Практическое занятие № 11. Фабула и сюжет. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Практическое занятие № 11. Фабула и сюжет.

2019-12-19 322
Практическое занятие № 11. Фабула и сюжет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия: “Сюжет”, “Фабула”, “Мотив”, “Событие”, “Конфликт”, “Коллизия”, “Перипетия”, “Интрига”, “Экспозиция”, “Завязка”, “Развитие действия”, “Кульминация”, “Развязка”.

Тематика занятия.

Понятия фабулы и сюжета. Их структура: экспозиция, завязка, развитие действия, перипетия, кульминация, развязка. Конфликт и коллизия; интрига. Мотивы словесные — предметные (хронотопические) — фабульные и сюжетные — персонажные — тематические.

Художественный текст для анализа: стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный Шум» (1862).

 

Основная литература:

1. Томашевский Б. В. Фабула и сюжет // Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 179—190.

2. Мотив (Силантьев И. В.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 130—131.

Дополнительная литература:

1. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 2тт. — М., 1964. Т. 2. С. 408—426.

2. Чудаков А. П. Фабула и сюжет // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 188—244.

3. Сюжет в лирике Лермонтова (Веденяпина Э. А.) // Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. С. 557—558.

4. Манн Ю. В. Структура конфликта в романтической поэме // Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976. С. 99—141.

 

Практическое занятие № 12. Формы повествования.

Понятия: “Эпос”, “Точка зрения”, “Композиционная единица”, “Автор”, “Повествователь”, “Рассказчик”, “Сказ”, “Несобственно-прямая речь”, “Монолог”, “Диалог”, “Полифоническое слово”, “Диалогическое слово”.

Тематика занятия.

Понятие о субъекте текста. «Точка зрения» как проблема композиции. Типы точек зрения, их функции. Основные формы повествования (несобственно-прямая речь, повествование от первого лица, повествование от третьего лица, стилизация, сказ).

Художественный текст для анализа: повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина и «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого.

Основная литература:

1. Корман Б. О. Эпическое произведение // Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. С. 20—56.

2. Успенский Б. А. Поэтика композиции // Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М., 1995. С. 9—220.

3. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. С. 284 – 305. http://www.novsu.ru/file/1317560

4. Атарова К. Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014. С. 306 – 329. http://www.novsu.ru/file/1317560

Дополнительная литература:

1. Автор (Тамарченко Н. Д.). Несобственно-прямая речь (Кравченко Э. Я.). Повествователь (Тамарченко Н. Д.). Повествовательная ситуация (Лобанова Г. А.). Полифония (Магомедова Д. М.). Рассказчик (Тамарченко Н. Д.). Сказ (Кравченко Э. Я.). Точка зрения (Тамарченко Н. Д.). // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 11—14; 145; 167—169; 169; 174—176; 202—203; 233—235; 266—267.

2. Манн Ю. В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. С. 431—480.

 

Практическое занятие № 13. Композиция лирического произведения.

Понятия: “Лирика”, “Лирический герой”, “Ролевая лирика”, “Лирический сюжет”, “Зачин”, “Концовка”.

Тематика занятия.

Композиция лирического стихотворения.

Художественный текст для анализа: стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

Основная литература:

1. Холшевников В. Е. Анализ композиции лирического произведения // Анализ одного стихотворения. — Л., 1985. С. 5—48.

2. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. С. 33—44.

Дополнительная литература

1. Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // ЖирмунскийВ.М. Теория стиха. — Л., 1975. С. 433—536.

2. Анализ одного стихотворения. — Л., 1985.

3. Поэтический строй русской лирики. — Л., 1973.

 

Практическое занятие № 14. Композиция драматического произведения.

Понятия: “Драма”, “Драматический текст”, “Основной и второстепенный драматический текст”, “Ремарка”, ”Афиша”, “Реплика”, “Сцена”, “Действие”, “Внешнее и внутреннее действие”, “Интрига”, “Система персонажей” “Внесценические персонажи”, “Амплуа”.

Тематика занятия.

Драматический текст. Драматическое действие как внутренне и внешнее.

Художественный текст для анализа: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого.

Основная литература

1. Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. — Л., 1988. С. 6—27.

2. Драма (Хализев В. Е.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 147—153.

Дополнительная литература:

1. Композиция драматургическая. Действие. Действие словесное. Внутреннее действие. Внешнее действие. Фабула. Интрига. Экспозиция. Развитие действия. Пауза. Поворот действия. Развязка. Концовка. Драматический текст. Основной текст. Ремарочный текст. Мизансцена. Связки сценические // Пави Патрис. Словарь театра. — М., 1991.

2. Действие. Интрига (Ищук-Фадеева Н. И.). Конфликт драматический (Тамарченко Н. Д.). Ремарка (Польшикова Л. Д.). Реплика (Кравченко Э. Я.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 52—53; 83; 104—105; 206; 207.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.