Ткачество на дощечках белорусских поясов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ткачество на дощечках белорусских поясов

2020-02-15 415
Ткачество на дощечках белорусских поясов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Дощечки представляют собой тонкие, 2-3 миллиметра толщиной, пластинки, изготовленные из дерева, пластмассы, металла, стекла или плотного картона. По форме дощечки квадратные. Размер их может колебаться от 50 до 70 миллиметров. Дощечки имеют четыре круглых отверстия диаметром 3-5 миллиметров, расположенные по углам на расстоянии 5-7 миллиметров от края. Поверхность дощечек, края отверстий и ребра аккуратно обработанные, скругленные и отшлифованные.

 

В домашних условиях проще всего сделать дощечки из картона. С помощью ножниц или ножа нарезать квадратики необходимого размера. Карандашом наметить места для отверстий. Затем толстой иглой или маленьким гвоздиком пробить дырочки. После этого нагретым на огне большим гвоздем отверстия увеличить до нужного размера.

Дощечки из картона вполне пригодны для работы, но имеют один недостаток: они "вязнут" в нитях. Нитки, особенно шерстяные, цепляются за поверхность картона, из-за чего возникают трудности в работе. Но если нет возможности приобрести дощечки из другого материала, а есть желание немедленно попробовать ткать на дощечках, то это, конечно, выход. Только нужно делать дощечки из плотного картона, иначе они очень быстро станут непригодными для работы.

Кроме дощечек для работы понадобятся челнок, пластинки для прибивки уточной нити и для закладки в зев, шпилька (английская булавка), крючок, ножницы, шнур (желательно хлопчатобумажный) длиной 1,5-2 метра. Челнок и пластинки изготавливаются из обычных школьных линеек. Челноки, которые используются для тканья на дощечках, бывают двух видов. В одном случае это прямоугольная пластинка с небольшими выемками на концах. Изготавливается такой челнок просто, но он не очень удобен в работе. Если челнок падает, а это во время работы случается довольно часто, то нитка разматывается на значительную длину и ее каждый раз нужно наматывать на челнок. Иногда, чтобы избежать этой неприятности нитку закрепляют английской булавкой.

Второй челнок более сложный по конструкции, но в процессе работы он значительно более удобен. Производится челнок с помощью ножика. На поверхность линейки карандашом наносится контур челнока. В первую очередь аккуратно вырезается "язычок" — длинный штырь в аркоподобном отверстии на одном из концов челнока. После аккуратно выбирается "арочка". Углы линейки скругляются, вырезается выемка на другом конце линейки, и челнок готов к работе.

Пластинки также, как и челноки, изготавливаются из деревянных школьных линеек. Пластинки для закладки в зев имеют длину 7-10 сантиметров, пластинка для прибивки утка — около 20 сантиметров.

В качестве материалов для ткачества на дощечках используется любая пряжа, если только она ровная и сильная.

Вернуться к статье Ткачество на дощечках белорусских поясов

 

ТЕХНИКА ТКАНЬЯ

Чтобы освоить технику тканья на дощечках, предлагается выткать двухцветный пояс образцом в поперечную ломаную полоску. Этот образец наглядно демонстрирует особенности техники, ее художественные и технологические возможности.

 

Для работы нужно взять шесть дощечек. Это оптимальное количество дощечек для первого ознакомления техникой тканья.

Нити пригодятся в следующем количестве: шесть красных и восемнадцать белых ниток. Длина нитей определяется следующим образом: длина пояса плюс 15-20% на усадку во время работы. Таким образом, если мы хотим выткать пояс длиной один метр, длина нитей, которые мы берем для работы, должна быть 115-120 сантиметров.

Шесть красных и восемнадцать белых ниток разложи на шесть пучков, в каждом из которых должно быть по три белые и по одной красной нитке.
Приготовленные дощечки разложи в ряд на столе. Напротив каждой дощечки положить по одному пучку ниток. Заправь нити в дощечки в следующем порядке: в первое отверстие заправляй красные нитки. В остальные отверстия — белые нитки. Каждую нить пробирать только один раз. Необходимо проследить, чтобы во все нечетные дощечки нити были пробраны снизу вверх (слева направо), а в четные — сверху вниз (справа налево). В одну и ту же дощечку все нити должны быть пробраны в одну сторону.

После того как все нити пробраны, дощечки по порядку, не переворачивая, начиная с одного края, составить одну на одну и закрепить булавкой. Нитки аккуратно расправить, концы закрепить шнурками. Повязать шнурок вокруг пояса того, кто будет ткать, другой шнурок зацепить за какой-нибудь неподвижный предмет, и можно начинать ткать.

Если заправленные в дощечки нити, которые в дальнейшем мы будем называть основой, закреплены, как описано выше, и натянуты, дощечки принимают вертикальное положение. Нити разделяются на два слоя — верхний и нижний. Между слоями образуется клинообразное отверстие — зев.

Непосредственно перед тем, как начать ткать, достаньте булавку и заложите в зев одну из маленьких пластинок. Поверните все дощечки вместе так, чтобы отверстия под номером 1 переместились на место отверстий под номером 2. При этом часть нитей перейдет из верхнего слоя в нижний, а часть нитей из нижнего слоя перейдет в верхний. Образуется новый зев. В этот зев заложить еще одну пластинку и снова в том же самом направлении повернуть дощечки на 90 °. Во вновь образованный зев прокинуть нить утка и повернуть дощечки. Нити прибить пластинкой для прибивки, прокинуть новую уточную нить, повернуть дощечки. Продолжать так и дальше.
Во время работы нити на другом конце пояса скручиваются в жгутики. Время от времени жгутики необходимо отодвигать как можно дальше от дощечек. Если же жгутики станут длинные и будут мешать работе, необходимо развязать основу и раскрутить жгутики. Чтобы основание было легче раскручивать, в начале работы нити, заправленные в каждую из дощечек, можно связать в отдельные моточки. Некоторые образцы ткутся с поворотами дощечек то в одну, то в другую сторону. В таких случаях основа не скручивается.
Во время перерыва в работе дощечки обязательно закрепляются булавкой. В противном случае нити перепутываются между собой, и работу после этого практически нельзя продолжать.


 

УЗОРЫ

Изготовление поясов на дощечках сочетает в себе элементы тканья и перевития: нитки, заправленные в каждую дощечку, при тканье скручиваются вроде веревочек. Каждый виток веревочек закрепляется одной прокидкой уточной нитки. Каждая нить основы в каждой из веревочек выходит на поверхность изделия через каждые три витка и выкладывается коротким косым штришком. Направление штришка зависит от направления скручивания каждой из веревочек, а направление скручивания веревочек в свою очередь зависит от направления проборки нитей в дощечке. От сочетания штришков и получается узор.

 

Разнообразие образцов при тканье на дощечках, прежде всего, зависит от: чередования цветных нитей по основе; направления проборки нитей в дощечке; направления поворота дощечек во время тканья.

Самым простым узором в ткачестве на дощечках, по-видимому, являются продольные полосы. Они образуются в том случае, если во все отверстия одной или нескольких соседних дощечек заправлены нити одного цвета. Направление проборки нитей в продольно-полосатых поясах не имеет принципиального значения. Необходимо следить только за тем, чтобы нити в крайних дощечках были заправлены в противоположную сторону, иначе пояс будет скручиваться. Дощечки во время тканья можно поворачивать как в одну, так и в другую сторону, а также менять направление поворота через определенные интервалы.

Чтобы выткать пояс в поперечные полоски, в отверстия всех дощечек подряд необходимо заправить нити, причем во все дощечки, кроме крайних, в одну и ту же сторону.

Если заправить нити в дощечки в том же порядке, но изменить направление проборки и во все нечетные дощечки заправить в одну сторону, а во все четные в другую сторону, то получим уже знакомую нам косую ломаной полоску.

Увеличивая количество дощечек, усложняя порядок чередования цветных нитей по основе, пробирая нити в дощечки сверху или снизу (справа или слева), выбирая тот или иной порядок поворота дощечек, можно получать множество узоров.

Кроме названных приемов создания образцов существуют и другие. Ниже об этом будет сказано несколько слов.
Имея несколько орнаментальных полос, новый образец можно получить простым сложением. Чаще всего складываются три-пять полос. Чтобы изделие имело красивый вид, средняя полоса должна выделяться шириной, размерами и характером орнаментальных мотивов.

Выше говорилось о том, что во время тканья дощечки можно поворачивать в разные стороны. Этот технический прием можно использовать и для создания новых узоров. Когда дощечки все время поворачивать в одну и ту же сторону, то изображение будет асимметричным. При смене направления поворота дощечек через определенные интервалы получается симметричный узор. Интервал смены направления поворота дощечек выбирается произвольно, и поэтому по одной и той же заправке можно выткать несколько различных узоров.

Очень простым и оригинальным приемом создания новых узоров в тканье на дощечках является замена колористики узора в целом, а также отдельных его элементов. Иногда один и тот же узор, выполненный в различных цветах, меняется неузнаваемо.

В заключение кратко познакомимся с традиционными белорусскими поясами, ткаными на дощечках. Первое, что бросается в глаза, — это ясный и строгий рисунок узоров, главными элементами которых являются продольные и поперечные полоски, "вилачки". Рисунок узора подчеркивается контрастными сочетаниями нитей ярких, насыщенных цветов. Пояса из разных мест Беларуси отличаются незначительно, тем не менее, эти различия имеются.

Для поясов Могилевщины характерны узоры, в которых средняя полоса, заполненная мелкими "вилачками", обрамляется тремя и более разноцветными продольными полосками.

В поясах, происходящих из Минской и Гродненской областей, в отличие от могилевских, основной акцент уделяется средней части узора. Полоски по краям выполняют только роль каймы. Часто разноцветный узор по краю, как рамочкой, обводится узкой черной полоской.

В поясах Витебщины четкая графика образца размывается, вуалируется цветом. Когда их рассматриваешь, то возникают ассоциации с мозаикой, калейдоскопом. В рисунках преобладают косые, ломаной линии, шахматное расположение орнаментальных мотивов.


 

                       

                    Ручное Ткачество

                              БРАННЫЙ ПОЯС НА БЕРДЫШКЕ

В журнале «Ручная работа» наткнулась на описание бранного ткачества на бердышке. Там имелась схема и рассказывалось, как соткать вот такой красивый поясок. Хочу поделиться!

 

Сначала готовим нити. Длина нитей должна быть равна длине пояса и по 0,5 м с каждого конца на кисти. Количество нитей считается следующим образом: на каждую нить рисунка (красная нить) приходится две нити основного цвета (белая нить) плюс две крайние нити. Кроме того поясок частенько окаймляется кромкой. В этом пояске с каждой стороны добавляют подряд 4 белых, 4 красных и снова 4 белых нити. Это видно на фото.

В каждой продольной планке бердышка есть отверстие для нити. Заправляйте нити от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

Итак, заправьте в бердо 55 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми — основы, и по 12 — по краям, для декоративной кромки.

Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, на стене) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сотките несколько рядов, чтобы закрепить нити.

Сначала опустите бердо вниз — они разделятся на два потока — четные и нечетные нити, образуется зев, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Чаще всего цвет утка подбирают в цвет основных нитей, и соответственно крайние нити в кромке тоже должны быть такого же белого цвета.

Поднимите бердо вверх — потоки нитей переплетутся.

"Подбейте" их ладонью (а лучше деревянной линейкой) к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка. Чем плотнее будет подбивка, тем более четким будет рисунок, при слабой подбивке узор вытянется вдоль основы.


Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить — штрихами; остальные — кромочные нити, остаются на своих местах.

На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), — из нижнего слоя в верхний при выборке узора 13 ряда. При тканье помните, что теперь узорные нити находятся между каждыми двумя основными. И если между белыми нитями нет красной, значит она уже считается лежащей внизу.

Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей. Понятие «браный пояс» происходит как раз из того, что узор нужно выбрать.

Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность тканья, внимательно следите за краями пояса — они любят «волноваться» и не допускайте провисания нитей с изнаночной стороны. Иногда узорные нити даже придется подтягивать, так как они меньше расходуются при тканье.



От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Только запомните: узорные нити должны быть, по крайней мере, такой же толщины как основные, а лучше — толще. Тонкие нити не будут «сливаться» в узор.

Немного сложнее работать с шерстяными нитями — они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими — из нитей с хлопком и вискозой — рисунок получается более объемным и фактурным.

 

 

ТКАЧЕСТВО НА БЕРДЫШКЕ

Рассмотрим еще один вид ручного ткачества — ткачество на бердышке.
Бердышко вырезается из плотной древесины (ель, береза, яблоня; большинство этнографических образцов бердышек сделано именно из яблони).

 

Наличие в нем зубов и просверленных или прожженных в каждом зубе отверстий определяет ширину тканного изделия. Толщина бердышка — 5 мм, высота — 23 см, расстояние между зубами — 5 мм, ширина зуба — 5 мм. Выпиленное бердышко тщательно шлифуется, особенно пазы между зубами и отверстия в них, чтобы нить свободно скользила.


На бердышке ткутся пояса и тесьма разными техниками. Например, если заправлять бердышко как сволочек, то можно получить бранный узор. Но наиболее распространенная техника ткачества на бердышке — полотняная.
Две разновидности полотняного переплетения — основной и уточный репс мы рассмотрим ниже. Различие этих техник заключается в следующем: в основном узор заложен в основе, а в уточном — создается уточной нитью.
Ход работы:
Нити основы будущего изделия снуются на доске-сновалке и заплетаются в косу.
Рабочие концы нитей, длина которых 20 — 25 см, в зависимости от выбранной техники и составленной подвязи, продеваются в пазы между зубами бердышка и отверстия в них.



Заправленная основа хорошо натягивается, с одного конца (там где коса) крепится на крюк, с другого — к поясу ткачихи.
Поднимая и опуская бердышко рукой, образуем зев между верхними и нижними нитями основы, в который про помощи иглицы прокидывается нить утка и забивается ножом.
Далее рассмотрим две схемы, выполненных в технике основной репс.
Подвязь №1.
Черных нитей — 20, красных нитей — 6, зеленых — 7, синих — 2 (всего 35).
Схема заправки бердышка:



Подвязь №2.
Красных нитей — 14, черных — 18 (всего -32).
Схема заправки бердышка:


 

Техника «уточный репс»

В этом виде ткачества нити утка толще нитей основы. Для основы используется хлопчатобумажная нить, для утка — шерстяная. Нити основы должны находится друг от друга на расстоянии 5 мм. То есть, нити основы продеваются только между зубьями берда, или еще реже, если нить утка толще.
Нить утка в процессе ткачества полностью закрывает нити основы.
Схема уточного репса:
Черные нити основы — 11,
Прокидки уточной нити: красная — 10 рядов, желтая — 10 рядов, синяя — 10 рядов.

При ткачестве на бердышке как основным репсом, так и уточным, не говоря уже о бранном ткачестве, открывается огромное поле для приятных и красивых экспериментов.

Статья подготовлена с использованием материалов книги Е. Осиповой «Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы»

 

 

ТЕХНИКА ТКАЧЕСТВА НА НИТУ

Для плетения на ниту требуются хорошо скрученные нити, лучше всего подойдут хлопчатобумажные или льняные. Но и в этом случае нужно обратить внимание на плотность скручивания.

 

Для начала нам потребуются инструменты. Инструменты для ткачества на ниту гораздо проще сделать самому, чем, например, бердо.
Итак, нам потребуется:

· собственно, сам сволочок — круглая палочка, длиной около 20 см и диаметром 2 см,

· две палочки от мороженого, но лучше старые деревянные катушки для ниток,

· деревянный нож для выборки узора и подбивания ряда (можно обойтись и ученической линейкой),

· крючок,

· поверхность для натягивания основы длиной 1.5 м.

На поверхность устанавливают сволочок и натягивают нити основы следующим образом. Проводят нить вокруг всей поверхности и обвивают ею сволочок. Крайние нити обвивают сверху — это обязательное условие и проверка правильности натяжения. Дальнейшие нити, как основные, так и узорные чередуются — снизу, сверху, снова снизу и так до конца. Одной из особенностей бранного ткачества является чередование основных и узорных нитей. Чаще всего начинают с двух нитей основного цвета, затем две нити каёмки. В дальнейшем идет чередование по схеме: две основные нити и одна узорная. Узорных нитей всегда нечетное количество и пояс натягивают симметрично относительно центра.

Основные нити могут быть как белого цвета, так и любого другого цвета, главное чтобы узорные нити выделялись на их фоне. Для каёмки пояса также выбирают яркие цвета. Каёмка может быть узенькой и широкой, одно и многоцветной.

Как только набрана вся основа и завязан последний узелок, нужно деревянным ножом перебрать все нити: поднять нижние и опустить верхние, чередуя их один к одному. Затем приспустить натяжение основы. Для этого в самом начале натягивания под сволочок я укладываю подставочку и потом вынимаю её. Теперь каждую нить нижнего ряда нужно «привязать» к катушке. Для этого подойдут обычные нитки № 40. Ниточку продеваем под нить основы, оставляем свободными около 10 см и обвиваем катушку. Все поднятые нити должны быть привязаны к катушке. Затем переворачиваем пояс, стараясь не выронить нож, и повторяем данную операцию с опущенными вниз нитями основы и второй катушкой.

Теперь все готово для ткачества. Если пропускать уток с нитью поперёк нитей основы и просто менять зев при каждом сновании, то получится самый первый узор — шашечки. Если ножом опускать или поднимать узорные нити, то можно получить великолепные узоры. Главное следить за тем, чтобы не задевать нити основного, фонового цвета.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.