Формы и методы совместной воспитательной работы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формы и методы совместной воспитательной работы

2020-04-01 153
Формы и методы совместной воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание - это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.

Взаимодействие с родителями нужно строить не на поучении, а на умении договариваться о совместных действиях, размышлять вместе с ними, советоваться. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания [29,60]. Формы взаимодействия учителя и родителей разнообразны: это и общие классные собрания, и коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, оформление различных выставок работ учащихся, походы.

Одной из важных и традиционных форм работы с родителями являются классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителей, помогают найти оптимальные пути в воспитании ребёнка. Первая встреча с родителями может многое предопределить, поэтому её нужно тщательно готовить, продумывать все её этапы, заранее проигрывать отдельные ситуации. Даже расположение родителей в классе не обычно, а по кругу - и собрание по форме является ситуативным. Начинать его можно с предложения родителям рассказать о своих детях самое интересное, необычное, даже странное, можно в рисунках, зарисовках, стихах. По окончании собрания строится план работы учителя, основанный на ответах родителей [8,38].

Классные родительские собрания могут быть построены по-разному, это зависит от цели, которую ставят перед собой и учитель, и родители.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не менее двух раз в год. На этих собраниях выступают директор или его заместители с анализом результатов учебно-воспитательной работы всей школы, вскрываются причины неуспеваемости и недостатков в воспитании школьников, отчитывается родительский комитет, даются общие рекомендации родителям. Эти собрания помогают сплотить родителей учащихся всей школы в единый коллектив, распространяют положительный опыт воспитания и обучения детей в семьях [32,82].

Также в работе учителей начальных классов используются семинары, на которых решаются педагогические задачи и вырабатывается общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания. Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Они проводятся при активной помощи родителей, под руководством учителя, классного руководителя или организатора по воспитательной работе.

Тематика конференций обсуждается на родительском комитете, согласуется с руководством школы. Для составления плана конференции проводятся анкетирования детей и родителей. Анализ анкет позволит построить ход конференции в нужном русле. Родители выступают с докладами, соответствующими тематике. Конференции позволяют предостеречь родителей от ошибок, помогают им осмыслить свой опыт, повышают уровень педагогической культуры родителей [33,80-81].

Большое значение для воспитания имеет систематическое общение ребят с природой, поэтому время от времени нужно устраивать при активном содействии с родителями походы в «Царство Берендея». Поход в лес можно провести в виде игры "Найди клад", чтобы вырабатывать в детях пытливость, самостоятельность, способность действовать сообща [8,40].

К индивидуальным формам работы школы с семьёй относятся посещение семей учеников, консультации родителей в школе, беседы.

Посещение семей учеников позволяет детально разобраться в индивидуальных особенностях и возможностях своих учеников, иметь уверенность в правильности требований к каждому из них. Всесторонне изучение ученика в школе и семье поможет учителю узнать положительные и отрицательные черты личности ребёнка, предупредить двойственный характер поведения, обеспечить единую линию воздействия на ребёнка со стороны семьи и школы.

За последнее время в практике работы школ сложилась и ещё одна индивидуальная форма работы учителя с семьёй - консультации родителей в школе.

Вместе с родительским комитетом руководство школы объявляет день и час для всех родителей, когда они могут встретиться и поговорить не только с учителем, но и с завучем, директором школы. Эти встречи - консультации оправдывают себя, родители привыкают к тому, что в определённый день и час можно поговорить об успеваемости своих детей, готовят вопросы к этому дню.

Беседы с родителями в школе могут быть и в другие дни. Надо, чтобы такие встречи не разрушали сложившихся добрых отношений между учителем и семьёй. Учителю следует внимательно выслушать родителей, постараться спокойно ответить на его вопросы [8,73].

Форм совместной работы очень много: праздники, диспуты, "круглые столы", открытые уроки, выставки, но немаловажную роль в достижение успеха играют правильный выбор методов воспитания.

Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) – это путь достижения заданной цели воспитания, способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [29,94]. Методы воспитания не сводятся, лишь к педагогическому воздействию учителя и родителей. Воспитание - двусторонний процесс, где и воспитуемый является активным действующим лицом. Поэтому важно научить родителей видеть ответную реакцию ребёнка на их воздействие, видеть, как он его принимает, как рекомендации родителей становятся внутренней движущей силой самого ребёнка в борьбе за правильное поведение.

В качестве методов выступают методы убеждения, упражнения, стимулирования и метод самовоспитания. Наиболее распространёнными являются методы формирования познания. К ним относятся рассказ и беседа, разъяснение предъявляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр ТV, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством.

Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания детей, с помощью которого детям разъясняются нормы поведения, поступки, взаимоотношения с людьми, отношение к обязанностям и др.

С целью разъяснения можно использовать также рассказ, беседу. Рассказ, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех морально - этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом дети усваивают и начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое: осмысливают то, к чему они стремятся.

Беседа с детьми на морально-этическую тему предполагает опору на жизненный опыт ребёнка, его конкретные знания. Родители и педагог должны помочь ребёнку осмыслить, например, своё плохое поведение, но не давать готовых ответов. Важно подвести ребёнка к самостоятельному пониманию ошибочности своего поведения.

Но не стоит увлекаться чрезмерным словесным воспитанием, следует понимать предупреждение А.С. Макаренко не злоупотреблять разъяснениями и беседами.

Накоплению жизненного опыта, выработке собственных убеждений способствует чтение детей. Чтение является важнейшим средством умственного, нравственного и эстетического развития. Родители должны уметь привить детям любовь к чтению, книге [8,51-52].

Действенным методом воспитания является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребёнок в своём стремлении стать скорее взрослым берёт в качестве образца для подражания пример взрослых, уважаемых им людей. Этим нужно умело пользоваться.

Велико воздействие на детей средств массовой информации. Чтобы это воздействие было полезным нужно соблюдать ряд правил:

- разрешать детям смотреть кино-видеофильмы, передачи, доступные их возрасту;

- обязательно беседовать после просмотра, чтобы узнать, правильно ли идёт формирование у ребёнка культуры чувств;

- желательно всю информацию просматривать, прослушивать вместе с детьми [8,53].

Особенно серьёзное внимание при воспитании ребёнка младшего школьного возраста надо обратить на воспитание у него эмоциональной культуры, проявление творческих способностей, умение сопереживать и делиться своими переживаниями. В этом неоценимую помощь может оказать искусство музыки, живописи и художественного слова - литературы.

Таким образом, методы убеждения способствуют формированию у ребёнка идеала, к которому он должен стремиться [3,135].

Методы упражнения применяются тогда, когда надо выработать у детей умения, навыки и привычки правильного поведения. В качестве этих методов выступают режим дня, постоянные трудовые поручения детям, игра, упражнения.

Режим дня способствует нормальному жизненному ритму ребёнка и его организма, воспитывает организованность, дисциплинированность.

В игре дети учатся общению со сверстниками; усваиваются нормы взаимоотношений между людьми, развиваются волевые качества личности: смелость и целеустремлённость. Также развивается коллективизм, чувство долга, ответственности перед товарищами.

Упражнение - практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий. Результат упражнений - устойчивые качества личности - навыки и привычки.

Поручения дают для того, чтобы развить необходимые качества [23, 150].

С целью усиления воздействия на ребёнка тех или иных факторов и средств воспитания применяется стимулирование, т.е. побуждение к действию. В качестве стимула выступает требование, характер которого зависит от особенностей каждого ребёнка.

Активизирует деятельность ребёнка постановка перспективы, которая создаёт настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил ребёнка для выполнения поставленной задачи.

Большое место среди методов занимает соревнование, а наиболее распространёнными являются поощрения и наказания.

Метод поощрений и наказаний способствует воспитанию у детей общественно и нравственно ценной инициативы, развитию привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои поступки и слова. Применение этих методов требует особой осторожности, методической зрелости педагога.

Самовоспитание - сознательная систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодоление недостатков поведения, отрицательных черт и качеств. Этим методом нужно обязательно руководить, чтобы ребёнок не ошибся в содержании самовоспитания и его форме [8,62].

Таким образом, педагог и родители должны помнить о том, что правильного, верного выбора методов и форм воспитания напрямую зависит результат проделанной воспитательной работы.

Но ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс, советуясь с родителями, и отбирает систему методов, их комбинации с учётом целого комплекса факторов и условий (возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зону ближайшего развития, способности, потребности, интересы, самооценку ребёнка и т.д.). Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств [3,9].

Содержание всех форм работы школы с семьёй заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

В основе этого взаимодействия - постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [8,65].

 

 

Выводы по главе I

 

Семья и школа неразделимы во все времена. Очень много зависит от успешности семейного воспитания, а она достигается педагогической грамотностью родителей. Именно от педагогов зависит, насколько правильно и обоснованно будут действовать родители, продолжая воспитание своих детей.

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

Семейное воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на сознание и поведение ребёнка с целью формирования независимой жизненной позиции, социальной и нравственной ответственности и т. д.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

· креативности – свободного развития способностей детей

· гуманизма – признания личности в качестве абсолютной ценности

· демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми

· гражданственности, основанной на осознании места своего «я» в общественно-государственной системе

· ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики

· приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Семья продолжает входить в число наиболее значимых для человека жизненных ценностей независимо от возраста, так как ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на подрастающее поколение в плане его личностного развития.

Наличие в семье устойчивой системы ценностей служит противовесом негативным воздействием среды и гарантией адекватного воспитания детей.

Современная семья переживает сложный период перехода от традиционной модели семейной организации к новой. Исчезает традиционный тип семьи, упрощается её структура, изменяется система и подчиняется. Но, согласно опросу, большинство молодых людей понимает, что семья в настоящее время продолжает играть ту же роль, которую призвана исполнить в любом обществе: продолжение рода, психологическое убежище, благожелательное окружение представителей старших поколений, забота о младших и престарелых членах семьи.

Педагог и родители должны помнить о том, что от правильного выбора методов и форм воспитания напрямую зависит результат проделанной воспитательной работы.

Но ни один метод не используется изолировано. Педагог строит воспитательный процесс, советуясь с родителями, и отбирает систему методов, их комбинации с учётом целого комплекса факторов и условий (возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зону ближайшего развития, способности, потребности, интересы, самооценку ребёнка и т. д.). Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств.

Содержание всех работы школы с семьёй заключается в организации их активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.