Глобальные экологические проблемы и экологический мониторинг — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глобальные экологические проблемы и экологический мониторинг

2020-04-01 120
Глобальные экологические проблемы и экологический мониторинг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

экологический мониторинг природный биосфера

Мир, безопасность, окружающая среда, развитие, права человека и демократия - основные фундаментальные ценности, которые приобрели в начале XXI в. глобальный проблемный характер для международного сообщества государств, и эти проблемы требуют эффективного решения как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Среди ценностей, которые оказывают непосредственное влияние на решение многих вопросов, и прежде всего вопроса достижения устойчивого развития, - это сохранение на благо нынешнего и будущих поколений природных ресурсов Земли. Как отмечается в Стокгольмской декларации <consultantplus://offline/ref=2669CB477F623E545D89E0DAA6585E5794EEC27BCC35093FA7F83587ZChBF> по проблемам окружающей человека среды 1972 г., человек, наделенный соответствующими правами и свободами, несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды.

Осознание опасности масштабов происходящих негативных изменений на планете привело к заключению более 350 многосторонних и 1000 двусторонних договоров по охране окружающей среды. При этом если ранние международно-правовые акты затрагивали вопросы охраны природных объектов только от загрязнения, то последующие акты стали регулировать и иные процессы хозяйственной деятельности человека, отрицательно влияющие на естественные природные процессы, происходящие на Земле.

В последние десятилетия значительно возросли интерес и активность гражданского общества и неправительственных организаций в отношении охраны окружающей среды, о чем свидетельствует новое направление в деятельности Организации Объединенных Наций, которое сложилось в 90-х годах XX в. Это прежде всего участие неправительственных организаций в деятельности ООН по вопросам охраны окружающей среды, а также представителей деловых кругов в Глобальном договоре ООН, предусматривающем их обязательства способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду, повышение ответственности за состояние окружающей среды, развитие и распространение чистых технологий.

Правовое закрепление активного участия гражданского общества в решении вопросов сохранения природной среды выразилось также в принятии такого необходимого международно-правового документа, как Конвенция <consultantplus://offline/ref=2669CB477F623E545D89E0DAA6585E5793E9C171C3680337FEF437Z8h0F> о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Орхусская конвенция).

Как известно, право на устойчивое и экологически безопасное развитие в качестве важнейшего принципа было закреплено в Повестке дня на XXI век, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Экономическое развитие должно быть экологически безопасным и устойчивым. С тех пор прошло около 20 лет, однако деградация окружающей среды в результате человеческой деятельности продолжается ускоренными темпами, о чем свидетельствует Доклад о развитии человека 2007/2008 "Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделенном мире", подготовленный группой экспертов Программы развития ООН (ПРООН).

Последствия происходящих изменений окружающей среды, такие как обезлесение, эрозия почвы, опустынивание и деградация земель, сокращение биологического разнообразия, разрушение водного баланса Земли, усиливают нищету и ставят под угрозу средства для существования человека. Опасные климатические изменения - это катастрофа 21-го и последующих столетий, которую можно избежать.

В последние годы данная проблема стала обсуждаться на международных встречах не только на уровне экспертов по экологии, но и на уровне глав государств и правительств, о чем свидетельствует состоявшаяся в декабре 2009 г. в Копенгагене Конференция ООН по изменению климата.

В последние десятилетия принято множество универсальных и региональных международно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Контроль за их реализацией на внутригосударственном уровне носит спорадический характер, да и международные контрольные органы не в состоянии добиваться достижения их эффективности. Не случайно в этой связи на международных встречах высказывались суждения о повышении роли Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и создании специального органа в рамках ООН, наделенного полномочиями, обязательными для выполнения государствами.

Более того, экспертная группа ПРООН также рекомендовала Организации Объединенных Наций рассмотреть вопрос о том, каким образом обеспечивать более всеобъемлющее и согласованное управление и мониторинг многочисленных природоохранных соглашений.

Данная проблема затрагивалась как в докладах международных экспертов по окружающей среде, так и на международных конференциях, а также в доктрине международного права.

В современных условиях решение проблемы обеспечения экологической безопасности становится важнейшим фактором для всех государств, независимо от степени их развития. Экономическая политика стран не должна игнорировать те общие требования, которые сформулированы в международных актах об охране окружающей среды, принятых в основном во второй половине XX и в начале XXI в.

Вторая половина XX и начало XXI в. вошли в историю человечества на Земле не только большими достижениями в сфере науки и техники, но и такими негативными явлениями, как возникновение новых экономических кризисов, возрастание внутригосударственных вооруженных конфликтов, а также прогрессирующее противостояние государств в сфере энергоресурсов, экологические катастрофы.

Среди этих рисков наиболее заметными стали экологические проблемы. Мир столкнулся с жесткими ограничениями на самом базовом уровне: нехватка воды, продовольствия и энергии.

В 1886 г. немецкий ученый Эрнст Геккель ввел в научный мир термин "экология" для обозначения окружающей человека среды. В те годы человечество не очень тревожилось о состоянии защиты объектов природы.

В короткий исторический период человек перешел от использования мускульной силы (по мощности это примерно 0,1 л.с.) к энергоблокам мощностью в миллион киловатт. Именно энергетические производства наносят основной ущерб природе и среде обитания человека. С продуктами сгорания органического топлива в атмосферу поступает до 6 млрд. тонн углекислого газа, что нарушает радиационный баланс атмосферы. Общественность большинства стран обеспокоена отсутствием баланса в мировом использовании природных ресурсов.

Объективная тенденция глобализации экономики привела к существенному нарушению экологических и социальных процессов в обществе.

Определяющим вызовом для нашего поколения Генеральный секретарь ООН назвал изменение климата Земли, которое затрагивает все сферы деятельности - от энергетики и экономики до здравоохранения, продовольствия, развития и безопасности. Ни от какого другого фактора не зависит в большей степени выживание всего рода человеческого, как от климата Земли.

Продолжается деградация и использование на экологически неустойчивой основе экосистемных услуг. Как известно, человечество зависит от экосистемных услуг, без которых невозможно его благополучие (обеспечение продуктами питания, водой, древесиной, генетическими ресурсами, урегулирование качества воды, удаление отходов, образование почвы, опыление растений и т.д.). Деградация экосистемных услуг часто наносит вред беднейшим слоям населения мира, что препятствует достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации <consultantplus://offline/ref=2669CB477F623E545D89E0DAA6585E579DEECA75C3680337FEF437Z8h0F> тысячелетия.

При этих обстоятельствах перед человечеством встала неотложная глобальная проблема о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды, как на международном, так и на внутригосударственном уровне, путем разработки и принятия обязательных для исполнения законодательных актов.

В содержание международных договоров их участники стали включать основные объекты природопользования: земли, недра, водные ресурсы, леса, иной растительный мир, диких животных, атмосферу Земли, космическое пространство и др. Наряду с универсальными международно-правовыми документами охрана окружающей среды дополняется путем принятия региональных международно-правовых норм с учетом экологических особенностей континентов.

Значительные изменения в экологии происходят в полярных областях. Изменение климата оказывает существенное влияние на таяние арктического морского льда в Северном Ледовитом океане (за последние 50 лет площадь арктического морского льда уменьшилась почти на 27%). Изменение площади Арктики вследствие таяния морского льда окажет существенное влияние не только на погодные явления, но и на ее живые биоресурсы.

Аналогичная ситуация складывается на другом полюсе - в Антарктике, на которую приходится 80% общемировых запасов пресной воды. Таяние ледников в западной части Антарктики также может оказать воздействие на повышение уровня моря во всем мире, что повлечет изменение видов морских биоресурсов, затопление территории многих государств и другие негативные экологические последствия.

Поскольку глобализирующая экономика охватывает не только государства одного региона, но и государства всего мира, то и экологические последствия развития такой экономики, ее экстенсивный путь ведут к снижению экологической эффективности производства, т.е. к снижению материальных затрат на использование природных ресурсов.

Учитывая транснациональный характер экологических последствий хозяйственной и иной деятельности государств, частных компаний, теневой экономики и населения, связанной с природопользованием и обращением природных ресурсов, в мониторинге и в предупреждении их оказываются заинтересованными как государства отдельных регионов, так и международное сообщество в целом. В особенности это проявилось в начале второй половины 20-го столетия.

Глобальный характер международной экологической проблемы выразился также в том, что за короткий исторический промежуток времени (в течение около 50 лет) было принято большое количество международных соглашений по охране окружающей среды, предметами правового регулирования которых стали защита атмосферы, озонового слоя Земли, флоры и фауны, биоразнообразия, морских и других водных ресурсов, лесов, диких животных, космического пространства, Антарктики и других объектов планеты.

Следует также отметить низкую эффективность реализации государствами международных экологических норм. Прежде всего, это связано с экономической политикой государств, транснациональных корпораций и бизнес-структур, которые крайне неохотно идут на расходы для нужд охраны окружающей среды.

На территории России продолжается интенсивное загрязнение природной среды. Все больше регионов становятся опасными для проживания. На 15% территории России, где проживает более половины населения, состояние окружающей среды не соответствует норме. Не отвечают санитарным нормам около 40% поверхностных и 20% подземных источников питьевого водоснабжения. Только 11 - 13% всех водных объектов страны находится в состоянии экологического благополучия. Аналогичное положение наблюдается и в состоянии лесного хозяйства, возрастает объем образования отходов, ежегодно в атмосферу поступает 20 млн. тонн химических веществ от действующих предприятий и т.д.

Глобальная экологическая проблема ввиду ее особой остроты и важности стала рассматриваться на международных конференциях (из последних по вопросам изменения климата Земли: в 2009 г. - встреча в Копенгагене с участием глав государств и правительств, в 2010 г. - в Канкуне (Мексика), в 2011 г. - в Дурбане (ЮАР). Под воздействием международных норм и рекомендаций стали создаваться международные и внутригосударственные природоохранные органы и учреждения, а также активно приниматься внутригосударственные акты по охране окружающей среды.

Еще одной важной проблемой в данной области является повышение повсеместно экологического образования не только лиц, принимающих решения по экологическим вопросам, но и всех граждан. Осознание обществом необходимости охраны окружающей среды требует овладения знаниями по широкому кругу экологических вопросов. Растет экологическая активность населения, создаются неправительственные организации в защиту объектов природы, общественность активно участвует в мониторинге окружающей среды, международно-правовые акты предусматривают ее право обращаться в судебные учреждения по этим вопросам (Орхусская конвенция <consultantplus://offline/ref=2669CB477F623E545D89E0DAA6585E5793E9C171C3680337FEF437Z8h0F> 1998 г.).

Термин «мониторинг» происходит от английских слов «monitor» и «monitoring», имеющих значение - прибор (устройство) для наблюдения и (или) процесс постоянного контроля над чем или за кем-либо, применяемого в морском деле и процессе обучения разновозрастных учеников в одном классе; «to monitor» - советовать, производить контрольный прием; ««monitory» - предостерегающий, предупреждающий.

Термин «мониторинг окружающей среды» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г. Термин «мониторинг» использован в рабочих материалах Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5-16 июня 1972 г.) при обсуждении предложений по организации Службы Земли (Earth watch). Компонентами Службы Земли должны были стать Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), а также элементы оценки получаемых результатов и обмена информацией. Рабочими группами на конференции велись дискуссии по мониторингу загрязнений; мониторингу природных ресурсов, обсуждались общие проблемы мониторинга. В целом, мониторингом была названа система повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой (Р. Манн, 1972).

Формирование системы мониторинга направлено на сбор, систематизацию и анализ информации:

- о состоянии окружающей среды;

-     о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния

(источниках и факторах воздействия);

- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

-     о существующих резервах биосферы.

В СССР теорию мониторинга объектов окружающей среды разрабатывали Ю.А. Израэль (1974, 1986), И.П. Герасимов (1975), Б. В. Виноградов, В. Д. Федоров, М.Е. Берлянд (1990) и другие ученые.

Мониторинг, как функциональная система, включает в себя следующие основные направления деятельности(рис.1):

- сбор информации, получаемой путем регулярных наблюдений за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и состоянием среды;

- оценка информации;

- прогнозирование изменений состояния компонентов природной среды и отклика экосистем на антропогенное влияние;

- рекомендации по управлению и регулированию уровня антропогенного воздействия.

Информационная система (мониторинг) Система управления

Рис. 1. Блок-схема системы мониторинга (Ю. А. Израэль, 1984)

 

Экологический мониторинг может иметь инициативный (добровольный) характер и полученные при этом результаты и информация могут использоваться для решения различных задач. При выполнении мониторинга сертифицированными организациями эти результаты имеют статус арбитражных. Более высокий уровень имеет государственный экологический мониторинг, который выполняется уполномоченными органами.


 

Рис.1.2. Основные задачи экологического мониторинга

 

Задачи экологического мониторинга (рис.2):

1. Научно-техническое обеспечение наблюдения, оценки прогноза состояния окружающей среды.

2. Наблюдения за источниками поступления загрязняющих веществ и уровнем загрязнения окружающей среды.

3. Выявление источников и факторов загрязнения и оценка степени их воздействия на окружающую среду.

4. Оценка фактического состояния окружающей среды.

5. Прогноз изменения состояния окружающей среды и пути улучшения ситуации.

В настоящее время не существует строгой иерархии систем мониторинга, что связано с большим перечнем задач на разных уровнях проведения наблюдений (от общепланетарного до локального) в природных объектах, с различными целями проводимых работ, особенно по детальности сбора и обработки информации о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды.

Одна из первых наиболее полных классификаций предложена Ю.А. Израэлем, основанная на выделении объектов наблюдения, пространственного уровня наблюдений, комплекса решаемых задач, методов наблюдений (табл. 1).

По классификации, предложенной академиком И.П. Герасимовым, мониторинг делится на три ступени:

- первая ступень - биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг, включающий в себя наблюдения за состоянием окружающей среды с точки зрения ее влияния на здоровье человека;

-  вторая ступень - геоэкологический, геосистемный, природо-хозяйственный мониторинг, направленный на оценку изменений природных экосистем и процессов их преобразования в природно- технические;

-  третья ступень - биосферный мониторинг, охватывающий наблюдения за параметрами биосферы в глобальном масштабе.

Классификация подсистем и соотношение видов мониторинга геологической среды разработаны В. А. Королевым.

Следует отметить, что наиболее многочисленны подсистемы мониторинга, оценивающие основные составляющие биосферы - абиотическую (геофизический мониторинг) и биотическую (биологический мониторинг).

Таблица № 2


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.