Как догонять сверстников из Филадельфии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Как догонять сверстников из Филадельфии

2019-12-19 104
Как догонять сверстников из Филадельфии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнивая достижения вашего ребенка с таблицей в предыдущей главе, вы можете примерно представить, существует ли отставание от потенциальных возможностей ребенка и насколько оно велико. Компенсировать его в первые шесть лет жизни не только возможно, но и не слишком сложно, если продуманно, последовательно и постоянно заниматься, тогда как в дальнейшем это опережение в спортивных шансах компенсировать невозможно никакой работоспособностью. Помните, что чем быстрее ребенок совершенствуется физически, тем интенсивнее развивается его мозг, и дополнительным резервом для усовершенствования движений является рост интеллекта ребенка. Чемпионы будущих лет - это, прежде всего, большие умницы.
Конечно, на каждом этапе, наверстывая упущенное, вам придется ставить перед собой разные задачи - в зависимости от цели каждой стадии, от того, что ребенок уже умеет и какого он возраста. Может быть, его несоответствие возможностям возраста будет непропорциональным: общая мобильность высоко развита, а мануальные навыки "отстают" или наоборот... Никому не под силу предугадать и описать все варианты, которые могут возникнуть в действительности, поэтому можно попытаться сформулировать только некие общие положения, если таковые вообще существуют.
Прежде всего, ваша деятельность должна иметь цель: составьте себе план (лучше всего письменный), выясните, что ребенок к этому моменту должен уметь, чему сейчас необходимо научиться, какие упражнения на данном этапе являются ведущими. Вернитесь к тем стадиям, которые уже пройдены, вспомните, как они выглядели.
Многие авторы пишут, что нет ничего страшного в том, что ребенок не ползал, а сразу в какой-то момент пошел. Скорее всего, это неверно. Доман придает невероятное значение ползанью. Он считает, что стоит отвергнуть этот вид подвижности - и могут возникнуть последствия, о которых мы даже не предполагаем. Существует сильнейшая взаимосвязь между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке. "Ближнее" зрение, которое помогает ползать, - это то же зрение, с помощью которого мы рисуем, пишем, читаем, лепим. Доман утверждает на основе многочисленных исследований, что первобытные народы, в жилищах которых нет полов, (и их младенцы поэтому лишены безопасной возможности ползать), не имеют письменности и искусство их примитивно. Цивилизация, по его мнению, начинается с ползанья. Ручные навыки - в том числе самые сложные и изощренные - оказывается, связаны с этим младенческим занятием. Может быть, великие художники, скрипачи, хирурги были когда-то неостановимыми ползунами?..
Хотя все эти далеко идущие выводы и не связаны напрямую со спортом, важно отметить, насколько серьезное значение могут иметь самые обычные движения наших детей, которым мы порой умиляемся, над которыми можем посмеиваться или попросту не замечать. Видимо, все происходящее с ребенком в эти годы, существенно.
Итак, что делать, если вам кажется, что ваш уже подросший малыш в свое время "недоползал"? Не заставлять же его забыть о прямохождении и вернуться к передвижению на карачках? Нет, но можно придумать игры, которые подталкивают к движению на четвереньках, занятия, для которых вы поощряете ребенка ползти.
Если у вашего ребенка есть младший брат или сестра, предложите ему учить их ползать: пусть он показывает, как это делается.
Среди упражнений на "любой возраст", пожалуй, главным является хождение на руках по горизонтальной лестнице. Оно имеет колоссальное значение для развития и мануальных навыков, и дыхательной системы, и - как следствие - интеллекта. Доман подробно описывает все этапы подготовки к этому упражнению: висение новорожденного на пальцах родителей, на деревянном штыре, потом на турнике и трапеции в дверном проеме и так далее. Так вот, если ваш ребенок уже в состоянии сам пройти на руках, удерживая собственный вес, вы все равно должны начать с того этапа, когда он проходит лестницу с вашей значительной поддержкой. Таким образом, вам удастся пройти намного большие расстояния и компенсировать упущенное.
Это упражнение должно проводиться много раз в день, ребенок должен хорошо себя чувствовать, держась за деревянную рейку, испытывать удовольствие от передвижения на руках. Помочь ему полюбить это движение - важная задача, требующая кропотливой работы.
Можно сказать, что это является важным общим пожеланием: нужно обеспечить ребенку облегченное движение. Движение, которое он осваивает, должно проводиться если не в условиях невесомости, то все же как будто он ходит, ползает, лезет или бежит по Луне. Вы постепенно подводите ребенка к тому, что он выполняет движение в полную силу, до этого - множество раз с вашей поддержкой, в облегченном варианте, до закрепления. Катание на велосипеде, например, может существовать в облегченном варианте, когда к велосипеду прикреплена рукоятка, которой вы поддерживаете движение. Такое занятие укрепляет силу ног и исключительно важно для развития координации. Бег вниз под горку, ползанье с горы, ходьба на склоне - это группа облегченных движений, которые должны быть в вашем арсенале. Постарайтесь как можно больше движений совершать, объединив ваши руки в одну - то есть, вы берете руку ребенка и ею рисуете или отбиваете мяч ракеткой и т.д. Это позволяет сделать много повторов, при этом рука (вернее, мозг) запоминает правильное движение.
Еще один путь: учиться движению из более высокого этапа. Примером может быть "шагание" новорожденного. Мы используем существующий шагательный рефлекс, но совершаемые ребенком действия прочерчивают и укрепляют в мозгу необходимые связи, которые помогут в будущем научиться ходить.
Мы понимаем, что любому человеку удобнее вместо общих слов получить готовые рецепты. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители чувствуют, что они запустили ребенка, готовы им заниматься, но они не знают, с чего начать аварийный работы.
Мы попробуем дать примерную схему усиления каждого из этапов.
1-я стадия. Проблема: ребенок не начинает ползать.
Горка должна быть такой крутизны, что любой ребенок вынужден начать ползать. Придерживайте его спинку, если вам кажется, что склон слишком отвесный. Можно попробовать слезание с крутых подушек на мягкий матрас, когда ребенок вынужден искать выход из неудобной позы.
2-я стадия. Проблема: ребенок не встает на четвереньки.
Укрепите горизонтальные рейки на стенке кроватки на разных уровнях. Многократно укладываете руки ребенка на эти рейки, чтобы он сам начинал подтягивать под живот ноги. Под живот и грудь подложите валик (из сложенного одеяла, например). Сократите ширину кровати, чтобы ребенок мог упираться ногами во что-нибудь, когда он будет пытаться подтянуться на руках.
Силовое обеспечение: массаж рук, сгибание-разгибание ног, висы. Несколько раз в день укладывайте ребенка на живот и приподнимайте его за руки вперед и вверх для того, чтобы тренировались мышцы спины и он пытался сам вставать на колени.
3-я стадия. Проблема: ребенок не встает в кровати.
Горизонтальные бары вдоль всей кровати на разной высоте. Много работать над силой рук. Учить браться за горизонтальную рейку, потом отпускать ее и отползать: многократные повторения этого действия. Своей рукой вы снимаете и снова накладываете руку ребенка на рейку. Можно прикрепить крепкий кожаный ремень так, чтобы он спускался со стены в кроватку. Хватаясь за него, ребенок сможет вставать.
Желание вставать должно быть поддержано разнообразными интересными "аттракционами", созданными на стене около кровати: радио, которое он может сам включать, колокольчики, зеркало, гитара, игрушки, погремушки, привязанные детские книжки - все, что вы сможете придумать. Распределите привлекательные предметы вокруг кроватки, чтобы ребенок передвигался по ней.
4-я стадия. Проблема: ребенок встает в кровати, начал ходить вдоль бортиков, но самостоятельно не ходит.
Должна быть обеспечена максимальная возможность ползать по квартире и ходить в кровати. Мы использовали круглую палку, которая лежит на бортиках поперек кровати и свободно двигается: ездит вдоль бортов. Ребенок ходит за этой осью, держась за нее, висит на ней, когда ось уезжает вперед.
С того момента, когда ребенок встал и начал делать первые шаги в кровати, можно использовать ходунок, который активно включает ребенка в жизнь, делая его полноценным членом семьи и стимулируя желание двигаться.
Для того чтобы помочь сделать первые самостоятельные шаги, хорошо сузить ширину кровати дополнительной деревянной рейкой. Отталкиваясь от нее, ребенок сможет сделать только одно крошечное движение, чтобы достичь противоположного "берега". Постепенно по капле это расстояние нужно увеличивать.
Силовое обеспечение: много висеть на руках.
Очень важно обеспечить безопасность падений в кровати (страх удариться тормозит активность). Обмотайте все основные рейки, углы страховочными подушечками, толстыми мягкими жгутами, чтобы борта выглядели, как деревья на трассе мотокросса. На голову можно надевать мягкий обруч, смягчающий удары лбом.
Не забудьте использовать возможность ходьбы по пляжу, где падать совсем не больно. Хорошо на это время переехать в Бразилию, где очень хороший песок на пляжах.
5-я стадия. Проблема: ребенок начал ходить, но он не бегает.
Много ходить по пересеченной местности, по снегу, на песке. На этом этапе нужно ввести ролики, пусть намного большего размера, в которые он будет влезать в ботинках. Можно попробовать надевать эти ролики, когда ребенок в ходунке или внутри стула, к ножкам которого приделаны колесики (сидение снято). Это необходимо, чтобы подстраховать падения. Лучше, чтобы ребенок на роликах не падал очень долгое время.
Дома должна обязательно быть установлена горизонтально (а еще лучше под небольшим углом) лестница, которую ребенок несколько раз в день проходит на руках. Вы поддерживаете его, приучая двигаться, перебирая руками.
Лучше всего перестать пользоваться лифтом и коляской, а часто и автобусом. Постепенно проходить все большие расстояния, бегать вместе с ребенком.

 

Кровать-трек. Ползанье

Мы надеемся, что вы уже поняли: ползанье - это основа будущих олимпийских успехов. Для того чтобы ребенок пополз, не нужно предпринимать ничего героического. Младенец сам готов превратить хаотические движения рук и ног в движение в одном направлении - дайте ему только справиться с силой земного притяжения! обеспечьте наклонную плоскость, на которой земное притяжение будет, наоборот, помогать. Конечно, идеальным приспособлением является длинная дорожка с бортами, "трек", длиной 3-4 метра, с не очень скользким покрытием. На этой дорожке ребенок может проводить много времени, постепенно проползая ее целиком. Устанавливая ее под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не "соскальзывания" вниз. Но в реальных квартирах такие длинные треки некуда ставить, и первые два-три месяца дорожкой для ползанья может служить обычная детская кроватка с жестким матрасом.
Можно менять угол наклона дорожки, подкладывая что-нибудь под матрас. Постепенно ребенок начнет ползать и по горизонтальной поверхности, но угол наклона можно менять и в течение дня, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться. Дети часто довольно громко кричат во время ползанья, в институте Домана считают, что таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке.
Если крик не перерастает в истерику, на него не нужно обращать особенного внимания. Ведь ребенка ползти никто не заставляет, он в любую минуту может остановиться и просто лежать на животе, так что не нужно думать, что он кричит из-за того, что вы его мучаете.
Ползанье можно попытаться активизировать, дотрагиваясь до верхней губы малыша. Как алеутские собаки бегут за рыбой, которую погонщик держит перед ними на шесте, так и ребенок начинает ползти, стараясь дотянуться ртом до вашего пальца. Обман вполне безобидный.
Ребенок должен свое "отползать". Даже если он уже научился ходить, не мешайте ему ползать в свое удовольствие.
В первые месяцы покрытие должно быть плотным, теплым, сухим, уютным, в нем не должна "увязать" нога, поэтому ватные одеяла, диваны и т.д. не очень подходят. При этом об эту поверхность не должно быть больно ударяться носом. Уже в три-три с половиной месяца ребенок может начинать ползать по полу, выбираясь из комнаты. Вы, разумеется, будете стараться, чтобы пол все время бы вымытым, но не нужно превращать это в психоз. Сильный трехмесячный ребенок не станет облизывать пол, ведь голова у него будет высоко поднята, а "вытиранием пола" занимается живот. А не будет ли он биться головой о каменный или деревянный пол? Вы воспитываете очень умного ребенка: ударившись один раз, он поймет, что это больно, и постарается всячески таких ударов об пол избегать. Мы считаем, что дистанция, которую ребенок проползает, важнее, чем обязательная горизонтальная поверхность и полная нагрузка.
Некоторые дети к четырем месяцам начинают преодолевать большие расстояния не ползаньем, а перекатыванием вбок. К этому тоже нужно относиться с большим уважением, ведь это значит, что ребенок понял принцип движения. Создайте пространство для беспрепятственного верчения, не забудьте обеспечить мягкость падений (положите, например, свернутые одеяла, подушки и пр.), если ребенок любит перекатываться по широкой кровати, а не на полу.
Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко ползти, чтобы ничто ему не мешало (сковывающая одежда, неровная или слишком мягкая поверхность), иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Если вы видите, что прогресса в ползанье нет, срочно что-то измените. Может быть, вам придется купить ковер с коротким ворсом или все-таки сколотить трек по Домановскому или собственному образцу. Не поленитесь, если почувствуете необходимость помочь вашему ребенку начать активно ползать.

Массаж и ежедневный спорт

В каком-то смысле, все, что вы делаете с ребенком в первые месяцы (физический контакт), является массажем. Это многочисленные движения, которые мы совершаем его ногами или руками, и весь спектр растираний, сжатий, поколачиваний и все остальное, чем занимаются в турецких банях. И, конечно, лучше всего посмотреть, как работает профессиональный массажист, и перенять его подход и его приемы. Наше занятие с ребенком в первые месяцы обычно начинается со сгибания ног, прижимания коленей к животу (ребенок лежит на спинке). Делайте это, держа в руках его колени, важно, чтобы они были в тепле и фиксированы. "Поборитесь" с ребенком, если он сопротивляется сжатию, очень плавно отводите колени в стороны, чтобы разработать тазобедренный сустав.
Массируем икры, колени, бедра. Держа ребенка за ноги, переворачиваем его со спины на правый, потом на левый бок. Это упражнение можно делать медленно, давая ему возможность попытаться перекатиться набок самому, или очень быстро: вертеть его туда-сюда. В упражнении развиваются мышцы живота.
Ребенок лежит на животе. Очень аккуратно поднимаете его ноги, оставляя голову на матрасе: упражнение на разгибание позвоночника. Также из положения на животе: стоите перед ним и поднимаете его за пальцы, оставляя живот и колени прижатыми к мату. Пока ребенок недостаточно хорошо держит головку, упражнение делается очень медленно и с маленькой амплитудой, Но очень скоро задние группы мышц шеи позволят вам высоко поднимать ребенка, оставляя на мате только стопы.
Повисания ("висы") на ваших пальцах. В первый месяц используем хватательный рефлекс, но вскоре ребенок уже умеет освобождать хватку и висит очень недолго. К этому моменту родители уже достаточно опытны, чтобы не уронить младенца, но упражнение приходится повторять часто.
Берем ребенка в руки и сотню раз "прыгаем" с ним, ударяя его пятками об пол (можно делать это же на стуле, на твердом диване, у себя на коленях).
Ребенок на животе, массируем ему - как призовому боксеру - плечевой пояс. Плечи можно сжимать довольно сильно (когда это делается маленькому ребенку, выглядит весьма забавно). Перекрестные сжатия: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога. Это "подготовка к зрелому перекрестному ползанью, хождению и бегу. Массируем ягодицы. Подкрепляем шагательный рефлекс, вышагивая по мату, но весь вес ребенка остается на ваших руках.
При наличии элементов косолапости чуть-чуть подтягиваем пяточки, удлиняя ахиллесово сухожилие (это упражнение - только после консультации с детским ортопедом). Разрабатываем стопы - мягкие вращения в разные стороны.
Ребенок лежит на краю дивана, дайте ему прогнуться "над пропастью", как корабельной ростре. Это же упражнение можно делать, держа ребенка на вису перед собой так, чтобы он ножками обхватил ваш живот (головой вниз). Вы передвигаете свои руки от груди ребенка к его животу, позволяя ему на короткие моменты удерживать себя самому горизонтально "над обрывом".
Пройдитесь пальцами и кулаком по позвоночнику. Ребенок лежит на груди, дотрагиваясь до его верхней губы, дайте ему позадирать голову вверх. Покачайте его вниз головой, держа за икры. Для этого упражнения лучше выбирать комнату, в которой нет бабушки.
Когда ребенок лежит, положите ему руки назад вдоль туловища или даже подсуньте их ему под живот: пусть он постарается выдернуть ручки из-под живота и научится вытягивать их вперед.
Довольно рано нужно начинать учить ребенка падать, раз за разом роняя его в подушки. Он сам научится страховать себя руками.
К полугоду от разминания мышц и суставов мы постепенно отказывались, потому что ребенок сам уже очень много двигался, и на эти упражнения просто не оставалось времени, но если у вас хватает сил, то, конечно, лучше не прекращать массаж и делать его ежедневно.
Полугодовалого ребенка нужно учить слезать с дивана на животе, спуская сначала ноги. Множество раз нужно поворачивать его ногами к краю дивана, это тоже может быть элементом ежедневного спорта.
Проведя все упражнения, мы даем ребенку ползать, а чуть позже - ходить вдоль бортов кровати или за поперечной перекладиной, которая передвигается вдоль всей кровати, заставляя ребенка повиснуть на ней или быстро идти за ней следом.
Мы придаем большое значение частым повторениям упражнения. Например, трехмесячного ребенка мы учим браться за деревянную рейку, укрепленную горизонтально к бортику кровати. Мы делаем это по пять-семь раз за занятие, и повторяем пять-десять раз в день. Быстрых результатов ждать не приходится, но проходит неделя, две недели, и можно заметить, что ребенок привык к ощущению дерева, он сам берется за рейку и отпускает ее. Мы сужаем пространство кровати, чтобы он мог упереться ножками: он отталкивается ногами, встает на четвереньки и сползает с подушки, на которой он лежит грудью. То есть, происходит целая серия движений, которая и составляет занятие. Эта цепь разных мелких скоро приведет к тому, что ребенок подтянется за верхнюю планку и встанет - сначала на колени, а потом и на ноги. Это большое потрясение даже для опытных родителей. Не забудьте, что пришла пора опустить дно кровати ниже: наш герой становится социально опасен.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.