Государство и правораннего феодализма. Салическая правда. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Государство и правораннего феодализма. Салическая правда.

2019-12-19 206
Государство и правораннего феодализма. Салическая правда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОСУДАРСТВО И ПРАВОРАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА.

Общая характеристика

Раннефеодальная монархия

Это — время возникновения феодального государства и права. К VI в. н.э. на территории бывшей римской провинции Галлии возникает первое в Западной Европе феодальное государство Франков. В 843 г. произошел его раздел на три части, ставших соответственно Францией, Германией и Италией. У населявших Британию с V в. н.э. англосаксов первые семь феодальных королевств появляются в VII-VIII вв. В IX в. они объединяются в единое государство под названием Англия. В 1066 оно было завоевано нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Первый период в истории феодальных государств Франции, Германии и Англии длился до XIII-XIV вв.

В условиях раннефеодальной монархии происходит утверждение феодального способа производства; феодальной собственности на землю. Одновременно идет формирование основных классов феодального общества: господствующего класса феодалов-землевладельцев и феодально-зависимого, а затем и крепостного крестьянства.

Возникает в это время особая форма взаимоотношений между феодалами в виде сюзеренитета-вассалитета. Так, во Франции в среде феодалов оформляется своего рода иерархическая лестница, а именно: король, герцоги, бароны, виконты, рыцари-шевалье. Права, привилегии, обязанности феодала определялись той ступенькой, которую он зани­жал на этой лестнице. В основе вассалитета как отношений личной зависимости одних феодалов от других лежало наделение землей, что и являлось основанием военной службы и других обязанностей вассала по отношению к своему сюзерену (выкуп сюзерена из плена, подарки и помощь сюзерену, выплата рельефа наследниками вассала и т.п.).

Во Франции и Германии действовала классическая формула вассалитета: “Вассал моего вассала - не мой вассал”. Это означало, что вассал нес обязанности только по отношению к своему непосредственному сюзерену от которого получил землю. Исключением была Англия, где после нормандского завоевания 1066 г. все свободные землевладель­цы обязаны были приносить присягу на верность королю. Меньше здесь было и ступеней иерархической лестницы: король, великие бароны, рыцари.

Общей закономерностью является возникновение в этих странах монархической формы правления - феодальных королевств. Военный вождь становится королем, власть которого передается по наследству и распространятся на всю территорию государства. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Личные слуги короля превращаются в должностных лиц. Например, у франков сенешал (“старший раб”), а затем майордом становятся первыми сановниками, возглавляющими королевскую адми­нистрацию. В состав королевского совета входил также дворцовый граф - советник по правовым вопросам, референдарий — начальник канцелярии, маршал - командующий конницей и др. Четкого разграничения компетенции между лицами королевской администрации не было. На таких же прин­ципах строился центральный аппарат раннефеодальной Франции (сенешал, канцлер, великий коннетабль и т.д.) и Германии.

Первое время в управлении заметны пережитки родовой организации. Таковы “мартовские”, а затем “майские поля” в государстве Фран­ков, собрания свободных жителей сотни, округа или графства - у франков и англосаксов.

 

ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

 

В V веке большая часть Галлии (провинции Рима) была зах­вачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих пле­мен оказались франки, которые расселились сельскими община­ми (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по терри­ториальному признаку.

В историографии выделяют два периода государственности франков: первый (VI-VII вв. — монархия Меровингов), второй (вторая половина VIII — первая половина IX в. — монархия Каролингов).

Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать зем­лей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). В мар­ке также утверждается частная собственность на землю. Возни­кает система патроната («покровительства»). Многие из кресть­ян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения зе­мельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майордома. Он ста­новится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давше­го начало династии Каролингов.

Монархия Каролингов. В первой половине VIII века майор-дом Карл Мартелла конфисковал у непокорных магнатов земли и передал их в условное пожизненное держание — бенефиции (бла­годеяние), за что бенефециарий должен был нести военную служ­бу. Сеньер и вассал, так стали именовать лиц, у которых устано­вились эти договорные отношения. Увеличились имунные права сеньоров, которые получали имунную грамоту короля, и все госу­дарственные полномочия передавались владельцу имения.

Возникает в это время особая форма взаимоотношений между фе­одалами в виде сюзеренитета-вассалитета. Права, приведегии, обязанности, феодала определялись той ступенькой, которую он зани­мал на этой лестнице. В основе вассалитета как отношений личной за­висимости одних феодалов от других лежало наделение землей, что и являлось основанием военной службы и других обязанностей вассала по отношению к своему сюзерену (выкуп сюзерена из плена, подарки и помощь сюзерену, выплата рельефа наследниками вассала и т.п.).

У франков действовала классическая формула вас­салитета: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал нес обязанности только по отношению к своему непосредствен­ному сюзерану от которого получил землю.

Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц — минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев.

Военный вождь становится королем, власть которого передается по наследству и распрост­раняется на всю территорию государства. Складывается дворцово-вотчинная система управления. Личные слуги короля превращаются в должност­ных лиц. У франков сенешал («старший раб»), а затем майордом становится первыми сановниками, возглавляющими королевскую адми­нистрацию. В состав королевского совета входил также дворцовый граф — советник по правовым вопросам, референдарий — начальник канцелярии, маршал — командующий конницей и др. четкого разграничения компетен­ции между лицами королевской администрации не было.

Первое время в управлении заметны пережитки родовой органи­зации. Таковы «мартовские», а затем «майские поля» в государстве Фран­ков, собрания свободных жителей сотни, округа или графства.

Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Перво­начально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судо­производства. В последующем сеньоры приобрели судебные пол­номочия в отношении крестьян, живших на их землях.

В 843 году государство распалось на три королевства, что было закреплено юридически внуками Карла Великого.


 

 

Основные черты феодального права

Феодальное право, выступая как средство регулирования феодальных отношений, представляет шаг вперед по своему внутреннему содер­жанию, но по своей внешней форме, юридической технике, разработанно­сти институтов значительно уступает высшим образцам права древнего мира. Для него характерен замедленный характер развития как результат консервации правовых обычаев, во многом проистекающих из варварской эпохи, правовой формализм и примитивность юридических процедур.

Тесно связанное с отношениями собственности, феодальное пра­во всегда выступало как право привилегия для сословия феодалов, а для феодально-зависимого населения являлось средством принуждения (т.е. носило сословный характер и выступало как кулачное право).

Следующая черта — тесная связь и влияние религии. Религия, как практически единственная форма мировоззрения и господствующая идеология не может не воздействовать на право, это с одной стороны. С другой в рамках самой религии возникает система религиозного пра­ва: каноническое.

Другая черта - партикуляризм, раздробленностьфеодального права не только в пределах Европы, но и в отдельных регионах, местностях одного государства. Причина — господство правовых обычаев как ве­дущих источников права. Даже законодательство королей не могло содействовать (за редким исключением) становлению единой национальной правовой системы.

Следующая черта - рецепция римского права - приспособле­ние к феодальному обществу. Причина — отсутствие норм регулирую­щих в должной степени развитие товарно-денежных отношений. Обычное право и даже законодательство королей было ориентировано на иму­щественные отношения связанные с феодальной собственностью и не занималось регулированием торговли, кредита, морских перевозок и тем более новых форм собственности возникающих в городах.

В условиях раннефеодальной монархии действовало обычное право, которое фиксировалось в так называемых “варварских правдах”. Таковы Салическая, Рипуарская Правды государства Франков, Правда Инэ феодальной Англии и подобные судебники. Наиболее ранняя и типичная из них Салическая Правда (судебник), на характеристике которой мы и остановимся.

Салическая Правда

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древне-германских обычаев. Так появились “варварские правды”: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и другие. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. Это были последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате существует несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической правде, отличаются формализмом.

Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франкского общества начала VI века.

Отличительной чертой франкского общества V-VI вв. является наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине-марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община наиболее ярко свидетельствует статья 45 “О переселенцах”: “Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться”. Если же пришелец все-таки поселится в деревне, то протестующий может добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением еще родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выс­тупали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка со­родичи участвовали в получении или уплате вергельда (штрафа).

Вместе с тем, Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслое­нием общества. Об этом свидетельствуют статьи 58 и 60 Салической правды. Статься 58 “О горсти земли” предусматривает случай, когда обедневший сородич не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: “Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы запла­тить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону”. Статья 60 “О желающем отказаться от родства” выражает стрем­ление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.

Итак, основную массу свободного населения франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место за­нимали королевские слуги. Служилая знать очевидно слилась к тому вре­мени со знатью родовой, о которой Салическая правда ничего не упомина­ет. Особый статус служилой знати заключался в том, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободно­го человека. Вместе с тем, статья 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники - это были отпущенные на волю рабы. Что каса­ется литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они были обязаны выполнять различные службы и оброки своему господину, однако, они имели соб­ственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их при­знавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущен­ников и литов полноправными членами общества.

Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступ­ления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возмес­тить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с ра­бами влекли за собой потерю для первых свободы.

Особенности общественного строя франков соответствуют особен­ностям в области земельных отношений. Часть земли составляла личные владения короля, существовало также крупное, индивидуальное владе­ние могущественных господ, приближенных короля. Основная часть земли принадлежала сельской общине. Переходный период от земледельческой общины к общине-марке проявляется в том, что дома и приусадебные участки находились в индивидуальной собственности семьи, пахотная земля сохранялась в собственности общины, однако находилась в наслед­ственном пользовании отдельных семей. Ежегодные переделы земли уже не проводились, принадлежащий семье участок огораживался. Однако, все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастби­ще, на это время с них снимались все изгороди. Пока изгороди не были сняты их нарушение влекло за собой привлечение к ответственности. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадле­жало только общине. Согласно главе 59 “Об аллодах” земля наследовалась по мужской линии: “земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям”. В случае отсутствия сыновей у умершего земля пере­ходила в распоряжение общины. Такие земли как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины и каж­дый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, о ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Сали­ческой правды. Употребленный в ее тексте термин “аллод” применительно к земле обозначал наследственное владение.

Во второй половине VI в. во франкском обществе происходят значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но “не соседи”. Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую зе­мельную собственность отдельных малых семей - аллод. С этого време­ни земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.

Утверждение частной собственности на землю привело к углубле­нию имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных от­ношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собствен­ности при этих сделках осуществлялась публично путем простой переда­чи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго уста­новленной форме. В Салической правде говорится о принуждении “упор­ного должника”, об описании имущества “упорного должника”. Сали­ческая правда знает обстоятельства из причинения вреда. Чаще всего эти обстоятельства возникали в результате совершения преступления.

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Похи­щение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятель­ства: существование уже законного брака, объявление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние че­ловека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При зак­лючении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавал­ся детям. Довольно сильные пережитки матриархального строя опреде­ляли положение женщины в семье.

По мере того, как распадаются большие семьи, развивается наслед­ственное право. Известно было наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли дети, затем мать, бра­тья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского рода, свидетель­ствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщи­ны из числа наследников исключались. Земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем да­рения (“аффатомии”), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме. При “аффатомии” имущество передавалось третьему лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Основное внимание в Салической правде уделяется преступлени­ям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, опреде­ляющего это понятие Салическая правда не дает. Из смысла статей, по­священных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского “мира”. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам: 1) преступления против личности (сюда относилось убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие); 2) преступления против собственности (кража, под­жог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 “О переселенцах”).

В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступ­ления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы.

Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уп­лата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд - за убийство и пеня - за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, со­словной принадлежности, возраста, пола потерпевшего. Размер выку­па был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объяснялся тем, что система взыс­каний сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась ро­дом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Салическая правда называет три вида доказательств, применяе­мых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи об­виняемого, которые являются “свидетелями доброй славы” обвиняемо­го. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространен­ным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи божественной силы. Салическая правда описывает “суд божий” в форме испытания “котелком”. К ордалии обыч­но прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем, обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупить­ся от испытания “котелком”.

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сот­ни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор вы­носили выборные заседатели — рахинбурги. Вместе с тем осуществле­ние суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем. Место народных заседателей занимают скабины, которые избираются графом из среды “лучших” людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей инстанцией является суд короля.

Феодальная раздробленность

Экономическая разобщенность, возникающая по мере развития крупного феодального землевладения, влекла за собой политическую раздробленность. Первоначально единые государства распадаются на ряд самостоятельных и полусамостоятельных политических единиц. Крупные феодалы не признавали власти короля и считали себя совер­шенно независимыми. Практически власть короля ограничивалась в это время его собственным земельным владением - доменом.

Феодальную раздробленность испытало государство Франков, полностью распавшееся в IX в. В простую совокупность феодальных владений превратилась Франция. Короли избирались и были лишь “пер­выми среди равных”. Но с особой силой проявилась феодальная раз­дробленность в Германии, чему в значительной степени способствова­ло провозглашение в Х в. Короля Отгона I императором “Священной Римской империи германской нации”. Стремление к мировому господ­ству ослабляло императорскую власть, тратившую средства и силы в бесплодных завоевательных походах, усиливая тем самым распад стра­ны.

Исключением явилась лишь Англия, где нормандское завоева­ние 1066 г. прервало начинавшийся там процесс дробления и, в от­личие от континента, привело к сохранению и в условиях раннефеодальной монархии единого государства с сильной королевской влас­тью. Правление Вильгельма Завоевателя, судебная и военная рефор­мы его приемника Генриха II создали сильный государственный ап­парат с влиятельной королевской курией, возглавляемой верховным юстициарием; палатой шахматной доски, ведавшей финансами; разъездными судьями; развитым местным самоуправлением.

Абсолютная монархия

  Последний период в истории феодального государства и права начинается с конца XVI в. Это время разложения феодальной формации и зарождения в ее недрах элементов рыночных отношений и демокра­тического общества.

Старые феодальные сословия разлагаются. Во Франции дворян­ство распадается на две группы “дворянство шпаги” и “дворянство ман­тии”, которое формируется в основном из буржуазных элементов. В Англии наряду со старым феодальным дворянством появляется так на­зываемое “новое дворянство” — джентри, интересы которого были тес­но связаны с буржуазией. Городская верхушка становится основой для развития буржуазии. Появляется предпролетариат в лице наемных ра­бочих, городских низов.

Усиление эксплуатации влечет за собой обострение классовой борьбы между феодалами и крестьянами. Появление буржуазии вызы­вает трения между ней и дворянством. В этих условиях и происходит создание абсолютной монархии - диктатуры дворянства в условиях кризиса феодализма.

Классическая форма абсолютизма возникает во Франции. Власть короля распространяется на всю страну, полнос­тью исчезают остатки вассальных отношений. Генеральные штаты больше не созываются, города теряют самоуправление, церковь под­чиняется государству. Король отныне - источник власти, воля коро­ля - закон. Многое было сделано для утверждения абсолютизма Людовиком XIII (1610-1643 гг.) и его первым министром кардиналом Ришелье. Суть же абсолютной монархии очень точно выразил Людовик XIV (1643-1715 гг.), заявивший: “Государство — это я!” Дворянство занимает основные административные должности. Разветвленный бюрократический аппарат, центром которого был Коро­левский совет, охватывает всю страну, доводя волю монарха до са­мых отдаленных уголков государства. Активную роль в этом играли располагавшие огромными полномочиями интенданты полиции, юстиции и финансов.

Для Англии характерен незавершенный абсолютизм. Отсутствие резких противоречий между дворянством и ра­стущей буржуазией, единые интересы джентри и буржуа привели к тому, что процесс становления абсолютизма здесь начался раньше, что проявилось в резком усилении королевской власти в правлении Тюдоров, но не был доведен до конца, как это было во Франции. В Англии и в условиях абсолютизма сохраняется и действует парла­мент и сословные органы самоуправления в графствах. Не получил полного развития и процесс формирования бюрократического госу­дарственного аппарата.

Очень своеобразно шло развитие феодальной Германии. Ослаб­ление императорской власти, утрата ею всяческого авторитета после крестьянской войны 1525 г. привели к дальнейшему усилению кур­фюрстов — глав наиболее крупных германских княжеств. Считаясь с их влиянием, императоры вынуждены были при выборах брать на себя обязательства не передавать императорский престол по наслед­ству, не вмешиваться в дела князей, регулярно созывать их съезды и т.п. Именно курфюрсты и превратились в абсолютных монархов. Это был реакционный княжеских абсолютизм, закрепивший раздроблен­ность феодальной Германии, тормозивший ее развитие. В 18 в. наря­ду с Австрией сильнейшим государством Германии становится Прус­сия. Ее государственный строй отличался жесткой централизацией.

 

Источники права

Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI — IX веках, в частности варварские правды, потеряли вою силу. Решающая роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название “кутюмов”. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных производственных отношений, и влиянием прежде действовавших источников права. Но они очень отличались в отдельных положениях и деталях. Поэтому право Франции в эпоху средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общи­ми кутюмами, применявшимися на территории провинций, существо­вали местные обычаи отдельных районов, поселков и даже частей не­которых городов.

В отношении выражения и изложения юридических норм Фран­ция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, се­вер Франции - страной обычного права. Это деление четко определи­лось к XIII веку.

Так как южные провинции входили прежде в состав Римской им­перии, на юге Франции продолжало действовать римское право, за ко­торым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений. Римское право выступало в каче­стве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительно­го источника действовало множество местных кутюмов.

На севере Франции в течение нескольких столетий никаких об­щих юридических памятников не существовало. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению в случае их неполно­ты или противоречия римского права, однако сколько-нибудь самостоя­тельной роли оно не играло.

Аналогическое положение существовало и в Германии. В XI-XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разно­родных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись разные правовые нормы.

Споры по поводу отношений между сюзереном и его вассалами и споры вассалов между собой решались в ленном суде феодала по нор­мам обычного “ленного права”. Крепостные судились при дворе госпо­дина по местному “дворовому” праву (слуги — по “служилому”).

В тех немецких землях, где имелась сложившаяся центральная власть, указы и распоряжения правителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах области, и обра­зовывали так называемое “земское” право — “ландрехт”. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен.

Таким образом, в средневековой Германии не существовало об­щей правовой системы, население ее жило по “партикулярным” пра­вам. Именно эта юридическая раздробленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии рецепцию римского права.

Судебный процесс средних веков, и без того громоздкий и мед­ленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с XIII века, делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками. Во Франции наиболее извест­ными частными кодификациями были: “Большой сборник обычаев Нор­мандии” 1255 года; “Большой сборник обычаев Франции” 1389 года; наибольшей известностью пользуется книга “Кутюмы Бовези” 1282 года, составитель которой Бомануар считается первым по времени теорети­ком французского права. В XIV-XV вв. частные сборники обычаев по­являются почти во всех провинциях.

В Германии также производилась запись партикулярного права. Это так называемые “Правовые книги”. Наибольшей известностью пользовалось “Саксонское зерцало”, составленное в начале XIII века. “Саксонское зерцало” состоит из двух книг, из которых первая посвящена саксонскому общему земскому праву, а вторая — саксонскому ленному праву. Первая отражает, главным образом, практику судов. Содержание “Саксонского зерцала” охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственное право.

В результате переработки и распространений Саксонского зерцала во второй половине XIII века появилось “Зерцало немецких людей”, претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически, немного вышедшее за рамки саксонского права. В XVII в. этому сборнику было присвоено название “Швабское зерцало”. В XVI в. в ряде земель появились переработки Саксонского зерцала применительно к местным обычаям и потребностям.

Все указанные работы официального характера не имели, то есть не были обязательны для применения.

С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV и в XVI вв. появилось большое количество таких официальных сборников кутюмов. Наибольшей известностью и значением пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение.

С усилием королевской власти начали приобретать возрастающее значение ордонансы, т.е. указы королей, действовавшие на всей территории королевства. Наряду с ними существовали распоряжения крупных сеньоров, называвшиеся “ассизами”.

В Германии законодательная власть императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней “имперское” право затрагивало только отдельные вопросы: “земский мир”, то есть постановления, направленные на борьбу с распрями феодалов, устройство королевской власти, предоставление мандатов и привилегий отдельным лицам и т.п.

Особое развитие и значение получило в рассматриваемый период городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и, соответственно, вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.

Практика городских судов выработала особое “городское” право, существовавшее уже в XII в. Особой известностью пользовалось право Любека, Магдебурга и еще нескольких городов. Право города Магдебурга (“Магдебургское право”) оказало влияние на соседние государства: Польшу, Литву.

В XIII -XIV вв. городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом, в связи с его заимствованием каким-либо другим городом. Такие изложения Магдебургского права были сделаны для городов в Галле, Бреславля и других. В некоторых городах совет постановлял записать действующее право для сведения собственных граждан. В других городах записывалась судебная практика. Большое значение имели частные сборники и обработки городского права. Городское право являлось наиболее документированной и разработанной отраслью германского средневекового права.

Ко всем перечисленным системам права следует прибавить еще каноническов право. Каноническое право, в первую очередь, регулировало вопросы организации и деятельности католической церкви, но, вместе с тем, содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права. Каноническое право было одним из факторов внесения единства в раз­нообразные обычаи отдельных местностей.

Несмотря на стремление королевской власти во Франции в пери­од абсолютизма преодолеть множественность источников право, каж­дая область сохраняла свои собственные кутюмы. Для единого государ­ства, каковым стала Франция, это было большим недостатком.

В то же время намечается ряд обстоятельств, способствовавших установлению общности права. В числе этих обстоятельств следует прежде всего усилие влияния римского права.

Распад феодальных производственных отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое значение регулированию обязательственных, договорных отношений. Закрепленной в сборни­ках кутюмов феодальное право, основанное, в первую очередь, на зе­мель


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.