Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2020-04-01 121
Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 3. Опека и попечительство над несовершеннолетними

Глава 4. Приемная семья, детский дом семейного типа

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Проблема сиротства является одной из наиболее острых проблем современного общества. Согласно последним статистическим данным, в Республике Беларусь ежегодно становятся сиротами и остаются без родительского попечения около 4 тысяч детей. В семьях граждан на 1 января 2013 года находилось 18 602 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом численность детей, которые находятся на государственной опеке (в интернатных учреждениях различного типа) на 5 сентября 2012 года составляла 15 067 человек [9, с.5].

Конвенция ООН "О правах ребенка" устанавливает, что "ребенок для полного и гармоничного развития его или ее личности должен расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания" [19, Преамбула]. На сегодняшний день теоретики и практики, занимающиеся проблемами социального сиротства, пришли к единому мнению о том, что интернатные учреждения - это экономически неоправданная и социально нецелесообразная форма устройства детей. Суммы, расходуемые государством на содержание одного ребенка в год в семейных формах воспитания ниже, чем в государственных учреждениях. Ни государственное обеспечение, ни финансовая поддержка общественных организаций и зарубежных фондов, направленная на улучшение содержания воспитанников детских домов и школ-интернатов, не приводит к успешному решению основной задачи: социальной реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти задачи осуществимы только в условиях семейного воспитания. Соответственно, наилучший путь решения проблемы сиротства - устройство детей в семьи.

С 2001 года в Республике Беларусь действует Президентская программа "Дети Беларуси", подпрограмма которой - "Дети-сироты" - содержит ряд мероприятий, направленных на разрешение проблем детей, оставшихся без попечения родителей. Основные направления данной программы включены также и в Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015. По ней, к 2015 г. в стране планируется оставить лишь 25 интернатных учреждений [6].

Таким образом, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, в частности, его обеспечение соответствующей нормативно-правовой базой, является насущной потребностью белорусского общества, чем определена актуальность данной работы.

Объектом данной курсовой работы являются формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предметом - понятие и значение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их виды и правовое регулирование.

Основным методом, использованным при написании работы, является метод анализа литературы.

Цель работы - проанализировать правовую регламентацию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в Республике Беларусь. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

-  анализ правового регулирования выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь;

-  характеристика усыновления (удочерения) как приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь;

-  анализ института опеки и попечительства применительно к несовершеннолетним в Республике Беларусь;

-  исследование особенностей института приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь.

Структуру данной работы составляет введение, четыре главы, заключение и список использованных источников, который включает в себя международные нормативные акты, а именно Конвенция ООН "О правах ребенка" и Гаагская Конвенция "О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления", акты национального законодательства, в частности Закон Республики Беларусь "О правах ребенка", Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Гражданский Кодекс Республики Беларусь и другие. Кроме того, были изучены и использованы учебное пособие В.И. Пенкрат, ряд работ и публикаций таких авторов как В.А. Маглыш, О.А. Дмитриевой, Л.Ю. Михеевой, Н.С. Поспеловой, Н.Н. Тарусиной и других.


Заключение

 

Законодательство Республики Беларусь исходит из того, что семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальны, так как в них проживание ребенка максимально приближено к его проживанию в обычной семье, что способствует его социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются органы по труду, занятости и социальной защите, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и иные государственные органы и организации.

Эти органы занимаются тем, чтобы ребенок, оставшийся без попечения родителей, был усыновлен, передан под опеку (попечительство), предан в приемную семью, в детский дом семейного типа, либо устроен иным образом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

На сегодняшний день в Республике Беларусь существуют четыре формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приёмная семья, детский дом семейного типа.

Усыновление - это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновляемым возникают права и обязанности как между родителями и детьми.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Как юридический факт, усыновление является правообразующим и в то же время правопрекращающим, так как устанавливается правовая связь между усыновителем, его родственниками с усыновляемым, и прекращается между усыновляемым с родителями и другими кровными родственниками.

Опека и попечительство - это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью их воспитания, содержания, образования, защиты прав и законных интересов, не порождающая в будущем ни какой правовой связи между опекунами (попечителями) и подопечными.

Отношения опеки и попечительства возникают на основе решения органа опеки и попечительства. Их главной целью является воспитание, содержание, образование, защита прав законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья - это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью на основе трудового договора и договора о передаче детей на воспитание, заключенных между приемными родителями и органами опеки и попечительства.

Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства об ее создании, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является оптимальным направлением в решении задачи деинституциализации, а также социализации этой категории детей. Благодаря семейным формам устройства дети получают модели позитивных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, модели и принципы функционирования семьи, которые впоследствии они, в отличие от выпускников интернатных учреждений, могут успешно репродуцировать в собственной жизни. В Республике Беларусь созданы условия для функционирования различных форм семейного устройства детей, что даёт возможность гибко и эффективно решать задачи защиты прав и интересов ребёнка в каждом конкретном случае, исходя из специфики его потребностей и жизненной ситуации.


Оглавление

Введение

Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 3. Опека и попечительство над несовершеннолетними

Глава 4. Приемная семья, детский дом семейного типа

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Проблема сиротства является одной из наиболее острых проблем современного общества. Согласно последним статистическим данным, в Республике Беларусь ежегодно становятся сиротами и остаются без родительского попечения около 4 тысяч детей. В семьях граждан на 1 января 2013 года находилось 18 602 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом численность детей, которые находятся на государственной опеке (в интернатных учреждениях различного типа) на 5 сентября 2012 года составляла 15 067 человек [9, с.5].

Конвенция ООН "О правах ребенка" устанавливает, что "ребенок для полного и гармоничного развития его или ее личности должен расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания" [19, Преамбула]. На сегодняшний день теоретики и практики, занимающиеся проблемами социального сиротства, пришли к единому мнению о том, что интернатные учреждения - это экономически неоправданная и социально нецелесообразная форма устройства детей. Суммы, расходуемые государством на содержание одного ребенка в год в семейных формах воспитания ниже, чем в государственных учреждениях. Ни государственное обеспечение, ни финансовая поддержка общественных организаций и зарубежных фондов, направленная на улучшение содержания воспитанников детских домов и школ-интернатов, не приводит к успешному решению основной задачи: социальной реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти задачи осуществимы только в условиях семейного воспитания. Соответственно, наилучший путь решения проблемы сиротства - устройство детей в семьи.

С 2001 года в Республике Беларусь действует Президентская программа "Дети Беларуси", подпрограмма которой - "Дети-сироты" - содержит ряд мероприятий, направленных на разрешение проблем детей, оставшихся без попечения родителей. Основные направления данной программы включены также и в Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015. По ней, к 2015 г. в стране планируется оставить лишь 25 интернатных учреждений [6].

Таким образом, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, в частности, его обеспечение соответствующей нормативно-правовой базой, является насущной потребностью белорусского общества, чем определена актуальность данной работы.

Объектом данной курсовой работы являются формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предметом - понятие и значение форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их виды и правовое регулирование.

Основным методом, использованным при написании работы, является метод анализа литературы.

Цель работы - проанализировать правовую регламентацию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в Республике Беларусь. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

-  анализ правового регулирования выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь;

-  характеристика усыновления (удочерения) как приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь;

-  анализ института опеки и попечительства применительно к несовершеннолетним в Республике Беларусь;

-  исследование особенностей института приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь.

Структуру данной работы составляет введение, четыре главы, заключение и список использованных источников, который включает в себя международные нормативные акты, а именно Конвенция ООН "О правах ребенка" и Гаагская Конвенция "О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления", акты национального законодательства, в частности Закон Республики Беларусь "О правах ребенка", Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Гражданский Кодекс Республики Беларусь и другие. Кроме того, были изучены и использованы учебное пособие В.И. Пенкрат, ряд работ и публикаций таких авторов как В.А. Маглыш, О.А. Дмитриевой, Л.Ю. Михеевой, Н.С. Поспеловой, Н.Н. Тарусиной и других.


Глава 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 

В Кодексе о браке и семье дается определение семьи как объединения лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей. Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет только охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье возможны меры вмешательства государства вплоть до лишения родительских прав или отобрания ребенка.

Конституцией Республики Беларусь установлено, что дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей [8, ст.32].

Необходимо различать понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" и "дети-сироты".

Согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь (далее - КоБС), дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, в то время как детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, заболевания, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, оставления детей родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также детей, которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей [7, ст.116].

Таким образом, видим, что понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" является более общим и включает в себя понятие ""дети-сироты", в связи с чем в дальнейшем в нашей работе мы будем использовать первую формулировку.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите [7, ст.85]. Выявление таких несовершеннолетних - комплекс профессиональных действий государственных органов и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Порядок действий в таких случаях определяется статьями 116 и 117 КоБС, а также Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №47 от 28.07.2004.

Органами, занимающимися выявлением таких несовершеннолетних и защищающим их права и интересы, являются:

-  органы по труду, занятости и социальной защите;

-  органы опеки и попечительства;

-  органы внутренних дел;

несовершеннолетний сирота усыновление беларусь

-  комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;

-  иные государственные органы и организации, осуществляющие выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь [7, ст.117; 11, п.4, п.6].

К иным органам и организациям могут относиться, например, организации здравоохранения, учреждения образования и другие.

Функциями органов опеки и попечительства и других уполномоченных законодательством организаций, в соответствии со ст.117 КоБС являются:

-  выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-  учет детей, оставшихся без попечения родителей;

-  выбор формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

-  осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей [7, ст.117].

Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью в течение одного месяца. Если по истечении месяца ребенка не удалось передать на воспитание в семью, то орган опеки попечительства направляет сведения о ребенке в Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь (далее - Национальный центр усыновления). Национальный центр усыновления вносит данные сведения на централизованный учет в республиканский банк данных об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, и организует его устройство на воспитание в семью. По словам директора Национального центра усыновления Н.С. Поспеловой, В Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, к началу 2013 г. содержались сведения о порядка 5 тысяч детей, проживающих в интернатных учреждениях [24].

Что касается самого ребенка, оставшегося без попечения родителей, то он может быть:

-  усыновлен;

-  передан под опеку (попечительство физического лица);

-  помещён в воспитательное и иное учреждение;

-  передан в приемную семью;

-  устроен иным способом, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

В 1993 году с принятием Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" было положено начало процессу реформирования системы охраны детства. Этот закон явился основой для формирования новой государственной политики в отношении детей, которая отражает основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". Закон определил, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу со стороны государства, и положил начало процессу деинституциализации [3, с.2, с.44; 18, ст.29].

В 1999 - 2004 годах в Республике Беларусь осуществлялся проект ЮНИСЕФ по деинституциализации, а также деятельности по оказанию поддержки семье и внедрению схем альтернативного устройства детей, лишенных родительского попечения. В итоговом отчете оценки проекта в Республике Беларусь указаны непосредственные результаты реализации данного проекта:

-  создание сети учреждений по профилактике социального сиротства и сопровождения семейных форм устройства детей-сирот;

-  развитие нормативно-правовой базы реализации политики деинституциализации детей-сирот;

-  наличие подготовленных специалистов в данной сфере, методического и материального обеспечения их деятельности.

Проблемными областями реализации проекта являлось то, что институт патронатного воспитания на тот момент не получил должного развития из-за отсутствия достаточной нормативно-правовой базы. Также проблемой признано то, что учреждения интернатного типа не реализуют на практике главный принцип своей работы, как учреждения временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до помещения их на семейные формы воспитания [21, с.1]. Это означает, что ребенок, находящийся в интернатном учреждении, фактически считался устроенным, и органы опеки и попечительства не проводили активной адресной работы по его семейному устройству.

Со времени реализации данного проекта система выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, претерпела существенные изменения. Приняты нормативные правовые акты, весомо повлиявшие на урегулирование вопросов форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, за последние двадцать лет, начиная с принятия Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка", в стране предпринят ряд серьёзных и эффективных мер по созданию системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Включая различные государственные ведомства и учреждения, созданная система позволяет объединять и координировать их действия по защите прав и интересов детей. В случаях, когда проживание ребёнка в родной, биологической семье является для него опасным, усилия всех заинтересованных служб направлены на его устройство в замещающую семью: опекунскую, приёмную или семью усыновителей.



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.