Данные констатирующего исследования — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Данные констатирующего исследования

2020-04-01 136
Данные констатирующего исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р.

В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков.

Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

На констатирующем этапе исследования мы определяли исходное состояние речи у детей, а именно уровень нарушения и развития речевых функций у детей младшего школьного возраста.

Применяли такие методы исследования как: анализ школьной документации, наблюдение (на уроках и во внеурочное время), изучение уровня развития речи по методике М.Р. Львова, эксперимент.

Нами выявлена группа детей, имеющих психические отклонения. Для этого мы с помощью психолога и медицинского работника школы проанализировали медицинские карты школьников, провели беседу с классным руководителем и учителями класса. После обработки материала мы определили, что из школьников 4 «Г» класса коррекционно- развивающего обучения 10 школьников имеют отклонения в психическом развитии.

Данные констатирующего этапа исследования, показывающие психические отклонения у школьников данного класса представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Психические отклонения школьников

№пп Ф.И. Психическое отклонение
1 А. Д. Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации голосового аппарата.
2 А. З. Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.
3 Б. В. Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление)
4 Г. Я. Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации при патологии голосового аппарата.
5 Г. А. Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление)
6 Д.Д. Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
7 Ж. А. Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
8 И.И. Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.
9 К. А. Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
10 К. А. Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения.

 

Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет 20% - афония, у 3 учащихся - брадилалия, что составляет 30%, у 3 учащихся - тахилалия, что составляет 30%.

Наглядно данные представляем на рисунке 1.


Рис. 1 - Результаты применения метода анализа документации

 

Далее мы применяли метод наблюдения с целью выявления проявления психического отклонения и его влияние на речь учащихся.

Полученные данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Результаты применения метода наблюдения

№пп Ф.И. Психическое отклонение
1 А. Д. Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.
2 А. З. У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что. высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его, учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.
3 Б. В. У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке, и вне его, учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.
4 Г. Я. Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.
5 Г. А. У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.
6 Д.Д. Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
7 Ж. А. Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
8 И.И. У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.
9 К. А. Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.
10 К. А. У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.

 

Далее мы, для более точной диагностики развития речи школьников, имеющих отклонения в психическом развитии, мы применили диагностику при помощи методики М.Р. Львова. Львов М.Р. Он выделяет семь критериев речи:

. Содержательность.

. Логичность.

. Точность.

. Языковая правильность речи.

. Ясность.

. Коммуникативная целесообразность.

. Выразительность.

Осуществляя констатирующий этап эксперимента для определения уровня развития речи учащихся, школьникам было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).

. Осень. 2. Дети сажают молодые деревца. 3. Дети копают ямки вдоль улицы. 4. Весна. Деревья зазеленели. 5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

Уровнями определения речевых нарушений являются:

Высокий уровень: упражнение выполнено верно.

Средний уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 1-2 ошибки.

Низкий уровень: упражнение выполнено. Учащийся допустил 3 и более ошибок.

Так, ученик А.Д. выполнил задание следующим образом:

Осень. Дети копают ямки вдоль улицы. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. Дети сажают молодые деревца. Весна. Деревья зазеленели.

К.А. написал следующее:

Осень. Дети копают ямки вдоль улицы. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. Дети сажают молодые деревца.

Весна. Деревья зазеленели.

Далее предложили школьникам рассказать о том, что у них получилось. К.А. говорил замедленно, но правильно координировал речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Предложили школьнику стремиться говорить чётко, поторопиться, наметив план высказывания.

И.И. ускорял темпа внешней речи и это соответствовало внутренней речи. Это ускорение было настолько велико, что высказывая мысль учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы.

В письменной речи школьника ускорение темпа внутренней речи проявилось таким образом, что у учащегося недописаны слоги, буквы в словах, пропускает слова.

Обобщив полученные результаты, представляем таблицу 3.

 

Таблица 3 - Данные диагностики констатирующего эксперимента после применения методики М.Р. Львова

№пп Ф.И. Эксперимент
    констатирующий этап
1 А. Д. средний
2 А. З. средний
3 Б. В. средний
4 Г. Я. средний
5 Г. А. средний
6 Д.Д. низкий
7 Ж. А. высокий
8 И.И. низкий
9 К. А. высокий
10 К. А. низкий

 

Данные констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень развития речи школьников, имеющих речевые отклонения у 2 учащихся, что составляет 20%. Это проявляется в том, что в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Средний уровень у 5 учащихся, что составляет 50%. В речи детей прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

Низкий уровень у 3 учащихся, что составляет 30%. У этих учащихся в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.

Следующим этапом нашего исследования является применение разработанных нами уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, направленных на коррекцию речевых нарушений младших школьников, а также выполнение учащимися устных и письменных упражнений, направленных на развитие речи, в группе продлённого дня.

Особенностями нашей работы является то, что мы комбинировали работу по коррекции речевых нарушений младших школьников. Это значит, что наряду с работой, осуществляемой на уроках русского языка, литературного чтения, логопедом проводится корригирующая работа по коррекции речевых нарушений детей в процессе учебной деятельности. О содержании работы будет изложено в следующем параграфе.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.