Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка

2020-04-01 193
Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка

Изучение самооценки

Влияние семьи на самооценку ребенка младшего школьного возраста

Особенности семей алкоголиков

Самооценка детей из семей алкоголиков

Глава 2. Исследование самооценки детей младшего школьного возраста

Задачи, организация и методика исследования

Анализ и интерпретация данных

Обработка полученных данных

Глава 3. Программа формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей

Заключение

Список литературы

 


Введение

Тема курсовой работы «Самооценка младших школьников, воспитывающихся в семье алкоголиков».

Актуальность данной работы определена необходимостью формировании нормальной самооценки у детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым, мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью.

Семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Как правило, ребенок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей. [12, c.127]

Неблагополучная семья - семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию.

Одной из разновидностей аморальной семьи является семья алкоголиков.

Среди основных отличительных особенностей семьи можно выделить следующие:

–        низкий материальный уровень;

–        санитарно-гигиеническая запущенность;

–        неорганизованный быт;

–        размытость, нечеткость норм поведения;

–        недостаток тепла, любви между членами семьи и т.д.

Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия. [8, c.80]

Основные особенности детей из алкогольной семьи: неадекватная самооценка, потребность скрывать алкоголизм своей семьи, чувство вины, социальная дезадаптация, склонность к асоциальным поступкам.

Объект исследования: учащиеся вторых классов средней общеобразовательной школы № 52, воспитывающиеся в неблагополучных семьях

Предмет исследования: самооценка детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

Гипотеза: предполагается, что дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в семье алкоголиков, имеют заниженную самооценку.

Цель: разработать коррекционную программу, направленную на повышение уровня самооценки детей, воспитывающихся в семье алкоголиков.

Задачи:

- проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и его влияния на психическое и личностное развитие детей младшего школьного возраста;

раскрыть теоретические основы самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях алкоголиков;

–        исследовать самооценку учеников вторых классов в средней общеобразовательной школе № 52 из неблагополучных семей;

–        разработать и апробировать экспериментальную программу, включающую в себя систему игр, упражнений, направленную на повышение самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье алкоголиков;

Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов:

.   Беседа

.   Наблюдение

.   Анализ и обработка полученных в процессе исследования данных

Структура курсовой работы:

.   Введение.

.   Две главы.

.   Заключение.

.   Список литературы (16 источников).

Исследование проводилось с второклассниками из неблагополучных семей средней общеобразовательной школы № 52 г. Мурманска (ул. Мира, 12).

 


Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка

 

Изучение самооценки

 

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.[9, c.353]

Обычно самооценка с тенденцией некоторого завышения. Явно завышенные и заниженные самооценки могут быть следствием разных причин.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своих возможностях, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такой человек часто идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех представляется ему следствием чьих-то козней, плохого отношения или просто стечения обстоятельств. Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, к робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимой цели, ограничиваются решением обыденных задач, в основном критичны к себе. [2, c.88]

Проблема возникновения и развития самооценки - одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так и в отечественной психологии.

Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально - ценностного отношения к себе.

Однако в ряде исследований социальные психологи получили противоположные выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают.

 

Обработка полученных данных

 

В ходе нашего исследования, мы получили следующие результаты. (таблица 2.2.)

 


Таблица 2.2. Результаты исследования

№ п/п Имя, фамилия

Умственные способности

Характер

Авторитет

Умелые руки

Внимание

Уверенность в себе

    Р* И** Р И Р И Р И Р И Р И
1 Аня С. 30 90 40 100 10 70 40 80 30 80 15 70
2 Лена Ж. 35 90 30 90 20 80 45 85 20 90 20 100
3 Сергей К. 25 100 50 95 15 85 35 85 20 90 15 90
4 Сергей Ч. 25 80 35 80 30 75 40 90 40 80 10 95
5 Саша Т. 20 100 45 80 25 95 25 85 35 75 20 75
6 Толя Ш. 40 70 40 75 20 100 40 90 45 100 30 100

Среднее значение

29,1 88,3 40,0 86,6 20,0 84,1 37,5 85,5 31,6 85,8 18,3 88,3

 

* «Р» - «Реальное Я»

** «И» - «Идеальное Я»

Результаты каждого исследуемого ребенка мы выразили графически для более удобного наглядного представления. (Рис. 2.2., 2.3., 2.4., 2.5.,2.6.,2.7.).

Обозначения в графиках:

УС - умственные способности

Х - характер

А - авторитет у сверстников

УР - умелые руки

В - внимание

УВ - уверенность в себе

 


1) Аня С.

Рис. 2.2. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Лена Ж.

Рис. 2.3. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 


3) Сергей К.

Рис. 2.4. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Сергей Ч.

Рис. 2.5. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 


5) Саша Т.

Рис. 2.6. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Толя Ш.

Рис. 2.7. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

Для представления общей картины самооценки исследуемой группы мы определили средний показатель «реального я» и «идеального я». (табл. 2.3.).

 


Таблица 2.3. Средний показатель «реального я» и «идеального я»

Имя, фамилия «Реальное Я» «Идеальное Я»
Аня С. 27,5 81,6
Лена Ж. 28,3 72,5
Сергей К. 26,6 90,8
Сергей Ч. 30,0 83,3
Саша Т. 28,3 85,0
Толя Ш. 35,8 89,1
Среднее значение 29,41 83,71

 

Графически эти показатели выглядят следующим образом (рис.2.8.).

 

Рис. 2.8. Средний показатель «реального я» и «идеального я»

 

Таким образом, с учетом того, что за средний показатель нормальной самооценки мы взяли интервал от 45 - 55 баллов, становится очевидным, что в нашей группе, где среднее значение 29,41, преобладает низкая самооценка.

Низкая самооценка обусловлена тем, что дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитие произвольности поведения. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов.

Характеризуя особенности общения детей из семей алкоголиков следует отметить следующее. Эти дети легко устанавливают контакты, однако эти контакты поверхностны и кратковременны. Игры их примитивны. Общение осуществляется преимущественно жестами. В отношениях со сверстниками дети алкоголиков инфантильны, незрелы. Для них характерны быстрые смены настроения: оживление резко сменяется плачем и криком.

Дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, мы разработали коррекционную программу с целью нормализации самооценки детей из неблагополучных семей.

 


Заключение

 

Одной из наиболее острых проблем в России в настоящее время является проблема семейного алкоголизма и его влияния на физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем или уже страдающих хроническим алкоголизмом, показало, что алкоголизм родителей оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей алкоголиков повышена по сравнению с их частотой у детей, чьи родители не страдали алкоголизмом.

Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие их детей связано с нарушениями взаимоотношений между ними. Любой член семьи, живущий рядом с больным алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно тяжелая психологическая обстановка возникает в семье, где алкоголизмом больна мать. Однако и алкоголизм отца крайне неблагоприятно отражается на психическом развитии ребенка. В обоих случаях в семье имеет место напряженная психологическая обстановка, возникают частые конфликты между членами семьи. Неблагоприятная домашняя обстановка, часто возникающие травмирующие ситуации на почве алкоголизма родителей способствуют возникновению у детей заболеваний нервной системы - неврозов и невротических состояний.

В процессе воспитания ребенка важное значение имеет влияние на него каждого из родителей. При алкоголизме отца его воздействие на ребенка носит патологический характер, особенно если учесть специфическую деградацию личности, которая происходит в результате алкоголизма. Мать в этом случае, стремясь компенсировать неблагоприятное влияние отца, нередко начинает чрезмерно опекать ребенка. Наличие двух противоположных линий воспитания в семье формирует у ребенка неустойчивость поведения и настроения, неуверенность в себе и т.п.

Дети больных алкоголизмом в семье подвергаются различным видам оскорблений, в том числе и угрожающим жизни ребенка: физическое избиение, лишение пищи, запирание в тесной маленькой комнате (чулане, уборной и др.). Стилем воспитания в алкогольной семье является отсутствие заботы и внимания к ребенку. Эмоциональным потребностям детей в

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обуславливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л.С. Выготский подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и ребенок испытывает дефицит общения. В младшем школьном и подростковом возрасте, а в некоторых случаях и раньше, встает острая проблема школьной и общей социальной адаптации детей из семей алкоголиков. В конечном счете, перед детьми встает проблема личностной адаптации к конкретным условиям жизни.

Таким образом, проведя наше исследование, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что дети, воспитывающиеся в семьях алкоголиков, действительно обладают заниженной самооценкой. Для нормализации внутреннего самоощущения у таких детей, мы разработали коррекционную программу. Данная программа поможет детям с заниженной самооценкой увидеть ценность своего «Я», научиться понимать и любить других людей, поможет найти свое место в кругу сверстников.


Список литературы

 

)   Висневская Л. Я., Данилова Е. А. «Пьют родители - страдают дети», М., «Медицина», 1977. - 288 с.

)   Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

)   Деркач А.Д. Акмеология: Учебник. - М: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

)   Дети алкоголиков или Зачем вы меня родили…// «Выборг», № 166 (15071) от 28.11.2003.http://vyborg.korpunkt.ru/news903_78.html

)   Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов.- М.: «Академический Проект», Издательская корпорация «Лотос», 1999.-382с.

)   Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М,2001. - 607с.

)   Марциновская Т. Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с.

)   Никитин В. А. Социальная педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

)   Петровский А. В, Введение в психологию. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997.- 496с.

)   Самыгин С. И., Перов Г. О. Социология: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: изд.центр «МарТ», 2001. - 192 с.

)   Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

)   Степашин С. В. Социология: Учебник для юридических вузов.- СПб.: Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. - 416 с.

)   Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 256 с.

)   Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10.

)   Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 135 с.

)   Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 544 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка

Изучение самооценки

Влияние семьи на самооценку ребенка младшего школьного возраста

Особенности семей алкоголиков

Самооценка детей из семей алкоголиков

Глава 2. Исследование самооценки детей младшего школьного возраста

Задачи, организация и методика исследования

Анализ и интерпретация данных

Обработка полученных данных

Глава 3. Программа формирования «Я - концепции» младших школьников из неблагополучных семей

Заключение

Список литературы

 


Введение

Тема курсовой работы «Самооценка младших школьников, воспитывающихся в семье алкоголиков».

Актуальность данной работы определена необходимостью формировании нормальной самооценки у детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым, мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью.

Семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Как правило, ребенок усваивает образ поведения, стиль жизни, которые характерны для его родителей. [12, c.127]

Неблагополучная семья - семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию.

Одной из разновидностей аморальной семьи является семья алкоголиков.

Среди основных отличительных особенностей семьи можно выделить следующие:

–        низкий материальный уровень;

–        санитарно-гигиеническая запущенность;

–        неорганизованный быт;

–        размытость, нечеткость норм поведения;

–        недостаток тепла, любви между членами семьи и т.д.

Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия. [8, c.80]

Основные особенности детей из алкогольной семьи: неадекватная самооценка, потребность скрывать алкоголизм своей семьи, чувство вины, социальная дезадаптация, склонность к асоциальным поступкам.

Объект исследования: учащиеся вторых классов средней общеобразовательной школы № 52, воспитывающиеся в неблагополучных семьях

Предмет исследования: самооценка детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях алкоголиков.

Гипотеза: предполагается, что дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в семье алкоголиков, имеют заниженную самооценку.

Цель: разработать коррекционную программу, направленную на повышение уровня самооценки детей, воспитывающихся в семье алкоголиков.

Задачи:

- проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и его влияния на психическое и личностное развитие детей младшего школьного возраста;

раскрыть теоретические основы самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях алкоголиков;

–        исследовать самооценку учеников вторых классов в средней общеобразовательной школе № 52 из неблагополучных семей;

–        разработать и апробировать экспериментальную программу, включающую в себя систему игр, упражнений, направленную на повышение самооценки детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье алкоголиков;

Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов:

.   Беседа

.   Наблюдение

.   Анализ и обработка полученных в процессе исследования данных

Структура курсовой работы:

.   Введение.

.   Две главы.

.   Заключение.

.   Список литературы (16 источников).

Исследование проводилось с второклассниками из неблагополучных семей средней общеобразовательной школы № 52 г. Мурманска (ул. Мира, 12).

 


Глава 1. Алкоголизм родителей и его влияние на самооценку ребенка

 

Изучение самооценки

 

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.[9, c.353]

Обычно самооценка с тенденцией некоторого завышения. Явно завышенные и заниженные самооценки могут быть следствием разных причин.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своих возможностях, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такой человек часто идет на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех представляется ему следствием чьих-то козней, плохого отношения или просто стечения обстоятельств. Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, к робости, отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимой цели, ограничиваются решением обыденных задач, в основном критичны к себе. [2, c.88]

Проблема возникновения и развития самооценки - одна из центральных проблем становления личности, которой посвящено много работ как в зарубежной так и в отечественной психологии.

Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально - ценностного отношения к себе.

Однако в ряде исследований социальные психологи получили противоположные выводы: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше они их оценивают. И, наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе, следовательно, ниже их оценивают.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.