Понятие и основные признаки местного самоуправления — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие и основные признаки местного самоуправления

2020-04-01 145
Понятие и основные признаки местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Существование облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление общими делами.

Государство тогда может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

Эффективность местного самоуправления определяется как правовой основой, так и наличием достаточных материальных ресурсов, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность муниципальных органов власти. Финансово-экономической основой местного самоуправления является муниципальное имущество.

Следует отметить следующие труды отечественных ученых в выбранном нами направлении исследования - Абрамова В.Ю., Гвозденко А.А., Шахова В.В., Дедикова С.В.

Объект исследования - муниципальные образования Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность муниципальных образований Челябинской области по организации управления.

Цель работы - на основе выявленных проблем в организации управления муниципальными образованиями Челябинской области предложить рекомендации о их устранению.

В работе поставлены следующие задачи:

. рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;

. проанализировать комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как функцию местного самоуправления;

. провести анализ организации муниципального управления в Челябинской области;

. выявить проблемы в организации муниципального управления в Челябинской области

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Практическая значимость проведенного исследования определяется наличием рекомендаций, направленных на совершенствование организации управления муниципальными образованиями Челябинской области.


Глава 1. Общие положения организации местного самоуправления

 

Глава 2. Характеристика организации муниципального управления в Челябинской области

 

Заключение

 

На основе анализа исследования вопросов местного самоуправления можно выделить наиболее важные выводы и предложения:

1. На основе рассмотрения существующих в научной литературе понятий и теорий местного самоуправления в работе предлагается видение сущности местного самоуправления - как одна из основ конституционного строя и форма народовластия, как право граждан на осуществление местного самоуправления и самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Это позволяет определить местное самоуправление как относительно самостоятельный институт гражданского общества, занимающий обособленное место и выполняющий свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества.

2. Сегодня каждое муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством во многом самостоятельно несет ответственность за свое нынешнее состояние, имидж и перспективы развития. Долгосрочным ориентиром в этой работе должны стать комплексные программы экономического и социального развития муниципальных образований, основной целью которых, является анализ комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования - городских и сельских поселений, муниципальных районов, определение их возможностей в решении текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и оценка эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

. По итогам реализации реформы местного самоуправления в течение переходного периода следует отметить устойчивую тенденцию, связанную с расширением самостоятельности поселений в решении вопросов местного значения: 20 поселений в Челябинской области самостоятельно решают уже весь объем вопросов местного значения, 117 поселений области самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, еще 67 поселений планируют самостоятельное осуществление бюджетного процесса с 2012 года. Правительство области поддерживает стратегический курс на расширение самостоятельности поселений в решении вопросов местного значения. Возможное установление федеральным законом минимального перечня полномочий, исполняемых поселениями, будет способствовать расширению самостоятельности поселений.

4. В настоящее время правительством Челябинской области ведется работа по внедрению системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Смысл этого указа президента России - установление форм ответственности органов местного самоуправления перед гражданами за результаты работы. Задача заключается не в том, чтобы кого-

На особом контроле в правительстве области находится разграничение муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Восемь муниципальных районов (из 13) обеспечили передачу имущества в собственность вновь образованных поселений, принято 20 законов Челябинской области о разграничении имущества. Еще 4 проекта закона (по двум районам) готовятся на рассмотрение на ближайшем заседании Законодательного Собрания Челябинской области. Возможно, Государственная Дума продлит сроки разграничения муниципальной собственности. Правительство области, со своей стороны, готово вернуться к вопросу об оказании помощи муниципальным образованиям, прежде всего - поселениям, в восстановлении права собственности и регистрации бесхозного имущества.

. Ряд проблем в организации муниципального управления в Челябинской области было выявлено в отчете Комиссии Общественной палаты Челябинской области по местному самоуправлению.

Практически с момента начала работы Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению стали приходить сигналы о фактах давления на глав муниципальных образований Челябинской области.

В сложившейся ситуации считаю, что Комиссии Общественной палаты Челябинской области по местному самоуправлению необходимо осуществлять мониторинг фактов давления на глав муниципальных образований.

Указанная работа доложена состоять из трех частей.

.Сбор и распространение информации об инструментах административного воздействия на органы МСУ.

.Сбор и распространение информации о конкретных фактах давления на МСУ Челябинской области, проведение общественной экспертизы этих фактов.

.Вынесение предложений и рекомендаций по конкретным шагам, призванным пресечь давления на МСУ.


Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

.   Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 13.05.2010) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 18. Ст. 2003.

 

Литература

 

4. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. М., 2006. №2. 63с.

.   Безутов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России в 3-х томах. Т.З. М., 2011. 588с.

.   Васильев В.И. Местное самоуправление. М. 2011. 362с.

.   Воронин А.Г. Пока лишь четыре законных закона. М., 2011. 330с.

.   Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ / Под редакцией Ю.А. Тихомирова. М., 2007. 453с.

.   Костомаров В. Где провести межу // Муниципальная власть. 2009. № 3. С. 7-9.

.   Маврин Ю.К. Объединение муниципальных образований в Челябинской области. 2010. Челябинск. 643с.

.   Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана М., 2009. 833с.

.   Отчет Комиссии Общественной палаты Челябинской области по местному самоуправлению за 2010 год.

.   Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 2007. 238с.

.   Постовой Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. М., 2005. 555с.

.   Социально ориентированное местное управление: Опыт городов Германии для России СПб.: Наука 2009. 576с.

.   Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 2011. 105с.


Приложение 1

 

Утвержден

постановлением

Правительства

Челябинской области

от 13 ноября 2008 г. N 367-П

Положение

Перечень

Введение

 

В Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Существование облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление общими делами.

Государство тогда может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

С началом процесса экономических реформ в России разнообразные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований находятся в центре внимания научной общественности и практических работников. Быстрая трансформация отношений собственности, приведшая к созданию новой для России формы - собственности муниципального образования, одновременно породила множество теоретических и прикладных проблем, связанных с управлением данным видом собственности.

Эффективность местного самоуправления определяется как правовой основой, так и наличием достаточных материальных ресурсов, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность муниципальных органов власти. Финансово-экономической основой местного самоуправления является муниципальное имущество.

Следует отметить следующие труды отечественных ученых в выбранном нами направлении исследования - Абрамова В.Ю., Гвозденко А.А., Шахова В.В., Дедикова С.В.

Объект исследования - муниципальные образования Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность муниципальных образований Челябинской области по организации управления.

Цель работы - на основе выявленных проблем в организации управления муниципальными образованиями Челябинской области предложить рекомендации о их устранению.

В работе поставлены следующие задачи:

. рассмотреть общие положения организации местного самоуправления;

. проанализировать комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как функцию местного самоуправления;

. провести анализ организации муниципального управления в Челябинской области;

. выявить проблемы в организации муниципального управления в Челябинской области

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Практическая значимость проведенного исследования определяется наличием рекомендаций, направленных на совершенствование организации управления муниципальными образованиями Челябинской области.


Глава 1. Общие положения организации местного самоуправления

 

Понятие и основные признаки местного самоуправления

 

Одной из ключевых проблем функционирования местной власти в современном российском обществе является раскрытие характера ее взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Суть понятия «местное самоуправление» продолжает наполняться более точным содержанием. Дело в том, что до сих пор в российском обществе отсутствует однозначное понимание роли института местной власти в государственном строительстве. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. «Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, - справедливо пишет С. А. Авакьян. - Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина «местное самоуправление».

Местное самоуправление - важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Термин «местное самоуправление» имеет свою историю. В России он введен в оборот в 1785 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление.

С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения.

Остановимся на наиболее распространенных определениях понятия «местное самоуправление».

Так, по мнению российского ученого Васильева Н.В., «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества»

«Самоуправлением, - пишет он, - называется такой порядок управления, при коем местные дела и должности заведуются и замещаются местными жителями».

Кряжков В.А. утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением».

Определяя местное самоуправление в качестве части государственного управления, многие российские ученые и практики признавали, что управление это осуществлялось местными жителями.

В.И. Фадеев полагает, что «местное самоуправление» - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории».

С.А. Авакьян справедливо утверждает: «Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)».

Местное самоуправление - это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

«Думается, - продолжает С.А. Авакьян, - вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа».

В настоящее время идет поиск оптимальных вариантов самоуправления, определения его концепции. Разработка понятия «местное самоуправление» важна, поскольку это обусловлено необходимостью выбора оптимальной для России концепции местного самоуправления, в соответствии с которой можно строить систему законодательства о местном самоуправлении и развивать практику.

В Российской Федерации местное самоуправление закреплено на конституционном уровне. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С юридической точки зрения данное понятие объединяет в себе субъект и объект управления на местном уровне. В качестве субъекта выступают граждане, в качестве объекта - вопросы местного значения и муниципальная собственность. Муниципальная собственность выступает главным элементом экономической основы местного самоуправления. Из этого следует, что местное самоуправление реально только при наличии муниципальной собственности.

Закрепленное в ст. 3 Конституции РФ народовластие реализуется гражданами России как непосредственно, так и через формируемые органы государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление органически входит в систему конституционного строя Российского государства, будучи одной из форм народовластия.

Для характеристики сущности местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить основные параметры, в которых оно проявляется.

1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя.

Речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве:

- признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации;

-  самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий;

-  организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти - органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

-  местное самоуправление - одна из форм осуществления народовластия;

-  признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов;

-  обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления - городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права - прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

К формам прямого волеизъявления относятся:

- участие в муниципальных выборах;

-  участие в местном референдуме;

-  участие в собраниях (сходах) граждан;

-  реализация права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения;

-  реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления;

-  участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

Под органами местного самоуправления понимаются:

- выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;

-  иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Федеральный закон закрепляет равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Это право включает в себя также:

- право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

- равный доступ к муниципальной службе.

-  право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

-  право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения;

-  право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

-  право отзывать избранных представителей;

-  право состоять на муниципальной службе;

-  право получения информации о деятельности органов местного самоуправления;

-  судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

3. Под местным самоуправлением понимается также самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона к вопросам местного значения относятся (назовем основные):

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

10) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

11) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

12) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

13) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

14) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

15) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

4. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть - в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

- право на судебную защиту;

-  право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

-  запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Исходя из комплексной системной оценки изложенной позиции, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление, будучи относительно самостоятельным институтом гражданского общества, не входящим в систему органов государственной власти, занимает обособленное место и выполняет свою собственную роль в государственно-правовой структуре российского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его участие в решении задач государственного строительства и осуществляется в формах непосредственной и представительной демократии.

К органам местного самоуправления относятся: а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы); б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.; в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.

Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Муниципальные органы- это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis- тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio- беру, принимаю) - это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муниципальными именуются только органы городского самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики.

В основу местного самоуправления Российской Федерации положены следующие принципы:самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм (так, избираемые населением самостоятельно на основе общефедеральных принципов с учетом местных условий органы различаются по структуре и формам осуществления местного самоуправления в малых городах и селах, на территории района крупного мегаполиса и т.д.); соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам, что предполагает наличие достаточной экономической базы; ответственность органов и должностных лиц перед избравшим их населением.

Среди наиболее общих функций местного самоуправления выделим следующие:

а) обеспечение участия населения в решении местных дел;

б) управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

в) обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры;

г) предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг;

д) охрану общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории (эти задачи выполняют органы местной милиции, общественной безопасности во взаимодействии с государственными правоохранительными органами);

е) защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством (органам государственной власти запрещено ограничивать права местного самоуправления, вторгаясь в его компетенцию).

Итак, право на местное самоуправление - это естественное право, однако самоуправляющиеся единицы не являются государством в государстве. В интересах целостности государства, обеспечиваемой в том числе и осуществлением власти через систему государственных и муниципальных органов, должны действовать механизмы эффективного взаимодействия государственного и муниципального управления.

 

1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как функция местного самоуправления

 

Функции местного самоуправления можно определить как основные направления деятельности муниципального образования в лице его органов, должностных лиц и непосредственно населения. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).

Местное самоуправление самостоятельно решает все вопросы местного значения, оптимально сочетая местные и общегосударственные интересы для достижения наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Одной из основных функций органов местного самоуправления, как субъектов муниципально-правовых отношений, является функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, наряду с другими, относится и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» такой вопрос местного значения как комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отсутствует, однако закреплены полномочия органов местного самоуправления по принятию планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования (ст. 17 данного закона).

Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования означает:

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- управление местными финансами;

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования;

координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования;

· осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности.

В научной литературе указывает, что понятие «социально-экономическое развитие» не может быть применено (в строгом смысле этих слов) к каждому муниципальному образованию, которое может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует Федеральный закон, поэтому комплексное социально-экономическое развитие следует относить к компетенции муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями, для остальных муниципальных образований их самостоятельность осуществления собственных планов социально-экономического развития должна быть дополнительно исследована в каждом отдельном случае. И.В. Граф отмечает о компетенционных пределах самостоятельности местного самоуправления, которые представляют собой установленную в законодательстве меру автономии местного самоуправления в реализации прав и обязанностей населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения собственными силами и на основе своей инициативы.

А.А. Безуглов, С.А. Солдатов отмечают, что если исходить из реально сложившейся ситуации в нашей стране, необходимо признать, что есть такие предметы ведения, относительно которых могут быть применены полномочия, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Сомнительно, что органы местного самоуправлени


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.