Задачи, организация и методика исследования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Задачи, организация и методика исследования

2020-04-01 170
Задачи, организация и методика исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель исследования - выяснить существует ли зависимость между заниженной самооценкой ребенка и его воспитанием в социально неблагополучной семье.

Задачи исследования:

–        исследовать самооценку детей младшего школьного возраста из социально благополучных и неблагополучных семей;

–        провести сравнение уровня самооценки младших школьников из социально благополучных и неблагополучных семей;

–        обобщить и интерпретировать результаты;

–        разработать коррекционную программу и социально-психологические рекомендации.

Не существует абсолютно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики. Наиболее важным аспектом в распознавании детей из подобных семей является формирование у них определенных моделей поведения, а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее, следующие симптомы могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно, что это алкоголизм:

1) ребенок не сдает вовремя дневник, тетради, домашние задания;

) фигурирует неровная успеваемость;

) регулярные изменения во внешности;

) ребенок приходит в школу голодным;

) любит сознательно изолироваться;

) ребенок постоянно уставший, утомленный, изможденный, равнодушный;

) избегает возвращения домой;

) избегает споров и конфликтов.

В начале нашего исследования, в школе была проведена беседа с классными руководителями вторых классов и психологом школы. Жалобы, с которыми обращались педагоги в адрес детей из неблагополучных семей, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п. Нами были просмотрены личные дела второклассников, изучены психологические карты. Мы принимали участие в проведении родительского собрания у второклассников. После проведенных бесед и наблюдений, мы определили группу детей (среди параллели вторых классов), родители которых злоупотребляют алкоголем.

В таблице 2.1. представлена характеристика исследуемой выборки.

 

Таблица 2.1. Характеристика исследуемой выборки

Класс Общее количество детей Количество детей из семей алкоголиков
2 «а» 20 1
2 «б» 22 2
2 «в» 19 1
2 «г» 20 2
Итого: 81 6

 

Из параллели вторых классов нами было выявлено 6 детей, принадлежащих к потенциальной группе риска. Как видно из данной таблицы в каждом классе есть дети из неблагополучных семей.

Для более наглядного представления мы изобразили полученные результаты графически.

 


Рис. 2.1 Процентное соотношение детей из семей алкоголиков

 

(количество исследуемых детей) - 100 %

(второклассники из семей алкоголиков) - 7,4 %

(второклассники) - 92,6 %

Таким образом, следующий этап нашего исследования заключался в определении уровня самооценки, определенных нами детей, разработке коррекционной программы и социально-психологических рекомендаций.

При обследовании детей из семей алкоголиков (2 девочки и 4 мальчика) отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Дети хорошо усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

 


2.2 Анализ и интерпретация данных

 

Перейдем к описанию результатов, полученных при выявлении уровня самооценки детей из семей алкоголиков.

Для выявления самооценки у детей нами были использованы шкала самооценки личности.

Данная шкала, разработана A.M. Пригожиным и представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. [15, c.67] Введен также ряд дополнительных параметров для обработки.

На листе бумаги мы нарисовали 7 вертикальных линий, на каждой из которых отобразили две точки, нижняя символизировала самое низкое развитие, верхняя - наивысшее.

Ниже представлено обозначение каждой из этих линий:

)здоровье,

) умственные способности,

) характер,

) авторитет у сверстников,

) умение многое делать своими руками, умелые руки,

) внешность,

) уверенность в себе.

На каждой линии мы написали, что она обозначает.

Мы посчитали, что не все из 7 определений будут доступны для понимания исследуемым детям, поэтому, прежде, чем начать тестирование, мы подробно разъяснили каждое определение и ответили на все вопросы ребят.

После разъяснения понятий мы рассказали детям, что конкретно они должны делать. Попросили ребят черточкой (-) отметить, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) попросили отметить, при каком уровне развития этих качеств, сторон они были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя. Инструкция давалась детям доступным для их понимания языком. Предварительно был проведен эксперимент на линии «здоровья», чтобы уточнить насколько правильно ребята поняли задание. Мы объяснили, что на этой линии нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

Проводить данную диагностику мы решили со всей исследуемой группой (6 человек) одновременно. На заполнение шкалы мы отвели 10 минут.

Когда дети выполняли задание, мы наблюдали за ними. Целесообразно было наблюдать, насколько по-разному дети выполняли задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не способен», отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные опросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служило полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

При обработке данных мы рассматривали только шесть шкал, т.к. шкалу «здоровье» мы рассматривали как тренировочную. Размеры каждой линии были равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получали количественную характеристику, для нашего удобства выраженную в баллах (например, 54 мм = 54 балла). За адекватную степень самооценки мы взяли шкальный промежуток от 45 мм до 55 мм.

Обработка включала следующие этапы:

этап. По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определялось:

а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («О») до знака «X»;

б) высота самооценки - от «О» до знака «-»;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывалось значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

этап. Определение средней меры каждого из показателей у школьника. Ее характеризовала медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

этап. На этом этапе определялась степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получали, соединяя на бланке испытуемого все значки «X» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности.

Для упрощения интерпретации результатов, мы ввели следующие понятия:

«идеальное я» соответствует наивысшему желаемому уровню для полного удовлетворения ребенком собой;

«реальное я» - то, как ребенок себя оценивает на самом деле.

Обработка полученных данных

 

В ходе нашего исследования, мы получили следующие результаты. (таблица 2.2.)

 


Таблица 2.2. Результаты исследования

№ п/п Имя, фамилия

Умственные способности

Характер

Авторитет

Умелые руки

Внимание

Уверенность в себе

    Р* И** Р И Р И Р И Р И Р И
1 Аня С. 30 90 40 100 10 70 40 80 30 80 15 70
2 Лена Ж. 35 90 30 90 20 80 45 85 20 90 20 100
3 Сергей К. 25 100 50 95 15 85 35 85 20 90 15 90
4 Сергей Ч. 25 80 35 80 30 75 40 90 40 80 10 95
5 Саша Т. 20 100 45 80 25 95 25 85 35 75 20 75
6 Толя Ш. 40 70 40 75 20 100 40 90 45 100 30 100

Среднее значение

29,1 88,3 40,0 86,6 20,0 84,1 37,5 85,5 31,6 85,8 18,3 88,3

 

* «Р» - «Реальное Я»

** «И» - «Идеальное Я»

Результаты каждого исследуемого ребенка мы выразили графически для более удобного наглядного представления. (Рис. 2.2., 2.3., 2.4., 2.5.,2.6.,2.7.).

Обозначения в графиках:

УС - умственные способности

Х - характер

А - авторитет у сверстников

УР - умелые руки

В - внимание

УВ - уверенность в себе

 


1) Аня С.

Рис. 2.2. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Лена Ж.

Рис. 2.3. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 


3) Сергей К.

Рис. 2.4. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Сергей Ч.

Рис. 2.5. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 


5) Саша Т.

Рис. 2.6. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

) Толя Ш.

Рис. 2.7. Соотношение «реального Я» и «идеального Я»

 

Для представления общей картины самооценки исследуемой группы мы определили средний показатель «реального я» и «идеального я». (табл. 2.3.).

 


Таблица 2.3. Средний показатель «реального я» и «идеального я»

Имя, фамилия «Реальное Я» «Идеальное Я»
Аня С. 27,5 81,6
Лена Ж. 28,3 72,5
Сергей К. 26,6 90,8
Сергей Ч. 30,0 83,3
Саша Т. 28,3 85,0
Толя Ш. 35,8 89,1
Среднее значение 29,41 83,71

 

Графически эти показатели выглядят следующим образом (рис.2.8.).

 

Рис. 2.8. Средний показатель «реального я» и «идеального я»

 

Таким образом, с учетом того, что за средний показатель нормальной самооценки мы взяли интервал от 45 - 55 баллов, становится очевидным, что в нашей группе, где среднее значение 29,41, преобладает низкая самооценка.

Низкая самооценка обусловлена тем, что дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитие произвольности поведения. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов.

Характеризуя особенности общения детей из семей алкоголиков следует отметить следующее. Эти дети легко устанавливают контакты, однако эти контакты поверхностны и кратковременны. Игры их примитивны. Общение осуществляется преимущественно жестами. В отношениях со сверстниками дети алкоголиков инфантильны, незрелы. Для них характерны быстрые смены настроения: оживление резко сменяется плачем и криком.

Дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, неуверенны, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, мы разработали коррекционную программу с целью нормализации самооценки детей из неблагополучных семей.

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.