Практическое занятие № 7. Символ. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Практическое занятие № 7. Символ.

2019-12-19 280
Практическое занятие № 7. Символ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятия: «Знак», «Аллегория», «Эмблема», «Символ».

Художественный текст для анализа: стихотворение Ф. Сологуба «Огненный мак» (1898).

Основная литература:

1. Символ (Аверинцев С. С.) // Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. Т. 6. – М., 1971. Стлб. 826 — 829.

2. Понятие о художественном языке. Топосы и эмблемы // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Тамарченко Н. Д., Тюпы В. И., Бройтмана С. Н. – М., 2004. Т. 1. С. 24–25; 147–151.

3. Аллегория. Эмблема (Махов А. Е). // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 15—18; 304—305.

См. также: самостоятельная работа № 3.

 

Практическое занятие № 8. Внутренний мир художественного произведения.

Понятия: “Художественное время”, “Художественное пространство”, “Хронотоп”, “Предметный мир”, “Тема”, “Авторская позиция”.

Художественный текст для анализа: рассказ А. П. Чехова «Гриша» (1886).

Тематика занятия.

Внутренний мир произведения; художественное пространство, художественное время. Понятие хронотопа. Мир и его свойства как предмет изображения. Предметный мир.

Концептуально-тематический уровень литературного произведения.

Основная литература:

1. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — М., 1968. № 8.

2. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 251– 292.

3. Фарино Е. Предметный мир, организующий характер текста // Фарино Е. Введение в литературоведение – СПб., 2004. (Задание: Прочесть одну из перечисленных главок: «Природа», «Свет. Темнота», «Звук. Тишина», «Цвет», «Запах», «Форма. Фактура», «Движение». Выписать основные положения).

4. Томашевский Б. В. Выбор темы // Томашевский Б. В.Теория литературы. Поэтика. — М., 1996. С. 176– 179.

Дополнительная литература:

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. С. 234– 407.

2. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига, 1988.

3. Чудаков А. П. Предметный мир // Чудаков А. П. Поэтика Чехова. — М., 1971. С. 138– 187.

См. также: самостоятельная работа № 5.

 

Практическое занятие № 9. Персонажи и поэтическая ономастика.

Понятия: “Литературный герой”, “Структура героя”, “Прототип”, “Ономастика”, “Система персонажей”.

Тематика занятия.

Структура литературного героя. Поэтическая ономастика.

 

Основная литература:

1. Гинзбург Л. Я. Структура литературного героя // Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л., 1979. С. 89—149. Или: Теория литературы. Практическая поэтика: учеб.-метод. комплекс по курсу «Теория литературы. Практическая поэтика»: хрестоматия для вузов / сост. И. Н. Сухих. — СПб., 2014.

Дополнительная литература:

1. Фарино Е. Литературные персонажи // Фарино Е.Введение в литературоведение. — СПб., 2004. С. 105– 276.

2. Персонаж (Чернец Л. В., Исакова И. Н.). Портрет (Юркина Л. А.). Пейзаж (Себина Е. Н.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 197– 217; 251– 263; 264– 285.

3. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983. С. 113– 115.

 

Практическое занятие № 10. Композиция художественного произведения

Понятия: “Композиция”, “Рамочный текст”, “Основной текст”, “Диалог”, “Монолог”, “Монтаж”.

Тематика занятия.

Композиция как универсальное эстетическое понятие.

Текстовая композиция, ее роль в формировании ценностной картины мира произведения. Аспекты текстовой композиции (последовательность изображения, степень детализации). Графическая разбивка текста как композиционный прием. Рамочный текст и его компоненты. Имя автора, заглавие, подзаголовок, эпиграф, посвящение; предисловие, послесловие; названия частей, глав; оглавление.

Речевая композиция. Речь изображенная (диалог, монолог) и речь изображающая. Повествование, описание, характеристика; вставные рассказы и письма, лирические и философские отступления. Формы повествования от 1-го лица, от 3-го лица, несобственно-прямая речь, сказ.

Крупные композиционные формы. Предыстория, экспозиция, основная история, сцены и эпизоды, финал, эпилог. Роль и место причинно-следственных и временных связей в композиционной организации произведения. Монтаж. Деление произведения на части, главы, тома и характер их соотнесения.

Художественный текст для анализа: повесть А. С. Пушкина «Выстрел» из цикла «Повести Белкина».

 

Основная литература:

1. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

2. Аспекты композиции (Чернец Л. В.). Рама (Ламзина А. В.) // Введение в литературоведение. — М., 2004. С. 322—389; С. 103–118.

3. Диалог. Монолог (Кравченко Э. Я.). Монтаж в литературе (Фаустов А. А.) // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. ‒ М., 2008. С. 56—57; 128—129; 130.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.