Занятия первого дня и первого месяца — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Занятия первого дня и первого месяца

2019-12-19 101
Занятия первого дня и первого месяца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семь этапов

В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга.
Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.
От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым ничем специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если знать, чему и в какой момент следует обучать ребенка. К этим этапам, подробно описанным и проанализированным в книге Домана, мы еще вернемся. А теперь нужно сказать об очень важных рефлексах, с которыми человек появляется на свет.

Рефлексы новорожденного

Необходимо уточнить: мы имеем в виду не все рефлексы, которых много сотен, а те главные, которые мы можем использовать в своей работе: хватательный, ползательный, шагательный, плавательный и отчасти другие. Эти рефлексы, если их не использовать, постепенно исчезнут, и ребенка придется заново учить ползать, плавать, ходить. Но в нашей власти эти рефлексы "законсервировать" на много месяцев и не дать им бесполезно пропасть. С помощью врожденных рефлексов мы начинаем двигаться по "лестнице" Домана. Похоронив эти рефлексы, мы тоже неминуемо будем взрослеть, но с запаздыванием, по капле собирая отдельные беспорядочные движения. А нужно ли включать в действие рефлексы, с которыми человек рождается? Если нет, то зачем, скажите, он с ними рождается? А вот почему большинство людей этого не делает, несмотря на то, что все так просто, предстоит решить читателю.

Здоровье

Относятся ли вопросы здоровья к нашей "олимпийской" теме? Несомненно. В первые годы жизни физическое развитие напрямую связано со здоровьем: любая болезнь отбрасывает ребенка далеко назад. Мы не собираемся слишком подробно останавливаться на этой теме, нам важно охарактеризовать свой подход. Принципиально он совпадает с позицией семьи Никитиных, подробно изложенной в их книгах (см. Библиографию). Главные требования - это естественное вскармливание, закалка, минимальная одежда, простая еда.
Мы думаем, что важен даже минимальный срок кормления ребенка грудью (если по каким-то причинам невозможно делать это весь первый год жизни). Это существенно и для здоровья и для контакта с матерью. Между полностью искусственным вскармливанием и хотя бы месяцем грудного кормления есть огромная разница. Прикармливание молочными смесями, как бы их ни рекламировали, всегда аллергизирует ребенка, поэтому не нужно торопиться к ним прибегать. Мы придаем большое значение небольшим очистительным клизмам, которые выводят из организма все лишнее, устраняют газы - причину плача, помогают ребенку спокойно спать. Может быть, в каких-то идеальных сказочных условиях в этом нет необходимости, но сегодня об экологически чистых продуктах говорить не приходится, мы не едим ничего без консервантов. Чтобы ребенок был здоров, отработанным материалом лучше его не отравлять. "Да у него и так самостоятельный стул!" - говорят многие матери. Поверьте, со стулом выводится только малая часть того, что необходимо удалять. (Разумеется, это относится еще в большей степени ко взрослым, в том числе и к беременным, и кормящим матерям).
Мы являемся сторонниками водной закалки новорожденного - "светский" вариант крещения - в холодной воде (от шести до двенадцати градусов). После него дети становятся намного крепче, редко болеют, вы гарантируете их от простудных заболеваний. После водной закалки включается естественный механизм терморегуляции, который помогает ребенку компенсировать перепады температуры, сквозняки. Слишком тепло одевая ребенка, перекутывая его, мы сбиваем работу этого механизма, вмешиваемся в естественные процессы терморегуляции в организме. Подробнее о водной закалке и "светском" крещении новорожденного см. книги Никитиных и Скрипалева. Мы не хотим, чтобы это путали с церковным крещением, которого мы не касаемся. В прошлом в России крестили только в ледяной воде, сегодня этого никто не придерживается, а механизм терморегуляции включается только при погружении ребенка в холодную воду.
Среди ежедневных процедур хотим предложить обтирание снегом. Мы живем в жаркой стране, снег у нас есть только в морозилке (есть, оказывается, свои преимущества и у старых холодильников). Мы начали обтирания, когда ребенку было две недели. Это микрошок, но воздействие должно быть предельно коротким - секунду. Натуропаты считают, что это способствует вымыванию токсинов из организма. Важен момент очищения.
Еще одно обыденное закаливающее действие: обливание холодной водой. Мы всегда подмываем ребенка теплой водой, но под конец окатываем ледяной. Ребенок не слишком счастлив, но после этого лежит спокойно и почти никогда не мерзнет.

Где мы находимся

Легко можно себе представить, что сейчас вашему ребенку уже не месяц и даже не год. Вы захотели с ним активно заниматься, несмотря на то, что много времени уже потеряно. Прежде всего, необходимо выяснить, какого этапа своего развития достиг ваш ребенок. Доман сопроводил свою книгу о физическом развитии детей специальной таблицей, которая до русского читателя не дошла. Таблица эта называется "контур развития". Этот контур начинается с хронологического возраста, который делится на семь стадий и дан в месяцах (до 72 месяцев, то есть, шести лет). Существуют основные показатели так называемого физического и мануального (развитие рук) интеллекта, по которым можно определить, на какой стадии находится ребенок.
Напоминаем, что каждая из ступеней означает включение следующего уровня мозга, который начинает контролировать самые сложные на сегодняшний день движения.
Стадия 1. Медулла (костный мозг). Показатели: движения рук и ног при неподвижности тела. Возраст: момент рождения.
Стадия 2. Управление принимает участок мозга, называемый понс ("мост"). Показатели: ребенок начал ползать (перемещаться в пространстве) и сознательно разжимать ладонь. По Доману, дети в среднем достигают этого уровня в 2,5 месяца. Пожалуй, это единственный показатель Домана, который нам непонятен. Нам кажется, что для Европы этот возраст "среднего ползанья" наступает гораздо позднее.
Стадия 3. Управление переходит к среднему мозгу. Ребенок встает на четвереньки и начинает сознательно поднимать предметы. Средний возраст: 7 месяцев.
Стадия 4. Участок "первоначальной коры" головного мозга. Ребенок пошел. Он овладел способностью брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Это действие называется "корковым противопоставлением". В среднем дети достигают этой стадии в 12 месяцев.
Стадия 5. Кора головного мозга на ранней стадии ("ранний кортекс"). Ребенок ходит, держа в руках предмет, не используя руки для балансирования. Он научился поднимать различные предметы двумя руками одновременно. Возраст: 18 месяцев.
Стадия 6. "Первобытная кора". Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения (левая рука и правая нога впереди, правая рука и левая нога позади; потом наоборот). Ребенок использует одновременно обе руки, причем одна из них помогает другой (какая-то рука начинает преобладать и становиться доминантной). Нормальный ребенок достигает этого в 36 месяцев.
Мы еще не описали все стадии, но в этом месте должна быть оговорка. Мы пишем книгу о ребенке до трех лет. Обычный ребенок, с которым не производятся специальные занятия, в этот момент добирается до шестой стадии. "Домановский ребенок" достиг ее еще полтора года назад.
Стадия 7. Переходим к взрослой "развитой коре". Показатели: использование одной ноги в качестве опорной, использование при письме доминантной руки. Возраст: 72 месяца (шесть лет). Это вехи пути ребенка, с которым специально ничем не занимаются. Видимо, большинство из нас выросло по этим данным.
А вот результаты, которых может добиться любой ребенок, занимающийся по системе Домана:
2-я стадия: 5 недель
3-я стадия: 3,5 месяца
4-я стадия: 6 месяцев вместо 12
5-я стадия: 9 месяцев вместо 18
6-я стадия: 18 месяцев вместо 36
7-я стадия: 36 месяцев вместо 72
Таким образом, средний результат ускоренного развития - вдвое выше обычного. Есть еще сверхспособные дети или их сверхспособные родители, которые добьются еще больших успехов. В таблице Домана есть еще рубрика "мировой рекорд" для каждой стадии, но эти феноменальные результаты относятся к области экспериментов, а мы пишем о стабильных показателях, которых добиваются сотни тысяч "домановских" детей. То, чего мы, без каких-нибудь сверхусилий, только последовательными занятиями смогли достичь сами, может быть "экспериментом" только для отдаленных сел Ирана.
"Для чего все это нужно?" - остановимся еще раз на этом материнском вопросе. Лет двести назад таким же наивно-естественным был вопрос, для чего нужно учить ребенка читать. Ведь никто в нашей деревне (городе, стране) не читает! Мы считаем, что не нужно ориентироваться на то, что делает (и чего не делает) "население". Волновать вас должно только то, что будет естественной, не тяжелой программой для вашего ребенка. Так вот, ползать с первых дней жизни для ребенка (котенка, слоненка и других млекопитающих) не является "неестественной нагрузкой". А все остальные этапы из этого вытекают.
Давая таблицу Домана, мы приводим только данные по мануальному и двигательному развитию, но есть еще таблицы для развития зрения, слуха, тактильной чувствительности и языковых навыков: они проходят те же стадии. Мы должны еще добавить, что в своей работе с ребенком мы не стремились скорее добраться до последней стадии, решив развивать оба полушария мозга, а это чуть задерживает развитие.

 

Кровать-трек. Ползанье

Мы надеемся, что вы уже поняли: ползанье - это основа будущих олимпийских успехов. Для того чтобы ребенок пополз, не нужно предпринимать ничего героического. Младенец сам готов превратить хаотические движения рук и ног в движение в одном направлении - дайте ему только справиться с силой земного притяжения! обеспечьте наклонную плоскость, на которой земное притяжение будет, наоборот, помогать. Конечно, идеальным приспособлением является длинная дорожка с бортами, "трек", длиной 3-4 метра, с не очень скользким покрытием. На этой дорожке ребенок может проводить много времени, постепенно проползая ее целиком. Устанавливая ее под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не "соскальзывания" вниз. Но в реальных квартирах такие длинные треки некуда ставить, и первые два-три месяца дорожкой для ползанья может служить обычная детская кроватка с жестким матрасом.
Можно менять угол наклона дорожки, подкладывая что-нибудь под матрас. Постепенно ребенок начнет ползать и по горизонтальной поверхности, но угол наклона можно менять и в течение дня, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться. Дети часто довольно громко кричат во время ползанья, в институте Домана считают, что таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке.
Если крик не перерастает в истерику, на него не нужно обращать особенного внимания. Ведь ребенка ползти никто не заставляет, он в любую минуту может остановиться и просто лежать на животе, так что не нужно думать, что он кричит из-за того, что вы его мучаете.
Ползанье можно попытаться активизировать, дотрагиваясь до верхней губы малыша. Как алеутские собаки бегут за рыбой, которую погонщик держит перед ними на шесте, так и ребенок начинает ползти, стараясь дотянуться ртом до вашего пальца. Обман вполне безобидный.
Ребенок должен свое "отползать". Даже если он уже научился ходить, не мешайте ему ползать в свое удовольствие.
В первые месяцы покрытие должно быть плотным, теплым, сухим, уютным, в нем не должна "увязать" нога, поэтому ватные одеяла, диваны и т.д. не очень подходят. При этом об эту поверхность не должно быть больно ударяться носом. Уже в три-три с половиной месяца ребенок может начинать ползать по полу, выбираясь из комнаты. Вы, разумеется, будете стараться, чтобы пол все время бы вымытым, но не нужно превращать это в психоз. Сильный трехмесячный ребенок не станет облизывать пол, ведь голова у него будет высоко поднята, а "вытиранием пола" занимается живот. А не будет ли он биться головой о каменный или деревянный пол? Вы воспитываете очень умного ребенка: ударившись один раз, он поймет, что это больно, и постарается всячески таких ударов об пол избегать. Мы считаем, что дистанция, которую ребенок проползает, важнее, чем обязательная горизонтальная поверхность и полная нагрузка.
Некоторые дети к четырем месяцам начинают преодолевать большие расстояния не ползаньем, а перекатыванием вбок. К этому тоже нужно относиться с большим уважением, ведь это значит, что ребенок понял принцип движения. Создайте пространство для беспрепятственного верчения, не забудьте обеспечить мягкость падений (положите, например, свернутые одеяла, подушки и пр.), если ребенок любит перекатываться по широкой кровати, а не на полу.
Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко ползти, чтобы ничто ему не мешало (сковывающая одежда, неровная или слишком мягкая поверхность), иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Если вы видите, что прогресса в ползанье нет, срочно что-то измените. Может быть, вам придется купить ковер с коротким ворсом или все-таки сколотить трек по Домановскому или собственному образцу. Не поленитесь, если почувствуете необходимость помочь вашему ребенку начать активно ползать.

Массаж и ежедневный спорт

В каком-то смысле, все, что вы делаете с ребенком в первые месяцы (физический контакт), является массажем. Это многочисленные движения, которые мы совершаем его ногами или руками, и весь спектр растираний, сжатий, поколачиваний и все остальное, чем занимаются в турецких банях. И, конечно, лучше всего посмотреть, как работает профессиональный массажист, и перенять его подход и его приемы. Наше занятие с ребенком в первые месяцы обычно начинается со сгибания ног, прижимания коленей к животу (ребенок лежит на спинке). Делайте это, держа в руках его колени, важно, чтобы они были в тепле и фиксированы. "Поборитесь" с ребенком, если он сопротивляется сжатию, очень плавно отводите колени в стороны, чтобы разработать тазобедренный сустав.
Массируем икры, колени, бедра. Держа ребенка за ноги, переворачиваем его со спины на правый, потом на левый бок. Это упражнение можно делать медленно, давая ему возможность попытаться перекатиться набок самому, или очень быстро: вертеть его туда-сюда. В упражнении развиваются мышцы живота.
Ребенок лежит на животе. Очень аккуратно поднимаете его ноги, оставляя голову на матрасе: упражнение на разгибание позвоночника. Также из положения на животе: стоите перед ним и поднимаете его за пальцы, оставляя живот и колени прижатыми к мату. Пока ребенок недостаточно хорошо держит головку, упражнение делается очень медленно и с маленькой амплитудой, Но очень скоро задние группы мышц шеи позволят вам высоко поднимать ребенка, оставляя на мате только стопы.
Повисания ("висы") на ваших пальцах. В первый месяц используем хватательный рефлекс, но вскоре ребенок уже умеет освобождать хватку и висит очень недолго. К этому моменту родители уже достаточно опытны, чтобы не уронить младенца, но упражнение приходится повторять часто.
Берем ребенка в руки и сотню раз "прыгаем" с ним, ударяя его пятками об пол (можно делать это же на стуле, на твердом диване, у себя на коленях).
Ребенок на животе, массируем ему - как призовому боксеру - плечевой пояс. Плечи можно сжимать довольно сильно (когда это делается маленькому ребенку, выглядит весьма забавно). Перекрестные сжатия: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога. Это "подготовка к зрелому перекрестному ползанью, хождению и бегу. Массируем ягодицы. Подкрепляем шагательный рефлекс, вышагивая по мату, но весь вес ребенка остается на ваших руках.
При наличии элементов косолапости чуть-чуть подтягиваем пяточки, удлиняя ахиллесово сухожилие (это упражнение - только после консультации с детским ортопедом). Разрабатываем стопы - мягкие вращения в разные стороны.
Ребенок лежит на краю дивана, дайте ему прогнуться "над пропастью", как корабельной ростре. Это же упражнение можно делать, держа ребенка на вису перед собой так, чтобы он ножками обхватил ваш живот (головой вниз). Вы передвигаете свои руки от груди ребенка к его животу, позволяя ему на короткие моменты удерживать себя самому горизонтально "над обрывом".
Пройдитесь пальцами и кулаком по позвоночнику. Ребенок лежит на груди, дотрагиваясь до его верхней губы, дайте ему позадирать голову вверх. Покачайте его вниз головой, держа за икры. Для этого упражнения лучше выбирать комнату, в которой нет бабушки.
Когда ребенок лежит, положите ему руки назад вдоль туловища или даже подсуньте их ему под живот: пусть он постарается выдернуть ручки из-под живота и научится вытягивать их вперед.
Довольно рано нужно начинать учить ребенка падать, раз за разом роняя его в подушки. Он сам научится страховать себя руками.
К полугоду от разминания мышц и суставов мы постепенно отказывались, потому что ребенок сам уже очень много двигался, и на эти упражнения просто не оставалось времени, но если у вас хватает сил, то, конечно, лучше не прекращать массаж и делать его ежедневно.
Полугодовалого ребенка нужно учить слезать с дивана на животе, спуская сначала ноги. Множество раз нужно поворачивать его ногами к краю дивана, это тоже может быть элементом ежедневного спорта.
Проведя все упражнения, мы даем ребенку ползать, а чуть позже - ходить вдоль бортов кровати или за поперечной перекладиной, которая передвигается вдоль всей кровати, заставляя ребенка повиснуть на ней или быстро идти за ней следом.
Мы придаем большое значение частым повторениям упражнения. Например, трехмесячного ребенка мы учим браться за деревянную рейку, укрепленную горизонтально к бортику кровати. Мы делаем это по пять-семь раз за занятие, и повторяем пять-десять раз в день. Быстрых результатов ждать не приходится, но проходит неделя, две недели, и можно заметить, что ребенок привык к ощущению дерева, он сам берется за рейку и отпускает ее. Мы сужаем пространство кровати, чтобы он мог упереться ножками: он отталкивается ногами, встает на четвереньки и сползает с подушки, на которой он лежит грудью. То есть, происходит целая серия движений, которая и составляет занятие. Эта цепь разных мелких скоро приведет к тому, что ребенок подтянется за верхнюю планку и встанет - сначала на колени, а потом и на ноги. Это большое потрясение даже для опытных родителей. Не забудьте, что пришла пора опустить дно кровати ниже: наш герой становится социально опасен.

Вестибулярный аппарат

Развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком и, пожалуй, самый легкий.
Мы постараемся описать важнейшие упражнения, которые вы можете делать, но, в принципе, любые вращения, покачивания, кружения, перевороты очень полезны. Соблюдайте осторожность, но придумывайте как можно больше всевозможных движений. Ребенка можно катать по наклонной плоскости, подбрасывать, переворачивать вверх ногами, кружить, вертеть, танцевать с ним, проходить полный курс подготовки летчика-истребителя и космонавта (главная часть их вестибулярной подготовки - это вращения).
Доман выделяет пассивную программу развития равновесия (в ней все движения с ребенком совершают с родителями, а он сам лишь наслаждается их действиями) и активную программу, когда ребенок, становясь старше, самостоятельно выполняет упражнения. Вот несколько вариантов занятий с новорожденным.
Носите ребенка по кругу, совершая при этом плавные движения вверх-вниз, вперед-назад, в разные стороны. Положите его животом себе на плечо, осторожно кружитесь с ним вместе по часовой стрелке, потом против. Все то же самое, только ребенок лежит сначала на правом боку на вашем левом плече, потом - на левом боку, соответственно, на вашем правом плече. Постарайтесь сами не потерять равновесия, не делайте все кружения подряд.
Держите ребенка перед собой, ваши ладони - под его затылком. "Опрокидывайте" его в ваших руках назад, снова поднимайте до уровня ваших глаз.
Прижмите ребенка к себе и попрыгайте, чтобы он почувствовал движения вашего тела. Скачите не только на одном месте, путешествуйте по квартире.
Покатывания и покачивания обычно действуют успокаивающе на младенцев, пользуйтесь этим: вы можете утешать плачущего ребенка, одновременно занимаясь с ним. Положите ребенка на подушку и перекатывайте его на ней, поднимая то один край подушки, то другой. Это можно делать бесконечно, не напрягаясь. Покачивайте его на подушке вверх-вниз, тяните большую подушку (или мат) с лежащим ребенком влево, вправо, вперед и назад. Ребенок может лежать на животе или на спине. Вращайте мат вместе с ребенком.
Лягте на спину и качайте ребенка над собой, можете легонько подбрасывать его. Отцы любят подкидывать своих детей вверх и потом ловить, мамы могут подбрасывать ребенка, сидящего у них на коленях (это можно делать, например, в троллейбусе по дороге в зоопарк).
Постепенно увеличивайте продолжительность занятий, скорость и интенсивность. Когда ребенок достиг четырехмесячного возраста можно переходить к более сложным упражнениям. Некоторые из них родители делают вдвоем. Например, папа и мама берут лежащего ребенка за запястья и лодыжки и раскачивают взад-вперед и в стороны. Кроме этого, полезны горизонтальные вращения (вы берете ребенка за запястья или за руку и за ногу и кружите). Доман отмечает, что "вертикальное покачивание вниз головой" вызывает у некоторых родителей неоправданный страх, хотя дети любят его, вероятно привыкнув к такому положению в утробе матери. Итак, вы должны поднять ребенка за ноги и покачивать, как маятник. Помните о безопасности, опускайте ребенка на пол очень осторожно и всегда держите его лицом к себе, чтобы следить за его настроением. Вращения и ускорения делайте достаточно быстро, чтобы доставить ребенку удовольствие от полета.
К концу пассивной программы возрастает роль отца, так как ребенок становится слишком тяжелым для матери.
В нашей брошюре мы находимся еще на этапе до первого дня рожденья, но вестибулярная подготовка после года прекращаться не должна. Нужно только сделать серьезное лицо и катание на каруселях перенести из разряда развлечений в разряд тренировок и найти детскую площадку, где можно кататься ежедневно.
Первые упражнения активной программы: перекатывания вбок и кувырки вперед (с вашей помощью ребенок может начинать это делать уже в полгода) и хождение по бревну. Начинать тренироваться можно просто на полу: нарисуйте полоску шириной 10 см и попробуйте ходить по ней. Следующим этапом может быть балка такой же ширины, положите ее на пол, потом - подставьте опоры и делайте их выше и выше. На многих детских площадках есть бревно, но не упускайте также возможности походить по паребрикам, барьерчикам вокруг газонов и т.п.
Когда ребенок научился кувыркаться вперед, покажите ему кувырок назад. Помните, что перекатываться и кувыркаться очень хорошо на склоне.
Все дальнейшие упражнения описать и даже перечислить немыслимо, их слишком много. Качание на качелях, подъемы (по лестнице, веревочной лестнице, канату), прыжки (в длину, в высоту, через скакалку, на одной ноге, на батуте, спрыгивание вниз с высоты), стойка на руках, бег с препятствиями, лазанье по деревьям... Можно выбрать те занятия, которые больше всего нравятся вам и вашим детям, которые под вашим руководством превратятся в ловких гимнастов, фигуристов, горнолыжников, пловцов или прыгунов с шестом.

Спортивный уголок

Рекомендации американских педиатров - посвящать себя детям профессионально - кажутся сказочными для массового неамериканского читателя. Понятно, что все работают, и на многие очень важные дела не хватает времени и сил. Обычно к таким вещам, до которых не доходят руки, относится спортивный уголок.
Такой уголок, в котором ребенок очень рано начнет себя сам занимать, экономит вам массу времени. Мы уже не говорим о том, что появление такого уголка в доме может стать переломным моментом в физическом развитии ребенка. Изготовление такого уголка не очень сложно и под силу любому даже полупрофессиональному плотнику (плотник-пенсионер, живущий по соседству, сделает дешево). Что там должно быть? Две шведские стенки под углом, чтобы можно было перелезать с одной на другую. Уже это дает жизненный объем, в котором изобретательный ребенок, даже очень маленький, создает игру. Лестница, повешенная горизонтально, по которой можно ходить на руках. Бревно или доска на небольшой высоте. Низкая перекладина на уровне груди, чтобы он мог научиться кувыркаться. Это почти полная программа трех лет, но снаряды можно вводить постепенно.
Необходимо каким-то образом смягчить падения - ковер или маты на полу. Неплохо сделать разные уровни пола, чтобы по ним можно было перелезать, переползать, переваливаться и т.д.
Итак, три лестницы - две вертикально и одна горизонтально, воротики, в которых низко расположена перекладина, и балка над полом. Бессмысленно предлагать свои варианты и чертежи, потому что такой уголок должен быть вписан в конкретную квартиру, и все зависит от площади, которая может быть выделена ребенку.
Лучше, чтобы все это было фиксировано, а не ставилось каждый день заново. Хорошо иметь гладкую горку из доски размером с обычную дверь, по которой можно съезжать.
Усилия, которые вы предпримете, чтобы создать такой уголок, окупятся сторицей. Ведь это не только спортивный снаряд, это место для самостоятельного развлечения ребенка. Подобное приспособление даст вам передохнуть, надолго удерживая внимание ребенка.
В первый год жизни ребенка спортивным уголком можно сделать кроватку. Нужно превратить ее в активного помощника, чтобы ребенок не чувствовал себя положенным в скучную тюрьму с деревянными рейками. Мы уже писали о параллельных барах вдоль бортов. Вот еще приспособления, которыми мы пользуемся. Представьте себе ось с колесами железнодорожного вагона. Мы укладываем такую ось поверх кровати, "колеса" - легкие блины от штанги по краям - не дают приподнять эту ось, тормозят поступательное движение. Ребенок ходит, держась за эту ось, в обе стороны. Если ребенок не успевает за осью и вынужден прогнуться вперед или назад, это создает много разнообразных гимнастических задач, с которыми ему необходимо справляться.
По стенам вокруг кроватки мы прикрепляем различные динамичные игрушки, которые дрожат, крутятся, звенят, для подстегивания интереса к прогулкам вдоль борта. Можно установить круглую палку над кроватью, чтобы, держась за нее вытянутыми вверх руками и иногда повисая, ребенок проходил всю длину кровати.
Финалом превращения патриархальной кроватки в интересное место для жизни будет выпиливание двух-трех реек, с тем, чтобы ребенок не чувствовал себя запертым, охотнее играл в кровати, зная, что при желании он сам сможет из нее легко вылезти.
В дверном проеме мы вешаем трапецию для раскачивания на руках. Сначала ребенок учится висеть на ней, потом с вашей помощью, постепенно увеличивая амплитуду полета, начинает качаться.
Nota bene: Наденьте на голову ребенку мягкий обруч, чтобы защитить лоб и затылок. У вашего шестимесячного каскадера будет меньше шишек.

Висы

В названии главы нет ошибки: мы хотим написать о "висах", то есть, о висении и хождении на руках по повешенной горизонтально лестнице - о "брахиации". Упоминания этой темы уже разбросаны по главам, но мы думаем, что здесь необходим отдельный разговор и особенное внимание. Может быть, нет ничего важнее для развития физических возможностей ребенка, чем брахиация. Кроме сильных рук и координации движений, существенным следствием является усиление питания мозга, которое происходит во время этого движения, и, соответственно, развитие ума. Мы сознательно опускаем многие возможные звенья этой цепи, принципиально важно, что физическое развитие, двигательная активность сразу "тянет" за собой усиление интеллекта. Вот пример цепи: имея сильные руки, ребенок раньше начинает ходить: он быстрее осваивает ползанье, хватается за решетку, поднимает себя, дольше стоит, потому что не боится упасть - ведь он крепко держится и дольше и плавнее падает; легче делает первые шаги. Ребенок быстрее начинает двигаться и быстрее развивается.
Придти к систематическим занятиям брахиацией легче, чем поддерживать эти занятия. Доман пишет, что, из-за исключительной важности этого упражнения, нужно сделать его общесемейным делом. Звучит потрясающе, но понятно, что это малореально, особенно сейчас, когда популярность телепередачи "Папа, мама и я - спортивная семья" уже в прошлом. Даже если возможно всю семью, включая бабушек и дедушек, заставить ходить на руках по горизонтальной лестнице, то само изготовление такой лестницы может оказаться проблемой, тогда как легкую лестницу для ребенка первых лет жизни вам наверняка удастся сделать без особых усилий. Конечно, только в Америке можно подобную вещь приобрести в магазине, и только американский автор может советовать укреплять лестницу над краем бассейна, чтобы ребенок мог прыгать в воду. Мы не станем включать в свою брошюру такие дорогостоящие рекомендации, потому что сами не видели в России ни одной молодой пары, у которой есть бассейн. Но совет сделать занятие брахиацией любимым делом остается в силе.
Весь первый год жизни ребенка должен быть подготовкой к брахиации, начиная с первого дня, когда вы даете ребенку висеть на руках, используя его хватательный рефлекс. Потом он висит на деревянных штырях, трапециях, и постепенно вы приходите к тому, что он научается, перебирая руками, двигаться по лестнице.
Висение на пальцах должно прочно войти в список ежедневных упражнений. Ребенок может лежать на спине или на животе, из любого положения вы поднимаете его в воздух над мягкой поверхностью.
Когда ребенок висит, держась за ваши пальцы, вы можете почувствовать, что хватка начинает ослабевать, и не дадите ему упасть. Безопаснее висеть на пальцах или на рейке? Помните, что в первые два месяца ребенок висит и не разжимает руки потому, что он еще не умеет разжимать (он еще не прошел свой первый этап развития мозга, и действует его хватательный рефлекс). В это время ребенок может висеть на деревянной рейке, а вот с двух до пяти месяцев, когда ребенок уже научился освобождать хватку, а жизненного опыта еще не набрался, он выпускает и рейку, и пальцы, и поэтому более безопасно держать его на пальцах. (Например, Петя Ф. в месяц висел до минуты, а в три месяца - пять-семь секунд, потому что в три месяца чукча уже очень умная и предпочитает себя висением не утруждать.)
Лестница на первых порах может висеть не горизонтально, а под некоторым углом, чтобы ребенок - при вашей надежной поддержке - десять-пятнадцать раз в день шел на руках вниз. Постепенно вы уменьшаете поддержку и выпрямляете лестницу. Перекладины не стоит разносить дальше, чем пятнадцать сантиметров друг от друга, хотя ребенок во время движения часто пропускает одну или две, стремясь скорее дойти до конца. Ваша роль, кроме поддержки, в том, чтобы научить его раскачиваться и идти за счет инерции, а не силы. И, конечно, главная сложность - заставить себя и ребенка заниматься много раз в день, и так из месяца в месяц. Счастье, если есть старшие братья и сестры, которые включат трехлетку в свою компанию. Все родители, воспитывающие одаренных детей, мечтают, что когда-нибудь их можно будет передать тренеру, или хотя бы они часть упражнений будут делать сами, без контроля и уговоров. Сами мы до сих пор верим, что это возможно...
Не будем перечислять преимущества сильных рук, об этом немало сказано в мировой литературе от Гомера до Фридриха Энгельса, который в своем гениальном труде о происхождении человека предвосхитил написание этой главы. Но занятия брахиацией влияют не только на спортивные успехи, но и на общую творческую реализацию: люди с развитыми руками будут успешнее рисовать, лепить, музицировать. Они потенциально готовы к профессиям, требующим сложных ручных действий, поскольку имеют прекрасно разработанные крайние фаланги пальцев.
Доман призывает: "Если в вашей квартире еще нет лестницы для брахиации, прервите все занятия до тех пор, пока вы ее не заведете". Мы твердо настаиваем: лестница должна быть дома, существование ее в соседнем парке, куда вы можете выходить - пусть даже и каждый день, не принесет пользы. Эффективным будет только многократное ежедневное повторение этого упражнения, а это возможно только дома, на балконе ли во дворе. Брахиация должна стать необходимой частью жизни.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы:
Зачем учить ходить?
Не опасно ли учить ходить?
Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник?
Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что неподготовленного ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру.
Для того чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.
Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интенсивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?
Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.
Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.
Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за "перила" по бокам, а не перед собой.
Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе "Спортивный уголок"). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.
Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.
Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать "поводок", широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.
К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролиро<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.