воспитания. Лишь специалисты, занимающиеся этими вопросами, могут дать квалифицированную помощь родителям, повысить уровень их педагогической культуры.

Поэтому нам сегодня нужно заботиться о том, чтобы родители стремились идти в школу за советом, а не ограничивались просмотром дневников их детей.

Совместно семья и школа составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируется все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

Многообразие форм и методов, которые учитель использует в работе с родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса. В перечень связующих звеньев в работе учителя с семьей входят:

· включение родителей в процесс общения с ребенком в контексте изучаемых в школе универсалей

·  привлечение родителей к участию в занятиях с детьми в школе

· ознакомление их с эффективными средствами воспитания детей в семье на родительских собраниях

·  подключение родителей к организации и осуществлению коллективных творческих дел с детьми - вот.

 Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.

Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

Закончить хотелось бы фразой из выступления представителя детского парламента, обращенного к взрослым: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас…." (Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982).

 

Библиография

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2.Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике// Кл. рук.-1999. - №2.- стр.3,9

3. Баль Л.В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.

4. Баранников А.В. Метод. рекомендации по проведению «Урока гражданина в первом классе» // Нач. школа. – 2002. – №8 – с.3,4.

5. Безрузких М.М. Разговор о правильном питании. Метод. пособие. – М.: Нестие, 2000.

6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах - М.: Просвещение, 1986.

7. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М., 2000.

8. Воликова Т.В. Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1980.

9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002.

10. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учит.; М.: Просвещение, 1985.

11. Доронова Т.Н. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.

12. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Нач. школа. – 2004.- №5. – с. 19,22.

13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Регуляция психики. СПб.: Детство – пресс, 2000.

14. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений // Нач. шк.-2004.- №3. с.6-7,12.

15. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Нач. школа.-1998.-№11/12. - с.25,28,32.

16. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.

17. Кассиль Л.А. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. М.,1985.

18.Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедиз, 1955. -с.243-245.

19. Кривенко В.Л. Витагенный подход к эколог. образованию и воспитанию мл. школьников // Нач. школа. – 2002. - №7. – с. 72.

20. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания родителей учащихся общеобр. школы. // Нач. шк. плюс До и после. -2002 - №10.- с.3-9.

21. Курипко О.А. Счастливая семья. Какая она? // Нач. школа.- 2002.-№4. – с.89.

22. Ларина С.А. Всё начинается с любви// Нач. школа.-2002.-№8.-с.66-69.

23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт 1999.

24. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации.- М., 1994.

25. Макаренко А.С. Сочинения, т.4. с.349. М., 1951

26. Нечаева А.М. Родитель и учитель как участники образ. процесса//Нач. школа. – 1998. - №10. – с. 104.

27. Педагогический словарь. Изд-во Академии пед. наук в 2-х т.,-т.2-М.,1960.

28. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1981.-с.91.

29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2.

30. Руднянская Е.И., Орлова Е.И., Макарова Т.Р. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни // Нач. шк. плюс До и После. -2002.- №10. - с. 14-16

31. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., АРКТИ, 2003.

32. Скворцова Т.В. Совместная деятельность кл. руководителя и родителей по формированию детского коллектива // Нач. шк. плюс До и После.-2002. - №10 - с.38-40.

33. Спицын Н.П. Профилактика детской беспризорности// Нач. Школа. – 2003. - №4. – с. 75.

34.Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Мудр. родит. любви. М.,-1988. с. 37-61.  

35. Умом и сердцем. Мысли о воспитании.- Изд-во полит. лит-ры., 1986.

36. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1986.

37. Формирование ЗОЖ российских подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

38. Фридман Л.М., К.Н.Волков. Психологическая наука учителю.-М.: Просвещение, 1985.

39. Школа и психическое здоровье учащихся/ под ред. С.М. Громбаха. – М.,1988.

40. Шуркова И.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. -М.,1999.

41. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М., 1986.

42.. Эвелин М. Мы вместе, а не друг против друга// Перв. сент.- 2002 -26 февр.-с.2

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.