Чрезмерная опека-как метод насилия — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Чрезмерная опека-как метод насилия

2020-04-01 107
Чрезмерная опека-как метод насилия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Такие родители берут на руки ребенка, как только он заплачет, они кормят, одевают и купают ребенка и тогда, когда ему уже пора привыкнуть к самостоятельности. Их тревожит, что ребенок недостаточно кушает, поэтому его перекармливают, часто доводя до ожирения; опасаясь простуды, его постоянно кутают, водят к врачу; предохраняя его от нагрузки, родители сами выполняют школьные задания (Раттер 1987, 182).

Часть этих детей вырастает в слабых, безвольных людей, другие, напротив, становятся невыносимыми, агрессивными. Чрезмерная забота о ребенке особенно часто встречается в семьях, имеющих одного ребенка, или у родителей, более старшего возраста, а иногда со стороны бабушек. Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность создает налет инфантильности, несамостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях, особенно в новых ситуациях общения, требующих принятия быстрых и связанных с риском решений (Частые ошибки воспитания 20.03.2012).

К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью. Нередко такие родители согласны скорее давать детям различные успокаивающие лекарства, нежели перестраивать свое отношение друг к другу (Захаров 08.03.2012).

Порой родители пытаются воспитать образцового во всех отношениях ребенка. Мать или отец ребенка запрещают любые самостоятельные действия, у ребенка не остается минуты для игры и развлечений, соответствующих его возрасту. В этой области часто главным судьей предстает отец, чрезмерно строгий и "свободный от ошибок", что может быть одним из факторов, вредных для развития ребенка. Серьезной и частой ошибкой является то, что от маленького ребенка ждут того, что может быть достигнуто только в более старшем возрасте (Захаров 1986, 101).

Большой ошибкой является унизительное сравнение с детьми, обладающими лучшими способностями, и стремление при помощи наказаний добиться от ребенка со скромными задатками блестящих достижений. У ребенка, достоинство которого унижено, или которого часто подгоняют, может развиться целый ряд таких качеств, как чувство неполноценности, реакции страха, робости, злости и ненависти. Так ребенок приходит к убеждению, что независимо от того, что он делает, оценки его достижений, похвалы, любви и понимания он все равно не добьется, потому что взрослые существуют только для того, чтобы возражать и наказывать его; в этих случаях он нередко находит спасение в болезни. У таких находящихся в постоянном напряжении детей нередко появляется недержание мочи, недержание кала, психосоматические расстройства, головные боли, рвота, боли в животе, быстрая утомляемость. В более старшем возрасте такие дети могут "восстать" против родителей, против их авторитета, лишенного понимания. Это может быть одной из причин преступлений, совершаемых малолетними (Частые ошибки воспитания 20.03.2012).

 

Причины жестокого обращения

 

Рассмотрим, каковы психологические причины насилия и жестокого обращения. Соматические травмы, связанные с жестоким обращением, и сексуальная эксплуатация имеют комплексные последствия как для психического здоровья пострадавшего ребенка, так и для семьи, где такое насилие или эксплуатация происходит. В США около двух миллионов детей подвергаются жестокому обращению или сексуальному насилию, в большинстве случаев, в родительской квартире. Наиболее частая форма жестокого обращения с детьми - это небрежное отношение к ребенку, т.е. неспособность членов семьи обеспечить ребенку надлежащий уход и предоставить ему условия для развития. Небрежное отношение, как правило, заключается в постоянном отказе от выполнения необходимых для ребенка и понятных действий. Сюда относятся оставление ребенка без присмотра, недостаточное питание, лишение его одежды и крова, отсутствие заботы о том, чтобы он регулярно посещал школу или был обеспечен медицинской помощью.

Хотя такая форма жестокого обращения с детьми встречается часто, мы получаем об этом мало сведений и редко уведомляем об этом специальные учреждения. В связи с этим дети часто остаются без надлежащей помощи. Небрежное отношение обычно бывает хронической семейной проблемой, которая, в связи с запущенностью ситуации и отсутствием средств для ее разрешения, приводит к таким же тяжелым последствиям для развития ребенка, как физическое истязание или сексуальное использование. К примеру, многие дети, чьими интересами пренебрегают, растут с хроническим дефицитом собственного достоинства и недостаточной социальной компетенцией. В более позднем возрасте они нуждаются в профессиональном консультировании для того, чтобы выяснить, какое воздействие на их жизнь оказало небрежное к ним отношение и как преодолеть их заброшенность и чувство озлобленности. Небрежное отношение к ребенку часто сопровождается выраженными нарушениями поведения в виде прогулов школьных занятий, агрессии против других детей и плохой школьной успеваемости (Психологические причины насилия и жестокого обращения 20.03.2012).

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто. По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 - 24%), запирание в темноте (10 - 15%), изгнание из дома (12,6%). Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

1.В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2.Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3.Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4.Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому.

Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему (Причины и виды жестокого обращения с детьми 20.03.2012).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.