Церковнославянский язык как хранитель живого Предания Церкви — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Церковнославянский язык как хранитель живого Предания Церкви

2020-02-15 100
Церковнославянский язык как хранитель живого Предания Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы понять следующее значение церковнославянского языка, необходимо учитывать природу языка вообще. Язык - это не только средство общения и хранитель информации. Любой язык, поскольку является плодом развития сознания и культуры народа, несет в себе его духовный опыт, его мировоззрение. Как человек состоит из тела, души и духа, так и язык имеет свое тело, свой материальный носитель, свою душу и свой дух. Телом языка являются звуки и буквы, душой - слова, а духом - те идеи, которые определяют мировосприятие данного народа. Немецкий филолог Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), раскрывая связь языка с духовной жизнью народа, писал о нем". как об "объединенной энергии народа", о влиянии "характера языка на субъективный мир", о том, что "в каждом языке заложено самобытное миросозерцание"". Одна мордовка (знакомая автору работы), у которой два родных языка (мордовский и русский), сказала, что когда она говорит на мордовском, у нее одно ощущение, или если можно так сказать, мировосприятие, а когда говорит на русском - другое. Это яркое свидетельство того, что в языке отражается национальное мировосприятие и национальный характер.

В церковнославянском языке отражены церковное мировосприятие и церковный характер, т.е. Божественное Откровение и опыт жизни в Боге. Церковнославянский язык - это язык молитвы и слова Божия. Он был создан молитвой, создан как выражение многовекового опыта молитвы Византийской Церкви, создан для молитвы и слова Божия и наполнен более чем тысячелетним опытом молитвы Русской Церкви. Поэтому третья причина, почему он не может быть заменен современным языком, состоит в том, что он является не только плодом духовного опыта, он несет в себе этот опыт, является одним из важнейших орудий Священного Предания, которое есть непрестанное действие Духа Святого. Церковнославянский язык является традицией, укорененной в духовном опыте Церкви. В самом своем происхождении и употреблении он освящен Духом Святым. Благодаря тому, что этот язык не употреблялся для обычного человеческого общения, он сохранил в чистоте свое благодатное содержание и свой благодатный дух. Поэтому как с духовной, так и с исторической точки зрения он является выработанной самой Церковью при действии Святого Духа идеальной формой для выражения опыта Церкви жизни в Духе Святом. У Церкви "…есть такой опыт, который рождается и поддерживается в душах церковных людей. Им питается обряд, и ради его сохранения обряд и сложился". И богослужебный язык является неотъемлемой частью этого обряда.

Содержание определяет форму, но и форма хранит содержание. Язык есть следствие среды, но он и формирует среду. Церковнославянский язык "…как бы впитал в себя свойства священного текста и самым видом своих письмен, всем строем и духом влечет в горний мир божественных созерцаний и христианского подвига". Он несет в себе дух молитвы и слова Божия и создает атмосферу молитвы - общения с горним миром и со своей душой - и благоговения к слову Божию. Верующий человек чувствует эту святость церковного языка.

Святость состоит в отделенности от мира и в приобщенности к святости Божией. Святыми являются иконы. Они отличаются от живописных картин, изображающих этот мир, приобщены к святости и через каноническую символику передают святость горнего мира (лица, принадлежащего к горнему миру, или события, в котором обнаружился этот мир на земле). Этими же свойствами обладает и церковнославянский язык. Он также отделен от мирской жизни, от обычного человеческого общения, также является носителем благодати Божией и также приобщает других к благодатной жизни. Как иконописный стиль создан для того, чтобы посредством красок и линий передавать не земную реальность, а духовную, так и церковнославянский язык специально создан Церковью для выражения не земного общения, а духовного.

Современный язык не имеет и не может иметь такого духа молитвы и святости, как церковнославянский. Поэтому "…если мы начнем безжалостно насаждать новые формы, а вместе с ними неизбежно и новый смысл и новый дух, то произойдет страшная вещь. Церковь перестанет быть традиционной, перестанет быть святой и благодатной, потеряет преемство Священного Писания, которое единственно и делает ее непогрешимой". Это не означает, что верующие не могут молиться Богу и святым на современном языке. Но поскольку язык влияет на восприятие мира, то замена богослужебного языка повлияет на восприятие церковной жизни. Церковнославянский язык не только несет в себе опыт духовной жизни в Боге, но, отличаясь от обычного, свидетельствует о том, что Церковь есть не от мира сего. Замена церковнославянского языка приведет к искажению церковного сознания верующих, к разрыву одной из нитей, связывающих и соединяющих нас с Церковью Небесной.

История свидетельствует, что неудовлетворенность православным богослужением является следствием негативной перемены в душе, признаком того, что человек под влиянием ложных учений или грехов утратил живую связь с Церковью, что в нем "…изменилось мировосприятие, прекратилась восприимчивость к живым и непосредственным воздействиям славянской речи…". Душа его уже не питается благодатью молитвы. Поэтому он старается восполнить эту духовную пустоту своей души рассудочным пониманием богослужебных текстов.

Четвертая причина хранения славянского языка в богослужении состоит в том, что он осуществляет и является символом единства не только с прошедшими поколениями и с Церковью Небесной, но и единства всех живущих на земле членов Русской Православной Церкви. Он духовно объединяет Россию, Украину, Белоруссию и разные народы, способствует сохранению самосознания русских, живших и живущих на территории других государств.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.