Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи

2020-04-01 156
Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

    

Всё начинается с семьи. Это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в лицо знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Но это не означает, что воспитание и участие в нём родителей закончено. Напротив, теперь воспитательный процесс осуществляется с двух сторон: школы и семьи. Сейчас главным становится единство, взаимодействие семьи и школы.

Подробно вопрос о совместной работе семьи и школы разрабатывал С.Т.Шацкий. Семейное воспитание, его роль и значение было приоритетным в работах Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского; Я. А.Коменского; А.С.Макаренко и др.

Необходимость существенного преобразования всей системы образования стала реально ощутимой лет десять назад.

Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей - богатства, насилия, мистики, - сопутствующих всякому социальному кризису, поставили школу перед проблемой воспитания человека, способного не только осваивать ценности культуры и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Это требует иного, более глубокого понимания воспитания.

Сегодня в родительских сердцах живёт страх - страх за своих детей, связанный с материальной стороной жизни. Поэтому на второй план отодвинулся страх за их души. Статистика пугает ростом детской преступности, пресса - поражающими примерами детской жестокости. Но именно сегодня всем взрослым причастным к воспитанию детей, нужно глубоко осознать: духовный мир ребёнка особенно нуждается в развитии, будущее планеты зависит от нравственного состояния каждого её обитателя.

По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье, поэтому педагогам нужно поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования "Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе".

Цель исследования: изучить на теоретическом уровне совместную воспитательную работу школы и семьи и разработать курс занятий по данной теме.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: совместная воспитательная работа семьи и школы.

Исходя из цели исследования, нами определены следующие задачи:

 1) дать ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 2) изучить понятие «семейное воспитание», его сущность;

 3) описать формы и методы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 4) рассмотреть особенности совместной воспитательной работы школы и семьи на современном этапе;

 5) разработать курс совместной воспитательной работы школы и семьи.

В структуру ВКР входят введение, две главы с выводами, заключение и библиографический список.

 

 

Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи

 

Выводы по главе I

 

Семья и школа неразделимы во все времена. Очень много зависит от успешности семейного воспитания, а она достигается педагогической грамотностью родителей. Именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Семейное воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т. д.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

· креативности – свободного развития способностей детей

· гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности

· демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми

· гражданственности, основанной на осознании места своего «я» в общественно-государственной системе

· ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики

· приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития.

Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействием среды и гарантией адекватного воспитания детей.

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается её структура, изменяется система и подчиняется. Но, согласно опросу, большинство молодых людей понимает, что семья в настоящее время продолжает играть ту же роль, которую призвана исполнить в любом обществе: продолжение рода, психологическое убежище, благожелательное окружение представителей старших поколений, забота о младших и престарелых членах семьи.

Педагог и родители должны помнить о том, что от правильного выбора методов и форм воспитания напрямую зависит результат проделанной воспитательной работы.

Но ни один метод не используется изолировано. Педагог строит воспитательный процесс, советуясь с родителями, и отбирает систему методов, их комбинации с учётом целого комплекса факторов и условий (возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зону ближайшего развития, способности, потребности, интересы, самооценку ребёнка и т. д.). Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств.

Содержание всех работы школы с семьёй заключается в организации их активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.

 

Объяснительная записка

Цель: организация и координация совместной воспитательной работы школы и семьи 

Задачи: 1.направлять деятельность школы и семьи на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, чувства патриотизма, эстетического и экологического восприятия окружающего мира и т. д.;

 

 2.содействовать сплочению классного коллектива, семей

        посредством совместных праздников;

3.наладить работу с родителями с целью выработки доверия,  

       положительного отношения к школе, к учителю;

4.способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Курс рассчитан на учебный год, исходя из 2 -3 совместных мероприятий в месяц. Предполагается вариативность и творческое использование курса.

Тематический сводный план

Направления воспитания, темы Сроки проведения Форма проведения
Нравственное “Давайте учиться дружить”                    “Поощрение и наказание, их роль в воспитании детей”                                “Мы все похожие и разные. Я познаю других” “Ты на свете всех милее” Эстетическое “Малый Эрмитаж” “Музыкальный калейдоскоп” Патриотическое “Осенины. Праздник урожая” “Мы – защитники Отечества” “Масленица. Проводы зимы” “Мой родной город” Физическое “Мама, папа, я – спорт. cемья” “Зимняя спортивная Олимпиада” “Физкульт – ура” “Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим” Трудовое “Всё делай сам” “Город мастеров” “Бюро добрых услуг” Экологическое “Мои друзья пернатые”  “Это всё моё – родное” “В царство Берендея”          Правовое “Я – гражданин “ “Пешеходная азбука города”         Сентябрь   Декабрь  Январь   Март   Ноябрь Февраль   Октябрь Февраль Март Апрель   Сентябрь Декабрь Апрель Май     Ноябрь Январь Март   Ноябрь Апрель Май   Сентябрь Октябрь   Круглый стол Родительское собрание   Урок психолог. Развития   Праздничный концерт   Выставка сем. рисунков Игровая программа   Праздник Конкурсная программа Народное гуляние Экскурсия   Соревнование – эстафета Поход – соревнование Праздник Открытый урок     Праздник Выставка сем. творчества Трудовой “десант”   Экскурсия Экологическая тропа Поход   Открытый урок Встреча с работником ГИБДД, спектакль

 

 


Нравственное воспитание

“Давайте учиться дружить”

 

Проводиться в форме круглого стола в начале учебного года. Активную роль играют дети, являясь полноправными участниками. Выясняется заранее, кого можно назвать другом, готовятся пословицы, поговорки, высказывания известных людей о дружбе. Ставится проблемный вопрос: нужно учиться дружить. С целью сплочения класса проводятся игровые тренинги “Импульс”, “Волшебный стул” и т. д. Совместно с родителями выясняется, какими качествами должен обладать друг. Заканчивается коллективным конкурсом – перепевкой песен о дружбе.

 

“Поощрение и наказание…”

Проводится в форме родительского собрания в конце календарного   года. Предварительно делается запись ответов детей на вопросы: наказывают ли вас дома, как часто, за что, нравится ли это вам, что вам нужно для счастья. По ходу собрания решаются педагогические ситуации, проводятся анкетирование и тестирование среди родителей. В конце прослушиваются ответы детей, обсуждаются, высказываются мнения, подводится итог, рекомендуется литература.

“Мы все похожие и разные…”

 Урок психологического развития. На уроке дети учатся сострадать, видеть настроение каждого, узнают значение слова – МИЛОСЕРДИЕ. Проводятся психологические этюды, в которых активное участие принимают родители, работая в группах, в парах с детьми.

“Ты на свете всех милее”

Праздничный концерт ко дню 8 Марта. Ведется большая подготовительная работа: рисуются портреты мам, оформляются стенгазеты, выясняются их заветные желания, дети выращивают цветы, папы и мальчики готовят номера для концерта и угощение. Во время концерта в шуточной форме исполняются желания мам.

                    

Эстетическое воспитание

“Малый Эрмитаж”

Предварительно знакомятся с местом нахождения музея, репродукциями, картинами из Эрмитажа. Предлагается создать свой, Малый Эрмитаж. Организуется выставка семейных рисунков.

“Музыкальный калейдоскоп”

Проводится в форме игровой программы. Дети и родители объединяются в группы, представляющие разные музыкальные направления. Группы представляют свою визитку и участвуют в различных конкурсах: “Угадай мелодию”, кольцовка песен, “Беззвучный клип” и т.д. По окончании вручаются скрипичные ключи, чтобы сердце всегда было открыто для музыки.

Патриотическое воспитание

“Осенины. Праздник урожая”

Народный праздник. Проводится смотр – конкурс на лучшие заготовки из овощей, фруктов, поделки из них. Весёлыми песнями и плясками благодарят Осень за дары.

“Мы – защитники Отечества”

Конкурсная программа для пап и мальчиков перекликается с концертными номерами от мам и девочек. За победу в конкурсах вручаются шоколадные медали мальчикам и звёзды на погоны папам.

“Масленица. Проводы зимы”

Знакомятся с традициями нашего народа через народное гуляние. Сжигается чучело, угощают блинами, поются весенние заклички, проводятся народные игры.

 

 

“Мой родной город”

Проводится экскурсия по достопримечательностям города, музею, для того, чтобы знать историю своего города.

 

Физическое воспитание

“Мама, папа, я – спортивная семья”

Проводится в виде эстафеты – соревнования в начале учебного года с целью сплочения коллектива, получения заряда бодрости для работы целый учебный год.

“Зимняя спортивная Олимпиада”

Проводится на природе перед празднованием Нового года. Главный приз – новогодние подарки и ёлка. Соблюдаются все традиции настоящей Олимпиады: гимн, огонь, соревнования. После – горячий чай и хоровод с Дедом Морозом вокруг живой украшенной ёлки.

“Физкульт - Ура”

Проводится в спортзале в форме праздника. Родители участвуют отдельной командой. Спортивные соревнования перемежаются с развлекательными номерами детей.

“Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим”

 

Открытый урок для родителей с целью демонстрации важности и необходимости соблюдения режима дня.

 

Трудовое воспитание

“Всё делай сам”

 

Проводится осенью в форме праздника, где дети читают стихи о труде, разыгрывают ситуации, которые решают вместе с родителями; повторяют материалы для труда, инструменты. Совместно с родителями изготовляют кормушки для птиц.

“Город мастеров”

Организуется выставка семейного творчества. Приветствуются поделки из любых материалов, созданные совместно. Присваиваются звания “Мастер…”.

“Бюро добрых услуг”

 

Весь март месяц оказывается любая помощь бабушкам, мамам, девочкам силами мальчиков и пап.

 

Экологическое воспитание

“Мои друзья пернатые”

 

Экскурсия в парк с целью развешивания кормушек, изготовленных своими руками на празднике. Рассказывается о птицах, зимующих в городе, и о необходимости помощи им.

“ Это всё моё - родное ”

Экологическая тропа, в ходе которой очищается часть парка или аллея перед школой, создаётся клумба для цветов. Показывается, какой вред наносит человек природе, засоряя её мусором. Проводится операция “Первоцвет” – находят первые цветы, узнают их названия.

“В царство Берендея ”

Проводится в конце учебного года в лесу в форме похода. Дети ищут по заранее приготовленному плану клад, проходя много всяческих препятствий. Помогает им Лесовичок, а мешают Поганки и Леший, роли которых исполняют родители. Детьми усваивают правила поведения в весеннем лесу, учатся ориентироваться на местности. Клад – это лагерь, где их ждут родители.

Правовое воспитание

“Я – гражданин”

Открытый урок, на котором дети знакомятся с государственной символикой, символикой своего города. На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, для этого, прежде всего, нужно любить свой край. Беседа о родном городе сопровождается показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, что даёт возможность вызвать чувство гордости за свой родной край. Родители вместе с детьми готовят материал из опыта семейной жизни (пословицы, поговорки, песенки, обычаи). Детьми уясняется, что их главная задача – учиться, они обязаны бережно относиться к своей школе и к своему классу.

                 

“Пешеходная азбука города”

 

Проводится перед каникулами, организуется встреча с работником ГИБДД, который рассказывает о необходимости соблюдений правил дорожного движения. Инсценируется спектакль “Нафаня и Кузя в стране дорожных знаков”. Даются советы врача о том, что нужно и чего нельзя делать на каникулах.

 

Эффективность работы будет зависеть от её систематичности и целенаправленности. Следовательно, учитывая в совместной деятельности известные направления воспитания, школа и семья формируют физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Именно это является генеральной целью демократического общества [29,211].

 

                                                     


Выводы по главе II

 

Составными компонентами совместного воспитания школы и семьи являются известные направления – физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экологическим, патриотическим, правовым и экономическим воспитанием подрастающих поколений.

Исходя из описанных выше направлений воспитания, мы определили их особенности на современном этапе:

· современное развитие общества требует формирования таких нравственных качеств как уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальная активность, милосердие;

· направленность патриотизма не только на будущее, но и на настоящее, развитие самосознания, воспитание ключевого понятия «Родина», что обусловливает отношение патриотизма к разряду социально-нравственных ценностей;

· переосмысление назначения и характер школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы;

· современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите Родины, что является приоритетным для физического воспитания;

· включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе;

· достижение цели формирования экологической культуры школьников возможно при условии целенаправленной систематической работы школы и семьи по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране;

· правовое воспитание – выдвинутый жизнью аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.  

Для реализации принципа единства воспитательных воздействий школы и семьи требуется создание единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Реалии сегодняшнего дня таковы, что родители мало интересуются школьной жизнью ребенка, не идут на контакт с учителем. Для того, чтобы привлечь их в школу нами был разработан курс совместной воспитательной работы.

Целью курса совместной воспитательной работы школы и семьи является организация и координация работы с родителями. Эффективность будет зависеть от её систематичности и целенаправленности.

Учитывая в совместной деятельности известные направления воспитания, школа и семья формируют физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Именно это является генеральной целью демократического общества.

Началом всех начал в воспитательном процессе является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, с другими людьми. А “секретом” этого является здоровый образ жизни, который поддерживает физическое здоровье, отвлекает детей от вредных привычек, направляет на полноценное питание, помогает почувствовать радостное ощущение своего существования в этом непростом мире.

Значит, всем нам, и родителям, и педагогам нужно постараться сделать всё возможное и невозможное для укрепления и охраны здоровья детей.

 

 

Заключение

 

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. Российская семья последнего десятилетия, как и всё общество в целом, испытала переход в новое качество жизни. На первый план выдвигается приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделённый правами и обязанностями соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Итак, семейное воспитание - это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования у него независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т.д.

 Семья и школа - общественно-педагогическая проблема согласованных действий родителей и педагогов в области воспитания подрастающих поколений. Связь семейного воспитания и школы - один из  принципов образования. Организационная роль в ней принадлежит школе как государственному учреждению.

Анализ литературы показал, что семья и школа неразделимы во все времена. Очень многое зависит от успешности семейного воспитания, а эта успешность достигается педагогической грамотностью родителей. И именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Многие родители не имеют возможности найти литературу по возникшей проблеме воспитания. Лишь специалисты, занимающиеся этими вопросами, могут дать квалифицированную помощь родителям, повысить уровень их педагогической культуры.

Поэтому нам сегодня нужно заботиться о том, чтобы родители стремились идти в школу за советом, а не ограничивались просмотром дневников их детей.

Совместно семья и школа составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируется все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

Многообразие форм и методов, которые учитель использует в работе с родителями, обеспечивает успешность, значимость воспитательного процесса. В перечень связующих звеньев в работе учителя с семьей входят:

· включение родителей в процесс общения с ребенком в контексте изучаемых в школе универсалей

·  привлечение родителей к участию в занятиях с детьми в школе

· ознакомление их с эффективными средствами воспитания детей в семье на родительских собраниях

·  подключение родителей к организации и осуществлению коллективных творческих дел с детьми - вот.

 Именно такая работа может способствовать созданию единого контекста воспитательного процесса семьи и школы. Их взаимодействие и есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семья и школа ставят перед собой общую главную задачу – воспитание всесторонне, гармонично развитого человека, способного успешно адаптироваться в сложной социальной среде и реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.

Потребность в здоровом образе жизни, развитый интеллект и широкий кругозор, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира – вот конечный результат совместной воспитательной деятельности школы и семьи.

Принципы и подходы, которые должны работать на конечный результат, реализуются в школе, но необходимо, чтобы вся жизнь школьника, воспитывающая и развивающая, строилась на едином основании и в стенах учебного заведения, и дома. Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать и родители, может быть, достигнут только совместными усилиями.

Закончить хотелось бы фразой из выступления представителя детского парламента, обращенного к взрослым: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас…." (Амонашвили Ш.А. Созидая человека М.,1982).

 

Библиография

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2.Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике// Кл. рук.-1999. - №2.- стр.3,9

3. Баль Л.В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.

4. Баранников А.В. Метод. рекомендации по проведению «Урока гражданина в первом классе» // Нач. школа. – 2002. – №8 – с.3,4.

5. Безрузких М.М. Разговор о правильном питании. Метод. пособие. – М.: Нестие, 2000.

6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах - М.: Просвещение, 1986.

7. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М., 2000.

8. Воликова Т.В. Учитель и семья. - М.: Просвещение, 1980.

9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., 2002.

10. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учит.; М.: Просвещение, 1985.

11. Доронова Т.Н. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.

12. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Нач. школа. – 2004.- №5. – с. 19,22.

13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: Регуляция психики. СПб.: Детство – пресс, 2000.

14. Иванова Н.П., Бобылёва И.А., Заводилкина О.В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений // Нач. шк.-2004.- №3. с.6-7,12.

15. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Нач. школа.-1998.-№11/12. - с.25,28,32.

16. Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993.

17. Кассиль Л.А. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. М.,1985.

18.Коменский Я.А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М., Учпедиз, 1955. -с.243-245.

19. Кривенко В.Л. Витагенный подход к эколог. образованию и воспитанию мл. школьников // Нач. школа. – 2002. - №7. – с. 72.

20. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания родителей учащихся общеобр. школы. // Нач. шк. плюс До и после. -2002 - №10.- с.3-9.

21. Курипко О.А. Счастливая семья. Какая она? // Нач. школа.- 2002.-№4. – с.89.

22. Ларина С.А. Всё начинается с любви// Нач. школа.-2002.-№8.-с.66-69.

23. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт 1999.

24. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Обзор. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации.- М., 1994.

25. Макаренко А.С. Сочинения, т.4. с.349. М., 1951

26. Нечаева А.М. Родитель и учитель как участники образ. процесса//Нач. школа. – 1998. - №10. – с. 104.

27. Педагогический словарь. Изд-во Академии пед. наук в 2-х т.,-т.2-М.,1960.

28. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М.: Просвещение, 1981.-с.91.

29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 2.

30. Руднянская Е.И., Орлова Е.И., Макарова Т.Р. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни // Нач. шк. плюс До и После. -2002.- №10. - с. 14-16

31. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., АРКТИ, 2003.

32. Скворцова Т.В. Совместная деятельность кл. руководителя и родителей по формированию детского коллектива // Нач. шк. плюс До и После.-2002. - №10 - с.38-40.

33. Спицын Н.П. Профилактика детской беспризорности// Нач. Школа. – 2003. - №4. – с. 75.

34.Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Мудр. родит. любви. М.,-1988. с. 37-61.  

35. Умом и сердцем. Мысли о воспитании.- Изд-во полит. лит-ры., 1986.

36. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М.: Просвещение, 1986.

37. Формирование ЗОЖ российских подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

38. Фридман Л.М., К.Н.Волков. Психологическая наука учителю.-М.: Просвещение, 1985.

39. Школа и психическое здоровье учащихся/ под ред. С.М. Громбаха. – М.,1988.

40. Шуркова И.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя. -М.,1999.

41. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М., 1986.

42.. Эвелин М. Мы вместе, а не друг против друга// Перв. сент.- 2002 -26 февр.-с.2

 

Введение

    

Всё начинается с семьи. Это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.

Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в лицо знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Но это не означает, что воспитание и участие в нём родителей закончено. Напротив, теперь воспитательный процесс осуществляется с двух сторон: школы и семьи. Сейчас главным становится единство, взаимодействие семьи и школы.

Подробно вопрос о совместной работе семьи и школы разрабатывал С.Т.Шацкий. Семейное воспитание, его роль и значение было приоритетным в работах Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского; Я. А.Коменского; А.С.Макаренко и др.

Необходимость существенного преобразования всей системы образования стала реально ощутимой лет десять назад.

Разрушение основ жизни, переоценка ценностей, распад и разлад социальных и личностных отношений, выдвижение на первый план лжеценностей - богатства, насилия, мистики, - сопутствующих всякому социальному кризису, поставили школу перед проблемой воспитания человека, способного не только осваивать ценности культуры и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Это требует иного, более глубокого понимания воспитания.

Сегодня в родительских сердцах живёт страх - страх за своих детей, связанный с материальной стороной жизни. Поэтому на второй план отодвинулся страх за их души. Статистика пугает ростом детской преступности, пресса - поражающими примерами детской жестокости. Но именно сегодня всем взрослым причастным к воспитанию детей, нужно глубоко осознать: духовный мир ребёнка особенно нуждается в развитии, будущее планеты зависит от нравственного состояния каждого её обитателя.

По-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье, поэтому педагогам нужно поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего исследования "Совместная воспитательная работа семьи и школы на современном этапе".

Цель исследования: изучить на теоретическом уровне совместную воспитательную работу школы и семьи и разработать курс занятий по данной теме.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: совместная воспитательная работа семьи и школы.

Исходя из цели исследования, нами определены следующие задачи:

 1) дать ретроспективный анализ проблемы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 2) изучить понятие «семейное воспитание», его сущность;

 3) описать формы и методы совместной воспитательной работы школы и семьи;

 4) рассмотреть особенности совместной воспитательной работы школы и семьи на современном этапе;

 5) разработать курс совместной воспитательной работы школы и семьи.

В структуру ВКР входят введение, две главы с выводами, заключение и библиографический список.

 

 

Глава I Теоретические аспекты совместной воспитательной работы школы и семьи

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.