Глобальная система экологического мониторинга окружающей среды (ГСМОС), ее основанные задачи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глобальная система экологического мониторинга окружающей среды (ГСМОС), ее основанные задачи

2020-04-01 134
Глобальная система экологического мониторинга окружающей среды (ГСМОС), ее основанные задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть - «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Ее назначение - осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F> и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%9E%D0%9D>, является задачей будущего, так как многие государства не имеют еще собственных национальных систем.

Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой подсистемы экологического мониторинга является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений и др.

В рамках программ ГСМОС, которые в настоящее время поддерживает ЮНЕП, выделяются основные программы:

- мониторинг климатических условий;

-     мониторинг переноса и осаждения загрязняющих веществ;

-     мониторинг Мирового океана;

-     мониторинг возобновляемых природных ресурсов;

-     мониторинг для целей здравоохранения.

При создании ГСМОС в максимальной степени были использованы существующие в 70-х гг. станции ВМО, европейская система мониторинга трансграничного загрязнения воздуха и водных пространств, система наблюдений атмосферных осадков и долгоживущих радиоактивных изотопов и биосферные заповедники.

ГСМОС основывается на подсистемах национального экологического мониторинга и включает в себя элементы этих подсистем. Роль агентства по глобальному мониторингу заключается в обеспечении и руководстве наблюдениями, сборе данных, координации деятельности, в том числе унификации методов экологических исследований. В связи с этим международное сотрудничество России в рамках ГСМОС включает в себя:

1. Создание сети наземных наблюдений, регулярные экспедиционные обследования и систему дистанционного зондирования Земли.

2. Разработку и внедрение единых методик организации наблюдений, отбора и анализа проб компонентов ОС.

3. Организацию контроля точности и сопоставимости данных наблюдения.

4. Использование современных систем хранения и передачи данных.

 

ЮНЕП и ее задачи

 

Учрежденная в 1972 г. ЮНЕП стала первой организационной структурой в рамках ООН, занимающейся исключительно проблемами окружающей среды. Для осуществления международного управления принципиальное значение имеют функции Совета управляющих по осуществлению содействия международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление данным Советом по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой странами политики в этой области.

Мандат ЮНЕП был определен таким образом, чтобы обеспечивать координацию деятельности различных органов системы ООН по обсуждению и рассмотрению вопросов охраны окружающей среды и согласованию их действий. Судя по документам о создании ЮНЕП, она задумывалась скорее как катализатор по развитию программ других организаций, нежели как инициатор по созданию и осуществлению своих собственных крупных программ. Тем не менее, ЮНЕП может инициировать программы в отдельных областях охраны окружающей среды, а также выступать в качестве механизма по обеспечению переговоров и администрированию международных соглашений в сфере окружающей среды.

Ключевыми элементами мандата ЮНЕП являются мониторинг и содействие развитию международного права окружающей среды. Это предполагает, во-первых, развитие правовых инструментов, которое обеспечивается посредством инициирования и обеспечения переговорного процесса для принятия глобальных и региональных соглашений в сфере охраны окружающей среды; мониторинга по соблюдению многосторонних соглашений по охране окружающей среды; помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в выполнении отдельных договорных обязательств по охране окружающей среды; и, во-вторых, разработку принципов, руководств и кодексов поведения, не имеющих юридически обязательного характера, в отдельных областях окружающей среды. Цель принятия этих документов состоит в том, чтобы поощрять правительства и других заинтересованных лиц предпринимать действия для охраны окружающей среды на добровольной основе и подготавливать принятие международно-правовых норм.

На уровне ООН не раз подчеркивалось, что ЮНЕП является главным координирующим органом ООН в области окружающей среды. На конференции в Париже (февраль, 2007 г.) будущее ЮНЕП прогнозировалось с более радикальных позиций в плане создания на ее основе новой международной организации - ЮНЕО. Активное обсуждение статуса ЮНЕП отражает не столько озабоченность собственно ее дальнейшей судьбой, сколько свидетельствует о признании неудовлетворительного состояния сложившейся международной системы управления в сфере охраны окружающей среды.

Фактором, требующим от ЮНЕП дополнительных усилий, является дальнейшее организационное развитие ООН в связи с решением проблем по охране окружающей среды. Такое развитие образует сложные коммуникации между различными органами из-за того, что многие проблемы параллельно обсуждаются в ЮНЕП и других органах и организациях. Последние сосредоточиваются на конкретных экологических проблемах с учетом своих целей, осуществляя тем самым собственное управление в конкретной области окружающей среды.

Очень важной в деятельности ЮНЕП является информационная функция - сбор, анализ и распространение информации об окружающей среде. Если различные международные организации в силу предмета ведения или географически работают только с определенной экологической информацией, ЮНЕП - единственный орган, который отвечает за информацию об окружающей среде в глобальном масштабе. Следовательно, в современной ситуации для того, чтобы оставаться координирующим центром по охране окружающей среды, ЮНЕП должна иметь возможности обрабатывать информацию относительно глобальных экологических проблем и интегрировать ее в свои координирующие программы с условием, что такая координация будет восприниматься другими органами.

Усиление ЮНЕП неизбежно потребует повышения ее организационного статуса и решения всех сопутствующих этому вопросов. Обновленная ЮНЕП в соответствии с рекомендациями в области международного управления, во-первых, должна иметь реальные полномочия как основная структура системы ООН, занимающаяся вопросами политики в области охраны окружающей среды, во-вторых, опираться на нормативный и аналитический потенциал, в-третьих, нести ответственность за анализ прогресса в деле улучшения состояния глобальной окружающей среды.

Ряд органов, непосредственно занимающихся вопросами охраны окружающей среды, находится в подчинении Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС):

) функциональные комиссии (Комиссия по устойчивому развитию);

) постоянные комитеты (Комитет по энергетическим и природным ресурсам);

) экспертные органы (Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов);

) региональные комиссии (ЕЭК, ЭСКАТО и другие).

Особая роль среди этих органов принадлежит Комиссии по устойчивому развитию (КУР). В известном смысле КУР сотрудничает с Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку через ЭКОСОС должна представлять ей рекомендации на основе обзора деятельности по имплементации Повестки дня на XXI век.

В соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН КУР необходимо:

а) следить за прогрессом в осуществлении Повестки дня на XXI век и за деятельностью, связанной с учетом целей охраны окружающей среды и развития в рамках всей системы ООН;

б) рассматривать информацию, предоставляемую правительствами;

в) получать и анализировать соответствующую информацию, поступающую от компетентных неправительственных организаций, включая научный и частный секторы, в контексте общего осуществления Повестки дня на XXI век;

г) расширять диалог в рамках ООН с неправительственными организациями и независимым сектором, а также с другими учреждениями вне рамок системы ООН.


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.