Понятие конфликтной ситуации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие конфликтной ситуации

2020-02-15 183
Понятие конфликтной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ

В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно.

Противоречия, противоположности, различия – это необходимые, но не достаточные условия конфликта.

Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Поэтому конфликт – проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Слово «конфликт» пришло в русский язык из латыни (conflictus – столкновение) – это одно из международных слов, которое не нуждается в переводе, поскольку и звучание, и значение во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с ХIX века.

Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Конфликты – это норма жизни.

Конфликт – это процесс, в котором два или более индивида, группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей, поэтому под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Противоположность конфликта – согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире и согласии легко, просто и удобно. Конфликты же чаще всего ничего хорошего нам не приносят: они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям, портят отношения между людьми, вызывают нервное напряжение и стрессы, что может подорвать здоровье человека. Поэтому, люди не любят конфликтов и побаиваются их.

Однако хотим мы того или нет, но конфликты в нашей жизни неизбежны. А поэтому, следует позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести и, если это, возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. Для этого необходимо знать, что делать с конфликтом, чтобы он не портил нашу жизнь:

- как предотвратить конфликт;

- как вести себя в ходе конфликта;

- как завершить конфликт.

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Конфликтная ситуация является основой любого конфликта. Обязательными факторами любого конфликта являются:

- субъекты конфликта – участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно;

- объект конфликта – конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон.

- предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, противоречие, являющееся причиной спора.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ В РОССИИ.

СВЯЗЬ КОНФЛИКТОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Конфликтология имеет глубокие философские традиции и находится на стыке многих наук, прежде всего – социологии и психологии.

Социология ориентирована на изучение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений.

Психология изучает природу конфликтного поведения в зависимости от различных эмоционально-психологических факторов.

Кроме социологии и психологии, конфликт является предметом изучения многих дисциплин: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, юриспруденции, правоведения, истории, математики, искусствоведения, культурологи, экономики, этики.

 

МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Основными методами конфликтологии являются:

Эксперимент – эмпирическое исследование. В ходе эксперимента моделируются ситуации из реальной жизни и теоретические гипотезы проверяются на практике.

Исследование документов – изучение информации, закрепленной на специальном носителе. Информацию о конфликтах между странами, организациями и отдельными людьми исследователь может получить из архивов, газет, данных статистики. Виды документов: официальная документация государственных и общественных организаций; пресса; литература; личные документы (дневники, письма); фонетические (радио, магнитные пленки, грампластинки и т.д.); микрофильмы; магнитные (дискеты) и оптические носители компьютера; Интернет.

Опрос – сбор мнений, ответов различных людей по исследуемым вопросам с помощью тестов, анкет и пр. Опрашиваются: участники конфликта; сторонние наблюдатели; эксперты.

Наблюдение – процесс, при котором исследователь является:

- участником наблюдаемой ситуации (включенное наблюдение);

- сторонним наблюдателем (обычное наблюдение).

Комплексное исследование – исследовательский процесс не должен сводиться к применению одного или нескольких методов. Конфликт требует комплексного исследования, которое основано на использовании разных методов.

ГРАНИЦЫ КОНФЛИКТА

Чтобы уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.

Выделяют три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Четкое определение этих границ важно в международных отношениях, при установлении участников конфликта.

Временные границы – это продолжительность, его начало и конец. Начало конфликта определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает эти акты как направленные против него и им противодействует.

Окончанием конфликта нужно считать прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место.

ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА

Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Эти внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. В межгосударственных конфликтах велика опасность разрастания, распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном, но и в социальном, национальном, политическом аспектах; такой конфликт может затронуть самые широкие слои общества.

Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников.

Таким образом, границы конфликта в системе зависят от того, насколько широк круг в него вовлеченных участников.

 

                                      ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

 

Козер в книге «Функции социальных конфликтов», вышедшей в 1956 г., различает два типа общества – закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества первого типа расколоты на два враждебных класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок революционно-насильственным путем. В обществах второго типа существует множество конфликтов между различными слоями и группами, но имеются социальные институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу. Это возможно потому, что социальные конфликты могут выполнять двоякого рода функции – негативные (деструктивные) и позитивные (конструктивные). Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. Козер проанализировал функции социального конфликта, которые стали считаться классическими.

К негативным функциям конфликта относятся:

- ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

- неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

- уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

- дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

- материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

  Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

- конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

- конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

- он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

- он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

- в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;

- развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

- конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно спровоцировать его, чтобы понять обстановку и понять состояние дел).

 

                                ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликты могут быть разнообразными по своей силе, продолжительности, количеству участников и т.д. Поэтому конфликты чаще всего разделяют на типы в зависимости от следующих факторов:

- способа разрешения: антагонистические (насильственные);

                                  компромиссные (ненасильственные);

- сферы проявления: экономические,

                              политические,

                             трудовые,

                             организационные

                             социальные конфликты;

- направленности воздействия: вертикальные;

                                                 горизонтальные;

- степени проявления: скрытые;

                                  Открытые;

                                  Случайные;

                                  Преднамеренные;

- количества участников: внутриличностные;

                                       Межличностные;

                                       Межгрупповые;

                                       Внутригрупповые;

 

- затронутых потребностей: конфликты взглядов (когнитивные);

                                           Конфликты интересов;

 

 

  - масштаба и продолжительности: локальные;

                                                       Общие;

- ожидаемых ролей: ролевой конфликт.

                                                           

                              ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА

Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство.

Поиск путей разрешения конфликта начинается с определения его предмета. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». Примерами конфликта с множеством причин, частных предметов служат семейные неурядицы или межнациональные конфликты.

Под понятием объекта конфликта подразумевают конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единичному контролю над ним. Объект конфликта в конкретной системе отношений – это всегда некий дефицитный ресурс.

 

                             ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

                           ПРИЧИННОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ

Причинность в социальной сфере характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и противоречивых событий.

Мотив часто рассматривают как внутреннюю, субъективную причину того или иного поступка. Мотив имеется не только в действиях зачинщика, но и в поступках каждого участника конфликта.

Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, выделилось стремление участников удовлетворить свои интересы. Корысть, месть, ненависть, недоброжелательство, обида, неудовлетворенность принятым решением, стремление обеспечить себя материально сегодня или в будущем – лишь небольшая часть мотивов бытовых конфликтов, встречающихся, например, в судебной практике.

В целом же, масштабная конфликтная ситуация свидетельствует о протекании в обществе социально-дезорганизационных процессов, о кратковременной или длительной, более или менее глубокой, иногда необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивающих стабильность данного общества или общности.

Состояние дезорганизации характеризуется усилением многих негативных явлений: 1 – распространением алкоголизма и наркомании во все возрастающих размерах, угрожающих нормальному функционированию общности;

2 – распространением тех форм сексуального поведения, которые признаны нежелательными;

3 – повышением уровня преступности всех видов;

4 – ростом нервных заболеваний, психических расстройств.

Симптомами дезорганизации являются и массовые политические волнения.

Таким образом, конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социальных противоречий.

                                          ТИПЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Существует классификация противоречий, среди которых различают внутренние и внешние, первичные, вторичные, антагонистические и неантагонистические, структурные и неструктурные, структурные и функциональные.

В основе любого конфликта лежит противоречие между:

- различными желаниями, потребностями, интерсами;

- возможностями их удовлетворения.

Противоречия существенно различаются по времени: характерные для целой исторической эпохи или даже еще более длительные (между производительными силами и производственными отношениями) и кратковременные, преходящие.

Назовем некоторые современные противоречия:

  1. Противоречие между рынком и государством (конфликтный процесс является во многом результатом действия видимых и скрытых сил, свойственных рыночной экономике).
  2. Противоречие между обогащением и обнищанием населения.
  3. Противоречие между принципами рациональной экономической и политической организации и бесконечно растущими потребностями отдельных групп людей.
  4. Противоречие между глобальным и местным.
  5. Противоречие между экологией и экономическим ростом.

                 

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТА Возникновение конфликта обычно обусловлено теми или иными объективными причинами, способствовавшими столкновению интересов социальных субъектов. Однако, в общественной жизни существует немало противоречий (конфликтов), которые порождаются не объективными причинами, а их субъективными факторами, не имеющими прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям.

Особенно часты подобные «субъективные» противоречия между отдельными индивидуумами, вынужденными к постоянному общению в семье, в служебных или иных делах.

Традиционное бытовое мнение о конфликте состоит в том, что конфликт всегда представляет собой некоторое логически объяснимое противоречие между людьми, рационально отстаивающими свои интересы. Особенно это заметно в межнациональных конфликтах, которые в силу иррациональности, непродуманности действий людей, преобладания деструктивных эмоций приобретают неуправляемых характер и по мере своего расширения и обострения превращаются в катастрофу.

Субъективные – те, что зависят от самого человека или людей, это: пол, возраст, особенности воспитания, уровень образования, особенности восприятия окружающей действительности, тип нервной деятельности (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);основные качества личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные); важные социальные качества (справедливость, ответственность, правосознание.

Объективные факторы – те, что не зависят от человека, это:

- ресурс, благо или ценность по поводу которых ведется спор;

- возможности сторон конфликта;

- менталитет, культура общества;

- особенности социальной среды, в которой происходит конфликт;

- уровень благосостояния общества;

- политическая ситуация в обществе.

 

                                 КОНЦЕПЦИЯ ДЕПРИВАЦИИ

Для объяснения причин крупных общественных коллизий можно успешно использовать так называемую концепцию депривации – состояния, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Очевидно, что с течением времени Депривация может усиливаться, уменьшаться, либо оставаться неизменной. Усиление депривации зависит от того, в каком соотношении находятся ожидания, с одной стороны, и возможности их удовлетворения – с другой. Рост депривации может происходить, во-1, при уменьшении средств для удовлетворения уже сформировавшихся запросов, что наблюдается в условиях экономического кризиса; во-2, возможна ситуация, когда ожидания, запросы растут значительно быстрее, чем возможности их удовлетворения. Сохранение стабильного уровня депривации или даже снижение его ведет, согласно этой концепции, к созданию психологических условий, способствующих стабилизации морально-психологической атмосферы в обществе, ослаблению напряженности. И, наоборот, усиление депривации порождает агрессивные реакции на фрустрацию (блокирование целенаправленного поведения другого). Реакция на фрустрацию воплощается обычно в выступлениях, направленных против источников разочарования, подлинных или придуманных виновников бедственного положения; она может реализоваться в поисках «козлов отпущения», которыми в одних случаях становятся национальные меньшинства, в других – лица, получающие «несправедливо много» за свой труд, в третьих – органы власти и управления, функционеры и лидеры правящей партии. Иными словами, усиление депривации способствует росту социальной напряженности, возникновению открытых социальных, политических и этнических конфликтов.

                                      

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Концепция депривации вскрывает общий механизм реализации и взаимодействия потребностей и интересов в обществе. Столкновение интересов личности, группы, общества с объективными возможностями в социальной жизни, в конкретных условиях взаимодействия с другими социальными субъектами – это столкновение одних интересов с другими, им препятствующими.

В отношениях между собой все социальные субъекты обычно очерчивают сферу своих интересов, соотнося их с представлениями о том, каковы должны быть интересы другого и каковы они на самом деле. Интерес при взаимодействии всегда включает некое представление о допустимых и возможных интересах другого.

Объяснение природы общественных конфликтов имеет давнюю традицию, отдающую приоритет анализу противоборства интересов. В глобальном масштабе такое противоборство проявляется в борьбе государств за изменение критериев и оснований распределения ресурсов, приобретения территорий и т.п.

Анализ самых разнообразных конфликтов свидетельствует о том, что какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения противоборствующих сторон, в конечном счете они отражают их интересы, которые в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.

При анализе интересов некоторые исследователи обращают внимание на смежные социальные и психологические явления, в том числе генетически предшествующие интересу: потребностям и позициям.

                                   

КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ

Многие свойства конфликта интересов характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которыми люди соотносят свои действия.

Связь конфликта ценностей с потребностями и интересами в значительной мере опосредована. С учетом значимости сознания отдельные конфликты ценностей бывают унаследованы памятью о прошлых обидах и столкновениях.

Относительной самостоятельностью обладают внутренние психологические конфликты. Поскольку конфликты часто касаются убеждений, веры или моральных ценностей, их признание предполагает, что мы развили свою собственную систему ценностей.

Спецификой обладают и другие уровни конфликта ценностей:

- между индивидами, малыми, большими группами;

- между свободой и равенством, справедливость и неравенством, между коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда и неприязнь к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией к частной собственности.

 

                                   ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА

Для того, чтобы анализировать структуру конфликта, выделим важнейшие его составляющие:

  1. конфликтующие стороны (конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, подстрекатели, примирители, консультанты, невинные жертвы);
  2. зона разногласий (предмет спора, факт или вопрос);
  3. представления о ситуации (минимум, когда один из двоих воспринимает ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого. Тут вступает в действие принцип, сформулированный социологом У. Томасом: теорема Томаса – «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».);
  4. мотивы ( причины: потребности, интересы, мнения, идеи и др. Мотивы могут быть:

осознанными и неосознанными. Мотивация определяет процесс, который психологи называют формирование цели);

  1. действия (Конфликтное взаимодействие есть борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.

Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

1 – создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны;

2 – невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

3 – захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны;

4 – нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;

5 – унижающие человеческое достоинство действия;

6 – угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

7 – физическое насилие.)

 

                                      УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА

Участниками конфликта являются представители самых разных статусов, ролей и групп. Самое простое выражение конфликта – противоборство двух физических лиц. В основе его лежит определенное противоречие между этими индивидуумами. Межличностный конфликт может включать и нескольких человек, и разрастаться до групповых масштабов, но суть его от размеров не всегда меняется.

В межличностном конфликте всегда участвуют конкретные лица. Временные группы, возникающие при этом, представляют собой, в общем, случайные образования, которые распадаются, как только закончится конфликт. Поэтому, сколько бы ни было участников межличностного конфликта, уровень его научного рассмотрения в основном должен оставаться психологическим.

Психологический конфликт может возникать на разных уровнях:

1 – на поведенческом уровне (человек стремиться достигнуть своей цели и, одновременно, избегает нарушить правила, санкционированные обществом или группой;

2 – на словесном (вербальном) уровне (человек желает высказать все, что он думает о своем сотруднике, но боится обидеть последнего);

3 – на эмоциональном уровне (женщина может испытывать влечение к женатому мужчине, но страх и опасение огласки заставляют ее быть сдержанной;

поэтому, мотивы человека, иногда несовместимые, играют важную роль в конкретном поведении сторон.

Неуравновешенный человек при определенных условиях приходит в ярость, которая достигает максимума, когда он сталкивается с конфликтующими влечениями и осознает невозможность достижения противоречащих целей.

Ярость к самому себе экстернализируется тремя способами: там, где не запрещается проявление враждебных чувств, гнев легко выплескивается наружу, он обращен против других и проявляется либо как общая раздражительность, либо как специфическое раздражение, направленное на те реальные недостатки в других, которые невротик ненавидит в самом себе.

При анализе группового, классового или иного конфликта, где действуют общественные группы, слои, классы и в основе конфликта лежат групповые противоречия, преобладает социологический уровень.

Конфликт внутри общества приводит к приспособлению существующих институтов к системным изменениям, зависящим от уровня гибкости социальной структуры.

Расширяя системные границы конфликта, российские авторы начинают уделять довольно значительное внимание противоборству социальных слоев, классов, общественных систем, государств.

На высоком государственном уровне правомерны политологический и геополитический подходы к анализу конфликтов.

Политологический подход дополняет и углубляет социологический анализ. Он акцентирует внимание на определенном социальном положении субъектов конфликта (личность, группа). Политическая или экономическая власть обеспечивает реализацию интересов субъекта, имеющего перевес сил. Именно поэтому существует напряжение (склонное либо к возрастанию, либо к понижению), вызванное неравенством в отношении степени реализации интересов. А это ведет к политическим и другим изменениям в обществе.

Считается, что слабо структурированные группы и открытые плюралистические общества, допуская развязывание конфликтов между множеством состязающихся на разных фронтах, приобретают иммунитет против тех типов конфликтов, которые создают опасность для основополагающего согласия.

Столкновение ценностей и интересов и соответствующее им напряжение может быть «управляемым», поскольку оно проявляется в узаконенных интересах групп и требованиях новых групп своей доли общественного богатства (власть, доходы, статус).

Тем самым мы видим, что участниками конфликта могут быть:

-отдельные индивиды;

- малые группы – школьный класс, семья, студенческая группа, команды и т.д.;

- большие группы – государства, нации, партии, религиозные образования и т.д.                            

ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СТОРОНЫ

Основные субъекты конфликта – противоборствующие стороны, однако не все вовлеченные в конфликт являются непосредственными его участниками.

Противоборствующими сторонами, участниками конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные действия друг против друга. Одна или обе противоборствующие стороны могут на некоторое время выходить из конфликта. Однако факты свидетельствуют о том, что в большинстве конфликтов основная роль противоборствующей стороны остается практически неизменной в течение всего конфликта.

 

                     ПОДСТРЕКАТЕЛИ, ПОСОБНИКИ, ОРГАНИЗАТОРЫ

В отличие от роли противоборствующих сторон конфликта, роли подстрекателей, пособников, организаторов, а также посредников и судей являются главным образом эпизодическими.

Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающие другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами).

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, особенно когда в них участвует неопределенный круг лиц, толпа, многие присутствующие люди фактически выступают как пособники основных участников – противоборствующих сторон.

Организатор – лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневой»), но может быть и самостоятельная фигура.

 

                                           ПОСРЕДНИКИ

Посредников можно считать участниками конфликта, особенно посредников, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт. Посреднику необходимо обладать рядом качеств: умом, способностью находить нестандартные решения, объективностью, гибкостью, авторитетом у обеих сторон конфликта.

В практической конфликтологии проблема посредничества имеет важное значение. Наиболее эффективна регламентированная процедура, при которой посредник – строго нейтральное лицо, помогающее конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров. Специфической чертой посредничества является то, что стороны обычно сами формулируют текст соглашения. Посредник не наделен полномочиями принимать какие бы то ни было решения, а лишь помогает достичь соглашения, которое и определяет дальнейшие действия сторон.

 

                                 РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от роли, которую они выполняют в той или иной ситуации. Ролевое поведение любого участника конфликта вполне определено, поскольку связано не только с его собственным желание или планом, но и с планами соперника, вынуждающими участников к конкретным действиям. Однако возможна имитация ролей участниками конфликта. Иногда субъект как бы «входит в роль» непримиримой конфликтующей стороны, хотя конфликта как такового либо еще нет, либо он уже угасает. В этом случае сказываются амбиции субъекта, его эмоциональные и характерологические особенности, групповые, партийные и иные интересы.

Входят в «роль» конфликтующей стороны и многочисленные сутяжники и склочники, обивающие пороги разных учреждений с действительными или вымышленными претензиями, для удовлетворения которых подчас вовсе не требовалось вступать в конфликтные взаимоотношения. Преодоление подобных «ролевых» отношений во многих случаях требует немалых и длительных усилий.

В профессиональной, трудовой деятельности важную роль играет ролевой конфликт, тесно связанный с социальным статусом.

Статус – положение человека в социальной системе, набор ролей, которые человек исполняет в обществе.

Ролевой конфликт бывает 2 видов:

- конфликт ролевого ожидания;

- конфликт ролевого исполнения.

Если человек не исполняет той роли, которую от него ожидают, возникает конфликт ролевого ожидания. (Например, дети не слушаются родителей, в то время, как родители ожидают от детей послушания). Или конфликт ролевого исполнения – правительство, обещавшее преодолеть экономические трудности, не может вывести страну из кризиса, теряет доверие людей.

                                         

                                       ДИНАМИКА КОНФЛИКТА

Чтобы понять динамику конфликта, необходимо рассмотреть энергетику и процесс его развития.

Всякий конфликт может существовать лишь постольку, поскольку люди затрачивают энергию на поддержку его существования. Костер конфликта горит потому, что люди подбрасывают в него «дрова» - отдают ему время, душевные силы, здоровье, а иногда и всю жизнь.

Следует различать объективные и субъективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. (условия бытия, некоторые социально-психологические особенности личности или социальной группы; к условиям относятся: социальное неравенство, классовые противоречия в обществе, конкурентные отношения на рынке и др.)

Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами.

Есть несколько типичных иллюзий, заставляющих людей подбрасывать «дрова» в «огонь» конфликта:

Иллюзия «выигрыша-проигрыша»;

Иллюзия «самооправдания»;

Иллюзия «плохого человека»;

Иллюзия «зеркального восприятия»;

Распространено мнение, что такие факторы, как физическая мощь, богатство, связи, высокий чин и т.п., автоматически обеспечивают непреодолимое превосходство в силах. Однако это не так. Одним из эффективных средств, с помощью которого можно противостоять этим факторам, является информация (например, компромат) Информация – это огромная сила. Однако для выбора способа действия в конфликте имеет значение не «абсолютная величина» этой силы, а соотношение, баланс сил. Баланс сил в ходе конфликта может меняться. Динамика конфликта во многом определяется тем, как конфликтанты создают и используют перевес сил в свою сторону.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий:

1. Предконфликтная ситуация – это положение дел накануне конфликта. Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, подобное положение может сохраняться очень долго и этот период называют потенциальным или латентным (скрытым) конфликтом.

2. Инцидент – первая стычка конфликтантов.

3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Она может быть: непрерывной, волнообразной, крутой, хронической (затяжной).

4. Кульминация – это верхняя точка эскалации, здесь конфликт достигает такого накала, что обеим, или по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Однако, не всегда эскалация заканчивается кульминацией: нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва.

5. Завершение конфликта – представлена двумя понятиями:

- цена конфликта, и - цена выхода из конфликта.

Цена конфликта для каждой из конфликтующих сто


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.