Глава 3. Программа формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 3. Программа формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей

2020-04-01 148
Глава 3. Программа формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основная цель развития «Я- концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватного самовосприятия. Это обеспечивает человеку чувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его к самостоятельности и самоактуализации.

Особенности развития личности младшего школьника создают благоприятную почву для позитивного воздействия, т.к. он стремится иметь положительную самооценку, признание как со стороны взрослых, так и у сверстников.

Кроме того, у младшего школьника ещё только формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательных оценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у него навыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источником адекватной самооценки.

Поэтому мы при составлении программы выделили следующие направления:

· помощь в открытии своего личностного «Я»;

· повышение уверенности в себе;

· ориентация на позитивные отношения между окружающими людьми.

В соответствии с выделенными направлениями определили задачи:

1. Формирование необходимых знаний, характеризующих личностное «Я» ребенка.

2. Формирование адекватного опосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности.

3. Развитие ориентации на позитивную оценку качеств других людей, в т.ч. сверстников.

4. Способствовать развитию позитивного реагирования на оценку окружающих.

Целесообразность данных приёмов мы видим в следующем:

· расширение способов межличностного общения;

· освоение ролевого поведения, т.е. умение смотреть на мир глазами других людей;

· проявление творческой активности;

· снятие напряженности и скованности;

· повышение интереса к своей личности и личности другого человека.

Введение регулярных занятий создает условия для позитивного формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей, развитию их представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».

алкоголизм психический ребенок самооценка

Обзор программы

этап задача
1. Ориентировочный познакомить детей из неблагополучных семей с правилами и элементами работы в группе создать условия для положительного восприятия работы в группе сплочение группы
2. Основной - реализация целей и задач программы
3. Диагностический - получить обратную связь от работы в группе.

 

Каждому из выделенных этапов соответствуют определенные разделы и уроки.

Содержание программы

1) Ориентировочный этап.

Ориентировочный этап включает несколько уроков, направленных на освоение правил работы в группе и сплочение её членов.

Урок 1. «Здравствуйте, это Я».

Цель: познакомить участников группы с правилами работы в группе, познакомиться с её участниками. Ход урока направлен на ознакомление с членами группы. Каждый дает себе любое имя, которым его будут называть все и на которое он будет откликаться, причем это имя сохраняется за ребенком на всё время занятий и только на них.

Чтобы запомнить имя каждого участника мы предлагаем различные игры: «Почтальон», «Ты мне - я тебе» (с мячом), по аналогии детской игры в «Садовник» с выкупом фанта (использовать «копилку детских забав»).

Свободные подвижные игры.

На следующих занятиях поиграть в игры со словами, отгадывание ребусов с целью адаптации каждого члена группы, установление доброжелательной, раскрепощенной обстановки.

) Основной этап.

Раздел «Тайна моего «Я»

Задача: помочь ребенку не просто узнать о наличии своего «Я», но и научить оценивать его.

Урок 1. «Кто я такой»

Цель: обозначить начальные сведения каждого ребенка о себе.

Ход урока. Каждое занятие необходимо начинать с игры на настройку работы в группе. Например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» (вариант каждый показывает значимое для него событие недели, а другие угадывают.)

Затем предлагаем каждому написать несколько строчек о себе (кто что хочет). Выборочно зачитываются описания, участники пытаются догадаться, о ком идет речь.

Упражнение «Свет мой зеркальце, скажи» (игра с воображаемым предметом), ребенок описывает свои черты.

Упражнение «если бы Я» (на предлагаемые обстоятельства).

Урок 2. «Я - волшебник» или «Как я познаю мир»

Цель: сформировать у детей понятие о способах познания окружающих предметов.

Ход урока. Детям предлагаются упражнения на развитие внимания, воображения, памяти, восприятия и т.д.

Урок 3. «Мои чувства и желания».

Цель: формирование позитивного отношения к своему «Я», умение выделить свои достоинства.

Ход урока. Упражнение по кругу «Что больше всего люблю».

Каждый называет предмет обожания соседа.

Предлагаем детям нарисовать свой автопортрет, описать те чувства, которые он испытывает, когда имеет возможность купить предмет обожания.

Этюд «Магазин». Ребенок хочет купить предмет обожания, но по разным и ситуациям не получает этот предмет (описание своих чувств).

Упражнение «Отражение в озере» (с зеркалом). Взгляд на себя во время огорчений и восторга.

Урок 4. «Мой мир»

Цель: различными средствами выразительности передать мир интересов, увлечений.

Ход урока. Предложить детям, используя разнообразные средства, рассказать другим о себе. Выбор средств произвольный: коллаж, сочинение, сказки, этюды и др.

Раздел «мы такие разные, но этим и прекрасны мы»

Задача: способствовать развитию способности понимать другого человека.

Урок 1. «Как мы видим друг друга»

Цель: познакомить детей с разнообразными способами понимания другого; ориентировать на позитивную оценку качеств сверстников.

Ход урока. Упражнение «Наоборот»: дети выполняют чередующиеся движения, водящий делает движения наоборот.

Игра «Разговор взглядов»: угадывание изображаемых предметов, явлений.

Работа с пиктограммами - выявить понимание детьми эмоционального состояния людей.

Этюды на распознавание эмоций другого человека.

Упражнение «Веер» (вариант «На кого кто похож»), ассоциация на товарища.

Урок 2. «Хорошие и дурные поступки и привычки» человека.

Цель: сформировать представление о характере человека, ориентация на положительное отношение к сверстникам.

Ход урока. Передача внутренних черт характера через движения и позы:

· моделирование черт характера. Этюды: «Часовой», «Так будет справедливо», «Добрый человек»;

· модели нежелательного поведения. Этюды: «Хочу и всё», «Ябедник», «Кривляка» в сочетании с упражнением «Магазин зеркал», «Злюка»;

· сопоставление различных черт характера:

· рисование Злого и Доброго Волшебника;

· чтение с продолжением (беседа по содержанию)

· сказкотерапия «История о …»

Урок 3 «Мои друзья»

Цель: способствовать позитивному реагированию на оценки окружающих.

Ход урока. Этюд «Встреча с другом». Развивать способности понимать другого и умение адекватно выразить своё отношение к нему. (ситуация «Мне повезло», «Прошу прошение» и др.)

Рисование на тему: «Я и мой друг» (степень превосходства).

Беседа «Что такое дружба» (вопросы: почему люди дружат, почему люди ссорятся).

Проигрывание ситуаций «Ссора с другом» и др.

Игра «День рождения» - дать возможность высказать обиды, снять разочарование.

Игра «Угадай по голосу».

Сочинение сказки «Как я стал взрослым».

Раздел «Я буду другим».

Задача: повышение уверенности в себе, умение управлять и контролировать свое поведение.

Урок 1. «Мое поведение в трудных ситуациях».

Цель: развивать способности поддерживать себя в трудные минуты.

Ход урока. Упражнение «Ходьба по кругу…» - (вариант «Встречи с неприятностями). Группа встает друг за другом. По команде ведущего вспоминая ощущения ходьбы по песку, камню и т.д., дополняя встречами со «страшилками».

Рисование на тему «Чего я боюсь» (страхи).

Упражнение «Кораблик» (воображаемый кораблик плывет по океану, периодически попадая в шторм, поочередно каждый перекрикивая всех, выкрикивает фразу: «Я не боюсь бури, я самый сильный».

Упражнения «Превращения» - на релаксацию.

Урок 2. «Не хочу быть плохим».

Цель: сформировать уверенность в себе, умение ориентироваться на свои положительные качества.

Ход урока. Упражнение «Старики» - вообразить себя в старом возрасте, чтобы другой поверил и помог перейти улицу, донести тяжелую сумку.

Просмотр репродукций «Знаменитых людей» - беседа на тему: «Какими они были в детстве» (использовать хрестоматию для чтения.

Упражнение «Не ожидали?» (моделирование предвосхищения)

Предложить детям написать небольшие описания того, каким по его мнению хотят видеть взрослые люди, затем написать, каким он хотел бы быть, сравнить с самоописанием, сделанным им в самом начале работы в группе.

3) Диагностический этап.

Предлагаем, в конце проделанной работы, провести тестирование всех членов группы по следующим методикам:

· измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

· аутосоциометрическим взаимоотношениям в группе;

· проективную методику «Я и мой класс».

 


Заключение

 

Одной из наиболее острых проблем в России в настоящее время является проблема семейного алкоголизма и его влияния на физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что алкоголизм родителей оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей алкоголиков повышена по сравнению с их частотой у детей, чьи родители не страдали алкоголизмом.

Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако и алкоголизм отца крайне неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях в семье имеет место напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликты между членами семьи. Неблагоприятная домашняя обстановка, часто возникающие травмирующие ситуации на почве алкоголизма родителей способствуют возникновению у детей заболеваний нервной системы - неврозов и невротических состояний.

В процессе воспитания ребенка важное значение имеет влияние на него каждого из родителей. При алкоголизме отца его воздействие на ребенка носит патологический характер, особенно если учесть специфическую деградацию личности, которая происходит в результате алкоголизма. Мать в этом случае, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Наличие двух противоположных линий воспитания в семье формирует у ребенка неустойчивость поведения и настроения, неуверенность в себе и т.п.

Дети больных алкоголизмом в семье подвергаются различным видам оскорблений, в том числе и угрожающим жизни ребенка: физическое избиение, лишение пищи, запирание в тесной маленькой комнате (чулане, уборной и др.). Стилем воспитания в алкогольной семье является отсутствие заботы и внимания к ребенку. Эмоциональным потребностям детей в

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В младшем школьном и подростковом возрасте, а в некоторых случаях и раньше, встает острая проблема школьной и общей социальной адаптации детей из семей алкоголиков. В конечном счете, перед детьми встает проблема личностной адаптации к конкретным условиям жизни.

Таким образом, проведя наше исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков, действительно обладают заниженной самооценкой. Для нормализации внутреннего самоощущения у таких детей, мы разработали коррекционную программу. Данная программа поможет детям с заниженной самооценкой увидеть ценность своего «Я», научиться понимать и любить других людей, поможет найти свое место в кругу сверстников.


Список литературы

 

)   Висневская Л. Я., Данилова Е. А. «Пьют родители - страдают дети», М., «Медицина», 1977. - 288 с.

)   Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

)   Деркач А.Д. Акмеология: Учебник. - М: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

)   Дети алкоголиков или Зачем вы меня родили…// «Выборг», № 166 (15071) от 28.11.2003.http://vyborg.korpunkt.ru/news903_78.html

)   Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: «Академический Проект», Издательская корпорация «Лотос», 1999.-382с.

)   Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М,2001. - 607с.

)   Марциновская Т. Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с.

)   Никитин В. А. Социальная педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

)   Петровский А. В, Введение в психологию. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997.- 496с.

)   Самыгин С. И., Перов Г. О. Социология: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: изд.центр «МарТ», 2001. - 192 с.

)   Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

)   Степашин С. В. Социология: Учебник для юридических вузов.- СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416 с.

)   Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 256 с.

)   Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10.

)   Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 135 с.

)   Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.