Историческая реконструкция древнерусского текстиля, выработанного в технике ткачества на дощечках — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историческая реконструкция древнерусского текстиля, выработанного в технике ткачества на дощечках

2020-02-15 305
Историческая реконструкция древнерусского текстиля, выработанного в технике ткачества на дощечках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника ткачества на дощечках один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка.



Самые ранние из сохранившихся изделий этого вида относятся к культуре Древнего Египта. Дощечки — приспособления для ткачества в виде пластинок из различных материалов с отверстиями. Количество отверстий могло быть самым различным от двух до шести. Процесс ткачества осуществляется следующим образом: в отверстия вдеваются нити основы равные длине изделия. Дощечки складываются в определенной последовательности друг с другом, нити натягиваются. Смена зева происходит за счет поворота дощечек на 90 градусов.

Материалы археологических раскопок в Древнем Новгороде дают некоторое количество фрагментов текстильных образцов, выработанных на дощечках с четырьмя отверстиями. Это сугубо бытовой текстиль низкого качества, изготовленный из шерстяных нитей слабой крутки, с простым орнаментом в шахматную клетку или полоску применявшийся в качестве ремней для крепления кожаной обуви.

Ткани из княжеских захоронений в новгородском Софийском соборе представляющие собой фрагменты поясов и отделки одежды, изготовленные из привозных импортных тканей и декорированные в технике золотного шитья, мало, что могут дать для изучения способов выработки собственно древнерусского ткачества. Таким образом, в представленном археологическом материале имеются с одной стороны изделия самого высокого класса качества (княжеские), с другой — самого низкого (бытовой текстиль). Отсутствуют ткани среднего класса, которые, несомненно, применялись в оформлении праздничного костюма рядовых горожан.

Определенным образом на присутствие подобных текстильных изделий указывают приспособления для ткачества, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII-XIII веков. Это костяные пластинки квадратной формы с четырьмя отверстиями. Деревянные дощечки применялись для ткачества поясов в различных областях России вплоть до начала XX века. Термин «дощечки» чисто этнографический. В древнерусском государстве название могло быть другим (в странах Западной Европы они назывались табличками и кружками). Археологические костяные «дощечки» с четырьмя отверстиями имеют высокое качество обработки материала и эргономичную форму. От дощечек этнографических они отличаются следующими чертами: каждая из сторон имеет прогибы в центре, что оправдано технологически, создает удобство при повороте дощечек вокруг центральной оси. Все дощечки снабжены дополнительными отверстиями в центре, в которые, по-видимому, вставлялась палочка для фиксации комплекта дощечек при остановке в работе. Естественно, что такая сложная и продуманная форма изделий возникла не сразу, а формировалась на протяжении длительного времени функционирования приспособления. Очевидно, что на приспособлениях выработанных с такой тщательностью с отверстиями для нитей небольшого диаметра и изделия вырабатывались неординарные из тонких хорошего качества шерстяных или шелковых нитей.

Для восстановления внешнего вида обрядового древнерусского текстиля были привлечены этнографические материалы, касающиеся народных поясов. Пояс в древнерусском костюме имел сакральное значение, выполнял функцию оберега. Даже сама техника изготовления была своеобразным магическим ритуалом. Этнографические пояса в основной своей массе декорированы простейшим орнаментом, лишь отдельные экземпляры содержат молитвы или пожелания, имеющие охранительные значения. Перед нами налицо наложение христианской символики на языческий оберег. С утратой языческих верований упрощалась и техника изготовления, отпала надобность в сложных переплетениях. Материалы археологических раскопок в Новгороде указывают на то, что чем древнее ткань, тем сложнее техника выработки. Рисунок народного пояса обычно состоит из трех частей, двух боковых кромок и центральной части с орнаментом. Трех частное строение это сохранялось до начала XX века даже в тех случаях, когда орнамент уже не вырабатывался, узорная заправка сохранялась по традиции. Текстильные же орнаменты на протяжении веков копировались и повторялись в декоре изделий из глины и металла и в декоре текстиля выработанного техниках в вышивки и кружева.

Савенкова М. М.

 

ТКАНЫЕ ПОЯСА

Описание технологии заправки нитей в дощечки можно найти в статье Техника ткачества на дощечках. В этой статье мы продолжаем уроки изготовления поясов.



Как уже говорилось ранее, во время работы цветные нити основы должны находиться в натянутом положении. С этой целью один их конец привязывают к неподвижному предмету, а другой к поясу.

Следующая схема демонстрирует возможные формы витья:
a. Свивание волокон
b. Свивание двух нитей
c. Свивание четырех нитей при помощи «дощечки»
d. Технология тканья «на дощечках»




Как мы видим, при тканье "на дощечках" нити свиваются.
Заправив нити и натянув их, дощечки можно расположить под разным углом друг к другу. Например:
1. чередовать наклон дощечек:
2. располагать их параллельно и симметрично:
3. создавать различные комбинации:
(звездочкой обозначена середина пояса)

Рассмотрим пояса, при тканье которых, будем вращать дощечки только от себя.

От наклона дощечек зависит создаваемый узор. На рисунке представлены пояса, вытканные Г. А. Матушкиной по этнографическим образцам севера России, Костромской, Рязанской, Пензенской и Курской губерний конца XIX — начала XX веков.



«Расшифруем» один из них (второй):
Берем 8 дощечек и заправляем в них нити желтого, зеленого, красного и черного цветов следующим образом:



1 и 8 дощечки — 4 зеленые нити;
2, 3, 6 и 7 дощечки — желтая, зеленая, красная, черная нити;
4 и 5 дощечки — все жёлтые нити.

Натянув нити, располагаем дощечки следующим образом: и начинаем ткать пояс. При вращении дощечек в одной плоскости мы получим пояс №1.

Однако, не меняя заправку нитей, можно получить несколько различных узоров.

Пояс №2 выполняется следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1: , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки три раза;
б) прокинув 4-ю (во 2, 3, 5 и 6 кружках чёрную) нитку утка, меняем расположение каждой из дощечек на противоположное: в результате вместо:
получаем: Во втором положении ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза.
Снова меняем угол наклона дощечек, возвращая первоначальное положение: и продолжаем ткать, поворачивая дощечки 4 раза.
Для получения узора № 2 менять угол наклона дощечек нужно каждые четыре поворота нитей.

Пояс ткётся "снизу", поэтому схему следует изучать также снизу вверх. Плюсами обозначено первое положение дощечек, минусами — второе.

Рисунок пояса № 3 возникает следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки два раза, т. е. выполняем два ряда рисунка (читаем снизу вверх):



Обратите внимание на число поворотов в самом начале пояса, так как именно от того, какая нить "повернется", зависит то, какой рисунок получится;
б) меняем угол наклона со 2-й по 7-ю дощечки, не разворачивая 1-ю и 8-ю:

Сохранение угла наклона крайних дощечек способствует образованию более ровного края пояса. Так как угол наклона крайних дощечек не изменился, схема рисунка выглядит следующим образом: + — — — — — — +

Ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза:
в) возвращаем дощечки в первоначальное положение: , еще 4 ряда: + + + + + + + +
г) второе положение дощечек: , 4 ряда и т. д.

Четвертый вариант пояса (рис. № 4):
а) располагаем дощечки как в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки только один раз;
б) меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: , поворачиваем дощечки 4 раза: + — — + + — — +.
в) первоначальное положение: , четыре поворота дощечек: + + + + + + + +
г) снова меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: (второе положение), четыре поворота, и так далее.

Пятое "лицо" пояса получается в результате приемов, используемых в изготовлении пояса № 4. Отличаются эти пояса только своим началом.
Пояс №5 следует начать ткать сразу из второго положения дощечек: , выполнив четыре ряда: + — — + + — — +. И только после этого повернуть дощечки в первоначальное положение: и также выполнить четыре ряда:

Вариантов поясов может быть великое множество. Стоит только добавить пару дощечек или заправить другую нитку, и у Вас появится возможность создавать новые узоры, на свой вкус и лад.

Народные мастера давали различные названия узорам, создаваемым при помощи вышивки, ткачества, тканья и т.п. Орнамент "нашего" пояса № 1, сотканного на 8-ми «дощечках», близок рисунку пояса из собрания Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге, выполненного с помощью 10-ти дощечек (). Принцип изготовления обоих поясов одинаков: дощечки вращаются до тех пор, пока нити не скрутятся настолько, что работать станет трудно, после чего меняется угол наклона дощечек, в результате чего нити скручиваются в другую сторону, а рисунок меняет свое направление. Отличие же состоит в количестве свиваемых нитей:



Пояс из собрания ГМЭ (на 10-ти дощечках) собран Е. Н. Клеменцем в 1908 г. на Русском Севере, в д. Якуниха Кинешемского уезда Костромской губернии.
Название орнамента: узор каймы — «семя», узор в середине — «лента».

Желаем удачи в изготовлении поясов!


Г. А. Матушкина, «Вестник РФС»

 

 

ПОЯСА С НАДПИСЯМИ

Смысл ткачества поясов с буквами состоит в том, чтобы в определенных местах, поворачивая дощечки от себя или к себе, выкрутить наверх нужный цвет.



Первоначально следует научиться ткать двустороннюю полосу, имеющую с лицевой стороны белый цвет, а с изнаночной — красный. Это достигается в том случае, когда при ткачестве все дощечки поворачивают два раза от себя и два раза к себе.

Существует два варианта ткачества поясов с буквами.

1 вариант

1 и 2 дощечки — 4 красные нити.
3-12 дощечки — 2 белые нити, 2 красные нити.
13 и 14 дощечки — все нити красные.
Дощечки можно устанавливать двумя способами:

1, 2, 13 и 14 дощечки формируют кромку изделия. Дощечки с 3 по 12 создают узор.

Ткачество поясов с буквами выполняется следующим образом:
— дощечки установить таким образом, чтобы белые нити находились сверху;
— прокинуть два раза уточную нить, поворачивая дощечки все вместе от себя. (на схеме ряды 1 и 2)
— 1, 2, 13 и 14 дощечки повернуть в положение к себе, с 3 по 12 продолжать вращать от себя, в результате чего на лицевую часть пояса выходят красные нити (см. схему, ряды 3 и 4), прокинуть уточную нить;
— вращение в этом порядке повторить еще один раз, прокидывая уток;
— 1 и 2, 5 и 6, 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14 дощечки повернуть от себя, 3 и 4, 7 и 8 дощечки повернуть к себе (см. схему, ряды 5 и 6), прокидывая уточную нить;
— вращение в этом порядке повторить еще раз, прокидывая уточную нить;
— дощечки 1, 2, 9, 10, 11, 12, 13, 14 повернуть к себе, дощечки 3, 4, 5, 6, 7, 8 — от себя (см. схему, ряды 7 и 8);
— вращение этих дощечек повторить еще один раз;
— все дощечки повернуть от себя, наверх выходит цвет фона (см. схему, ряды 9 и 10).

2 вариант

Этот вид пояса отличается от предыдущего тем, что буквы имеют симметричный рисунок. Шрифт получается более широкий. Заправляются все дощечки, за исключением кромочных одинаково: две нити красные, две нити черные. Дощечки 1 и 12 устанавливаются так, чтобы сверху были красные нити, дощечки 2 — 11 устанавливаются так, чтобы сверху были черные нити.

Первый и второй ряды: поворачиваем дощечки все вместе от себя.
Третий и четвертый ряды: поворачиваем дощечки все вместе к себе.
Пятый и шестой ряды: 1, 2, 3, 12 дощечки поворачиваем от себя, с 4 по 11 к себе.
В седьмом и восьмом рядах меняем направление вращения всех дощечек на противоположное и ткем в обратной последовательности вторую половину буквы симметрично первой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.