Развитие церковнославянского языка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие церковнославянского языка

2020-02-15 133
Развитие церковнославянского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Божественное происхождение церковнославянского языка и церковное употребление не отрицают его изменяемости и развития. Учение Церкви не изменяется, но язык православного богословия оттачивался на протяжении почти семи столетий. Только в седьмом веке были окончательно выработаны богословские термины, точно выражающие учение Церкви о соединении двух природ во Христе. Подобно этому и церковнославянский язык почти семь столетий совершенствовался не в своей сути, а в формах и средствах выражения своего содержания. Он тоже постепенно изменялся, но в основном в своей фонетике и орфографии. Это происходило потому, что он "…был вместе и литературным языком, т.е. языком хроник, житий святых, разных сказаний и поучений, а … таковой язык отражал на себе влияние разговорного языка…". Причем "…орфографическая и фонетическая эволюция церковно-славянского языка продолжалась до XVII в.", т.е. она закончилась тогда, когда началась секуляризация общественной жизни. Благодаря этому он даже в своей орфографии и фонетике не подвергся влиянию мира сего и, в частности, западной культуры. Совершенствование языка может и дальше происходить. Оно может касаться, в основном, каких-то отдельных слов и выражений, мало понятных даже для филолога. Свт. Феофан Затворник и свт. Николай Японский писали о необходимости пересмотра богослужебных книг. В начале XX века была сделана такая попытка, но не совсем удачная. "…В 70-80-е гг. последовал новый пересмотр под руководством митрополита Питирима".

 

Проблема непонимания церковнославянского языка

 

Жизнь в Церкви - это труд, ибо "…Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12). Одно из направлений этого усилия состоит в знакомстве с основами церковного языка, с его орфографией, грамматикой и лексикой. Это не требует специального лингвистического образования. Иностранные языки, совершенно непонятные для россиянина, изучаются с начальных классов школы. Тем более не составит труда познакомиться с церковнославянским языком, который является основой современного русского. Но даже и при хорошем знании славянского языка трудность понимания не будет устранена. Многие богослужебные тексты можно понять, только если внимательно прочитаешь их сам, а иногда и не один раз, а для понимания некоторых текстов нужны знания по Священной и церковной истории. Православное богослужение содержит полноту духовной жизни. Поэтому оно доступно для понимания умом по мере духовного возрастания. Многое из того, о чем в нем говорится, можно понять, только пережив это на своем личном опыте. Непонимание богослужения показывает человеку, что он далек еще от Церкви и служит к смирению, а смиренным Бог дает благодать, которая просвещает душу. "Непонятность должна быть вызовом, побуждением к росту и к изменению самого недоумевающего…".

Жизнь в Церкви состоит в общении с Богом, в приобщении к благодати, в стяжании Духа Святого. Ради этого, а не ради получения какой-либо новой религиозной информации верующие приходят в храм. В церковь приходят, чтобы пообщаться с Богом и со святыми, а не для того, чтобы услышать что-нибудь о Боге и о святых, хотя и это тоже входит в богослужение, но уже как второстепенный элемент. Именно поэтому непонимание богослужебных текстов не препятствует тысячам членам нашей Церкви полноценно молиться.

церковнославянский язык церковный предание


Заключение

 

Церковнославянский язык имеет многовековую и настолько глубокую связь с богочеловеческой природой Церкви, что его отмена приведет к разрыву Священного Предания, являющегося основой жизни Церкви. "Мысль об обновлении богослужения есть покушение против Церкви в самых таинственно-благодатных проявлениях ее жизни. Это совершается в форме незаметной и как будто не носящей характера богоборчества и отступничества". В 1917 г. на Соборном заседании, посвященном обсуждению вопроса о богослужебном языке магистр богословия Н.И. Троицкий сказал, что против славянской речи в богослужении можно говорить "… или со злостным намерением или по недоразумению. В настоящее время имеет место и то, и другое". О русификации богослужебного языка говорят либо люди, отделившиеся от единения с Церковью (например, кочетковцы), либо совершенно далекие от нее. Это говорит о том, что борьба против богослужебного языка - это борьба против Церкви, против ее Священного Предания, которым она живет. Это еще раз должно напоминать христианам о важности церковнославянского языка, о необходимости знакомиться с ним и посильно стремиться к пониманию православного богослужения.


Список литературы

 

1. Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковно-славянского языка. - Киев, Общество любителей православной лит-ры: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. - 271 с.

2. Бреев Г, прот. Радуйтесь! - М.: Никея, 2009. - 192 с.

3. Буфеев К, свящ. О богослужебном языке Православной Церкви. // Сети "обновленного православия". - М.: "Русский вестник", 1995. С. 80-87.

.   Иллюстрированный энциклопедический словарь (Золотой Фонд российский энциклопедий) © 2003 Научн. изд-во "Большая Российская энциклопедия" и др.

5. Каверин Н. Обновленчество под маской "миссионерства". // Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" № 18. С. 17-31.

6. Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла. - 2-е изд., исправ. - Самара: ООО "Офорт", 2006. - 228 с.: илл.

7. Коробьин Г. Исправление богослужебных книг в начале XX века. // Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" № 18. С. 80-92.

8. Кураев А, диак. Почему мы православные такие?. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 528 с.

9. Петрухина Е. В, доктор фил. наук, проф. Языковая картина мира и православное сознание. // Виноград №3 (19) 2007. С. 6-11.

10. Рафаил (Карелин), архим. Значение славянского языка для православного богослужения. // Сети "обновленного православия". - М.: "Русский вестник", 1995. С. 88-91.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.