Принцип законности и проблема его применения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Принцип законности и проблема его применения

2020-02-15 112
Принцип законности и проблема его применения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К общим принципам таможенного права относятся законность, демократизм, равноправие, разделение властей, федерализм, сочетание публичных и частных интересов.

Принцип законностизаключается в том, что действия как таможенных органов, так и подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Вся деятельность таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза должны соответствовать положениям источников таможенного права, как международных договоров, так и законодательству государств - членов ТС. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством. В соответствии со статьей 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС; международных договоров государств-членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов таможенного союза. Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.

Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства-члена таможенного союза.

Принцип законности в области таможенного права также реализуется с помощью осуществления таможенных операций и таможенного контроля. ТК ТС (ст.4) определяет, что таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС.

Одной из основных задач таможенных органов согласно ст.6 ТК ТС является обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза.

Но, как известно, не все должностные лица таможенных органов обеспечивают соблюдение законов, напротив, некоторые их нарушают. В основном, преступления таможенников носят коррупционный характер.

Как сообщает пресс-служба ФТС РФ, свыше 80% уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, выявляемых в таможенных органах, возбуждаются по материалам подразделений собственной безопасности. В 2009 году этот показатель составил 95%.

За девять месяцев 2010 года по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации возбуждено 447 уголовных дел, из них 269 уголовных дел в отношении 135 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности и 41 уголовное дело в отношении 42 взяткодателей.

Отмечается рост эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с проявлениями коррупции.

В 2010 году по сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество уголовных дел по фактам совершенной должностными лицами контрабанды увеличилось с 11 до 22, получения ими взятки - с 41 до 56. Принимаются меры по пресечению противоправных действий не только инспекторского состава, но и руководителей подразделений таможенных органов. За три квартала текущего года возбуждено 34 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 27 должностных лиц из числа руководящего состава.

Рассмотрим ситуацию в Северо-Западном таможенном управлении.

Наиболее распространенные преступления, совершаемые таможенниками в Северо-Западном федеральном округе - получение взятки, участие в контрабанде и превышение должностных полномочий. В результате нарушений сотрудниками таможен, только в 2009 году ущерб государству составил более 4 млрд. рублей.

За прошедшие 10 месяцев текущего года служба собственной безопасности СЗТУ обнаружила 192 случая "признаков должностных преступлений совершенных должностными лицами таможенных органов". В итоге, возбуждено 123 уголовных дела, 98 их которых "относятся к категории коррупционных", сообщает пресс-служба Северо-Западного таможенного управления.

Наиболее распространенные преступления - это злоупотребление и превышение должностных полномочий, получение взятки, а также участие в контрабанде. При этом количество уголовных дел по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), по официальной информации, выросло в 2 раза, хотя взяток стали брать меньше.

В качестве показательного примера эффективности работы оперативных служб, СЗТУ сообщает об уголовном деле, возбужденном по факту взятки в 284 тыс. рублей должностным лицом, который за эти деньги дал положительный отзыв о проверке структурных подразделений Балтийской таможни. В Калининградской областной таможне возбуждено уголовное дело по менее дорогостоящему факту - сотрудник таможни получил взятку в 15 тыс. рублей "за организацию беспрепятственного контрабандного вывоза в Литву сигарет".

Участники рынка в один голос признают, что сложившийся уровень коррупционности в таможенных органах настолько высок, что является серьезной проблемой для работы даже самых "белых" брокеров. Один из участников внешнеэкономической деятельности Петербурга на условиях анонимности признал, что без взятки невозможно даже просто подать таможенную декларацию.

"Надеюсь, что использование новых информационных технологий, предназначенных для таможенного оформления без непосредственного участия инспекторов, станет выходом из сложившееся ситуации", - считает Александр Ганов, генеральный директор таможенного агента "Континент". Ранее начальник СЗТУ Назип Галикеев сообщал, что таможенники готовы с 1 января 2011 году полностью перейти на Интернет-декларирование.

Кстати, за последний год после крупных федеральных проверок таможен Северо-Западного таможенного управления в его структурах прошла череда кадровых перестановок. Так, в ноябре 2009 года по собственному желанию уволился начальник СЗТУ Михаил Прокофьев. На его место был назначен руководитель Башкортостанской таможни Назип Галикеев. Кроме этого сменили своих глав Балтийская таможня и Санкт-Петербургая таможня.

Причинами коррупции являются:

несовершенство законодательства;

низкая оплата труда, недостаточное материальное обеспечение чиновников;

отсутствие общественного контроля за принятием решений;

распространение и закрепление в обществе убеждения, что коррупция является естественной формой поведения.

Последствиями коррупции могут быть:

рост недоверия граждан к государству и его институтам;

криминализация и торможение экономики;

ущерб авторитету страны и ее инвестиционной привлекательности.

Основные методы борьбы с коррупцией:

строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов;

ужесточение законодательства, повышение независимости судебной системы,введение экономических санкций за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях;

повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Нарушают таможенное законодательство не только должностные лица таможенных органов, но и лица, перемещающие товары через таможенную границу таможенного союза.

уголовных дела возбуждено в таможенных органах Северо-Запада России за первое полугодие 2010 года.

Львиная доля уголовных дел - 322 (84%) - связана с контрабандой. При этом в прошлом году по ст.188 УК РФ было возбуждено 534 уголовных дела за аналогичный период. Налицо - уменьшение количества преступлений. В Северо-Западном таможенном управлении этот факт объясняют изменением федерального законодательства: в апреле вступил в силу закон, существенно увеличен крупный размер предмета контрабанды (с 250 000 до 1 500 000 рублей), за которые наступает уголовная ответственность.

Еще 52 дела (26 - в прошедшем году) возбуждены по ст.194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей".

По фактам контрабанды наркотических средств и сильнодействующих веществ за 6 месяцев возбуждено 32 уголовных дела (в 2009 году - 31), по которым изъято более 140 кг наркотических веществ.

Сотрудники таможен Северо-Запада пресекли попытки контрабанды 239 предметов составляющих культурную ценность и 150 единиц боеприпасов, патронов к гражданскому стрелковому оружию и взрывчатых веществ.

За этот же период было возбуждено 6334 дела об административных правонарушениях.

Основной причиной занижения таможенной стоимости является стремление импортеров сократить издержки, то есть величину подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Совершение других таможенных правонарушений также провоцируется корыстными интересами лиц, перемещающих товары через таможенную границу.

Чтобы бороться с нарушениями, совершаемыми лицами, перемещающими товары через таможенную границу, нужно ужесточать наказания за нарушение норм таможенного права, ответственность за совершение таких деяний должна быть необратимой.

 

Принцип демократизма

 

Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные проявления и формы. Согласно статье 6 ТК ТС одной из основных задач таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.

Главой 2 ТК ТС предусмотрены информирование о таможенном законодательстве таможенного союза, консультирование таможенными органами. Глава 6 ТК ТС устанавливает порядок принятия предварительных решений по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В ТК ТС содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие демократизм таможенного права. О демократизме таможенного дела свидетельствует и статья 187 ТК ТС, согласно которой декларант имеет право обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. Демократизм российского таможенного права обуславливает его гласный и общедоступный характер. Информированию, консультированию и принятию предварительных решений по классификации товаров отведены 2 главы в ТК ТС. Это характеризует нацеленность таможенного законодательства на широкое ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией по таможенным вопросам. Так, согласно статье 57 ТК ТС предварительные решения, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересованного лица, размещаются на официальном сайте Комиссии таможенного союза в сети Интернет. Демократизм российского таможенного права проявляется в ст.53-57 ТК, предусматривающих принятие таможенным органом предварительного решения. Положения, зафиксированные в этих статьях, позволяют расширить набор таможенных инструментов и средств регулирования различных аспектов таможенного дела на разных стадиях таможенного процесса, дают возможность юридическим и физическим лицам более гибко решать таможенные вопросы, сообразуясь со своими потребностями и конкретными возможностями.

 


Принцип равноправия

 

Принцип равноправия является одной из характеристик демократического общества. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ "Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует отсутствие дискриминации по каким-либо значимым для человека признакам. Льготы и преимущества отдельным категориям граждан могут быть установлены только на законных основаниях". Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Но мало провозгласить юридическое равноправие, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство на практике, путем выравнивания статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В области же таможенного права принцип равноправия закрепляется статьей 150 ТК ТС: "Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза". Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. Необходимо помнить о том, что реализация принципа равноправия невозможна без обеспечения соблюдения принципа законности. Потому как, чтобы иметь права, нужно исполнять обязанности, установленные законодательством. В этом проявляется непосредственная связь принципа и принципа равноправия.

Но принцип равноправия в таможенном праве, все таки, не исключает наличия некоторых льгот и преимуществ у определенных категорий граждан. Так, например, статьями 317-327 ТК ТС устанавливаются льготы и преференции в отношении товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.

 

Принцип разделения властей

 

Принцип разделения властейобуславливает существование и функционирование трех ветвей власти, которое сказывается и на правовом регулировании отношений, возникающих в области таможенного дела в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким- либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны и тем самым определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Согласно ст. 107 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Непосредственную их реализацию обеспечивают органы исполнительной власти таможенные органы. В структуру таможенных органов включаются федеральный орган исполнительной власти (Федеральная таможенная служба), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

В рамках правосудия разрешаются таможенные споры, привлекаются к уголовной ответственности виновные лица. Правосудие, согласно ст.118 Конституции РФ, осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Принцип федерализма

 

Федерализмвыражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

) вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

) на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности: взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

) ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

) информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

) осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Данные полномочия подтверждают тот факт, что Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями.

Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.