Результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по данным контрольного эксперимента — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по данным контрольного эксперимента

2020-04-01 157
Результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста по данным контрольного эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В контрольном эксперименте участвовали экспериментальная и контрольная группа детей. Методика его проведения была такая же, как и констатирующего - предлагалась серия заданий.

Анализ результатов этих заданий показал, что высказывания детей экспериментальной группы стали более логичны, последовательны; у детей сформировалось четкое представление о структуре загадки, о важности использования средств образности в загадках, которые составляли сами. В сочинениях детей экспериментальной группы чаще использовались метафоры, сравнения, гиперболы, эпитеты и другие средства выразительности, дети составляют загадки метафорического характера самостоятельно, но некоторые по аналогии или с помощью воспитателя, дети активно составляли рифмованные загадки самостоятельно и с помощью воспитателя. Контрольная группа справилась с этим заданием только с помощью воспитателя, использовался прием договаривания строки.

Количественный анализ результатов я оформила в таблице №2.

 

Таблица

Уровни

Показатели:

  Экспериментальная группа Контрольная группа
1 уровень 30% 20%
2 уровень 50% 40%
3 уровень 20% 20%
4 уровень - 20%

 

Данные, приведенные в таблице, так же, как и качественный анализ результатов, свидетельствуют о повышении уровня восприятия и использования образной лексики детьми экспериментальной группы. Дети аргументировали свой выбор, выделяли средства художественной выразительности, подбирали синонимы, антонимы, сравнения, пользовались в своей речи метафорами, гиперболами, определениями, эпитетами/.

Примеры загадок детей.

 

·   Белая морковь в зиму растет.

/Сосулька/

·   Желтый костер всю землю греет.

/Солнце/

·   Белым одеялом улицу одела.

/Зима/

·   Краше его узоров никто не сделает.

/Мороз/

·   Пять сестричек в одной...

/Рукавичке/

·   Пять братцев в одном теплом доме живут.

/Варежка/

·   Не снимай с него одежку,

А то вам рыдать придется. /Лук/

·   Рыжая сластена Всех кур собрала. /Лиса/.

·   По двору идет, бородой трясет. /Козел/

·   Летом - любит гулять, малину и мед собирать, зимой крепко спать- лапу сосать. /медведь/

·   Клубок с иголками, носит грибы и ягоды в норку. /Еж/

·   Солнышко, которое горит каждый вечер. /Лампа/

·   Посмотри в него и себя увидишь. /Зеркало/


 

Выводы

 

1. Проблема исследования образности речи достаточно хорошо разработана, но больше всего внимания оказано на умственное воспитание детей, а на речевой аспект недостаточно. Ее решение предполагает не только развитие чуткости к восприятию образного строя фольклорных произведений, но и формирование умения использовать выразительные средства в своей речи.

2. Выявление уровней восприятия художественных произведений малых форм и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста показало, что у детей низкий уровень связности высказываний, который зависит от наличия запаса средств художественной выразительности речи.

.   Ознакомление дошкольников с фольклорными жанрами, использование специальных занятий, дидактических игр, лексических упражнений и творческих заданий подводит дошкольников к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество, эмоциональный отклик на образное содержание фольклорных произведений, умение выбирать выразительные средства для своего изложения оказывают положительное влияние на развитие индивидуальных особенностей речи детей.

.   Данный аспект развития детей должен быть более широко представлен в программе дошкольных учреждений, так как он дает толчок в развитии мыслительной деятельности дошкольников.

 


 

Список литературы

 

1.  Абель И. Встречи с северным фольклором. /Дошкольное воспитание. - 1988, № 1.

2. Абель И. И чуть-чуть фантазии.//Дошкольное воспитание. -1990, №4.

.   Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

4.  Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. СПб.: Детство -пресс, 2008.

5. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. -СПб.: «Детство - пресс», 2005

6.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1992.

7.  Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в 1 мл группе детского сада.- Воронеж «Учитель», 2003.

8.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

9. Венгер Л. Угадай-ка.//Дошкольное воспитание. -

1991, № 9.

10. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей.//Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.

11. Ворошнина Л. Обучение творческому рассказыванию.//Дошкольное воспитание. - 1991, № 3.

.   Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М., 1956.

.   Гавриш Н.Б. Использование малых форм народного творчества для развития образности речи дошкольников./Дошкольное воспитание. - 1991, № 9.

.   Гавриш Н.Б. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. - Автореферат. Научно-исследовательский институт Дошкольного воспитания. - М., 1991.

.   Гризик Т. Обучение детей списыванию предметов.//дошкольное воспитание. - 1989, №5.

.   Говорова Р., Дьяченко 0. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей.//Дошкольное воспитание. - 1988, №2, № 5, №6.

.   Добрынина Н. Кирилл и Аннушка входят в книжный мир./Дошкольное воспитание. - 1993, № 4.

.   Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975.

.   Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1982.

.   Ни окон, ни дверей. - М., 1989.

.   Нестеренко А. Страна загадок. - ТРИЗ. - Ростов-на-Дону, 1993.

22. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в 1 мл. группе детского сада. - Воронеж, 2007.

23. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М., 1990.

24. Кондратьева Н., Самкова 0. Как использовать модель для развития речевого творчества.//Дошкольное воспитание, -1991, № 10.

.   Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре, //дошкольное воспитание. - 1986, №9.

.   Логинова В. Активный творец дошкольной педагогики/ /Дошкольное воспитание. - 1988, №11.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. /Избранные психологические произведения: в 2-х т. Ред. Давыдова В.Б. - М., 1983.

.   Литература: справочные материалы. Кн. для учащихся. /Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.д. и др. - М., 1989.

29. Младший дошкольник в детском саду. Т.И. Бабаева и др.: - СПб «Детство - пресс», 2006.

30. Померанцев Е.В. О русском фольклоре, - М., 1977.

31. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения./Дошкольное воспитание. - 1990, №9.

.   Придумай слово. /Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1996.

.   Павлова Л. Фольклор для маленьких. //Дошкольное воспитание.- 1990-1991

.   Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.

.   Радзиховский Л.А. Комментарии к работе "Мышление и речь"// Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. - М., 1982. Т.2.

.   Решай, смекай, угадывай. Игры, ребусы, загадки для дош кольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.И.Линго. -Ярославль, 1998.

.   Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.//Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.

.   Рубинштейн С. Основы общей психологии. - М., 1989.

.   Русский фольклор. - М., 1986.

40. Самые маленькие в детском саду/сост. В. Сотникова, М..: Линка- пресс, 2005.

41. Скажи по-другому. /Пособие для воспитателей детского сада.- Самара, 1994.

42. Сокольник И. Использование материала по художественно-речевой деятельности в индивидуальной работе с детьми.// Дошкольное воспитание. - 1983, № 10.

.   Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию". - М., 1997.

.   Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1960.

.   Сохин ф.а. О задачах развития речи.//дошкольное воспитание. - 1975, №9.

.   Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1979.

.   Тихеева Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. - М., 1978.

.   Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов.//Дошкольное воспитание. - 1990, №10.

.   Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.- Под ред. В.А. Курбатовой, Н.И.Поддъякова. - М., 1984.

.   Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. - М., 1998.

.   Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.,1993.

.   Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. -М.: ТЦ Сфера, 1998.

.   Ушакова О.С. Развитие связной речи.//Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду./Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М., 1988.

.   Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994.

.   Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. - М.,1996.

.   Ушакова О.С. Развивайте речь ребенка./Дошкольное воспитание. - 1992, № 3-4.

.   Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду. /Дошкольное воспитание. - 1984, №11.

.   Ушинский К.д. Родное слово: Кн. душ учащих//Собрание соч. М., 1948.

.   Федореяко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977.

.   Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю./Дошкольное воспитание. - 1988, №5.

.   Шевцова С. Использование народного творчества в развитии навыков художественно-речевой деятельности./Дошкольное воспитание. - 1986, № 5.

.   Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Программа- конспект._ СПб.: «Детство- пресс», 2010.


 

Приложение

 

Анкета для родителей

. Какая художественная литература для детей есть в вашей домашней библиотеке?

. Есть ли книги о русском народном фольклоре? Какие?

. Как часто Вы читаете книги ребенку?

. Чаще покупаете игрушки или книги для детей?

. Наблюдаете ли вы с ребенком в повседневной жизни за изменениями в окружающей действительности?

. Назовите любимое произведение вашего ребенка

Индивидуальная беседа с ребенком.

. Расскажи, что такое загадка?

. Какие загадки ты знаешь?

З. А умеешь ли ты их отгадывать?

. Придумай и загадай мне загадку.

. А теперь я тебе загадаю загадки, а ты их отгадаешь. (подбираются загадки разных видов)

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

За ширмой раздается смех.

В.: Кто там весело смеется?

Петрушка: А это же я смеюсь. Я смеюсь так громко. Скорее откройте занавес, а то меня ребята не видят! Быстрее открывайте!

В.: Петрушка, а почему ты так громко смеешься?

П.: А это я сам с собой смеялся! Просто у меня сегодня хорошее настроение. Потому что я самый красивый, самый веселый, самый умный. Вот!

В.: Петрушка, да разве красиво хвастаться? Надо быть скромным.

П.: Я - Петрушка. А правда я самый красивый? Посмотрите, какая у меня шапочка, штанишки, ни у кого таких нет. А какой у меня нос? Я еще самый умный, все на свете знаю! Что не спроси - отвечу!

В.: Раз так, мы тебя проверим. Отгадай загадку.

v Я в ярко-красном колпаке,

И с бубенчиком в руке,

Развеселая игрушка,

А зовут меня....

П: Да это любой отгадает. Это же лягушка. Нет, не лягушка. Тогда это подушка. Опять не отгадал /ватрушка, кадушка/.

В.: Петрушка, как тебе не стыдно! Вот видишь, что значит хвастаться раньше времени. Сам про себя не смог загадку отгадать.

П.: Я больше не буду хвастаться! Ой, ребята, какие вы умные. Все знаете! Хотите я вам загадку загадаю?

v Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

У меня когда-то был красный шар. Улетел он, да так и не вернулся. Вот еще одна загадка:

v Я лягу на кровать,

Перестану болтать,

Глаза закрываются,

Что начинается?

Петрушка засыпает.

В.: Что ж ты уснул, Петрушка? Петрушка!

П.: Ой-ой - ой! Да что же это я уснул? Я еще столько загадок знаю.

v Этот тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем,

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

С тоненькими...

Ребята, а вы берете дома спички? И я тоже, я их боюсь.

v Возле леса, на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый и пушистый

Ядовитый …

Никогда его не рвите, ребята, пусть себе красуется.

v Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка резко зазвенела,

Пейте чай! Вода вскипела!

П.: Ребята, а вы любите пить чай? И я очень люблю, с сахаром. Молодцы же вы, все загадки отгадали.

Устраивается чаепитие.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.