Гимнастика и акробатика до трех лет — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Гимнастика и акробатика до трех лет

2019-12-19 101
Гимнастика и акробатика до трех лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть разделы, где мы чувствуем себя уникальными специалистами. А чтобы в своей самооценке мы не отрывались далеко от земли, существуют такие главы, как эта. Признаемся: мы не знаем тайного языка гимнастики. Мы не понимаем, как легко и без нажима научить ребенка кувыркаться назад, спускаться по канату, делать сальто, прыгать вниз головой в воду (мы пишем о детях до трех лет). Бывают отчаянные дети, которые не знают страха, но для нас существует магическое слово "боюсь", которое сразу тормозит нашу активность. Ребенка, который боится, мы предпочитаем не ломать. И некоторый тупик, который мы ощущаем, может быть связан с двумя причинами.
Во-первых, азы гимнастики детям первых лет жизни должны преподавать специалисты, а не гимнастические дилетанты. А во-вторых, может быть, какие-то сложные движения просто недоступны в том возрасте, о котором мы пишем. И практическим выводом для нас является необходимость подготовительной базовой работы по развитию гибкости, смелости, вестибулярного аппарата, силы.
Глен Доман в своей классической книге говорит, что он дает "введение в гимнастику": перекатывания и кувырки вперед и назад, хождение по брусу, подъем по веревочной лестнице и прыжки. Обо всем этом он пишет по небольшому параграфу. Мы к этому можем добавить только совет не торопить ребенка и все время находиться в области, в которой он не ощущает страха.
Например, брус, по которому ребенок ходит, должен быть хорошо закреплен, достаточно широк и расположен так низко над землей, что спрыгивание с него кажется пустяком. Сужать брус и поднимать его выше следует буквально по миллиметрам. Такой брус должен стоять дома, чтобы он мог стать частью самостоятельных занятий ребенка. Важно, чтобы выработалось надежное умение: нужно уметь ходить по бревну вперед, назад и боком. (И по горизонтальной лестнице нужно научиться легко передвигаться и лицом, и спиной, и боком).
Яма с песком, в которую можно прыгать, должна быть создана во дворе, и высоту прыжка нужно увеличивать тоже по миллиметрам.
Канат или шест, по которому ребенок соскальзывает вниз, можно поместить и дома, но все это - приспособления и аппараты, которые ребенок должен освоить сам, настойчивое обучение здесь приводит только к торможению и комплексам. Если же вам удастся превратить эти снаряды в часть рельефа, тренированный ребенок шутя разрешит проблему движения.
Вообще мы все больше убеждаемся, что правильнее всего создать возможность, а не учить, а научится ребенок уже сам. Например, мы учим ребенка переворачиваться на перекладине, и он неохотно по паре раз в день переворачивается. В конце концов, мы делаем мягкую перекладину, которая не давит на живот, и мягкую подстилку, на которую можно без страха шлепаться. Все это устанавливается на небольшой высоте, и ребенок с удовольствием сам подходит и кувыркается.
Для чего же нужны специалисты по гимнастике для трехлеток? Гимнастика - это особый мир, в котором слишком много тайн. Неслучайно, во многих странах, особенно на Востоке, гимнастика является составной частью религии. Поэтому пусть рядом с вами будет тренер по гимнастике, чтобы хоть изредка вас консультировать. Обратите внимание: мы пишем только о той части гимнастики, которую должен освоить любой спортсмен. Вопросов спортивной гимнастики мы намеренно не касаемся.

Задачи

В любимом фильме "Про Красную Шапочку" есть песенка-страшилка о том, как трудно придется на необитаемом острове ребенку, защищенному от всех проблем большим штатом нянек. Ни дрова рубить, ни костер разжигать, ни пищу добывать, ни от непогоды прятаться балованное дитя не научено. Да, обычному городскому ребенку не приходится решать слишком много задач, тем более бороться за выживание. Конечно, слава Богу, если не приходится в два года спасаться от опасностей и разыскивать кусок еды, но на развитии детей самым неблагоприятным образом сказывается то, что мы их предельно бережем. Нужно придумывать задачи и предлагать ребенку самому с ними справляться. Какого возраста это касается? Любого. Никитины, например, советуют не вкладывать новорожденному в рот сосок, а давать ему самому найти губами источник молока. Это задача для возраста одного дня и даже одного часа.
В месяц или два вы подкладываете ребенку руки под живот и даете самому побарахтаться, пока он их не вытащит. Или даете ему слезть с высокой подушки так, чтобы он мягко спланировал на голову, а потом попытался выбраться из этого крайне неудобного положения.
А в пять месяцев вы ставите его к бортику кровати и даете ему самому спуститься вниз. Идет чередование: вы показываете "своими" руками, как это нужно делать, потом эту задачу ребенок пытается выполнить самостоятельно. Следует только думать о безопасности головы и стоять рядом для постоянной страховки.
Обычно самая реальная задача связана именно со слезанием вниз. Взбираться вверх дети учатся довольно быстро и охотно, а вот разрешить ситуацию и занять безопасную позицию оказывается труднее. Альпинисты, кстати, говорят, что большинство проблем связано со спуском.
Для возраста около полугода хорошим тренировочным снарядом является толстая круглая рейка, которая прочно фиксируется в кроватке под разными углами. Она удобнее, чем просто стенка кровати тем, что под нее можно просунуть голову, опустить колени, под нее безопасно падать. Какие с ее помощью можно ставить задачи? Ребенок стоит на коленях, держась одной рукой за борт кровати другой - за укрепленную рейку. Покажите несколько раз, как нужно по очереди опускать руки на подушку, и дайте сделать самому. Не помогайте как можно дольше, может быть, только слегка давите на спину, чтобы обозначить направление движения. Если пройдет минута-другая и станет понятно, что он не справляется, снова помогите ему своими руками опуститься на матрас и попробуйте еще раз.
Задача: ребенок должен слезть с дивана. Покажите ему, что он должен сползать на животе ногами вперед. Повторите это десятки раз, после чего дайте ему возможность сделать это самому.
Задача: спуститься с лестницы. Мы ставили маленькую лесенку на диван, прислонив к стене, ребенка поднимали на вторую-третью ступеньку, а что-то привлекательное оставляли внизу. Ребенок должен был выбрать вариант решения: он мог либо спуститься по ступенькам, либо повернуться лицом и спрыгнуть в подушки. Возраст - девять месяцев.
Характер и сложность задач будут постоянно меняться. Задача: слезть с дерева. Задача: перейти по мостику через лужу. Задача: подняться по сыпучему склону. Возраст и разнообразие окружающей среды будут диктовать задачи.
Около трех лет очень актуальна следующая задача: ты несешься на большой скорости на роликах, тебе нужно срочно остановиться. Выбирай в уме возможности: съезд в траву, в песок, резкий разворот. По несколько раз в день со все более возраставшей скоростью мы разрешали эту задачу. Для чего? Каждая задача рождена конкретной причиной. Вы должны предусмотреть возможные опасные ситуации и разработать выходы из них для вашего ребенка. У нас был случай, когда ребенок своевольно поехал на роликах по длинному парковому спуску, мы не успели его остановить, и только метров через двести его поймал на руки выбежавший из-за кустов солдат. С тех пор ежедневно мы занимаемся отработкой задачи по разрешению этой сложной ситуации.
Мы привели только несколько конкретных примеров из множества возникающих и требующих разрешения задач. Надо представить себя и ребенка индейцами из племени сиу и ставить задачи повышенной сложности. Таким образом, вы одновременно развиваете его умственно и физически и страхуете его от травм.

Смелость и страхи

Вводя такую главу, невольно чувствуешь себя автором пионерского устава, в котором изложен кодекс юных строителей коммунизма. Но темы развития смелости и проблемы страхов обязательно нужно коснуться, потому что вы занимаетесь более сложными вещами, чем другие родители, подвергаете ребенка большим испытаниям, соответственно, и ошибки, проецирующиеся на дальнейшую жизнь, могут оказаться серьезнее, чем у других. Силовое решение проблемы смелости и страхов может оставить в сознании ребенка очень глубокий след.
Общий подход, которым мы руководствуемся: не устраивать ребенку таких испытаний, которые ему кажутся непреодолимыми. Не нужно делать долгих выстаиваний на краю бассейна или горы, когда ребенок не может решиться прыгнуть или съехать. Если нет мгновенной готовности, значит мы поставили слишком сложную задачу и необходимо ее расчленить на несколько более простых, сделать перерыв и снова вернуться к сложному рубежу. Делать это нужно как можно незаметнее, чтобы у ребенка не возникали никакие комплексы.
"Так что же это за смелость, если ребенок просто умеет съезжать с крутой горки, прыгать в воду или драться? Делать, не умея, - вот это настоящая смелость!" Такого подхода мы тщательно избегаем. Пусть наш спортсмен вырастет и сам испытывает или воспитывает свою отвагу, мы же пытаемся научить его справляться со всеми сложностями, которые ему встречаются, вместе разбирая их, а не заставляя ребенка преодолевать страх. Например, Федя Ф. боялся кататься на роликах на хоккейной площадке, потому что считал, что от ветра на площадку может свалиться металлический столб. Это было вызвано, видимо, сочетанием ветра, бегущих по небу облаков и случайной картинки, увиденной по телевизору. Мы стали залезать на этот столб, пытались его уронить, смотреть, раскачивается ли столб от сильного ветра, заметили, что на столб садится ворона (а ведь ворона никогда не сядет на столб, который может упасть...).
Если ребенок не решается скатиться с горки, пусть с самой маленькой, значит, нужно спуститься еще ниже или съезжать с ним вместе, держа за руку столько раз, сколько он просит. "Так он же всегда будет съезжать за руку!" Конечно, нет. Как только появится запас прочности, он отпустит вашу руку, она ему не нужна - ездить с рукой скучнее.
Результаты намного выше, если ребенок испытывает ощущение полной безопасности.

Принципы спортивной игры

В любой спортивной игре есть техника, которую необходимо освоить: обращение с мячом, ракетками, клюшкой, техника скольжения на коньках, решение шахматных головоломок... Но не менее важно постигнуть суть игры с ее условными правилами, единоборством, победами и проигрышами. Все это нашим игрокам в возрасте полутора лет объяснять всегда очень сложно, а чаще всего и не нужно. Кроме того, почти в любом виде спорта существуют девизы: быстрее! выше! сильнее! дальше!.. И нужно решить, нацеливать ли ребенка на результаты, измеряемые рулеткой и секундомером.
Можно придумать ситуацию, когда ребенок сам хочет быстро пробежать отмеренный кусок дистанции, а вы незаметно фиксируете его время. Но придумать такой бег наперегонки, когда ребенок старается не упасть, не остановиться, заинтересовавшись чем-то по дороге, на дистанцию больше пятидесяти метров, чрезвычайно тяжело. Старайтесь отмечать результаты ребенка как можно реже, потому что, как вы ни крепитесь, все же будете давить или обижаться на него. У нас была необходимость отмечать результаты детей для того, чтобы были какие-то ориентиры в книге, но свое родительское честолюбие и тщеславие надо всячески стараться обуздать. Иначе обязательно будет негативный результат в виде снижения интереса к самому действию.
Умный ребенок может хорошо понимать, что вот это - быстро, а вот это - намного медленнее, но что нужно для рекорда пробежать быстрее двадцати трех секунд или прыгнуть на пять сантиметров выше - это за пределами понимания ребенка. Его можно учить быстро бегать - убегать от папы или брата, или догонять их; кидать мяч так, чтобы он долетел до столба; перепрыгивать через канаву. Но внушать ребенку, что это сделать нужно ради результата, семьи, родины, денег, сладостей и так далее - кажется нам порочным и нелепым.
В Америке проводят соревнования по ползанью для малышей, очень напоминающие тараканьи бега, потому что нельзя объяснить младенцу, что он должен проползти быстрее своих коллег. Может быть, с какого-то возраста и возможно воспитать такой безумный дух соперничества, но таким образом наносится колоссальный вред человеческим качествам будущего чемпиона. И пусть лучше это будет хороший доброжелательный человек, а не агрессивный зверек. И игра для ребенка пусть все-таки останется веселой игрой, и не превращается в войну на выживание.
Для ребенка до трех лет обычные подразумевающиеся установки спортивной игры - это полная абстракция и абракадабра. Игра - это модель взрослой жизни, о которой ребенку до поры до времени лучше не знать. Представьте себе барышню, которую вы в первый раз пригласили на стадион и пытаетесь ей объяснить правила футбола, или попробуйте сами не только понять смысл бейсбола или крикета, но и увлечься ими. Это действительно очень сложно. А вы надеетесь что-то подобное растолковать пусть очень умному, но - двухлетнему! - малышу.
С другой стороны, знание правил и понимание игры очень стимулирует рост мастерства, меняет характер и облегчает учебу. Мы приводим наш собственный опыт обучения игре в хоккей. Установка - не торопиться, много месяцев шишки, баночки, мячики, шайбы - все это овечки, которых мы собираем в круг, а волчонок их из этого круга выбивает.
В какой-то момент появляется идея ворот, в которые этих овец, кур или кого-то еще (вам, может, удастся придумать) волчонок должен загнать. И тренировка идет намного продуктивнее, потому что появляется "провоз" шайбы до ворот, нацеленный удар. Но на переход к этому этапу у нас уходит четыре-пять месяцев, мы двигаемся крошечными шажками, чтобы не вызвать отвращения к игре.
Продвижение по дороге объяснения правил игры меняет эффективность занятий. Постепенно мы вносим идею вратаря, отнимания шайбы друг у друга или паса. И всю эту часть лучше не поручать старшим братьям, которые не умеют поддаваться, а это обязательно нужно делать. Первые уроки единоборства надо проводить очень легко, весело, со смехом, очень короткими порциями.
Объяснения правил должно быть незаметным фоном тренировок. В этом возрасте мы почти не учим технике (приемы все равно на вербальном уровне не передать), мы ждем каких-то природных решений ребенка, чтобы получалась самобытная нестандартная техника. Может быть, ее потом и испортят существующими методиками, а может кто-то из тренеров приспособится к естественной технике, которую жалко трогать. Кто-то из известнейших гениальных горнолыжников, кажется, Томба, имел абсолютно неправильную технику, которую никто не смог переделать, как ни старались его переучить. Гениев переучивать не следует.
Задача тренера-родителя сводится к придумыванию сказочной игры, объясняющей спортивные движения. И это неразделимо с развитием интеллекта ребенка, его способности фантазировать. Мы часто показываем мультфильм о хоккее, где волей-неволей зритель сталкивается с правилами, понятиями гола, замен, разных функций игроков, наказания за грубость на поле и т.д.
И все-таки на первом месте остается тренировка собственного мастерства ребенка, а не совместная игра с другими детьми, которая в этом возрасте может потешить родителей, но практической пользы от нее очень мало. Тысячи и тысячи ударов ракеткой важнее игры с партнером-ровесником.
Существует мнение психологов, что у обычного ребенка "условная игра" начинается после трех лет. У домановского ребенка эти сроки, конечно, значительно сдвинуты, но этим нужно специально осторожно заниматься. То, чему вы сейчас учите, когда-нибудь приведет к тому, что как игрок он будет всегда вести себя достойно. Не слишком радоваться победе, травмируя этим проигравшего, не слишком огорчаться, проигрывая - игра есть игра, и не нужно в сердцах швырять об землю шпаги, маски и ракетки. Для нас хрестоматийным примером всегда будет поведение спартаковского нападающего Александра Якушева. То есть, хорошо научить ребенка, забивая, не устраивать истерик, научить владеть собой. И такое умение должно быть заложено в самые первые годы.

Бег

Глава должна стать чемпионкой по количеству прописных истин. Каждый спортсмен должен бегать. Бег полезен для здоровья. Во время бега учащается и углубляется дыхание, и это приводит к интенсификации мозгового кровообращения и питания мозга. Мойте руки перед едой, чистите зубы перед сном и переводите старушек через дорогу.
Но на самом деле, мы живем, увы, не в Новой Зеландии, где бегает все население. Не только у простых граждан, но и у большинства спортсменов (а тем более молодых) настоящей культуры бега нет. Заставит тренер - побегаю, а так - не хочется. Мать известного российского теннисиста Кафельникова рассказывала в интервью, что они с мужем заставляли сына бегать и следили за этим из окна. И мимо окон Кафельников, действительно, бежал, но за домом и по торцам он всегда плелся шагом.
Мало детей, даже занимающихся спортом, получает удовольствие от длинного расслабленного бега. Кроме собственно бегунов, может быть, еще лыжники, да и тем не терпится поскорее на снег. И чтобы бег стал умением и привычкой, существует обычный и единственный рецепт: начать бегать с ребенком очень рано.
Доман пишет, что в институте в Филадельфии бегают с полутора лет, а к четырем годам большинство его учащихся пробегает пять километров без остановки. Он приводит так же схемы, как, начиная со ста метров, за год-два добраться до пяти километров в день. Такую схему может вычертить любой родитель, который окончил неполную среднюю школу. Но самое ужасное, что в самых идеальных условиях, в самом прекрасном парке при самой мягкой погоде без вас (вспомните Кафельникова) ребенок бегать не будет.
Еще одна прописная истина Домана: "Мешать ребенку бегать - значит тормозить окончательное развитие и формирование его мозга"(бег управляется корой головного мозга). Сколько процентов родителей поощряет бег ребенка? А ведь ходьба скучнее бега: детеныши любых животных бегут, а не идут.
Сколько родителей соглашается бегать с ребенком, когда ребенок об этом просит? Вот мы добрались до главной проблемы. Решать ее нужно следующим образом. Нужно заставить себя произнести фразу: "Каждый спортсмен, а тем более мой ребенок, обязан прекрасно бегать, и я готов помочь ему в этом!" Пока вы не начнете регулярно бегать с ребенком, дело никуда не сдвинется. Но не относитесь к этому, как к пытке. Ведь если ваше тело разленилось, вы вышли из формы, то какое счастье, что у вас появилась возможность ежедневно бегать! (Последний раз это счастье удалось испытать в Советской Армии). Не беспокойтесь, все прохожие будут смотреть на кроху, которая бежит с вами, и никто не обратит внимания на то, насколько красиво бежите вы сами, и какой фирмы у вас спортивный костюм.
У нас хватит такта не учить читателя, как нужно бегать трусцой. Мы только посоветуем: с маленькими детьми никогда не начинайте бежать от дома. Проедьте на автобусе остановку, две, три, а обратно возвращайтесь бегом. Ребенку трудно выдержать "бег в неведомое", а задачу вернуться домой он прекрасно воспримет. Старайтесь бегать по знакомой ребенку дороге, чтобы его ничто не отвлекало и дистанция не казалась длинной.
В каком возрасте ребенок может стать полноценным партнером по бегу? Приблизительно, во второй половине третьего года жизни, но может и раньше. На любовь к бегу может повлиять покупка красивых мягких кроссовок, особенно, если старший брат всегда надевает кроссовки, когда собирается на тренировку. Хорошо бегать по песку и снегу.
В этом возрасте ребенку могут быть под силу полтора-два километра легкого бега. Не старайтесь ставить рекорды, но имейте в голове цифры: тренированный ребенок чуть старше двух с половиной лет может пробегать 50 метров примерно за 20 секунд, сто метров - за 45 секунд. Это хороший средний результат.
И самое главное. Обычно обязанность бегать с ребенком ложится на плечи (вернее, на ноги) пап. И это очень несправедливо! Подключайте, пожалуйста, мам. Если они хотят иметь детей - гениальных спортсменов, пусть тоже отдуваются.

Футбол

Приходится смириться: в сутках ограниченное количество часов. Вы, скорее всего, работаете, но даже если нет, в любом случае всеми видами спорта полноценно заниматься нельзя. И нам кажется, что правильнее выделить один вид спорта и довести его до блеска, чем касаться всего понемножку и всюду только скользить по поверхности.
Футбол - это вид спорта, который и по своей популярности, и по богатству движений, конечно, можно выбирать основным. Большое преимущество футбола и в том, что маленький рост не является здесь препятствием для достижения великих результатов. Замечательно, если у вас родился мальчик (хотя для девочек существует элегантный теннис, в котором, кстати, физические данные не так уж важны).
Какие задачи мы ставим, начиная играть с ребенком полутора - трех лет? Научиться бить по неподвижному мячу - с места и с разбега. Научиться ударам с лета. Научиться вратарской подаче мяча - выбиванию его из рук ногой и коленом. Начинаем учить тому, как вести мяч ногой. Учим падению назад на мат с попыткой в падении задеть мяч ногой.
Мы думаем, что в этом возрасте домашняя игра со взрослым полезнее дикой неуправляемой игры со сверстниками. Дома можно играть маленьким мячиком, на маленькие воротики. Ребенку поочередно приходится то атаковать, то защищать ворота. Вносим понятие штрафного удара. Удары ногой в стеночку.
Достаточно отработки элементов, а пустить их в ход можно будет спустя пару лет. Учимся ударам головой и пяткой. Учимся попадать мячом в цель - в бутылку или в маленькие пустые ворота. Вбрасывание мяча двумя руками, пасы друг другу на увеличивающемся расстоянии.
Мы играем мячами разных размеров и разного веса, но большая часть тренировки проводится мячом на палке, что значительно сокращает все подготовительные операции.
Домашний футбол - это колоссальное удовольствие и отличная разрядка для взрослых. Если же у вас в семье только девочки, то их, конечно тоже можно учить ударам ногой, тем более что к тому времени, когда они вырастут, женский футбол и женский бокс уже займут свое место в программе олимпиад. Но, пожалуйста, не отдавайте своих дочек в бокс!

Баскетбол

Многие сложные игры, такие как баскетбол и ручной мяч, совершенно не обязательно начинать осваивать в год. Но существует базовое "умение", его нужно выделить и постепенно накапливать. Мы уже писали о "любви к мячу", и такие приемы как ведение мяча, бросок одной и двумя руками, игра "об стеночку" - вполне могут вводиться в программу для двух лет, и к трем годам многие вещи у ребенка уже должны получаться.
Не менее важно наличие в доме крепкого баскетбольного кольца, обязательно с сеткой - дети это очень любят. Нужно кидать в кольцо маленькие мячи и вырабатывать точность. Нам самим очень нравятся кипарисные шишки. Каждый день во время прогулок в парке мы кидаем тридцать-сорок раз в цель - по звенящим столбам и оборванным афишам. Мы тренируем точную работу рук под контролем глаза, кидаем шишки с двух рук, но основная нагрузка идет на доминантную руку.
Рекомендуемое начало занятий - 2-2,5 года. Не забудьте, что мы входим в область действий, которыми управляет развитая кора головного мозга: при броске ребенок использует доминантную сторону тела, приближая максимальную зрелость своих движений.

 

Ролики

Большинство глав в этой книге не касаются только нашего личного опыта, мы не стремимся ограничивать себя такими рамками. Но именно эта глава очень важна для нас, потому что, начиная заниматься роликами, мы шли по совершенно неизвестной нам "целине", а результаты получились сильными, обнадеживающими и полностью подтверждающими теорию, от которой мы отталкиваемся.
Нам удалось доказать себе правильность тезиса о том, что одна спортивная дисциплина должна быть доведена до максимально высокого уровня. Это сулит множество физических и умственных приобретений, очень сильно влияет на становление характера, на ощущение себя спортивной личностью, равной многим взрослым детям. Мы пишем, в основном, об одном ребенке, хотя сейчас наш опыт значительно расширился. И с разными детьми, с которыми мы общаемся, мы пробовали уже самое раннее начало катания - и в десять, и в пять месяцев. Федя Ф. начал заниматься довольно поздно. Мы уже ссылались на книгу Масару Ибука, президента японского общества раннего развития детей, в которой он рекомендует ставить ребенка на ролики в момент, когда тот учится ходить, а Феде было уже полтора года. К этому времени он давным-давно (с семи месяцев) ходил.
Вот главные положения, к которым мы пришли.
Начиная занятия до полутора лет, вы вынуждены ставить ребенка на пластиковые ролики типа "Фишер-Прайс". Лучше всего, чтобы они были с высоким сапожком, в который входит детская нога в обуви. Найти ролики подходящего размера невозможно и об этом вообще не стоит задумываться. Мы занимались в течение первого года на роликах, которые больше на десять размеров, чем нога. И это не помешало ребенку блестяще овладеть каждой из пар, на которой он катался.
"Колеса" пластиковых роликов выглядят, как широкие цилиндры, катятся они не очень быстро, и ребенок быстро выучивается на них не ездить, а устойчиво вышагивать. И это нас вполне устраивает: ему все-таки постоянно приходится контролировать свою неустойчивую обувь, и обучение уже происходит.
Но уже к двум годам мы рекомендуем сразу ставить ребенка на "ножи", на однорядные "роллерблэйдз", и чем они быстрее, тем лучше. В первые месяцы учебы все катание происходит только за руку. Самостоятельное катание мало ускоряет прогресс, небезопасно и только тешит родительское тщеславие, а ребенок чувствует себя весьма неуверенно и испытывает дискомфорт.
Обратите внимание: для занятий "за ручку" у ребенка должны быть сильные руки, и это неотделимо от ежедневной брахиации. Ребенку нужно научиться держаться только за одну руку взрослого, повисать на ней, и это не должно повлечь за собой растяжения и травмы.
Вам нужно постараться забыть о том, что ребенок на роликах, и проводить занятия в интересных местах, где все внимание ребенка будет сосредоточено на витринах, клетках со зверями, ярких огнях, шумной музыке, и отвлечено от процесса учебы. Не надо концентрироваться на роликах, ненавязчиво и незаметно выработается привычка к ним, а потом уже и удовольствие от катания. И все только за руку!
А когда же он будет кататься сам?.. Доман часто пишет, что, придерживая ребенка за руку, вы служите плохую службу его вестибулярному аппарату, который привыкает полагаться на опору, зависеть не от собственного умения и т.д.
Мы пришли к совершенно другим выводам. Сейчас мы уверены, что все дети, с которыми ездят за руку, быстрее и увереннее начинают кататься и отказываются от помощи, когда могут без нее обойтись. Ребенок довольно быстро привыкает к роликам на ногах, несмотря на то, что они относительно тяжелые. Катание тренирует мышцы ног, живота, развивает чувство равновесия, ведет к какой-то невероятной растянутости, страхующей травмы.
Много месяцев ребенок не должен серьезно падать. При этом, разумеется, мелкие падения происходят, но они не очень чувствительны благодаря маленькому весу. Ребенку необходимо самому научиться ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ, взрослый научить этому не может. Как можно дольше не катайтесь на специализированных площадках, ребенку там будет только скучно. Переходить на площадку можно, когда ребенок начинает испытывать удовольствие от катания как такового, а до этого еще месяцы и месяцы учебы. Через достаточно короткий промежуток времени вы сможете "тащить" своего ребенка за собой по делам, вы убедитесь: это намного легче, чем возить его в коляске. Большие универсальные магазины, в которых такие ровные скользкие полы, были нашим главным "плацдармом", там мы быстро отказались от катания за руку. И в тех магазинах, где сторожа были настолько умны, чтобы понять разницу между двухлетним катальщиком и носящимся на роликах подростком (катание в супермаркете, видимо, запрещено инструкцией), мы накатали самостоятельно десятки километров. При этом нам никогда не были нужны ни шлем, ни налокотники, ни наколенники. Необходимость в такой защите появилась только на роликовой площадке, когда мы стали осваивать склоны и горки. Отсутствие шлема и перчаток на площадке сразу снижает скорость учебы. Мы сделали специальные штаны с пришитыми наколенниками и взрослым наколенником, вшитым сзади и делающим безболезненными падения назад. Мы поняли, что "учить" ребенка невозможно. Все тренерские объяснения в два года не доходят до адресата. Но ребенок зато очень легко придумывает естественные ходы сам, нужно только создать ему возможность для эксперимента. Например, для отработки катания назад мы возили его по супермаркету, он держался за тележку и ехал спиной вперед. Какие движения при этом производить ногами, он придумывал сам.
Главным недостатком учебы в супере является необходимость что-то покупать. Дети, которых мамаши возят в тележках для покупок, и Федя на роликах смотрели друг на друга с завистью. Но его "зависть" быстро прошла, как только он понял цену независимости и скорости передвижения. В 2 года и 4 месяца он легко пробегал 50 метров за тридцать секунд, в два с половиной года - за 26 секунд, 100 метров - за 42 секунды. К этому возрасту он уже легко лавировал между полками магазинов и без труда ездил спиной вперед (за минуту проезжая 50 метров). В 2 года и 7-8 месяцев Федя легко проходил с нами по городу дистанцию пять-десять километров, где-то просто катясь за руку, где-то пробегая куски пути самостоятельно. Случалось, что он не снимал, да и не хотел снимать ролики по два-три часа. Мы придерживаемся старого голландского принципа: нравятся ли тебе серебряные коньки или нет, но иначе, как на коньках, до Амстердама не добраться. В солидных книгах по "детской физкультуре", с которыми мы сталкивались, рекомендуют пятилетним малышам на роликах кататься два-три раза в неделю по двадцать минут, чтобы не переутомляться. Феде эти книги мы решили не показывать.
К трем годам Федя на роликах пробегает 50 метров за двадцать секунд, а сто метров - за сорок-сорок одну секунду (мы говорим о свободном быстром катании без желания поставить рекорд или кого-то догнать).
Во время катания на площадке мы попробовали отказаться от тормоза, чтобы облегчить в дальнейшем переход ребенка на лед. Перемена оказалась неощутимой, он сразу приспособился к новым условиям торможения.
Мы придаем большое значение регулярности занятий, особенно это касается катания с гор, с крутых спусков, перешагивания и перепрыгиваний через препятствия на площадке. Даже несколько минут в день могут поддержать уровень, иначе вы откатываетесь назад и теряете все, что приобрели. Главное, что крутые спуски, повороты требуют известной решимости и смелости ребенка, и не нужно заставлять его все время совершать подвиги: если вы катаетесь каждый день, то, что казалось подвигом, превращается в привычное дело.
К трем годам мы освоили большое количество роликов. Существуют еще очень верткие двухрядные ролики, они требуют другого развития мышц, несколько иных движений ног и корпуса, и в течение дня мы хоть несколько минут катаемся на разных парах. Все-таки постоянные тренировки в любом виде спорта вызывают пресыщенность, и для нашего героя главное удовольствие - побегать без роликов. Но он хорошо понимает, что далеко идти без роликов - это большая нагрузка, и никогда от роликов не отказывается. И где-то после года тренировок появилась любовь к скорости на спусках, и он много раз подряд на площадке забирается на горы и съезжает вниз.
Практический вопрос: можно ли купить роликовые коньки в городе Н.? Этого мы не знаем. Жизнь подсказывает, что если вы чего-то хотите, достать всегда можно. К сожалению, пришлось убедиться, что на дорогих роликах кататься намного лучше, чем на дешевых, и прогресс тоже ощутимее. Но это скорее исключение, чем правило: занятия спортом с ребенком можно построить очень дешево, так что они будут по карману большинству семей.
Ролики ставят перед ребенком сложные задачи и совершенствуют его физические данные. В условиях севера ролики могут быть хорошим подспорьем лыжам и конькам - ведь кататься не обязательно на улице, можно и в школах, длинных коридорах, вестибюлях. Не забывайте, что все профессиональные игроки НХЛ, в том числе и Вейни Грецки, летом много времени катаются и играют в хоккей на роликах!

 

 

32. Хоккей (дневник очень юного хоккеиста)

Мы не специалисты по хоккею, но надеемся, что станем таковыми, когда наши дети еще немного подрастут. А пока мы с удивлением открываем для себя, что настоящая клюшка должна быть с загнутым крюком и такой длины, чтобы доставать до подбородка, по телевизору всего этого было не разглядеть. Но как люди, жившие некоторое время в Канаде, где хоккей является государственной религией, мы свидетельствуем, что канадские папы дарят своим канадским сыновьям их первую клюшку на третий день рожденья и отправляют в хоккейное плаванье. Мы же к этому возрасту уже сломали пять утяжеленных пластиковых клюшек и остановились на деревянной с автографом Марио Лемью. Мы отпилили от нее половину, но все равно она выше своего хозяина.
Мы решили в этой главе вместо сухих рекомендаций дать отрывки нашего спортивного дневника.
2 года 3 месяца. Купили набор пластиковых клюшек и пластиковых мячиков. Мячи на второй день укатились на шоссе под колеса и мы обзавелись мешком сосновых шишек и несколькими высохшими лимонами. Каждый день разыгрываем сюжет: Федя (на роликах) выбивает шишки на дорогу, а мы защищаем край тротуара и "понарошке" сердимся на него.
2 года 5 месяцев. Игра происходит на роликовой площадке. Для оживления мы раскладываем шишки вдоль глубокой ямы, а Федя объезжает ее, сбивая шишки вниз. Клюшки оказались слишком легкими, и мы начали день ото дня утяжелять их, доведя одну до шестисот граммов, а вторая, родительская, весит килограмм. Тяжелой клюшкой тоже делается десять-пятнадцать ударов, своей же он бьет мощно и свободно. Перешли на кипарисные шишки, потому что от сосновых отлетают чешуйки, которые мешают кататься, и нам стали делать замечания. После дождей много времени проводим в лужах, выбивая воду в сторону прохожих. Веселая озорная игра, очень вредящая подшипникам роликов. Она требует большой устойчивости на коньках, но все-таки дважды за месяц упал в лужу.
2 года 7 месяцев. Каждый день по сто ударов на площадке. Уже неделю назад начал возить крышечки от кока-колы до водосбросного люка и вталкивать их туда клюшкой. Работает клюшкой как специализированным тонким инструментом. Из-за его консервативности, каждое введенное новое упражнение пару дней вызывает протест, но зато потом становится непременным ритуалом. Если он сам придумает, как выгоднее всего возить крышечки до люка, это будет какой-то полностью природный хоккей, его этому никто не учил. В пластиковые клюшки вставляем длинные металлические штыри, но все равно они выдерживают недолго.
2 года 9 месяцев. Практически с начала занятий стала меняться техника его катания. Чтобы было удобнее ударить шайбу, мальчик начал откатываться назад, ехать задом по кругу. Сегодня он естественно с легкостью может ехать с клюшкой назад, как возвращающийся к своим воротам защитник. Частью тренировки стали удары по воротам и длинный пас теннисным мячом. Выполняет довольно точно. Несколько минут мы пасуем друг другу мяч через длинный "барьер", похожий на высокую волну (на роликовой площадке есть целая цепь подобных препятствий). Мяч всякий раз появляется на гребне в неожиданном месте, и Федя стоит наготове, пытаясь бить по катящемуся с горки мячу. Полюбил ли он за полгода игру? Не знаем. Забираться и ехать с гор он точно любит. Играет тоже всегда охотно, но сам не предлагает. Может быть, любовь возникнет позже.
Последние фразы дневника можно было бы и опустить, но нам важно сказать, что от ребенка первых лет жизни не нужно ждать сумасшедшего энтузиазма и влюбленности в игру, которая естественна для шести-семи-восьмилетнего мальчика. Главное, чтобы не воспитал<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.