Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 177 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На этапе итогового эксперимента мы определили состояние изучаемого явление после проведения уроков, то есть уровень развития речи детей, имеющих психические отклонения. В процессе проведения уроков наблюдали за школьниками. Кроме того предложили школьникам выполнить задание, которое определили умение детей строить свою речь с позиции логики, системности, точности и др.
Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).
.Прогулка.2. Дети общаются друг с другом. 3. Играют дети в пеочнице.4. Весна. Деревья зазеленели.5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.
Критериями определении уровня развития речи являются:
Высокий уровень: упражнение выполнено верно.
Средний уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 1-2 ошибки.
Низкий уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 3 и более ошибок.
В результате нами получены данные представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Данные диагностики промежуточного эксперимента после применения методики М.Р. Львова
№пп | Ф.И. | Эксперимент |
Формирующего этап | ||
1 | А. Д. | средний |
2 | А. З. | средний |
3 | Б. В. | средний |
4 | Г. Я. | средний |
5 | Г. А. | средний |
6 | Д.Д. | низкий |
7 | Ж. А. | высокий |
8 | И.И. | низкий |
9 | К. А. | высокий |
10 | К. А. | низкий |
Данные итогового эксперимента показали, что высокий уровень развития речи школьников, имеющих речевые нарушения у 2 учащихся, что составляет 20%.
Средний уровень у 6 учащихся, что составляет 60%.
Низкий уровень у 2 учащихся, что составляет 20%.
После проделанной работы мы, интерпретировав результаты исследования сравнили результаты констатирующего и итогового этапов эксперимента. Результаты показали положительную динамику в активизации функции речевого аппарата, дети стали более активными, повысились коммуникативные навыки и более стабильными стали поведенческие реакции. Данные констатирующего и итогового этапов эксперимента отражены в диаграмме, рис. 2.
|
Рис. 2 - Сравнительный анализ констатирующего и итогового эксперимента по определению уровня развития речи
По данным исследования установлено, что работа, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эффективна.
Заключение
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.
Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.
Выделяют три основных типа внутренней речи:
внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:
внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями.
|
В зависимости от уровня поражения речевой системы речевые нарушения делятся на следующие формы:
афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:
дисфония (афония) - расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата; дисфония проявляется в нарушениях силы, высоты и тембра голоса;
брадилалия - патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы;
тахилалия - патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы;
заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (синонимы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем).
При коррекции речевых нарушений детей младшего школьного возраста важно:
дать учащимся мотивационную установку;
проводить коррекцию звукопроизношения;
развивать фонематический анализ и синтез;
применять лексико-грамматические упражнения;
развивать связную речь, неречевые процессы, мелкую моторику, рефлексивный анализ.
Исследование проводилось в несколько этапов констатирующий и итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе мы определяли исходное состояние изучаемого явления, а именно уровень нарушения и развития речи, детей школьников.
Осуществляя констатирующий этап эксперимента для определения уровня развития речи учащихся, школьникам было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.
|
Далее предложили школьникам рассказать о том, что у них получилось. Следующим этапом нашего исследования является реализация системы разработанных нами уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, направленных на коррекцию речевых нарушений младших школьников, а также выполнение учащимися устных и письменных упражнений, направленных на развитие речи, в группе продлённого дня.
Особенностями нашей работы является то, что мы комбинировали работу по коррекции речевых нарушений младших школьников. Это значит, что наряду с работой, осуществляемой на уроках русского языка, литературного чтения, логопедом проводится корригирующая работа по коррекции речевых нарушений детей в процессе учебной деятельности.
Коррекционная работа проводилась на основе определённых заданий: к заданиям первой группы, направленных на развитие таких качеств как: точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:
. Составь текст о птице по рисунку или расскажи о своей птице Составь из слов два предложения.
. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.
. Прочитай. Составь из слов два предложения.
. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что происходит с животными.
задания второй группы упражнений направлены на развитие выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:
. Прочитай текст.
. Подготовь продолжение текста.
На уроках литературного чтения применяли следующие виды работ:
. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил.
На уроках математики для коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения применяли такие виды работ:
для урока заготовили несколько кубиков из различного материала, яблоко, тяжелую гирьку, елочное украшение, прозрачное стекло. Работа начиналась с показа ученикам кубика синего цвета.
при высказывании детьми предложений стремились акцентировать их внимание на правильности речи и самоконтроле.
|
На этапе итогового эксперимента мы определили состояние изучаемого явление после проведения уроков.
По данным исследования установлено, что работа, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения эффективна.
Список литературы
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков.- М., Педагогика, 1997.-201 с.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. Институтов / Г.А. Волкова. - СПб.: «Петербург XXI век», 1998.-187с.
. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.-258 с.
. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993.-304 с.
. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995.-157 с.
. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.
. Зайцева Г.Л. Жестовая речь / Г.Л. Зайцева. - М.: Мнемозина, 2000.-108 с.
. Ковшиков В.А. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии / В.А. Ковшиков // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. - Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1984.-С. 62-64.
. Комарова В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко // Патология речи.- СПб, 1992. - С. 54-59.
. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 1995. - 68 с.
. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Мим, 1997. - 120 с.
. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., 2004 г. - С. 21-26.
. Лалаева Р.И. О психологическом аспекте изучения и коррекции речевых нарушений / Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. Материалы международной научной конференции. ЛГОУ им. А.С. Яушкина / Р.И. Лалаева.- СПб., 2000. - 154 с.
. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития детей / В.В. Лебединский. - М.: Мнемозина, 1995.-187 с.
. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих младших школьников / Э.И. Леонгард, - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.
. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. - М.: Мнемозина, 2003. - 150 с.
. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. - М., 1990.-258с.
. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста / Н.Г. Морозова // Дефектология. - 1995. - №3. - С. 28-33.
. Нейман Л.В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В. Нейман. - М.: АПН РСФСР, 1981.-100 с.
|
. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, каф. сурдопедагогики. - Л., 1959, т. 171. С. 56-59.
. Парамонова Л.Г. Предпосылки дисграфии у детей школьного возраста/ Л.Г. Парамонова // Новости оториноларингологии и логопатологии. Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции.- СПб.: 2000.-198 с.
. Саломатина Л.С. Проблемы подготовки будущего учителя начальной школы к работе с детьми, имеющими различные нарушения чтения, в педагогическом колледже / Л.С. Саломатина // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Наука, 2004. - С. 25-29.
. Спирова Л.Ф. Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. - 127 с.
. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М., 1989. - 307 с.
. Яременко Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. - СПб.: Салит-Деан, 1999. - 264 с.
Приложение
Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".
Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.
Есть, театр, в Москве, удивительный.
На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.
Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.
Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.
Прочитай начало сказки.
В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.
Однажды к мастеру пришел....
Придумай продолжение сказки.
Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.
Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.
Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.
Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.
Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Данные виды занятий мы применяли и в группе продлённого дня.
Предлагаем разработанные нами уроки, направленные на развитие речи школьников, имеющих отклонения в психическом развитии.
Тема: стихотворение «Физкультура» Э. Мошковской.
Задачи:
Образовательная задача: научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст; сформировать умение соблюдать силу голоса и ритм речи в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.
Коррекционно-развивающая задача: коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших обобщений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.
Воспитательная задача: воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни; формирование понимания значения уроков физкультуры в жизни каждого человека.
Оборудование: книги для чтения, мяч, скакалка, обруч, линейка.
Ход урока:
. Организационный момент.
. Проверка домашнего задания. Ее можно начать с таких вопросов:
Как называется стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке?
Трудно ли учиться писать? С чего начинается обучение письму? Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте эти строчки по учебнику или на память.
. Подготовка к восприятию нового произведения. Беседа
строится на основе личных впечатлений учащихся.
Ребята, назовите уроки, которые есть в вашем школьном расписании.
Какой урок вам нравится больше других? Почему?
На каком уроке вам разрешают прыгать, скакать, бросать мяч?
Сейчас я вам покажу предметы, а вы скажете, какой из предметов лишний. Объясните, почему вы так думаете.
Скажите, в какие игры с мячом вы играете на уроке физкультуры. Для чего нужен обруч? Какие еще предметы вы используете на уроке физкультуры?
Сейчас я вам прочитаю стихотворение Эммы Мошковской, которое называется «Физкультура». Послушайте это стихотворение и ответьте на вопрос: «Зачем нужно заниматься физкультурой?»
. Выразительное чтение стихотворения учителем. Ответы учеников на вопрос, поставленный учителем, перед первичным восприятием текста учащимися.
.Подготовительная работа к чтению.
а) Речевая разминка. Учитель обращается к ученикам:
Ребята, сейчас я буду говорить предложения, а вы будете повторять их за мной. Будьте внимательны, повторять надо не только правильно, все слова нужно произносить громко, отчетливо.
Уры-уры-уры - урок физ-куль-ту-ры! (3 раза) УрУ-УРУ-УРУ - мы любим физ-куль-ту-ру! (3 раза) Урой-урой-урой - занимаемся с тобой физ-куль-ту-рой! (3 раза)
б) Чтение по учебнику («Читай правильно»).
. Чтение стихотворения учащимися и анализ прочитанного
текста.
Назовите физкультурные упражнения, о которых говорится в стихотворении.
Скажите, что значит выражение «ноги шире плеч». Объясните его своими словами.
Покажите это упражнение.
Как можно сказать по-другому «бегут в затылок друг другу»?
Прочитайте последние четыре строчки.
Объясните, что значит выражение «Наши все болезни все в окно полезли».
Для чего нужны физкультурные занятия? Почему, если будешь заниматься физкультурой, будешь здоровым человеком?
. Физкультурная пауза. Ее можно проводить по-разному: или
повторяя вслед за учителем и движения, и строки стихотворения,
или выполняя только движения.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать. (Приседания.)
Руки вытянуть пошире - (Руки развести в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Руки опустить.)
Наклониться - три, четыре - (Наклоны в стороны.)
И на месте поскакать. (Подскоки на месте.)
. Повторное чтение текста «Физкультура» учащимися с установкой на громкое и ритмичное произнесение слов стихотворения.
Учитель говорит:
Подготовьтесь к чтению стихотворения.
Можно ли читать это стихотворение шепотом, нараспев? Почему?
Как вы будете читать это стихотворение? Объясните свой ответ.
. Обобщающая работа. Сначала следует предложить школьникам рассмотреть иллюстрацию в учебнике. Затем они должны
ответить на вопросы:
Кого вы видите на картинке?
Как называется помещение, в котором находятся дети?
Что делают дети? Как об этом сказано в стихотворении?
Кто изображен в виде облаков, вылетающих в окно? Подтвердите свой ответ строчками из стихотворения.
Как вы думаете, почему вместе с болезнями улетают в окно и лекарства?
Что нужно делать, чтобы никогда не болеть? Можно ли быть здоровым, если заниматься физкультурой только на уроках в школе? Почему? Что еще нужно делать? Расскажите, как вы занимаетесь физкультурой дома, в свободное время, на отдыхе.
10. Итоги урока.
Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились?
Кто его автор?
Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!