Феодального права и государства. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Феодального права и государства.

2019-12-19 145
Феодального права и государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известны два пути становления феодализма. Первый - возникновение феодализма и, соответственно, феодального государства и права, непосредственно, при разложении первобытно-общинного строя, минуя рабовладельческий строй и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли германцы, славяне и многие другие народности. Второй путь - формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого строя, превращение рабовладельческого общества в феодальное. Этот путь характерен например, для Византии. На появление государственности у франков (союза германских племен) большое влияние оказал факт завоевания ими Галлии, так как господство над покоренными народами было несовместимо с родовым строем. Здесь быстро образовалось государство. Произошла замена родовых отношений делением по территориальному и имущественным признакам, отделе­ние публичной власти от народа, введение налогов и сборов, которые характерны для образующейся государственности всех народов (как гepманцев, так и славян).

Феодализм явился более прогрессивной экономической формацией. Экономическую основу феодализма составляла собственность на средства производства и неполная собственность на непосредственного производителя. Феодализму присущ более высокий уровень развития производительных сил. В новых условиях господствующий класс не был заинтересован в эксплуатации рабского труда, который стал невыгоден экономически. Феодальная форма собственности отличалась своей иерархической структурой: феодалы разделялись на ранги, от высших до низших степеней, в зависимости от своего экономического и политического положения. Целью феодального государства и права было закрепление классового господства феодалов над крестьянами и их эксплуатация.

Постепенно складывался класс крупных землевладельцев, наделенных политической властью в отношении местного населения. Свободные крестьяне-общинники превращались в зависимых людей, теряя правовое положение. Появлялись новые группы феодально-зависимого населения. Крупные землевладельцы становились их господами. Государственный аппарат не справлялся со своими задачами и население фактически оказывалось в распоряжении могущественных землевладельцев, которые набирали ополчение, взимали налоги, судили население независимо от органов королевской администрации. Сначала это делалось именем короля и доходы обращались в его пользу. Позднее они стали собирать налоги и судебные штрафы, присваивая их себе. Этот порядок короли санкционировали иммунитетными грамотами. Никто из королевских чиновников не имел права ступить на территорию, принадлежащую тем, кому даны были эти грамоты. Государство вынуждено было признать и одобрить переход политической власти в руки земельных магнатов, закрепить их права и бесправие низов. По мере развития крупного феодального землевладения усиливались местные фактически независимые феодалы. Феодальный способ производства характеризовался господством натурального хозяйства и весьма слабым развитием экономических связей между отдельными графствами и землями, что неизбежно приводило к экономической раздробленности. Неизбежным следствием этого явилась политическая раздробленность: без экономических связей невозможно было в течение длительного времени сохранять политическое единство государства. Более того, непрерывные внутренние распри феодалов, приводили к ухудшению положения страны.

Период феодализма охватывает длительный промежуток времени. В силу этого феодальное государство и право нуждается во внутренней периодизации. Так, применительно к феодальным государствам Западной Европы целесообразно их подразделение на три основных этапа, в пределах которых проявляются общие закономерности развития:

1) период раннефеодальной монархии,

2) период сословно-представительной монархии,

3) период абсолютной монархии.

В западно-европейских странах каждому из этих периодов были свойственны свои характерные черты, свои особенности.

Раннефеодальная монархия

Это — время возникновения феодального государства и права. К VI в. н.э. на территории бывшей римской провинции Галлии возникает первое в Западной Европе феодальное государство Франков. В 843 г. произошел его раздел на три части, ставших соответственно Францией, Германией и Италией. У населявших Британию с V в. н.э. англосаксов первые семь феодальных королевств появляются в VII-VIII вв. В IX в. они объединяются в единое государство под названием Англия. В 1066 оно было завоевано нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Первый период в истории феодальных государств Франции, Германии и Англии длился до XIII-XIV вв.

В условиях раннефеодальной монархии происходит утверждение феодального способа производства; феодальной собственности на землю. Одновременно идет формирование основных классов феодального общества: господствующего класса феодалов-землевладельцев и феодально-зависимого, а затем и крепостного крестьянства.

Возникает в это время особая форма взаимоотношений между феодалами в виде сюзеренитета-вассалитета. Так, во Франции в среде феодалов оформляется своего рода иерархическая лестница, а именно: король, герцоги, бароны, виконты, рыцари-шевалье. Права, привилегии, обязанности феодала определялись той ступенькой, которую он зани­жал на этой лестнице. В основе вассалитета как отношений личной зависимости одних феодалов от других лежало наделение землей, что и являлось основанием военной службы и других обязанностей вассала по отношению к своему сюзерену (выкуп сюзерена из плена, подарки и помощь сюзерену, выплата рельефа наследниками вассала и т.п.).

Во Франции и Германии действовала классическая формула вассалитета: “Вассал моего вассала - не мой вассал”. Это означало, что вассал нес обязанности только по отношению к своему непосредственному сюзерену от которого получил землю. Исключением была Англия, где после нормандского завоевания 1066 г. все свободные землевладель­цы обязаны были приносить присягу на верность королю. Меньше здесь было и ступеней иерархической лестницы: король, великие бароны, рыцари.

Общей закономерностью является возникновение в этих странах монархической формы правления - феодальных королевств. Военный вождь становится королем, власть которого передается по наследству и распространятся на всю территорию государства. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Личные слуги короля превращаются в должностных лиц. Например, у франков сенешал (“старший раб”), а затем майордом становятся первыми сановниками, возглавляющими королевскую адми­нистрацию. В состав королевского совета входил также дворцовый граф - советник по правовым вопросам, референдарий — начальник канцелярии, маршал - командующий конницей и др. Четкого разграничения компетенции между лицами королевской администрации не было. На таких же прин­ципах строился центральный аппарат раннефеодальной Франции (сенешал, канцлер, великий коннетабль и т.д.) и Германии.

Первое время в управлении заметны пережитки родовой организации. Таковы “мартовские”, а затем “майские поля” в государстве Фран­ков, собрания свободных жителей сотни, округа или графства - у франков и англосаксов.

 

ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

 

В V веке большая часть Галлии (провинции Рима) была зах­вачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих пле­мен оказались франки, которые расселились сельскими община­ми (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по терри­ториальному признаку.

В историографии выделяют два периода государственности франков: первый (VI-VII вв. — монархия Меровингов), второй (вторая половина VIII — первая половина IX в. — монархия Каролингов).

Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать зем­лей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). В мар­ке также утверждается частная собственность на землю. Возни­кает система патроната («покровительства»). Многие из кресть­ян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения зе­мельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майордома. Он ста­новится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давше­го начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. В первой половине VIII века майор-дом Карл Мартелла конфисковал у непокорных магнатов земли и передал их в условное пожизненное держание — бенефиции (бла­годеяние), за что бенефециарий должен был нести военную служ­бу. Сеньер и вассал, так стали именовать лиц, у которых устано­вились эти договорные отношения. Увеличились имунные права сеньоров, которые получали имунную грамоту короля, и все госу­дарственные полномочия передавались владельцу имения.

Возникает в это время особая форма взаимоотношений между фе­одалами в виде сюзеренитета-вассалитета. Права, приведегии, обязанности, феодала определялись той ступенькой, которую он зани­мал на этой лестнице. В основе вассалитета как отношений личной за­висимости одних феодалов от других лежало наделение землей, что и являлось основанием военной службы и других обязанностей вассала по отношению к своему сюзерену (выкуп сюзерена из плена, подарки и помощь сюзерену, выплата рельефа наследниками вассала и т.п.).

У франков действовала классическая формула вас­салитета: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал нес обязанности только по отношению к своему непосредствен­ному сюзерану от которого получил землю.

Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц — минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев.

Военный вождь становится королем, власть которого передается по наследству и распрост­раняется на всю территорию государства. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Личные слуги короля превращаются в должност­ных лиц. У франков сенешал («старший раб»), а затем майордом становится первыми сановниками, возглавляющими королевскую адми­нистрацию. В состав королевского совета входил также дворцовый граф — советник по правовым вопросам, референдарий — начальник канцелярии, маршал — командующий конницей и др. четкого разграничения компетен­ции между лицами королевской администрации не было.

Первое время в управлении заметны пережитки родовой органи­зации. Таковы «мартовские», а затем «майские поля» в государстве Фран­ков, собрания свободных жителей сотни, округа или графства.

Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Перво­начально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судо­производства. В последующем сеньоры приобрели судебные пол­номочия в отношении крестьян, живших на их землях.

В 843 году государство распалось на три королевства, что было закреплено юридически внуками Карла Великого.


 

 

Основные черты феодального права

Феодальное право, выступая как средство регулирования феодальных отношений, представляет шаг вперед по своему внутреннему содер­жанию, но по своей внешней форме, юридической технике, разработанно­сти институтов значительно уступает высшим образцам права древнего мира. Для него характерен замедленный характер развития как результат консервации правовых обычаев, во многом проистекающих из варварской эпохи, правовой формализм и примитивность юридических процедур.

Тесно связанное с отношениями собственности, феодальное пра­во всегда выступало как право привилегия для сословия феодалов, а для феодально-зависимого населения являлось средством принуждения (т.е. носило сословный характер и выступало как кулачное право).

Следующая черта — тесная связь и влияние религии. Религия, как практически единственная форма мировоззрения и господствующая идеология не может не воздействовать на право, это с одной стороны. С другой в рамках самой религии возникает система религиозного пра­ва: каноническое.

Другая черта - партикуляризм, раздробленностьфеодального права не только в пределах Европы, но и в отдельных регионах, местностях одного государства. Причина — господство правовых обычаев как ве­дущих источников права. Даже законодательство королей не могло содействовать (за редким исключением) становлению единой национальной правовой системы.

Следующая черта - рецепция римского права - приспособле­ние к феодальному обществу. Причина — отсутствие норм регулирую­щих в должной степени развитие товарно-денежных отношений. Обычное право и даже законодательство королей было ориентировано на иму­щественные отношения связанные с феодальной собственностью и не занималось регулированием торговли, кредита, морских перевозок и тем более новых форм собственности возникающих в городах.

В условиях раннефеодальной монархии действовало обычное право, которое фиксировалось в так называемых “варварских правдах”. Таковы Салическая, Рипуарская Правды государства Франков, Правда Инэ феодальной Англии и подобные судебники. Наиболее ранняя и типичная из них Салическая Правда (судебник), на характеристике которой мы и остановимся.

Салическая Правда

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древне-германских обычаев. Так появились “варварские правды”: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и другие. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. Это были последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.

Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франкского общества начала VI века.

Отличительной чертой франкского общества V-VI вв. является наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине-марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община наиболее ярко свидетельствует статья 45 “О переселенцах”: “Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться”. Если же пришелец все-таки поселится в деревне, то протестующий может добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением еще родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выс­тупали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка со­родичи участвовали в получении или уплате вергельда (штрафа).

Вместе с тем, Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслое­нием общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60 Салической правды. Статься 58 “О горсти земли” предусматривает случай, когда обедневший сородич не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: “Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы запла­тить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону”. Статья 60 “О желающем отказаться от родства” выражает стрем­ление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Итак, основную массу свободного населения франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место за­нимали королевские слуги. Служилая знать очевидно слилась к тому вре­мени со знатью родовой, о которой Салическая правда ничего не упомина­ет. Особый статус служилой знати заключался в том, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободно­го человека. Вместе с тем, статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это были отпущенные на волю рабы. Что каса­ется литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они были обязаны выполнять различные службы и оброки своему господину, однако, они имели соб­ственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их при­знавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущен­ников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступ­ления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возмес­тить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с ра­бами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного строя франков соответствуют особен­ностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное, индивидуальное владе­ние могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наслед­ственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался. Однако, все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастби­ще, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадле­жало только общине. Согласно главе 59 “Об аллодах” земля наследовалась по мужской линии: “земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям”. В случае отсутствия сыновей у умершего земля пере­ходила в распоряжение общины. Такие земли как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины и каж­дый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, о ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Сали­ческой правды. Употребленный в ее тексте термин “аллод” применительно к земле обозначал наследственное владение.

Во второй половине VI в. во франкском обществе происходят значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но “не соседи”. Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую зе­мельную собственность отдельных малых семей - аллод. С этого време­ни земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.

Утверждение частной собственности на землю привело к углубле­нию имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных от­ношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собствен­ности при этих сделках осуществлялась публично путем простой переда­чи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго уста­новленной форме. В Салической правде говорится о принуждении “упор­ного должника”, об описании имущества “упорного должника”. Сали­ческая правда знает обстоятельства из причинения вреда. Чаще всего эти обстоятельства возникали в результате совершения преступления.

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Похи­щение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние че­ловека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При зак­лючении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавал­ся детям. Довольно сильные пережитки матриархального строя опреде­ляли положение женщины в семье.

По мере того, как распадаются большие семьи, развивается наслед­ственное право. Известно было наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, бра­тья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского рода, свидетель­ствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщи­ны из числа наследников исключались. Земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем да­рения (“аффатомии”), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме. При “аффатомии” имущество передавалось третьему лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлени­ям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, опреде­ляющего это понятие Салическая правда не дает. Из смысла статей, по­священных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского “мира”. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, под­жог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 “О переселенцах”).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступ­ления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы.

Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уп­лата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, со­словной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выку­па был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объяснялся тем, что система взыс­каний сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась ро­дом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет три вида доказательств, применяе­мых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи об­виняемого, которые являются “свидетелями доброй славы” обвиняемо­го. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространен­ным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы. Салическая правда описывает “суд божий” в форме испытания “котелком”. К ордалии обыч­но прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем, обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупить­ся от испытания “котелком”.

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сот­ни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор вы­носили выборные заседатели — рахинбурги. Вместе с тем осуществле­ние суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем. Место народных заседателей занимают скабины, которые избираются графом из среды “лучших” людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей инстанцией является суд короля.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.