Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-19 | 266 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятия: “Жанр”, “Жанровый канон”, “Жанровая система”.
Тематика занятия.
Идиллия, послание, элегия: динамика лирических жанров. Жанровый канон.
Художественный текст для анализа: стихотворения А. С. Пушкина «Домовому» (1819) и «Пора, мой друг, пора!» (1834).
Основная литература:
1. Проблемы динамики лирических жанров // Теория литературы: В 2 тт. / под ред Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 431—442.
2. Козлов В. И. Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения // Вопросы литературы. 2011. № 1—2.
Дополнительная литература:
1. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова и С. Н. Бройтман. ‒ М., 2005. С. 312—330.
2. Маркова Т. Авторские жанровые традиции в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. 2011. № 1.
Практическое занятие № 16. Целостный анализ художественных произведений
Понятия: “ А нализ”, “Интерпретация”.
Структура произведения и его динамическая целостность.
Художественный текст для анализа: Стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».
Основная литература:
1. Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною …» Методика анализа // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 11—25.
2. Гаспаров М. Л. Анализ и интерпретация: два стихотворения Мандельштама о готических соборах // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.
3. Лотман Ю. М. К. Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...» // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. — СПб., 1996. С. 136—141.
|
4. Вацуро В. Э. «К вельможе» А. С. Пушкина // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. — Л., 1974. С. 177—212.
5. Якобсон Р. О. Фактура одного четверостишия Пушкина // Роман Якобсон: Работы по поэтике. — М., 1987. С. 210—213.
6. Анализ художественного текста (Тюпа В. И.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 20—21.
Дополнительная литература. Образцы целостного анализа художественного произведения:
1. Анализ одного стихотворения. — Л.,1985.
2. Поэтический строй русской лирики. — Л., 1983.
3. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста, — Л., 1972.
4. Чумаков Ю. Н. Лирическое стихотворение. Разборы и анализы. — Л., 1974.
5. Примеры целостного анализа художественного произведения. — Томск, 1988.
6. Учебный материал по анализу произведений художественной прозы. — Таллинн, 1984.
7. Анализ драматического произведения. — Л., 1988.
8. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова, С. Н. Бройтман. – М., 2005.
9. Образцы изучения эпического произведения. — Ижевск, 1995.
10. Образцы изучения лирики. — Ижевск, 1997.
Практические занятия № 17-18. Методика и методология современного литературоведения.
Понятия: “Метод”, “Методика”, “Историзм”, “Формализм”, “Структурализм”.
Тематика занятия.
Методы современного литературоведения. Историко-типологический метод; принцип историзма. Структурно-описательный метод; принцип системности. Сравнительно-статистические методы в литературоведении. Проблема границ и возможностей литературоведческих методов анализа.
Русский формализм. Литературоведческие направления ХХ века.
Основная литература:
1. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л., 1986.
2. Гинзбург Л. Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. — Л., 1982. С. 4—15, 43—59.
|
3. Лотман Ю. М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. — СПб,. 1996. С. 25—31.
4. Руднев В. П. Остранение. Постструктурализм. Семиотика». Структурная поэтика. Формальная школа // Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.
Дополнительная литература:
1. Нарратология (Тюпа В. И.). Постмодернизма поэтика. Поструктурализм и поэтика (Миловидов В. А.). Структурализм в поэтике (Шатин Ю. В.). Формальный метод в поэтике (Кулишкина О. Н., Полубояринова Л. Н.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008.
2. Щеглов Ю. К. О порождающем подходе к тематике: поэтика выразительности и современная критическая теория // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М., 1996. С. 20—36.
Самостоятельная работа
№ 1.
Задание: по теме «Язык искусства» составить конспект либо одной работы (П. А. Флоренского), либо двух других работ (по выбору из нижеследующего списка – под №№ 2-4):
1. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. — СПб., 1993. С. 177—273. Или: Флоренский П. А. У водоразделов мысли. — М., 1990. Любое другое издание.
2. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. — М., 1970. С. 38—66.
3. Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. С. 220—229.
4. Громов М. Н. О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. ‒ М., 1990. С. 72‒84.
№ 2.
Задание: самостоятельно освоить тему «Интонационно-строфическая организация стихотворения».
Понятия: Строфа, двустишие, терцины, катрен, секстина, октава, одическая строфа, балладная строфа, онегинская строфа, сонет, триолет, рондо, газель.
Основная литература:
1. Холшевников В. Е. Строфика. Интонационно-ритмический строй // Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 113-194.
Дополнительная литература:
1. Гаспаров М. Л. Строфика // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 151—220.
2. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского литературного стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969. С. 327—511.
3. Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. — Л., 1991. С. 85—122.
|
№ 3.
Задание 1: приготовиться к терминологическому диктанту.
Список основных понятий: архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, вульгаризмы, инверсия, эллипс, анаколуф, оксюморон, эвфония, аллитерация, консонанс, ассонанс.
Основная литература:
Поэтический словарь (Клинг О. А.). Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника// Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 389–403; 442–455; 455–467.
№ 4.
Задание: законспектировать работы по теме «Текст. Интертекст. Поэтическая графика». Особое внимание необходимо обратить на следующие понятия: «художественный текст», «контекст», «аллюзия», «парафраза», «цитата», «интертекстуальность», «вариативность текста», «поэтическая графика».
Основная литература:
1. Вариативность текста (Доманский Ю. В.). Интертекстуальность (Миловидов В. А.). Текст художественный (Фоменко И. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 33; 80—82; 260—262.
2. Поэтическая графика (Семенов В. Б.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 467–477.
№ 5.
Задание: прочесть указанную ниже статью Ю. М. Лотмана, выписать основные положения и основные пространственные оппозиции; проанализировать художественное пространство в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (1876).
Основная литература:
Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251—292.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!