Практическое занятие № 15. Жанр литературного произведения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Практическое занятие № 15. Жанр литературного произведения.

2019-12-19 266
Практическое занятие № 15. Жанр литературного произведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия: “Жанр”, “Жанровый канон”, “Жанровая система”.

Тематика занятия.

Идиллия, послание, элегия: динамика лирических жанров. Жанровый канон.

Художественный текст для анализа: стихотворения А. С. Пушкина «Домовому» (1819) и «Пора, мой друг, пора!» (1834).

Основная литература:

1. Проблемы динамики лирических жанров // Теория литературы: В 2 тт. / под ред Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана, В. И. Тюпы. ‒ М., 2004. ‒ Т. 1 / под ред. Н. Д. Тамарченко. С. 431—442.

2. Козлов В. И. Использовать при прочтении. О жанровом анализе лирического произведения // Вопросы литературы. 2011. № 1—2.

Дополнительная литература:

1. Анализ художественного текста. Лирическое произведение. Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова и С. Н. Бройтман. ‒ М., 2005. С. 312—330.

2. Маркова Т. Авторские жанровые традиции в современной русской прозе как показатель кризиса жанрового сознания // Вопросы литературы. 2011. № 1.

 

Практическое занятие № 16. Целостный анализ художественных произведений

Понятия: “ А нализ”, “Интерпретация”.

Структура произведения и его динамическая целостность.

Художественный текст для анализа: Стихотворение А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье».

Основная литература:

1. Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною …» Методика анализа // Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001. С. 11—25.

2. Гаспаров М. Л. Анализ и интерпретация: два стихотворения Мандельштама о готических соборах // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

3. Лотман Ю. М. К. Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...» // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. — СПб., 1996. С. 136—141.

4. Вацуро В. Э. «К вельможе» А. С. Пушкина // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. — Л., 1974. С. 177—212.

5. Якобсон Р. О. Фактура одного четверостишия Пушкина // Роман Якобсон: Работы по поэтике. — М., 1987. С. 210—213.

6. Анализ художественного текста (Тюпа В. И.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 20—21.

Дополнительная литература. Образцы целостного анализа художественного произведения:

1. Анализ одного стихотворения. — Л.,1985.

2. Поэтический строй русской лирики. — Л., 1983.

3. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста, — Л., 1972.

4. Чумаков Ю. Н. Лирическое стихотворение. Разборы и анализы. — Л., 1974.

5. Примеры целостного анализа художественного произведения. — Томск, 1988.

6. Учебный материал по анализу произведений художественной прозы. — Таллинн, 1984.

7. Анализ драматического произведения. — Л., 1988.

8. Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / сост. Д. М. Магомедова, С. Н. Бройтман. – М., 2005.

9. Образцы изучения эпического произведения. — Ижевск, 1995.

10. Образцы изучения лирики. — Ижевск, 1997.

 

Практические занятия № 17-18. Методика и методология современного литературоведения.

Понятия: “Метод”, “Методика”, “Историзм”, “Формализм”, “Структурализм”.

Тематика занятия.

Методы современного литературоведения. Историко-типологический метод; принцип историзма. Структурно-описательный метод; принцип системности. Сравнительно-статистические методы в литературоведении. Проблема границ и возможностей литературоведческих методов анализа.

Русский формализм. Литературоведческие направления ХХ века.

Основная литература:

1. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. — Л., 1986.

2. Гинзбург Л. Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. — Л., 1982. С. 4—15, 43—59.

3. Лотман Ю. М. Задачи и методы структурного анализа поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. — СПб,. 1996. С. 25—31.

4. Руднев В. П. Остранение. Постструктурализм. Семиотика». Структурная поэтика. Формальная школа // Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

Дополнительная литература:

1. Нарратология (Тюпа В. И.). Постмодернизма поэтика. Поструктурализм и поэтика (Миловидов В. А.). Структурализм в поэтике (Шатин Ю. В.). Формальный метод в поэтике (Кулишкина О. Н., Полубояринова Л. Н.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008.

2. Щеглов Ю. К. О порождающем подходе к тематике: поэтика выразительности и современная критическая теория // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. — М., 1996. С. 20—36.

 

Самостоятельная работа

№ 1.

Задание: по теме «Язык искусства» составить конспект либо одной работы (П. А. Флоренского), либо двух других работ (по выбору из нижеследующего списка – под №№ 2-4):

1. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. — СПб., 1993. С. 177—273. Или: Флоренский П. А. У водоразделов мысли. — М., 1990. Любое другое издание.

2. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. — М., 1970. С. 38—66.

3. Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы архитектурной образности // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. С. 220—229.

4. Громов М. Н. О философской семантике архитектуры // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 2. ‒ М., 1990. С. 72‒84.

 

№ 2.

Задание: самостоятельно освоить тему «Интонационно-строфическая организация стихотворения».

Понятия: Строфа, двустишие, терцины, катрен, секстина, октава, одическая строфа, балладная строфа, онегинская строфа, сонет, триолет, рондо, газель.

Основная литература:

1. Холшевников В. Е. Строфика. Интонационно-ритмический строй // Холшевников В. Е. Основы стиховедения. — М., 2002. С. 113-194.

Дополнительная литература:

1. Гаспаров М. Л. Строфика // Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-х годов в комментариях. — М., 1993. С. 151—220.

2. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского литературного стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л., 1969. С. 327—511.

3. Холшевников В. Е. Типы интонации русского классического стиха // Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. — Л., 1991. С. 85—122.

 

№ 3.

Задание 1: приготовиться к терминологическому диктанту.

Список основных понятий: архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы, варваризмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, вульгаризмы, инверсия, эллипс, анаколуф, оксюморон, эвфония, аллитерация, консонанс, ассонанс.

Основная литература:

Поэтический словарь (Клинг О. А.). Поэтический синтаксис. Фигуры. Фоника// Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 389–403; 442–455; 455–467.

 

№ 4.

Задание: законспектировать работы по теме «Текст. Интертекст. Поэтическая графика». Особое внимание необходимо обратить на следующие понятия: «художественный текст», «контекст», «аллюзия», «парафраза», «цитата», «интертекстуальность», «вариативность текста», «поэтическая графика».

Основная литература:

1. Вариативность текста (Доманский Ю. В.). Интертекстуальность (Миловидов В. А.). Текст художественный (Фоменко И. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 33; 80—82; 260—262.

2. Поэтическая графика (Семенов В. Б.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 467–477.

 

№ 5.

Задание: прочесть указанную ниже статью Ю. М. Лотмана, выписать основные положения и основные пространственные оппозиции; проанализировать художественное пространство в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» (1876).

Основная литература:

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251—292.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.