Назначение и происхождение церковнославянского языка — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Назначение и происхождение церковнославянского языка

2020-02-15 132
Назначение и происхождение церковнославянского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

Введение

1. Назначение и происхождение церковнославянского языка

2. Совершенство церковнославянского языка и невозможность его замены

3. Церковнославянский язык как хранитель живого Предания Церкви

4. Развитие церковнославянского языка

Заключение

Список литературы


Введение

 

В настоящее время, когда много людей пришло к вере, перед Церковью особенно стоит задача воцерковления верующих. Кроме того, и патриарх Алексий II, и патриарх Кирилл заявили, что миссионерство является сейчас главной задачей Церкви. Основой и сердцевиной общественной церковной жизни является богослужение, но оно совершается на церковнославянском языке, не совсем понятном для современного человека. Получается, что Церковь, с одной стороны, призывает всех к себе, а с другой, препятствует им, ибо для многих современных людей (либо не посещающих храм, либо посещающих крайне редко) церковнославянский язык представляется настоящим языковым барьером для воцерковления. В настоящий период распространения Церкви снова стали высказываться мнения о том, что необходимо русифицировать богослужение, заменить церковнославянский язык на доступный всем современный русский. Цель такой реформы - сделать богослужение более понятным, а воцерковление более легким. По мнению сторонников реформ, будет способствовать распространению Церкви и ее благотворному влиянию на общество. Но все же такие предложения встречают в церковной среде решительное сопротивление и отвергаются. Верующие молятся на церковнославянском языке, как в храмах, так и дома, и это не воспринимается ими как препятствие для воцерковления и духовной жизни.

Целью настоящей работы является показать значение церковнославянского языка для Церкви и для воцерковления верующих; рассмотреть, насколько справедливы требования об изменении богослужебного языка, выяснить причины, почему искренние чада Церкви отвергают их.


Развитие церковнославянского языка

 

Божественное происхождение церковнославянского языка и церковное употребление не отрицают его изменяемости и развития. Учение Церкви не изменяется, но язык православного богословия оттачивался на протяжении почти семи столетий. Только в седьмом веке были окончательно выработаны богословские термины, точно выражающие учение Церкви о соединении двух природ во Христе. Подобно этому и церковнославянский язык почти семь столетий совершенствовался не в своей сути, а в формах и средствах выражения своего содержания. Он тоже постепенно изменялся, но в основном в своей фонетике и орфографии. Это происходило потому, что он "…был вместе и литературным языком, т.е. языком хроник, житий святых, разных сказаний и поучений, а … таковой язык отражал на себе влияние разговорного языка…". Причем "…орфографическая и фонетическая эволюция церковно-славянского языка продолжалась до XVII в.", т.е. она закончилась тогда, когда началась секуляризация общественной жизни. Благодаря этому он даже в своей орфографии и фонетике не подвергся влиянию мира сего и, в частности, западной культуры. Совершенствование языка может и дальше происходить. Оно может касаться, в основном, каких-то отдельных слов и выражений, мало понятных даже для филолога. Свт. Феофан Затворник и свт. Николай Японский писали о необходимости пересмотра богослужебных книг. В начале XX века была сделана такая попытка, но не совсем удачная. "…В 70-80-е гг. последовал новый пересмотр под руководством митрополита Питирима".

 

Заключение

 

Церковнославянский язык имеет многовековую и настолько глубокую связь с богочеловеческой природой Церкви, что его отмена приведет к разрыву Священного Предания, являющегося основой жизни Церкви. "Мысль об обновлении богослужения есть покушение против Церкви в самых таинственно-благодатных проявлениях ее жизни. Это совершается в форме незаметной и как будто не носящей характера богоборчества и отступничества". В 1917 г. на Соборном заседании, посвященном обсуждению вопроса о богослужебном языке магистр богословия Н.И. Троицкий сказал, что против славянской речи в богослужении можно говорить "… или со злостным намерением или по недоразумению. В настоящее время имеет место и то, и другое". О русификации богослужебного языка говорят либо люди, отделившиеся от единения с Церковью (например, кочетковцы), либо совершенно далекие от нее. Это говорит о том, что борьба против богослужебного языка - это борьба против Церкви, против ее Священного Предания, которым она живет. Это еще раз должно напоминать христианам о важности церковнославянского языка, о необходимости знакомиться с ним и посильно стремиться к пониманию православного богослужения.


Список литературы

 

1. Алипий (Гаманович), иером. Грамматика церковно-славянского языка. - Киев, Общество любителей православной лит-ры: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. - 271 с.

2. Бреев Г, прот. Радуйтесь! - М.: Никея, 2009. - 192 с.

3. Буфеев К, свящ. О богослужебном языке Православной Церкви. // Сети "обновленного православия". - М.: "Русский вестник", 1995. С. 80-87.

.   Иллюстрированный энциклопедический словарь (Золотой Фонд российский энциклопедий) © 2003 Научн. изд-во "Большая Российская энциклопедия" и др.

5. Каверин Н. Обновленчество под маской "миссионерства". // Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" № 18. С. 17-31.

6. Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла. - 2-е изд., исправ. - Самара: ООО "Офорт", 2006. - 228 с.: илл.

7. Коробьин Г. Исправление богослужебных книг в начале XX века. // Благодатный огонь. Приложение к журналу "Москва" № 18. С. 80-92.

8. Кураев А, диак. Почему мы православные такие?. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. - 528 с.

9. Петрухина Е. В, доктор фил. наук, проф. Языковая картина мира и православное сознание. // Виноград №3 (19) 2007. С. 6-11.

10. Рафаил (Карелин), архим. Значение славянского языка для православного богослужения. // Сети "обновленного православия". - М.: "Русский вестник", 1995. С. 88-91.

План

Введение

1. Назначение и происхождение церковнославянского языка

2. Совершенство церковнославянского языка и невозможность его замены

3. Церковнославянский язык как хранитель живого Предания Церкви

4. Развитие церковнославянского языка

Заключение

Список литературы


Введение

 

В настоящее время, когда много людей пришло к вере, перед Церковью особенно стоит задача воцерковления верующих. Кроме того, и патриарх Алексий II, и патриарх Кирилл заявили, что миссионерство является сейчас главной задачей Церкви. Основой и сердцевиной общественной церковной жизни является богослужение, но оно совершается на церковнославянском языке, не совсем понятном для современного человека. Получается, что Церковь, с одной стороны, призывает всех к себе, а с другой, препятствует им, ибо для многих современных людей (либо не посещающих храм, либо посещающих крайне редко) церковнославянский язык представляется настоящим языковым барьером для воцерковления. В настоящий период распространения Церкви снова стали высказываться мнения о том, что необходимо русифицировать богослужение, заменить церковнославянский язык на доступный всем современный русский. Цель такой реформы - сделать богослужение более понятным, а воцерковление более легким. По мнению сторонников реформ, будет способствовать распространению Церкви и ее благотворному влиянию на общество. Но все же такие предложения встречают в церковной среде решительное сопротивление и отвергаются. Верующие молятся на церковнославянском языке, как в храмах, так и дома, и это не воспринимается ими как препятствие для воцерковления и духовной жизни.

Целью настоящей работы является показать значение церковнославянского языка для Церкви и для воцерковления верующих; рассмотреть, насколько справедливы требования об изменении богослужебного языка, выяснить причины, почему искренние чада Церкви отвергают их.


Назначение и происхождение церковнославянского языка

 

Язык - это "…важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением". Церковнославянский язык, в отличие от всех других языков, не является обычным средством человеческого общения; он никогда не был разговорным. Посредством его верующие общаются не друг с другом, а с Богом и со святыми. Церковнославянский язык - это средство общения земной Церкви с Церковью Небесной. Поэтому он именно богослужебный. Если обычный язык неразрывно связан с мышлением, то церковнославянский неразрывно связан не просто с мышлением, а с молитвой и словом Божиим. Он является средством хранения и передачи не просто информации, а Богооткровенной истины и церковного опыта жизни в Боге. Его назначение - не просто управлять поведением, а приобщить к жизни Церкви, сделать причастником Божеского естества (см.: 2 Пет. 1:4).

О высоком назначении церковнославянского языка свидетельствует его происхождение. Письменность других древних языков создавалась и развивалась в ходе человеческой истории и устроения этой земной жизни, в результате развития человеческих отношений и культуры. Церковнославянский же, как язык Церкви, был создан Церковью в результате исполнения Христовых заповедей о любви к Богу и ближним: он был создан в лоне Греческой Церкви, святыми Кириллом и Мефодием, для того, чтобы приобщить к Вселенской Церкви славянские народы. Святой Кирилл создал азбуку после усердной молитвы к Богу, соединенной с постом, и не ради какого-либо культурного развития славянских народов, а ради обращения их в истинную веру и спасения. Поэтому церковнославянский язык, хотя и имеет своей основой естественный разговорный славянский, но в виду своего происхождения и назначения несет на себе отпечаток Божественного откровения, миссионерского служения Церкви и церковного подвижничества. Будучи таковым, он несет на себе печать Божественной мудрости. "Филологи мира до сих пор не перестают восхищаться фонологическим совершенством азбуки Кирилла". Церковнославянский язык глубоко символичен. Имеет духовный смысл даже то, что в его азбуке 40 букв. "Сорок - не простое число, а символ, который присутствует в Библии и говорит именно о переходе из одного состояния в другое: из рабства - к свободе, из неверия - к вере, от смерти - к жизни. За этой гранью преодоления открывается что-то новое". Церковнославянский язык является проявлением и свидетельством апостольского (в смысле миссионерского) свойства Церкви. Поскольку он был создан в Церкви и для Церкви, то в его названии в слове "церковно" можно видеть указание как на его употребление, так и на его происхождение.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.